Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:42, реферат
Понятие политической партии. Возникновение и социальная природа политических партий
Политические партии во всех демократических системах — один из важнейших субъектов политического процесса. Термин «партия» происходит от латинского слова parts — часть. Политические партии представляют собой наиболее политически активную часть насилия. Задолго до формирования современных политических партий этим термином обозначались группы, соперничающие между собой в сфере власти, либо во влиянии на власть.
Упоминания о политических партиях встречаются у мыслителей древнего мира (например, Аристотель писал о борьбе между партиями жителей морского побережья, равнины и гор в Аттике в VI в. до н.э.), в средние века существовали группировки, носившие чаще всего временный характер и называвшиеся партиями (например, известна война между “партиями” Алой и Белой Розы в средневековой Англии). Однако лишь с момента буржуазных революций (прежде всего английской революции XVII в.) можно говорить о появлении прототипов современных политических партий.
1 Понятие политической партии. Возникновение и социальная природа политических партий 4
2 Типы современных политических партий и партийных систем 10
3 Партийные системы. Особенности партийной системы в современной России 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Наиболее распространена «усложняющаяся» классификация различных систем партий и моделей связей между ними: однопартийность, двухпартийность, многопартийность.
Системы с единственной партией. Эти системы являются несоревновательными. В индустриальных странах они формировались, как правило, тогда, когда у власти были коммунистические партии, а в развивающихся государствах — партии типа широкого национального фронта. Если в соревновательных партийных системах на первое место выдвигаются традиционные (избирательные, парламентские, идеологические, социализационные) функции партий, то в несоревновательных правящая партия берет на себя гораздо более широкий круг обязанностей, подчас выполняя даже государственные функции, выступает стержнем всей политической системы общества.
Двухпартийные системы (Великобритания, США и др.). Характерная особенность этих систем состоит в том, что они достаточно стабильны и облегчают процесс агрегации требований. В их рамках избиратель получает возможность выбора между альтернативными решениями и лицами, на которых возлагается их осуществление, поскольку правительство, формируемое главой победившей партии, выступает как непосредственное следствие итогов выборов и не зависит от последующих межпартийных соглашений. Двухпартийная система в определенной степени «стабилизирует» правительство, поскольку партия, стоящая у власти, обычно обладает парламентским большинством.
Двухпартийность может быть «жесткой» или «гибкой» в зависимости от характеристики партий и методов, применяемых ими в рамках соответствующей политической системы.
Существует
и двухпартийная
Многопартийные системы. Формирование многопартийных систем является следствием различных факторов, среди которых можно выделить исторические, национальные, социальные, институциональные и идеологические. Такая система обычно характерна для общества с «многоклассовым» и «многослойным» составом, различными видами и формами собственности, определенными традициями развития.
Многопартийности способствует пропорциональное представительство и мажоритарная избирательная система с голосованием в два тура. В то же время система с голосованием в один тур, скорее, может порождать тенденцию к двухпартийности.
Возникновение сильных националистических партий или организаций, выражающих интересы крупных национальных меньшинств внутри данной страны, также способствует формированию многопартийной системы. Наличие влиятельной крестьянской партии является еще одним аргументом в пользу многопартийности.
Многопартийные системы, несмотря на кажущиеся очевидными достоинства (плюрализм и др.), имеют и определенные недостатки. Так, в отличие от двухпар-тийности, мультипартийные системы неудовлетворительно отвечают целям агре-гации требований. Как известно, двухпартийность побуждает каждую из соперничающих партий максимально расширять свою избирательную опору. При этом эффективность политической системы увеличивается. В случае же многопартийности, когда имеется множество сравнительно мелких партий и каждая из них выражает интересы незначительного числа избирателей, власть может быть блокирована множеством противоречивых действий субъектов политики. Далее, свобода выбора между программами различных партий в условиях многопартийности, как это ни парадоксально на первый взгляд, может сужаться. Это связано с тем, что решения, касающиеся жизни каждого избирателя и принимаемые депутатами, опосредуются коалициями и компромиссами между различными партиями. Многопартийность в ряде случаев может вести к отсутствию стабильного парламентского большинства, на которое могло бы опираться правительство. Коалиционный характер правительств, как правило, ведет к нестабильности. Вместе с тем указанные недостатки можно в определенной степени снять, если сформировать партийные коалиции, предлагающие избирателям общую платформу и координирующие свои действия хотя бы в парламенте.
Многопартийные системы с господствующей партией. Понятие «господствующей партии» принадлежит французскому политическому социологу М. Дюверже. Им он обозначал такую партию, действующую в условиях многопартийности, которая на протяжении длительного времени имеет явное превосходство над соперничающими организациями и проводит линию на самоотождествление с нацией в целом.
Достоинство данной системы состоит в том, что она может обеспечить определенную стабильность в достаточно продолжительные промежутки времени. Недостатки — в укреплении внепарламентской оппозиции, отстранении от представительства в различных органах власти некоторой части электората.
В мире действует тенденция к развитию двух- и многопартийности, которые наиболее распространены в развитых странах. В конце XX в. многопартийность (двухпартийность), по данным Р.-Ж. Щварценберга, являлась характерной чертой политических систем практически во всех обществах «высокого массового потребления», «охватывала» 30% обществ «индустриального развития», 10% "переходных" обществ и «традиционных цивилизаций».
В принципе, большое число политических партий совсем не обязательно означает возрастающую степень демократичности общества. Для анализа этого вопроса необходим более широкий подход, включающий «увязку» типа партийных систем с характером правящего режима, рассмотрение состояния прав и свобод человека, характер участия людей в политике, уровень их доходов и других факторов.
Партийно-парламентский механизм во многих странах достиг значительной гибкости и отлаженности. Однако опыт последних десятилетий показал и его слабые стороны. Партии, особенно массовые, стали довольно громоздкими структурами, возник обширный слой профессиональных партийных функционеров, обособленных от рядовых членов. Партийная или тем более партийно-парламентская политика все чаще воспринимается избирателями как некая оторванная от живой жизни сфера со своим условным языком, закулисными интригами и не всегда оправданными претензиями выступать от имени граждан. В результате многие люди проявляют слабый интерес к партиям, голосуют за них от случая к случаю, руководствуясь скорее сиюминутными интересами, электоральной политикой, чем ощущением своей внутренней прочной связи с той или иной партией.
На характер деятельности политических партий оказывают существенное влияние средства массовой информации. Современная множительная техника и компьютеризация позволили получать и обрабатывать информацию, минуя конвейер партийных инстанций. В результате даже немногочисленная партия с хорошо оснащенным современными СМИ штабом может иметь устойчивые контакты со многими политическими институтами, с различными слоями общества. Сегодня в подавляющем большинстве стран мира, включая, разумеется, и Россию, все политические партии обязательно имеют свои информационные сайты, которые легко найти через поисковые системы.
Имеет существенное значение практика, когда только политические партии могут непосредственно выдвигать кандидатов в парламент. В этом случае объективно повышается роль партийных организаций по сравнению с обычными общественными объединениями. В Российской Федерации, например, в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» (11 июля 2001 г.) кандидатов в депутаты Государственной Думы могут выдвигать только зарегистрированные политические партии или общественно-политические блоки, в которые входит такая партия.
Объективно повышает роль партий и то важное обстоятельство, что в некоторых странах они имеют право выдвигать своих кандидатур на должность Президента без сбора подписей многих сотен избирателей.
Для многих политических партий желателен переход к гибкой организационной модели, характеризуемой открытостью по отношению к внешнему миру, дифференцированной и разветвленной по способам организации, по функциям и компетенциям; эта модель должна приспосабливаться к изменениям в обществе и взаимодействовать с ним. Партия должна не только уметь прислушиваться к четко выражаемым требованиям, но и активно действовать, чтобы выявлять и защищать весь комплекс требований ее сторонников, расширять их ряды. В этой связи возрастает роль демократической внутрипартийной коммуникации, интерактивной электронной связи внутри и вне партии.
Политические
партии выиграют, если будут развиваться
как демократические и плюралистические
организации, основанные на принципе большинства
и ответственности. Они должны быть привлекательны
для молодежи и представителей новых профессий,
воспитывать такие кадры, которые могут
хорошо понимать и представлять требования
и нужды людей, а также самостоятельно
оценивать изменения в политике и принимать
соответствующие решения.[1]
3
Партийные системы.
Особенности партийной
системы в современной
России
Исторически формирование партийной системы России происходило специфическим образом. Первыми в ней возникли не буржуазные партии, что было бы возможным, если бы бурное, но больше очаговое индустриальное развитие, характерное для России конца XIX., началось раньше. Крестьянская партия (социалистов-революционеров — эсеров) была сформирована в 1901 г., но она тоже не стала первой. Раньше других в России в 1898 г. возникла Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), сыгравшая особую роль в дальнейшем политическом развитии страны. Именно эта партия была правящей в России с 1917 по 1991 г., да и в последующий период — одной из крупнейших партий в Российской Федерации. Другие партии (конституционных демократов и др.) возникли в основном в связи с событиями 1905 г., когда была разрешена партийная деятельность. В начале 90-х гг. XX в. появились и другие известные российские политические партии: ЛДПР, «Яблоко», СПС и т.д. Ведущей политической организацией России в начале XXI в. стала по итогам выборов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ (2003 г.) партия «Единая Россия». Партийная система в России прошла четыре основных этапа в своем развитии.
Первый (1905-1917) характеризовался многопартийностью в условиях думской монархии.
Для второго (1917—1990) была характерна однопартийность (правительственный блок «большевиков» и левых социалистов-революционеров просуществовал лишь до 6 июня 1918 г. — «лево-эсеровского заговора»).
Третий начался с отмены монопольного господства в политической системе общества одной партии (КПСС) на рубеже 80—90-х гг., XX в. и характеризовался развитием и упорядочением многопартийности в Российской Федерации.
Четвертый (современный, с 2003 г.) отличается многопартийностью в условиях доминантной роли «Единой России».
Процесс образования современных партий и общественно-политических движений фактически начался в России в 1989-1990 гг. в ходе подготовки и проведения первых за последние десятилетия выборов на подлинно демократической, альтернативной основе. С принятием новой редакции ст. 6 Конституции СССР (1990) и вступлением в силу с 1 января 1991 г. Закона СССР «Об общественных объединениях» политические партии получили официальное право на свое существование и деятельность. Членскую базу новых партий и движений составили преимущественно активисты дискуссионных клубов, объединений избирателей, народных фронтов, возникших в годы перестройки, сторонники различных течений, сложившихся внутри КПСС, и вышедшие из ее состава известные политики. В ст. 13 п. 3 Конституции Российской Федерации говорится: «В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность». В п. 4 Конституции РФ отмечается, что «общественные объединения равны перед законом».
В конце 90-х гг. XX в. Министерством юстиции Российской Федерации было зарегистрировано более 80 политических партий. Однако после принятия Федерального закона «О политических партиях» перерегистрацию прошло не более 50 партий. Отказ в регистрации (перерегистрации) политических партий происходит большей частью по причине несоответствия отдельных положений их программных и уставных документов нормам действующего законодательства.
В силу незрелости гражданского общества численность возникающих партий часто ограничивается руководством и небольшой группой их сторонников. Процесс формирования партий имеет обратную логику по сравнению со странами зрелой демократии. В демократически зрелых обществах возникают групповые и коллективные интересы, нуждающиеся в организационном представительстве своих требований к властным структурам. В результате появляется потребность в создании партий. В России же первоначально возникает руководство партий, которое затем ищет потенциальных членов и избирателей. В связи с этим обстоятельством интересы групп пока очень незначительно представлены в деятельности российских партий.