Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:41, реферат
Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти,
обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального
организма. Этот механизм именуется политической системой.
Понятие политической системы является одним из основных в
политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из
остальной части жизни общества, которую можно считать «окружением» или
«окружающей средой», и одновременно установить наличие некоторых связей между
ними.
1. Понятие политической системы. Системный подход к изучению политической
жизни
2. Структура и функции политической системы.
3. Роль массовой информации и политики
4. Типы политической системы.
5. Литература.
норм политико-властные структуры доводят до сведения общества, социальных
групп, отдельных индивидов свои цели, обоснование принимаемых политических
решений и определяют своеобразную модель поведения, которой будут
руководствоваться все участники политической жизни.
Закрепляя в нормах запреты и ограничения, согласование интересов и поощрение
инициативы, силы, доминирующие при данной политической системе, оказывают
регулирующее воздействие на политические отношения. Так происходит формирование
политического сознания
и поведения субъектов в
выработка у них установок, соответствующим целям и принципам
политической системы. К числу элементов политической системы общества относятся
также политическое сознание и политическая культура. Являясь отражением
и формируясь прежде всего под влиянием конкретной социальной и политической
практики, представления, ценностные ориентации и установки участников
политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее воздействие
на их поведение и всю политическую динамику. Поэтому в процессе руководства и
управления обществом важно учитывать политические настроения масс.
Функции политической системы многообразны, что вызвано сложностью и
многослойностью политической жизни. Выделим следующие из них:
1) определение целей и задач общества;
2) 2) выработка
программ его
интересами правящих слоев общества;
3) 3) мобилизация
ресурсов общества в
4) 4) контроль за распределением ценностей. Именно в этой сфере
сталкиваются интересы как социальных групп, так и социальной целостности.
Потеря контроля над этим узлом, определяющим жизнеспособность социальной
системы, грозит ее кризисом;
5)
интеграция общества вокруг
политических целей и ценностей.
Реализация этой функции предполагает наличие развитой способности
политической системы различными путями снимать, сглаживать неизбежно
возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, снимать
социальную напряженность. Эффективно и на постоянной основе это можно делать,
только осуществляя контроль за сферой распределения социальных ценностей, в
которые включаются и материальные ресурсы, и политические привилегии, и
культурные приоритеты и достижения, и доступность различных форм образования
и досуга. Конечно, контроль не должен быть всеобщим, опускаться до мелочей,
он ничего общего
не имеет с уравнительным
возможность дифференциации
в степени доступности
различных категорий граждан и социальных групп.
4. Типы политических систем
Классификация политических систем отличается большим многообразием, основана
на значительном числе различных критериев. Рассмотрим основные черты
общепризнанных политических систем.
Г. Алмонд выделяет четыре типа политических систем, существующих в
современном мире. Это англо-американская, континентально-европейская,
доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная система. Данная
типология опирается на различные политические культуры.
1. Англо-американская
система характеризуется
культурой. Она гомогенная в том смысле, что политические цели и средства их
достижения разделяют практически все.
Для данной политической культуры свойственна специализация политических
отношений (партий, групп интересов и др.) на выполнении особых функций.
Власть и влияние внутри политической системы разделены, структура глубоко
дифференцирована, четко выражена, организована и бюрократизирована..
2. Континентально-европейские
системы отличаются
политической культуры, имеющей в целом общие корни и общее наследие. Для них
характерно сосуществование старых и новых культур. Политические системы
такого типа существуют прежде всего во Франции, Германии, Италии. Страны
Скандинавии и Бенилюкса занимают промежуточные позиции между континентально-
европейской и англо-американской системами.
3. Доиндустриальные
и частично индустриальные
смешанную политическую культуру. Трудности коммуникации и координации, резко
расходящиеся политические ориентации, слабая степень диверсификации ролей
всех звеньев системы
порождают необходимость в
4. Политические системы тоталитарного типа. Тоталитарная политическая
культура создает принудительный тип политической активности, В ней
отсутствуют добровольные объединения, а политическая коммуникация
контролируется монолитной партией.
Ж. Блондель делит политические системы мира на пять категорий: 1) либеральные
демократии с опорой на либерализм в принятии решений; 2) коммунистические
системы с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к
либеральным средствам его достижения; 3) традиционное государство, обычно
управляемое олигархией и консервативное по своему характеру, поскольку
распределение социальных и экономических благ как правило, весьма
неравномерно; 4) популистские системы, сложившиеся в развивающихся странах в
послевоенные годы и стремящиеся к большому равенству в области экономических
и социальных благ. Они
в известной степени
достижения большего
равенства порой требуются
авторитарно-консервативная система, характерной чертой которой является
проведение активной политики по сохранению сложившегося неравенства,
противостоящая углублению
равенства и политического
Достаточно распространено деление систем на тоталитарные, автократические и
демократические. Критерием их разграничения служит политический режим
как совокупность средств
и методов осуществления
характера и способа взаимоотношения власти, общества (народа) и личности
(граждан).
Понятые «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis» (весь –полный
-целый) и означает
стремление власти
жизни и личную жизнь
граждан. Характерные черты
1. Всеобщая политизация и идеологизация общества. Законодательная,
исполнительная и судебная системы контролируются из одного центра —
политического и идеологического института — партии.
2. Политические свободы и права граждан зафиксированы формально, но реально
отсутствуют. Законы защищают только интересы государства. Действует принцип
«запрещено все, что не приказано».
3. Легальная политическая
оппозиция отсутствует.
проявляются преимущественно в форме диссидентства.
4. В стране признается право на существование только одной правящей партии.
Подавляются всякие попытки создания альтернативных политических и
общественных объединений.
5. Существует строгая цензура над всеми средствами массовой информации,
запрещено критиковать представителей власти.
6. Полиция, армия, спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка
выполняют функции
карательных органов
инструмента массовых репрессий.
7. В обществе функционирует только официальная идеология, жестокому
преследованию подвергаются все иные идейные течения.
8. Власть держится
преимущественно на насилии.
прилагает большие усилия для внедрения государственной идеологии. Это
обеспечивает поддержку
власти со стороны абсолютного
Религия и церковь формально отделены от государства, но находятся под его
жестким контролем.
9. Экономика находится
под жестким контролем
10. Несмотря на жесткий контроль государством всех сфер общественной жизни в
обществе развито взяточничество и коррупция. Люди живут по нормам двойной
морали: «говорим одно, думаем по-другому».
II. Свойственны унитарные формы государства с жесткой централизацией власти.
12. Формально права
национальных меньшинств
существенно ограничены.
Авторитаризм по своим характерным чертам занимает промежуточное положение
между тоталитаризмом и демократией.
Характерные черты авторитаризма:
1. Наиболее влиятельная политическая сила общества - правящая группировка
(доминирующая), в
ее руках прежде всего
при авторитаризме
превосходят законодательную
ограничены.
2. Политические права
и свободы граждан в
Законы преимущественно на стороне государства, а не личности. Действует
принцип: «все, что не разрешено - запрещено».
3. Государство едва терпит легальную оппозицию и всемерно старается сузить
возможность для ее действия. Зачастую оппозиция ставится в такие условия, что
ее деятельность становится невозможной.
4. В стране может быть несколько партий, но они, скорее всего, карликовые и
играют несущественную роль, это в лучшем случае. В худшем случае, все партии,
кроме правящей, запрещены и преследуются законом. В некоторых странах
политические партии отсутствуют вовсе.
5. Существует цензура над всеми средствами массовой информации, которым
разрешено критиковать отдельные недостатки государственной политики, но в
целом, сохраняется лояльность по отношению к правящей системе.
6. Полиция, армия, спецслужбы выполняют функции не только обеспечения
правопорядка, но и функции карательных органов государства. Они на страже
правящего режима и часто используются на
подавлении общественных сил, выступающих против властей. Но эти силы не
проводят массовых репрессий.
7. В обществе доминирует
официальная идеология, но
течения, более или менее лояльно относящиеся к правящему режиму, но занимающие
Информация о работе Политические системы современного российского общества