Политические режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:30, реферат

Описание

Политический режим представляет собой совокупность властных структур, позволяющих правящей группе осуществлять возложенные на него полномочия. В одних случаях могут существовать институт многопартийности и развитие структуры гражданского общества, в других- политические решения принимаются и реализуются режимом в опоре на принципиально иные структуры и механизмы (например, армию или бюрократию), без всякого согласования с общественными интересами.

Содержание

Содержание:
Ведение ___________________________________________________3

Виды государственных политических режимов________________8


Авторитаризм___________________________________________12

Тоталитаризм___________________________________________15


Демократия_____________________________________________20

Политический режим современной России____________________26

Заключение________________________________________________30



Список литературы_________________________________________31

Работа состоит из  1 файл

реферат по политологии.docx

— 67.48 Кб (Скачать документ)

Коммунизм возникает как реакция  азиатского способа производства на попытки его радикальной капитализации. В рамках коммунистического режима происходит слом государственной машины "до основанья, а затем..." - замена старого типа государства новым, Советами. Устанавливается тотальный  контроль над обществом и тотальное  руководство всем общественным развитием.

 

2.3  Демократия

 

Демократия - ( от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть ) -народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации , основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства : свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

Демократический режим - характеризуется  высокой степенью политической свободы  человека, реальным осуществлением его  прав, позволяющим ему оказывать  влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как  правило, довольно узка, но она опирается  на широкую социальную базу.

 

Характерные черты демократического режима:

1) Суверенитет народа: именно народ  выбирает своих представителей  власти и может периодически  сменять их. Выборы должны быть  честными, соревновательными, регулярно  проводимыми. Под "соревновательными"  понимается наличие различных  групп или индивидуумов, свободных  выставлять свою кандидатуру.  Выборы не будут соревновательными,  если одни группы ( или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальные механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными.

2) Периодическая выборность основных  органов государства. Правительство  рождается из выборов и на  определенный, ограниченный срок. Для  развития демократии недостаточно  регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное  правительство. В Латинской Америке,  например, выборы проводятся часто,  но многие латиноамериканские  страны находятся вне демократии, т.к. наиболее распространенный  способ смещения президента - военный переворот, а не выборы. Поэтому, необходимое условие демократического государства - лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генерала.

3) Демократия защищает права  отдельных личностей и меньшинства.  Мнение большинства, выраженное  демократическим путем на выборах,  это лишь необходимое условие  демократии, однако, отнюдь не недостаточное.  Лишь сочетание правления большинства  и защита прав меньшинства  составляют один из основных  принципов демократического государства.  Если же в отношении меньшинства  применяются дискриминационные  меры, режим становится недемократическим,  независимо от частоты и честности  выборов и смены законно избранного  правительства. 

Равенство прав граждан на участие  в управлении государством: свобода  создания политических партий и других объединений для выражения своей  воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

 

В зависимости от того, как народ  участвует в управлении, кто и  как непосредственно выполняет  властные функции, демократия делится  на прямую, плебисцитарную и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют  в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может  иметь практический смысл только при относительно небольшом числе  людей, например, в общинных или племенных  советах или в местных органах  профсоюзов, где все члены могут  собраться в одном помещении  для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или  большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тысяч человек.

Важным каналом участия граждан  в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией  состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования ( в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона ил другого решения, который обычно готовится президентом, правительством , партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.

Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического  участия является представительная демократия. Её суть - граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в  принятии законов и проведении в  жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они  не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.

 

Демократические государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты:

1) Народовластие - т.е. признание  народа источником власти, сувереном  ( от франц. SOUVERAIN - носитель верховной власти в государстве );

2) Правительство основано на  согласии управляемых;

3) Правило большинства; признание  подчиненного меньшинства большинству  при уважении интересов и мнений  меньшинства.

4) Правило меньшинства; 

5) Гарантии основных прав человека;

6) Свободные и честные выборы;

7) Равенство перед законом;

8) Справедливое судопроизводство;

9) Конституционное ограничение  правительства;

10) Социальный, экономический, идеологический  и политический плюрализм;

11) Ценности сотрудничества и  компромисса.

 

Есть разные формы правления  демократических режимов. Достаточно распространенными формами республиканского правления являются президентская  республика и парламентская республика.

Отличительным признаком президентской  республики является то, что президент  в ней одновременно выступает  и главой государства, и главой правительства. Пожалуй, самый яркий пример президентской  демократии - это США. Исполнительная власть сконцентрирована в руках  одного правителя, т.е. у президента США, который регулярно через  каждые 4 года избирается всем народом. Президент назначает членов кабинета министров, которые подотчетны только ему, а не парламенту. Вот сущность президентского правления. Это отнюдь не означает, что президент- диктатор. Президент не имеет законодательных полномочий. Вся законодательная власть принадлежит высшему законодательному органу США - конгрессу (палате представителей и сенату). При исполнении своих полномочий президент США в определенной ограничен властью конгресса. Конгресс решает вопросы бюджета, имеет право отменить любые назначения президента США ( право вето ) и, наконец, конгресс вправе начать процесс "импичмента" , т.е. досрочного отстранения президента от власти ( за измену, за нарушение Конституции и другие преступления ).

 

Главной отличительной чертой парламентской  республики является образование правительства  на парламентской основе ( обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. В современном мире есть 3 главных типа парламентских режимов.

Первый может быть описан как  однопартийное большинство в  парламенте, т.е. когда одна политическая партия постоянно настолько сильна, чтобы образовать правительство. Иногда такое правление называют "Вестминистерской моделью", имея ввиду Британский парламент, в котором взятой партии достаточно 50 % голосов, чтобы образовать правительство на весь срок выборов.

Второй тип - это парламентская  коалиционная система, когда кабинет  министров формируется на основе коалиции (соглашения ) различных партий , из которых ни одна не имеет абсолютного большинства в парламенте. Коалиции могут быть долговременными (бывшая ФРГ) и недолговременными ( Италия ).

Третий тип парламентского режима часто называют консенсуальным. Он был предложен одним из современных  политологов Лайбхартом. Он предложил концепцию консенсуального парламентского режима для того, чтобы обозначить режимы, существующие за счет регионального или этнического большинства. Допустим, в Бельгии, где фламандцы составляют менее 15 % бельгийского населения и где при парламентском или президентском правлении франко-говорящее население превратилось бы в людей второго сорта, была изобретена система заранее спланированных компромиссов, т.е. та ситуация, при которой защищены права обеих лингвистических групп. Для разрешения каких-либо спорных вопросов обе стороны создают комиссию из равного количества представителей этих этнических групп и пытаются найти компромисс.

Современная демократия - это представительство  интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве , как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое , в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

 

 

3.Политический режим в современной России.

 

Сложившийся в последние годы в  России политический режим вряд ли можно в чистом виде отнести к  какой-то одной его модели. Выйдя  из недр тоталитаризма, политическая система  России пытается обрести черты развитой демократии. Однако пока политический строй в нашей стране отягощен признаками и иных политических режимов.

 

1. Сохранившиеся традиции тоталитаризма  в России имеют свою специфику.  В этой связи принципиальное  значение имеет тот момент, что  в России промышленная революция  была осуществлена за счет  превращения всей массы населения  в наемных рабочих государства  и тотальной экономии на оплате  труда. Эта экономия, или сверхэксплуатация, привела к деградации рабочей силы и развитию ее теневого довоспроизводства. В результате качество и количество труда перестали соответствовать потребностям индустриально-информационных технологий.

Сложность реформирования тоталитарной организации в России заключается  в том, что для ее осуществления  необходимо, кроме всего прочего, значительно поднять уровень  оплаты труда наемной рабочей  силы. Для этого нужны обширные капиталовложения. В то же время  реформирование России осуществляется с целью повышения эффективности  экономики, которая сама нуждается  в значительных дополнительных инвестициях. Повысить уровень инвестирования экономики  для ее модернизации и одновременно повысить оплату труда всей массе  наемных работников без громадных  иностранных капиталовложений невозможно. Поэтому для реформируемой России требуется новая и мощная система «мобилизации» наемного персонала, который должен работать лучше, чем при социализме, за значительно меньше дореформенной оплату труда.

    Поскольку функцию мобилизации рабочей силы выполнял именно тоталитаризм, то станет очевидным, насколько сложно решить проблему адекватной замены тоталитарных механизмов принуждения к производительному, но малооплачиваемому труду.

 

В свое время эту проблему пришлось решать большевикам, когда Ленин  выдвинул тезис: высокая производительность труда за счет энтузиазма наемных  работников и бедноты, которые теперь трудятся не на капиталистов, а на себя! Закончилось все тоталитаризмом, который и явился источником «энтузиазма» масс на практике.

    Вместе с тем в современной России поставлена задача преодоления наследия тоталитаризма. Наивная надежда в чудодейственность частной собственности или рыночных механизмов быстро была развенчана. Национально-государственная идеология опирается лишь на фантомы политического характера. Исполнительная власть заполняет вакуум событиями текущей политики, сменой кадров и обещаниями. Законодательная власть и оппозиция критикуют исполнительную власть, а политические программы и предвыборные обещания превратились в официозную политическую «риторику», которую после выборов никто не вспоминает.

    Как эти явления увязать с преодолением тоталитаризма? Следует учитывать, что для России тоталитарная власть в XX в. представлялась в массовом сознании естественным явлением. И до сих пор определенная часть населения России воспринимает тоталитарную власть как нормальное явление. Вместе с тем в России появилось множество свидетельств, которые отличают нынешнюю политику от тоталитарной. Нет единой, навязываемой всем и жестко контролируемой идеологии, существует многопартийность, государство не вмешивается в личную жизнь граждан, осуществимы многие свободы, есть гласность.

    В то же время власть еще больше отделилась от народа, нежели при тоталитаризме. Многие противоречия, возникшие еще в эпоху социализма, не разрешены. Идет очень жесткая борьба за статус в высших эшелонах власти. Ослабли контрольные функции власти, что позволяет элите решать свои корпоративные проблемы за счет общества. Однако вариант возврата к тоталитаризму вряд ли возможен, даже в случае выхода из-под контроля государственной власти. Но неустойчивость этой ситуации, сложность социально-политической обстановки затрудняют процессы демократизации России и создают условия для усиления в стране авторитаризма.

Информация о работе Политические режимы