Политические режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:30, реферат

Описание

Политический режим представляет собой совокупность властных структур, позволяющих правящей группе осуществлять возложенные на него полномочия. В одних случаях могут существовать институт многопартийности и развитие структуры гражданского общества, в других- политические решения принимаются и реализуются режимом в опоре на принципиально иные структуры и механизмы (например, армию или бюрократию), без всякого согласования с общественными интересами.

Содержание

Содержание:
Ведение ___________________________________________________3

Виды государственных политических режимов________________8


Авторитаризм___________________________________________12

Тоталитаризм___________________________________________15


Демократия_____________________________________________20

Политический режим современной России____________________26

Заключение________________________________________________30



Список литературы_________________________________________31

Работа состоит из  1 файл

реферат по политологии.docx

— 67.48 Кб (Скачать документ)

Федеральное агенство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫХ  И ПИЩЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПОЛИТОЛОГИЯ

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

ТЕМА:

ПОЛИТИЧЕСКИЕ  РЕЖИМЫ.

 

 

    

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил  студент  ФЗОиЭ

Дёмин Сергей Александрович

1курс

Шифр:  С-111133

Специальность: 141200

 

 

Содержание:

  1. Ведение ___________________________________________________3

 

  1. Виды государственных политических режимов________________8

 

 

    1. Авторитаризм___________________________________________12

 

    1. Тоталитаризм___________________________________________15

 

 

    1. Демократия_____________________________________________20

 

  1. Политический режим  современной России____________________26

 

  1. Заключение________________________________________________30

 

 

 

  1. Список литературы_________________________________________31

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

 

Политический режим представляет собой совокупность властных структур, позволяющих правящей группе осуществлять возложенные на него полномочия. В  одних случаях могут существовать институт многопартийности и развитие структуры гражданского общества, в  других- политические решения принимаются и реализуются режимом в опоре на принципиально иные структуры и механизмы (например, армию или бюрократию), без всякого согласования с общественными интересами.

В политической науке понятие  политический режим получило широкое  распространение с начала 60-х годов. Однако споры по определению данного понятия продолжаются и по настоящее время. Строго говоря, никто из мыслителей древних времен не употреблял понятия "политический режим". Как отмечают исследователи, это понятие возникло значительно позднее. Но само его возникновение было в значительной степени подготовлено ходом политической мысли, а многие из важнейших, использующихся в современном политическом анализе идей, берут свое начало в Античности.                                                                          Так, в наследии Древней Греции особый интерес представляют идеи Платона и Аристотеля, выступавших во многом с отличных друг от друга позиций и пользовавшихся различными способами аргументации. Платон (427—347 гг. до н.э.), оставил интересные наблюдения о формах государственного устройства, выделив аристократию, тимократию, олигархию, демократию и тиранию и связав их при этом с пятью видами душевного склада людей. Но его главный вклад состоит, конечно же, не в этом. Главное в том, что будучи пессимистом и усматривая определенную деградацию в эволюции политических форм, Платон в своем "Государстве" и, особенно, в "Законах" создал образ "идеального государства", которое, в действительности, является продолжением легистских проектов и всесторонне обосновывает концепцию тоталитарного правления. Принципиально отличными были взгляды на политику Аристотеля (384—322 гг. до н.э.), этого гиганта Античности, человека подлинно энциклопедических познаний и донесшего до нас в своих сочинениях все интеллектуальное и нравственное богатство своего времени. По точному замечанию Е. Вятра, его подход к анализу политических явлений существенно отличался "от других древних философов, в частности, от Платона", т.к. "он впервые в истории общественной мысли применил эмпирический метод – наблюдение и индукцию [2]. Чрезвычайно интересной представляется разработанная Аристотелем типология политических форм или режимов. Ученый полагал, что всякая форма правления, любой сколько-нибудь устойчивый режим может существовать в двух различных состояниях. Во-первых, режим может быть адекватен ситуации и быть способен в целом действовать в интересах широких слоев общества. Во-вторых, режим, правящая элита, даже в условиях демократии, может отстаивать и стремиться провести в жизнь свои собственные, узкокорыстные интересы. Эллинский мыслитель выделил три основных формы правления: монархию, аристократию и политию. Их он рассматривал как "правильные", т.е. в основном отвечающие интересам общества. Однако, наряду с этими формами существуют также и "неправильные", возникновение которых связано с вырождением правильных. Таким образом, писал Аристотель, монархия вырождается в тиранию, аристократия – в олигархию, а полития – в демократию (или охлократию, как уточнял позднее Полибий).                               В эпоху нового времени ученые в основном трактуют понятия данные Платоном и Аристотелем, дополняя их своими измышлениями о устройстве государства. Так, Макиавелли, не создав какой-то принципиально новой типологии политических режимов или форм правления, следуя в этом за рассуждениями Полибия. Но, во-первых, он придал им совершенно новую трактовку в условиях становления абсолютистского государства, продемонстрировал, что типология древних вполне работоспособна и при анализе политической борьбы в совершенно новых условиях; во-вторых, сделал ряд важных замечаний относительно перехода от одной формы правления к другой. Флорентийский мыслитель достаточно подробно анализирует социальные основания различных политических систем, обращаясь за примерами не только к европейской, но и к восточной действительности.                                                                    Определенный вклад в развитие теории «политических режимов» внес и Шарль Луи Монтескье (1689-1755), который, хотя и рассматривал по традиции скорее "чистые типы" политического правления, подошел к ним с историко-географической меркой и четко обосновал, что политические учреждения и законы в обществе не просто являются результатом "общественного договора" или ниспосланы мудрым правителем. Эти законы весьма разнообразны в каждом конкретном обществе и всецело определяются его особенностями – климатом, "нравами", величиной территории, исторической обстановкой. Монтескье весьма подробно рассматривает поэтому вопрос о среде функционирования политического режима – географической, психологической, социальной.

  Отметим, что в новое  время множество исследователей  уделили внимание конкретным  видам политических режимов, но не рассматривая сущности. Так, французский мыслитель А.де Токвиль (1805-1859) и приверженец его идей англичанин Джон Стюарт Милль (1806-1873) были представителями развивающейся теории, активной демократии.                                              Вообще, демократическую теорию Запада разрабатывали такие мыслители, как Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье, Джеймс Милль, Бентам, Руссо, Волстоункрафт, Дж.Ст.Милль, Токвиль и др. Позднее, за «переосмысление» взглядов на политический режим взялись представители теории марксизма. Развитием их идей занялись теоретики и практики большевизма (В. Ленин, Л. Троцкий, Н. Бухарин, И. Сталин и др.) работы которых, несомненно, представляют для исследователя политических режимов несомненный интерес, прежде всего, как материалы знатоков функционирования коммунистического режима.                                     И уже гораздо позднее одно из первых современных определений политического режима дал французский политолог М. Дюверже. Он понимал политический режим как "определенное сочетание систем партий, способа голосования, одного ли нескольких типов принятия решения, одной или нескольких структур давления". Французский политолог Ж.- Л. Кермонн уточнил формулу М. Дюверже, включив в понятие "политический режим" принцип легитимности, структуру институтов, партийную систему, форму и роль государства. Данное понимание сущности политического режима на долгое время утвердилось и стало общепризнанным в европейской науке.

 Тип политического режима определяется уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов, структурой правящей элиты, механизмом ее формирования, состоянием свобод и прав человека в обществе, состоянием отношений с бюрократией (чиновничий аппарат), господствующим в обществе типом легитимности, развитостью общественно-политических традиций, доминирующим в обществе политическим сознанием и поведением.                                                                  Признаками политического режима являются:                                                         - механизмы властвования, способ функционирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров;                       - порядок распределения власти между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями;                        - реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; существование системы сдержек и противовесов;                                                                                                            - система методов осуществления политической власти (разрешительные – запретительные, убеждение – принуждение, экономические – внеэкономические)

- характер отношения  населения к политическому участию:  активное, индифферентное, пассивное;  каковы формы этого участия:  организованные, стихийные;                                                                                                                 - состояние прав и свобод в  обществе; признание или непризнание  властью естественных неотчуждаемых  прав личности и гражданина; реальность  их гарантий;                                                                                          

  - способы урегулирования  социальных и политических конфликтов;           

- характер влияния, оказываемого  политической культурой основных  групп общества на динамику  и направленность политического  процесса;          

- наличие политических  партий в обществе, их внутреннее  устройство и принципы взаимоотношений  с государством; существование оппозиции,  ее статус, взаимоотношения с  государственной властью;                                              - политический и юридический  статус и роль армии в обществе;                         - политический и юридический  статус средств массовой информации, наличие или отсутствие цензуры,  степень гласности в обществе.                                   Если форма правления отвечает на вопросы о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе, как устроены, организованны и действуют в нём государственно-властные структуры (органы государства), то форма национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определённой территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом. Политический же режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приёмов государство выполняет своё социальное назначение: обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи. Нетрудно заметить, что содержание такого понятия, как «формы государства» - три указанных выше блока, весьма чётко привязывается к трём основным характеристикам государства как к особой политической,  структурной и территориальной организации общества, раскрывает предметно, конкретно, где собственно, эти характеристики можно наблюдать, «осязать» и соответственно изучать.

 

  1. Виды государственных политических режимов.

 

Современные ученые выделяют три основных видов политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический. Но на самом деле политических режимов  гораздо больше. Их разнообразие обусловлено  влиянием на них множества факторов:

  1. сущность и форма государства;
  2. характер законодательства;
  3. фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности;
  4. соотношение общественно-политических сил;
  5. уровень и стандарты жизни;
  6. состояние экономики;
  7. формы классовой борьбы или классового сотрудничества.

Существенное влияние на вид  политического режима оказывают  исторические традиции страны, а в  более широком смысле - своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве  слоя или вразрез с директивными прогнозами. На вид политического  режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.

Политический режим, как правило, всегда является политико-правовым режимом  и это обстоятельство нельзя упускать из виду. Определение политического  режима всегда связано с тем, в  каких правовых или антиправовых формах он предстает перед исследователем. Именно конкретная правовая система в содержании своих правоустановительных и правоприменительных актов, в организации политической и судебной власти, закрепленной роли армии и других характеристиках позволяет достаточно точно определять вид политического режима, прогнозировать его динамику.

Так, периоду рабовладения присущи  деспотические, теократически-монархические, аристократические, олигархические режимы, режим рабовладельческой демократии. Во времена феодализма характерными были режимы абсолютистский, режим  своеобразной «феодальной демократии», клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский или режим «просвещенного абсолютизма».

При капитализме существуют либеральный, буржуазно-демократический, или конституционный, бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, а также «фашизмоподобный», например корпоративный или расистско-националистический, а также диктаторски-монополистический и марионеточный, в некоторых исламских странах - клерикально-фундаменталистский.

 

Известная преемственность и наличие  некоторых неизменных в принципе содержательных характеристик позволяют  свести все многообразие политических режимов к двум большим разновидностям: демократическому и антидемократическому политическим режимам Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М.: Инфра-М, 2000. - С. 136. .

Демократический политический режим  может предусматривать прямое участие  населения в решении государственных  вопросов (прямая, или непосредственная, демократия) или участие в принятии политических решений с помощью  выборных представительных органов (парламентская, или представительная, демократия). Демократический политический режим  означает гарантированность провозглашенных  прав и свобод, прочную законность и правопорядок, существование различных  форм собственности и плюрализм  мнений. Демократический политический режим невозможен без многопартийности, без достаточно высокого социально-экономического уровня жизни широких масс населения, без эффективного контроля над преступностью, особенно ее наиболее опасными организованными формами. Практика демократического развития государственности различных исторических эпох дает самые различные примеры демократических режимов.

Отличаются разнообразием и  антидемократические политические режимы, однако их содержательная сторона  во многом едина, она противоположна вышеперечисленным чертам режима демократии, а именно: господство одной политической партии или движения; одной, «официальной»  идеологии; одной формы собственности; сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод; резкое расслоение населения  по сословным, кастовым, конфессиональным и другим признакам; низкий экономический уровень жизни основных слоев народа; акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М.: Юрайт, 1999. - С. 35..

Многие ученые противопоставляют  один политический режим другому. Одно из наиболее часто используемых противопоставлений авторитаризм и демократия. По сути дела, речь идет о широте участия  граждан в осуществлении политической власти: от плебисцитарной демократии, когда все важные решения принимаются прямым волеизъявлением народа, до монократии (власти одного).

Демократии нередко противопоставляют  диктатуру и тоталитаризм. Строго говоря, это не отвечает смыслу данных понятий. Под диктаторским режимом  естественно понимать жесткую власть, не останавливающуюся перед применением  крайних форм насилия. Но применение политического насилия в любых  его формах может осуществляться и на демократической основе. Многие примеры урегулирования конфликтов демократическими, по всеобщему признанию, режимами (Англии - в Ольстере, Франции - при подавлении студенческих волнений в 60-е годы и т.д.) свидетельствуют  о том, что демократия и диктатура - понятия не абсолютно противоположные.

На самом деле, в противоположность  диктаторскому, выступает не демократический, а либеральный режим, при котором государство ограничивается только самыми необходимыми и мягкими методами принуждения. И точно так же, как не исключена «демократическая диктатура», возможен и «либеральный авторитаризм».

Информация о работе Политические режимы