Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:52, контрольная работа
В современной политологии существуют понятия “государственный режим” и
“политический режим”. Государственный режим - это совокупность форм и методов
осуществления государственной власти. Это понятие дает ответ на вопрос о том,
какие методы превалируют в процессе осуществления государственной
деятельности и достижения целей, которые стоят перед государством. По
которого являются: наличие верховного правителя в объединении с отсутствием
размежевания
государственной и частной
представителей власти как на неделимую собственность правителя, члены семьи
которого зачастую занимают ведущие должности в государственном и
экономическом управлении; особая идеология (зачастую названа по имени
правителя); неформальный характер всех государственных отношений; плановость;
отсутствие реальной судебной власти. В тоталитарных государствах исключаются
любые
формы несанкционированных
требует от человека активных проявлений лояльности и преданности режиму.
Следовательно, тоталитаризм как тип политического режима имеет такие черты:
-
наличие всеобщей идеологии,
данного режима;
-
общая идеологизация,
будущего;
- проявление личных целей и интересов ради общих целей режима;
-
жесткое преследование любого
сопротивления и даже
и оправдание любых форм насилия;
- концентрация власти в руках одного лидера или партии, подчинение
информационного пространства определенному политическому лидеру или партии.
Классическими
тоталитарными государствами
Причем политический режим в бывшем Советском Союзе имел такие этапы: период
военного коммунизма 1917-1921 гг. (тоталитарно-авторитарный тип политического
режима); 1921-1929 гг. (авторитарный режим); 1929- 1956 гг. (тоталитарный
режим), 1956-1985 гг. (исчезли признаки классического тоталитаризма, но в
основном режим оставался тоталитарным). Упадок эпохи тоталитаризма в СССР
начался со времен так называемой горбачевской перестройки, когда рухнул
“железный занавес” идеологического монизма и закрытости общества.
АВТОРИТАРИЗМ
Авторитаризм - тип политического режима, который характеризуется
субординацией субъектов политических отношений, наличием сильного центра,
который
имеет концентрированную
принуждения.
При авторитаризме в обществе могут иметься также институты, присущие
демократии, но основными признаками, которые отличают авторитаризм от
демократии, являются: преимущество в деятельности государственных органов
метода администрирования (при авторитаризме редко применяется компромис по
самым важным политическим проблемам); концентрация власти в руках одного или
нескольких
органов государственной
функции нормотворчества; суженность сферы гласности и выборности
государственных органов. Общей чертой всех авторитарных государств является
сильная исполнительная власть.
В зависимости от целей выделяются различные виды авторитаризма, например,
авторитаризм стабилизационный, целью которого является сохранение
существующего порядка, альтернативный, присущим странам, которые отвергнули
демократические основы развития общества. Зачастую авторитаризм встречается в
странах, которые переходят от тоталитаризма к демократии.
Характерно,
что при авторитаризме
самом обществе четкой регламентации испытает преимущественно политическая
сфера. При этом политическом режиме возможно наличие в обществе легальной
оппозиции, и если при тоталитаризме необходимо постоянно доказывать режиму
свою личную преданность и лояльность, то при авторитаризме преданность не
обязательна - главное, чтобы граждане открыто не выступали против режима. При
авторитаризме нет унифицированной идеологии. Вдобавок, по причине разрушения
репрессивного аппарата и несформированности демократических институтов
мобилизационные возможности его применения практически отсутствуют, а само
общество характеризуется высшей степенью инертности, чем при других
политических режимах. Несмотря на то, что правящие структуры открыты для
различных группировок, власть при авторитаризме концентрируется в руках
правящей
элиты, избирательная система
исполнительной власти, демократические принципы не становятся абсолютной
ценностью, значительная власть находится в руках силовых структур, принципы
законности и конституционности практически всегда искажаются. Некоторые
ученые рассматривают авторитаризм как переходный режим от тоталитаризма к
демократии. Авторитарными странами были в различные исторические периоды
Советский Союз и Италия.
ДЕМОКРАТИЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
Понятие
“демократия” является многогранным.
Его употребляют для
типа политической культуры, определенных политических ценностей,
политического режима. В узком понимании демократия имеет только политическую
направленность, а в широком - это форма внутреннего устройства любой
общественной организации. Классическое определение демократии дал А.
Линкольн:
“Демократия - это правление народа, избранное народом, для народа”.
Основными признаками демократического политического режима является наличие
конституции, которая закрепляет полномочия органов властей и управление,
механизм их формирования, определяет правовой статус личности и принцип
равенства перед законом, а также принцип раздела властей на законодательным,
исполнительную и судебную с определением функциональных прерогатив каждой из
них. Для демократии характерными являются свободная деятельность политических
и общественных организаций, обязательная выборность органов властей,
размежевание государственной сферы и сферы гражданского общества (последняя
должна иметь свои формы активности и выражение), экономический и политический
плюрализм (плюрализованной является также идеологическая сфера, запреты
касаются лишь античеловеческих идеологий).
При демократии форма мобилизации легитимная, политические решения всегда
альтернативны,
законодательная процедура
властные функции имеют вспомогательный характер.
Демократия характеризуется сменой лидеров, лидерство может быть как
индивидуальным, так и коллективным, но оно всегда имеет рациональный
характер.
Демократический режим
самоуправления, в отношениях между властями и обществом преобладает
консенсус. Одним из главных принципов демократии является многопартийность, в
политическом процессе всегда участвует и оппозиция, которая вырабатывает
альтернативные политические программы и решения, выдвигает будущих лидеров.
Главная
функция оппозиции при
определение альтернативных направлений развития общества и постоянная
конкуренция правящей элите. Существенными признаками демократии являются
электоральные соревнования, возможность артикуляции интересов, нацеленность
на консолидацию общества. При демократии государство существует ради граждан,
а не наоборот, создаются условия для дальнейшего развития гражданского
общества. Кроме всего вышеупомянутого, демократия и в политическом, и в
общечеловеческом понимании уже является магистральным путем, своеобразным
идеалом будущего развития общества и человеческой цивилизации в целом. В
зарубежной и отечественной политической науке относительно демократии
исследуются функции государства, степень участия масс в управлении и тому
подобных, разработано много теорий и моделей демократического развития. В.
Парето создал модель “элитарной” демократии. Он утверждал, что с переходом
общества к индустриальной стадии развития необходимо будет создание
специального
профессионального
демократия невозможна. Актуальность этой модели была доказана самим
историческим развитием общества, а отброшена лишь в 40-50-х гг. XX ст., когда
в политической деятельности воцарился либерализм. А.Бентли создал
плюралистическую теорию демократии (теорию заинтересованных групп), главное
содержание которой состояло в том, что любые группы, которые имеют
собственные интересы, влияют на власть, стараясь таким образом осуществить
реализацию своих целей через политическую деятельность. Модель А.Бентли
полностью отвергли через опасность паралича властей и дестабилизации. Г. Даль