Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:41, реферат
Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти,
обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального
организма. Этот механизм именуется политической системой.
Понятие политической системы является одним из основных в
политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из
остальной части жизни общества, которую можно считать «окружением» или
«окружающей средой», и одновременно установить наличие некоторых связей между
ними.
1. Понятие политической системы. Системный подход к изучению политической
жизни
2. Структура и функции политической системы.
3. Роль массовой информации и политики
4. Типы политической системы.
5. Литература.
целостности общественного организма, неизбежно включающего многочисленные
различия, разнонаправленные тенденции действия. Политическая система
выступает средством социальной интеграции, сдерживания деструктивного
влияния социальных различий на функционирование составных частей общественного
организма.
Понятие политической системы выражает единство двух сторон политики:
организации и деятельности, действия и структуры.
формализация, которая вносится системным подходом, создает возможность
сравнительного анализа разных типов, моделей политической жизни, выделения
единых критериев их сопоставления и анализа.
Формирование политической системы связано с постепенным приобретением
политическими отношениями ряда существенных признаков:
во-первых, это устойчивая
взаимозависимость различных
жизни. Если такой взаимозависимости нет, возникает состояние,
противоположное целостности, системности - распад, дезинтеграция общества;
во-вторых, упорядоченность политических отношений, наличие оптимального
сочетания их стабильности и развития. Значение упорядоченности в обществе
определяется тем, что она служит важнейшим условием продуктивного и
целенаправленного изменения социальных отношений. Политическая жизнь -
чрезвычайно динамичное явление, элементы неупорядоченности, нарушения
сложившихся связей и способов их регуляции здесь постоянно присутствуют, ведь
любое развитие связано с тем или иным нарушением стабильности. Но Уровень
неупорядоченности политических и социальных процессов не должен понижаться до
такой степени, когда возникает очевидная и реальная угроза безопасности
людей. Если это все-таки происходит и государство не выполняет своей
важнейшей функции, оно теряет поддержку граждан, начинается интенсивный поиск
альтернатив и они, как правило, находятся. Причем, поскольку отбор происходит
в критических условиях,
новый вариант порядка
зачастую и просто более опасным;
в-третьих, у политической системы есть культурное основание. Это общность
ценностей, совокупность политических символов, убеждений, привитых членами
политической общности. Единство, интеграция в
сфере политики возможны только при наличие
определенной духовной связи, благодаря которой люди могут хотя бы просто понять
друг друга. Исторический опыт показывает, что
политические системы, способные к длительному, стабильному существованию, такие
ценности обязательно имеют. Они разделяются
большинством членов общества, закладываются в
системы воспитания. Например, в политической культуре США такими ценностями
служат: «американская мечта» - уверенность в зависимости личного успеха от
собственных усилий и способностей; отношение к своей стра
не как богоизбранной, предоставляющей человеку уникальные возможности для
самореализации; это также известный тезис, Который можно прочитать на гербе
страны, - «Мы верим в Бога», связывающий веру в
Бога и политику;
в-четвертых, для политической системы характерно совм
естное реагирование всех элементов на внешнее воздействие. Именно из
взаимодействия, кооперации
рождается способность
мобилизации необходимых ресурсов для решения той или иной общей проблемы. В
этом случае усилия государственных орга
нов опираются на участие граждан, пользуются поддержкой разнообразных поли
тических и общественных организаций, партий, находят одобрение в
общественном мнении.
Итак, смысл системного подхода к анализу
политической жизни заключается в изучении ее как подсистемы в рамках более
широкой системы, так и в выявлении подсистемы, элементов данной системы. Да
нный подход позволяет унифицировать терминологию, уточнить понятия
политической теории и установить их взаимосвязь между собой.
Политическая система относится к классу открытых
систем: она испытывает различные воздействия не
только внутренних, ной внешни
й факторов. Политология внимательно изучает все
эти влияния.
Разные системы
обладают разными механизмами
я внешним воздействиям. Внутренние кризисы, противоречивость процессов, присущих
политическим системам
свидетельствуют о
политики, либо системы. Политическое поведение деятелей и партий должно быть
исключительно внимательным к появлению кризисных явлений и тупиковых процессов.
На ранних стадиях всегда возможно их урегулировать без серьезных потерь.
2. Структура и функции
В структуре политической системы учеными выделяются
такие ее системы как институциональная (организации, учреждения),
нормативная (нормы правовые и моральные, политические
традиции), функциональная (формы и направления
политической деятельности,
различные политические процессы, способ и методы
осуществления власти), коммуникативная (объединяющие связи,
формы взаимодействия, например, между партиями и государством, между
политической и экономической подсистемами),
идеологическая (взг
ляды).
В научной литературе, отечественной и зарубежной,
нередко вычленяются четыре главные группы
элементов политической системы:
1. политическая организация;
2. политические отношения;
3. политические и правовые нормы;
4. политическое
сознание и политическая
Главные элементы политической системы общества и меха
низм их функционирования отражаются в конституции
государства законодательстве, которые регулируют принципы формирова
ли деятельность
органов государственной
обязанности государственных, партийных, хозяйственных
и общественных организаций.
Наиболее активной и динамичной частью политической сис
темы общества является его политическая организация. Любой вид
политической деятельности осуществляется в
организованных формах - через совместные действия, подчиненные единой цеди и
регулирующиеся определенными правилами, нормами, принятыми данной общности.
Именно благодаря организации осуществляет перевод
идеологической или моральной силы в материальную, к
становятся правилами поведения. Организация в следствие
«выступает важнейшим средством формирования ед
иной воли.
В тех случаях, когда народ той или иной страны вступ
ает в политические отн
ошения, не имея хоть в какой-то степени развитой
политической организации, ее функции берут на себя другие силы: я, племенные
структуры, религиозные сообщества.
Процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, а зат
ем в принципы существования политической
организации называется институциализацией.
В ходе нее происходит формирование политикой организации общества. Отношение
разрыва, антагонизма идеи организации порождает обратный процесс -
деинституциализацию, разрушение политической организации, нарастание
разрыва между поведением людей и регулирующей его нормой.
Очевидна органическ
ая связь политики и институциализации, все
многообразие политической деятельности осуществляется в организованных
формах, а их распад негативно влияет на политику.
Политическая организация общества - это совокупность конкретных организаций и
учреждений, осуществляющих определенные функции. В результате их взаимодействия
и осуществляется политическая власть в данном обществе.
Политическая организация включает: государство, партии, массовые общественные
организации и движения, средства массовой информации и церковь.
Государство и партии являются собственно политическими организациями, т. е.
они прямо и непосредственно осуществляют политическую власть в полном объеме
или стремятся к ней. Осуществление власти или борьба за власть - это главное
в их деятельности.
Косвенные политические
организации связаны с
власти, но это лишь один из аспектов их функционирования (профсоюзы,
молодежные политические организации).
Организации неполитические почти не участвуют в осуществлении политической
власти (добровольные спортивные общества, различные движения и ассоциации).
Процесс их политизации происходит на определенных этапах жизни страны
(выдвижение депутатов в Государственную Думу от общественных организаций).
Функционирование политических организаций предполагает их систематическую
деятельность через принадлежащие им средства массовой информации, активное
участие в политической жизни общества, подзаконность, выражающуюся в
регистрации всех политических
организаций и возможности
органов осуществлять необходимый контроль за их деятельностью.
3. Роль средств массовой
Средства массовой информации (СМИ) - это сложный институт, который
состоит из множества органов и элементов, предназначенных для информирования
населения о происходящих в каждой конкретной стране и во всем мире событиях и
явлениях.
СМИ иногда называют «четвертой властью», подразумевая под тремя другими -
законодательную, исполнительную и судебную. Их политическая роль обусловлена,
прежде всего тем, что они являются достаточно самостоятельным предприятием по
производству политической информации, формируют общественное мнение,
оказывают влияние на все политические процессы, способствуют политическому
просвещению широких слоев населения.
В современных условиях
на облик СМИ оказывают
Важно, кто является учредителем, каково их социальное назначение и на какую
аудиторию они рассчитаны. Специфика определяется профессиональной
ориентацией, возрастными характеристиками, характером духовных запросов
Информация о работе Политические системы современного российского общества