Содержание.
Стр.
Введение………………………………………………………………………..……….3
1. Политические
партии…………………………………………………………..……5
1.2. Классификация
политических партий………………………………………..…….7
1.3. Классификация
партийных систем…………………….……………….……….8
2. Политические
партии современной России…………………………………….……11
3. Общественные
организации……………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….……20
Список
используемой литературы……………………………………………...……21
Введение
Политическая жизнь - специфическая
область человеческого общества,
одна из важнейших сторон общественного
бытия. Без политической жизни
немыслимо существование современного
общества.
Политическая жизнь общества - это
совокупная деятельность социальных
слоев, групп, классов и других
общностей, посредством которой
происходит формирование, функционирование
и преобразование политической
системы общества. Возникновение
политической жизни явилось закономерным
результатом поступательного развития
человеческого общества. Главную роль
в этом процессе сыграло появление классов
и классовой борьбы. Со времени разложения
первобытнообщинного строя вся история
была историей классовой борьбы, борьбы
между эксплуатируемыми и эксплуатирующими,
подчиненными и господствующими классами
на различных ступенях общественного
развития.
Анализ состояния и тенденций
развития политической жизни
позволяет сделать вывод, что
на современном этапе одной
из ключевых проблем становится более
полное осуществление права на повседневное
и действенное участие людей, производственных
организаций в решении вопросов государственной
жизни.
В мировой социологической литературе
описано немало исследований, касающихся
различных общественных политических
организаций. При всей их важности специфика
этой проблемы в России очень велика.
Тупик в развитии властных
отношений всегда в истории
преодолевался при помощи новых
субъектов политического действия.
Таковыми являлись политические
партии, общественные движения и инициативы.
Более того, можно предположить, что если
в ходе развития властных отношений не
будут возникать новые общественные образования,
то неизменно произойдет нарушение процесса
властвования, прервется приток свежих
сил и задержится обновление политической
структуры общества. Вот почему общественные
организации рассматриваются как один
из важнейших субъектов, при помощи которого
осуществляется процесс демократизации
политической жизни.
Целью данной работы
является рассмотреть
особенности политической
системы общества, а
именно политических
партий и общественных
организаций.
- Политические
партии
Наряду с государством важнейшим
субъектом политического процесса
в качестве института политической
системы выступает политическая партия.
Термин “партия” ведет свое происхождение
от латинского “partis” - группа, часть. Политические
партии представляют собой наиболее активную,
организованную часть населения1.
Партиям, как и другим общественным
объединениям, присущи три основные черты:
1) солидарность, основанная на осознании
коллективной принадлежности к одному
объединению; 2) общая цель; 3) согласие
в отношении средств и способов достижения
этой цели. Однако в отличие от других
общественных объединений, политические
партии нацелены на
борьбу за завоевание
и использование власти.
Политическим партиям присуща
организационная структура, закрепленная
в уставных документах, членство,
внутрипартийные отношения, партийно-политическое
лидерство, наличие программных и уставных
документов, в которых заключаются идейно-политические
и организационные основы партии.
Функции
политических партий
Партия
выполняет определенные функции2:
- Агрегирование
социальных интересов: одна из главных
задач политической партии состоит в том,
чтобы превратить множество частных интересов
граждан, социальных групп в их совокупный
политический интерес.
- Артикуляция,
представительство
социальных интересов. Между политическими
партиями и их социальной основой существуют
отношения представительства. В идеале
цель партии состоит в реализации представительства
в политической системе общества тех социальных
групп, слоев, классов, интересы которых
она выражает.
- Политическая
социализация граждан, социально-политическое
просвещение, сплочение и активизация
граждан на основе общности их коренных
интересов, отражение этих интересов в
политической идеологии и программе развития
общества, планах решения перспективных
и текущих задач; разъяснение массам сложившейся
ситуации и предлагаемой платформы действий;
постоянная забота о расширении социальной
базы партийной политики.
- Организация
борьбы за власть или
в ее защиту, определение форм, средств
и методов этой борьбы в зависимости от
меняющейся обстановки (легальные и нелегальные,
вооруженные и без использования вооруженного
насилия и т.д.); в условиях демократии
такая функция осуществляется конституционными
способами, через систему демократических
выборов органов центральной и местной
власти.
- Подготовка
и проведение избирательных
кампаний по формированию высших и местных
органов власти, выдвижение в них своих
сторонников, организация контроля за
их парламентской деятельностью. Реализуя
эту функцию, партии в странах с демократическими
режимами выступают главными организаторами
сохранения существующей государственной
власти или ее замены. Именно они создают
условия для мирной смены правительства.
- Формирование
в парламенте партийной
фракции, служащей связующим звеном
между партией и органами власти, рычагом
партийного воздействия на государственную
политику в центре и на местах. Фракции
широко используют законодательные инициативы,
депутатские запросы. Для парламентской
фракции характерна, как правило, дисциплина,
обязывающая депутатов - членов партии
выступать единым фронтом при обсуждении
и принятии законопроектов. Нарушение
таких правил грозит исключением из фракции
и партии, потерей возможности стать депутатом
на следующих выборах.
- Разработка
принципов и форм отношений с другими
политическими партиями.
- Для
партии, проигравшей борьбу за власть,
важной функцией является организация
парламентской оппозиции, давления
на государственные органы.
Таким образом, партия обеспечивает
связь населения с государственными
структурами, заменяет стихийные
формы общественно-политической
активности упорядоченными, находящимися
под контролем организованными действиями.
На основе вышеизложенного можно
дать такое определение: Политическая
партия - это организация
единомышленников, представляющая
интересы граждан, социальных
групп и классов и ставящая
своей целью их реализацию
путем завоевания государственной
власти или участия
в ее осуществлении.
1.2.
Классификация политических
партий.
- революционные;
- реформаторские;
- консервативные;
- реакционные.
- государственные
(партийная идеология становится государственной,
партия формирует государственную систему
управления);
- авторитарные
(не сливающиеся с государством, но составляющие
основу политического режима и пользующиеся
его поддержкой);
- парламентские
(действующие в конкурентных политических
системах).
Существует
классификация партий по критерию организационной
структуры:
- централизованные;
- децентрализованные;
- кадровые;
- массовые;
- партии
с формально определенными принципами
членства;
- партии
со свободным членством.
- коллективного
руководства;
- личностного
руководства;
- харизматического
руководства;
- консенсуального
руководства.
1.3.
Классификация
партийных систем
В политологии существуют различные методики
классификации партийных систем. Общепринятой
является следующая классификация различных
систем партий и различных моделей связей
между ними: однопартийная, двухпартийная
и многопартийная3.
Однопартийная система. В однопартийных
системах высшая политическая власть,
за исключением вопросов, входящих в компетенцию
прочих организаций, осуществляется руководителями
партии. Единственная партия монополизирует
политическую деятельность в соответствующих
системах. Она превращается в руководящую
силу государства. Основные политические
решения принимаются партией, и государственная
администрация лишь осуществляет их на
практике.
Двухпартийная система. Суть ее
заключается в том, что существуют две
сильные партии, из которых каждая способна
к принятию власти и самостоятельному
ее осуществлению. Одна из двух партий
получает абсолютное большинство мест
в парламенте. Другая становится тогда
оппозиционной.
Двухпартийность
способна в той или иной мере удовлетворить
естественную тягу общественного сознания
к двойственности и открытой состязательности
составляющих ее компонентов. Социальная
база двухпартийности в лице мощного среднего
класса является залогом стабильности
системы в целом, источником уменьшения
политических разногласий между двумя
постоянно сменяющими друг друга силами.
Двухпартийность
упрощает процесс агрегирования
интересов и сокращения требований.
Она делает ненужным посредничество:
сам избиратель выбирает цели и руководителей,
обязанных их осуществлять. Правительство,
сформированное главой победившей партии,
обходится без посредников. Наконец, двухпартийность
гарантирует стабильность правительства,
поскольку партия, находящаяся у власти,
получает абсолютное большинство парламентских
мест.
Многопартийная система означает,
что ни одна из выступающих в парламенте
партий не в состоянии самостоятельно
править. Создается правящая коалиция
или правительство (однопартийное, внепартийное
и т.д.), не располагая большинством в парламенте,
вынужденное его получить путем компромисса
с другими партиями. Многопартийность
- необходимое состояние демократического
общества. Она позволяет преодолевать
монополию одной партии на власть, внедрять
в практику и сознание людей альтернативность
мышления и действия.
В настоящее время, за исключением
англоязычных стран (Великобритания,
США, Канада, Новая Зеландия и
Австралия), большинство западных
стран практикует многопартийность
в различном объеме: от 12 партий
в Нидерландах до четырех (страны
Скандинавии, Франция) или трех партий
(Бельгия, Германия, Австрия).
Трехпатийность - система, при которой
функционируют и имеют заметное влияние
в стране три политические партии. Чаще
всего, однако, две партии являются основными,
а третья выполняет роль вспомогательного
союзника для той или другой основной
партии. Например, в Германии христианско-демократический
союз соперничает за власть с социал-демократической
партией, попеременно пользуясь поддержкой
партии свободных демократов.
Четырехпартийная система сложилась
в странах, где общество расколото на два
лагеря - правых и левых. Во Франции коммунисты
и социалисты представляют левых, демократы
и республиканцы - правых. Такое распределение
политических сил соответствует наиболее
влиятельным и устойчивым политическим
симпатиям населения.
От многопартийных систем следует
отличать квазимногопартийные,
когда фактическая однопартийность маскируется
наличием в стране других партий. К квазимногопартийным
относят партийные системы таких стран,
как Италия и Япония, где при наличии нескольких
партий власть постоянно находится в руках
одной: Христианско-демократической партии
(в Италии) и Либерально-демократической
партии Японии. Но все же такого рода постоянство
является скорее результатом долговременно
действующих политических обстоятельств,
чем типообразующим признаком.
2.
Политические партии
современной России
Согласно информации с вебсайта
Министерства юстиции Российской
Федерации, в соответствии с
Федеральным законом «О политических
партиях», зарегистрировано 7 политических
партий4:
- Всероссийская
политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
- Политическая
партия «Коммунистическая партия Российской
Федерации»
- Политическая
партия «Либерально-демократическая партия
России»
- Политическая
партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ»
- Политическая
партия «Российская объединенная демократическая
партия «ЯБЛОКО»
- Политическая
партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
- Всероссийская
политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО»