Политические режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:52, контрольная работа

Описание

В современной политологии существуют понятия “государственный режим” и
“политический режим”. Государственный режим - это совокупность форм и методов
осуществления государственной власти. Это понятие дает ответ на вопрос о том,
какие методы превалируют в процессе осуществления государственной
деятельности и достижения целей, которые стоят перед государством. По

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.doc

— 79.00 Кб (Скачать документ)
tify">     связанн “султанистический” политический режим, характерными особенностями

     которого  являются: наличие верховного правителя  в объединении с отсутствием

     размежевания  государственной и частной сфер; взгляд на общество со стороны

     представителей  власти как на неделимую собственность правителя, члены семьи

     которого  зачастую занимают ведущие должности  в государственном и

     экономическом управлении; особая идеология (зачастую названа по имени

     правителя); неформальный характер всех государственных  отношений; плановость;

     отсутствие  реальной судебной власти. В тоталитарных государствах исключаются

     любые формы несанкционированных действий со стороны населения, тоталитаризм

     требует от человека активных проявлений лояльности и преданности режиму.

     Следовательно, тоталитаризм как тип политического режима имеет такие черты:

     - наличие всеобщей идеологии, которая  доказывает необходимость существования

     данного режима;

     - общая идеологизация, отбрасывание  прошлого и сегодняшнего ради  “светлого”

     будущего;

     - проявление личных целей и интересов ради общих целей режима;

     - жесткое преследование любого  сопротивления и даже собственных  личных мыслей

     и оправдание  любых форм насилия;

     - концентрация власти в руках  одного лидера или партии, подчинение

     информационного пространства определенному  политическому лидеру или партии.

     Классическими тоталитарными государствами были гитлеровская Германия и СССР.

     Причем  политический режим в бывшем Советском  Союзе имел такие этапы: период

     военного  коммунизма 1917-1921 гг. (тоталитарно-авторитарный тип политического

     режима); 1921-1929 гг. (авторитарный режим); 1929- 1956 гг. (тоталитарный

     режим), 1956-1985 гг. (исчезли признаки классического  тоталитаризма, но в

     основном  режим оставался тоталитарным). Упадок эпохи тоталитаризма в СССР

     начался со времен так называемой горбачевской перестройки, когда рухнул

     “железный занавес” идеологического монизма  и закрытости общества.

     АВТОРИТАРИЗМ

     Авторитаризм - тип политического режима, который  характеризуется

     субординацией субъектов политических отношений, наличием сильного центра,

     который имеет концентрированную власть, возможностью применения насилия или

     принуждения.

     При  авторитаризме в обществе могут  иметься также институты, присущие

     демократии, но основными признаками, которые  отличают авторитаризм от

     демократии, являются: преимущество в деятельности государственных органов

     метода  администрирования (при авторитаризме  редко применяется компромис  по

     самым важным политическим проблемам); концентрация власти в руках одного или

     нескольких  органов государственной власти; органы исполнительной власти имеют

     функции нормотворчества; суженность сферы  гласности и выборности

     государственных органов. Общей чертой всех авторитарных государств является

     сильная исполнительная власть.

     В зависимости от целей выделяются различные виды авторитаризма, например,

     авторитаризм  стабилизационный, целью которого является сохранение

     существующего порядка, альтернативный, присущим странам, которые отвергнули

     демократические основы развития общества. Зачастую авторитаризм встречается в

     странах, которые переходят от тоталитаризма к демократии.

     Характерно, что при авторитаризме существует и гражданское общество, а в

     самом обществе четкой регламентации испытает преимущественно политическая

     сфера. При этом политическом режиме возможно наличие в обществе легальной

     оппозиции, и если при тоталитаризме необходимо постоянно доказывать режиму

     свою  личную преданность и лояльность, то при авторитаризме преданность  не

     обязательна - главное, чтобы граждане открыто  не выступали против режима. При

     авторитаризме нет унифицированной идеологии. Вдобавок, по причине разрушения

     репрессивного аппарата и несформированности демократических  институтов

     мобилизационные возможности его применения практически  отсутствуют, а само

     общество  характеризуется высшей степенью инертности, чем при других

     политических  режимах. Несмотря на то, что правящие структуры открыты для

     различных группировок, власть при авторитаризме  концентрируется в руках

     правящей  элиты, избирательная система приспосабливается  к решениям

     исполнительной  власти, демократические принципы не становятся абсолютной

     ценностью, значительная власть находится в  руках силовых структур, принципы

     законности  и конституционности  практически  всегда искажаются. Некоторые

     ученые  рассматривают авторитаризм как  переходный режим от тоталитаризма к

     демократии. Авторитарными странами были в различные  исторические периоды

     Советский Союз и Италия.

     ДЕМОКРАТИЯ  КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

     Понятие “демократия” является многогранным. Его употребляют для определения

     типа  политической культуры, определенных политических ценностей,

     политического режима. В узком понимании демократия имеет только политическую

     направленность, а в широком - это форма внутреннего  устройства любой

     общественной  организации. Классическое определение  демократии дал А.

     Линкольн:

     “Демократия - это правление народа, избранное  народом, для народа”.

     Основными признаками демократического политического  режима является наличие

     конституции, которая  закрепляет полномочия органов  властей и управление,

     механизм  их формирования, определяет правовой статус личности и принцип

     равенства перед законом, а также принцип  раздела властей на законодательным,

     исполнительную  и судебную с определением функциональных прерогатив каждой из

     них. Для демократии характерными являются свободная деятельность политических

     и общественных организаций, обязательная выборность органов властей,

     размежевание  государственной сферы и сферы  гражданского общества (последняя

     должна  иметь свои формы активности и  выражение), экономический и политический

     плюрализм (плюрализованной является также идеологическая сфера, запреты

     касаются  лишь античеловеческих идеологий).

     При демократии форма мобилизации легитимная, политические решения всегда

     альтернативны, законодательная процедура четкая и сбалансированная, а

     властные  функции имеют вспомогательный характер.

     Демократия  характеризуется сменой  лидеров, лидерство может быть как

     индивидуальным, так и коллективным, но оно всегда имеет рациональный

     характер. Демократический режим характеризуется  высоким уровнем общественного

     самоуправления, в отношениях между властями и обществом преобладает

     консенсус. Одним из главных принципов демократии является многопартийность, в

     политическом  процессе всегда участвует и оппозиция, которая вырабатывает

     альтернативные  политические программы и решения, выдвигает будущих лидеров.

     Главная функция оппозиции при демократическом  политическом режиме -

     определение альтернативных направлений развития общества и  постоянная

     конкуренция правящей элите. Существенными  признаками демократии являются

     электоральные соревнования, возможность артикуляции интересов, нацеленность

     на  консолидацию общества. При демократии государство существует ради граждан,

     а не наоборот, создаются условия для  дальнейшего развития гражданского

     общества. Кроме всего вышеупомянутого, демократия и в политическом, и в

     общечеловеческом  понимании уже является магистральным  путем, своеобразным

     идеалом будущего развития общества и человеческой цивилизации в целом. В

     зарубежной  и отечественной политической науке  относительно демократии

     исследуются функции государства, степень участия масс в управлении и тому

     подобных, разработано много теорий и моделей  демократического развития. В.

     Парето  создал модель “элитарной” демократии. Он утверждал, что с переходом

     общества  к индустриальной стадии развития необходимо будет создание

     специального  профессионального управленческого  аппарата, без которого

     демократия  невозможна. Актуальность этой модели была доказана самим

     историческим  развитием общества, а отброшена  лишь в 40-50-х гг. XX ст., когда

     в политической деятельности воцарился либерализм. А.Бентли создал

     плюралистическую  теорию демократии (теорию заинтересованных групп), главное

     содержание  которой состояло в том, что любые  группы, которые имеют

     собственные интересы, влияют на власть, стараясь таким образом осуществить

     реализацию  своих целей через политическую деятельность. Модель А.Бентли

     полностью отвергли через опасность паралича властей и дестабилизации. Г. Даль

Информация о работе Политические режимы