Политические системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 08:55, курсовая работа

Описание

Современная политическая система - сложнейший комплекс элементов, структур, норм, традиций, социально-психологической природы. В широком значении - это целый мир, имеющий свою жизненную организацию, источники, архетипы и будущее. Сложившаяся система - одновременно и причудливое смешение противоположных идей, эпох, тенденций, разновременных и разнохарактерных реформ и изменений, противоречиво соседствующих друг с другом в одних и тех же актах и институтах и совокупный эффект которых во многом придает ей своеобразный колорит и в то же время лишает ее логической связанности и культурной концептуальности.

Содержание

Введение


Политическая система


Структура политических систем


Функции политических систем


Виды политических систем


Заключение


Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Политология.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)

     Политическая  система структурна, т.е. включает части  или подсистемы разной сложности, их элементы и отношения между ними. Политическая система складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений: двух институциональных - высшего или верхнего (мегоуровень), среднего или промежуточного (мезоуровень), и неинституционального - нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые. Внутри этих структур политическая система включает деление на субъекты политических отношений (руководителей, правящих) и носителей власти, исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы.

     Таким образом, на институциональном макросистемном уровне политическая система включает центральный аппарат государственной  власти (разделенной в демократическом  обществе и в правовом государстве на законодательную, исполнительную и судебную). Вид политической системы зависит от типа общества и правления: приоритет власти главы правительства, т.е. приоритет исполнительной власти), президента (вплоть до так называемой президентской формы правления, допускающей временное или длительное совмещение функций разделенных властей), монарха, парламента (если он наделен прерогативами контроля и исполнительной власти), правящей партии, верховного или конституционного суда; при приоритете права и закона).

     Особую  арбитражную роль играет общественный контроль государственной власти. Он организуется на разных уровнях – (макро- и мезо-) и многими средствами: массовой информации (которую сейчас нередко считают четвертой, информационной властью), ассоциациями (партиями, профсоюзами, массовыми организациями - экологическими, антивоенными или военными, промышленными, культурными и пр.) массовыми движениями (забастовочными и др.), народными обществами (ветеранскими, молодежными, женскими, творческими организациями и т.п.)

     На  том же уровне располагаются теневые, скрытые политические структуры  и функции макровласти: скрытые  действия легальных учреждений высших рангов (государственных, партийных), секретные  документы, распоряжения, приказы и  т.п. акты (государственные и пр. секреты и тайны), скрытый смысл открытых политических действий (интрига, игра), политических текстов (докладов, речей, бесед и т.п.), негласные функции и неявная роль различных официальных лидеров и центральных органов власти и управления, руководства учреждениями, партиями, армией, руководства промышленностью и др., официальные и легально существующие учреждения с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированные учреждения; разведки или контрразведки и т.п.).

     Другой  ряд легально существующих, во всяком случае, неконспиративных, сообществ, примыкающих к макроуровню политической системы или неофициально и неформально входящих в него, образуют различного рода элиты и элитарные содружества (клубы, парламентские Фракции, товарищеские группы и т.п.), группы давления (парламентские лобби, близкое окружение государственной администрации, мозговые центры при руководителях государства и партий.

     Аналогична  по своему строению средняя (мезо-) структура  политической системы. Она образована аппаратами управления, органами выборной и назначаемой власти, которые непосредственно слиты со структурами макроуровня, но составляют его периферию. Они расположены в политическом пространстве между высшими эшелонами государственной власти и обществом, которое они связывают с государством.

     Структуры среднего уровня служат связующим звеном между макроструктурами политической системы и обществом, организуют их отношения, передают импульсы государственных  центров власти обществу и его  ответные реакции - инициаторам политики. В организации осуществления политического процесса мезоуровень политической системы играет ключевую роль. На этом уровне формируются наиболее влиятельные бюрократические аппараты управления и самые массовые параллельные (теневые) структуры. К скрытым функциям легальных государственных, партийных, административных учреждений на этом уровне при определенных условиях (экономические трудности, неразвитые гражданские отношения, идеологические и политические конфликты и т.п.) добавляются особенно распространенные конфликты аппаратов и их лидеров, групповщина, земляческие и кровно родственные связи, противоправная активность и коррупция официальных лиц и властей. На этом же уровне формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, черный рынок, организация преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода), которые имеют тенденции смыкаться с легальными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние.

     Микроуровень  политической системы образуется массовым участием общественных групп, классов и слоев, граждан общества в политической жизни.

     Пространство  микроструктур отнюдь не ограничивается неким нижним, массовым уровнем. В  нем расположено все, в принципе, общество и все его граждане, с  их политическими взглядами, формами участия в совместной политической жизни, хотя политические роли организационно и функционально их разделяют по разным уровням. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 Функции политической системы   

     Все социальные системы имеют четыре общих основных функции:

     - система должна соответствовать своей "модели", особенно в аспекте управления и контроля над обществом;

     - она должна адаптировать и регулировать свои отношения с внешней средой и другими системами;

     - она должна интегрировать свои функции и задачи, т. е. определять отношение между составляющими ее элементами;

     - система, имея конкретные цели, должна делать все для достижения этих целей, а именно: формулировать их, осуществлять соответствующие меры, ориентировать на них население.

     В связи с этим основными функциями политической системы как целого являются следующие:

     - определение целей и задач общества, выработка программ деятельности в соответствии с интересами граждан страны. Цели могут быть: ближайшими, промежуточными и конечными; экономическими, социальными, политическими, идеологическими.

     - мобилизация ресурсов и организация деятельности общества на осуществление целей и задач;

     - укрепление единства общества;

     - распределение ценностей в соответствии с интересами всего общества и отдельных социальных групп, наций, каждого человека;

     - урегулирование конфликтов.

     Функционирование  политической системы затрагивает  также вопросы: кто должен управлять, каким должно быть управление, каковы законные пределы государственных усилий.

     Развитая  политическая система может обеспечить свое выживание тем, что способствует распространению позиций, благоприятствующих сохранению системы, через структуры политической социализации.

                 Виды  политических систем 

     В современном мире существуют многообразные  политические системы. На процесс их формирования и функционирования оказывает влияние множество факторов: исторические традиции, экономическое развитие, зрелость гражданского общества, геополитические условия и т. д. При этом типы политических систем определяются сущностными способами их организации и функционирования,  они во многом зависят от характера политической власти и политического режима общества.

     Существуют  различные подходы к определению типов политических систем. Рассмотрим пять основных типов политических систем в обобщенном виде:

     1. Рабовладельческая, феодальная, капиталистическая,  социалистическая система с капиталистической  или социалистической ориентацией, основой типологизации являются общественно-экономические формации.

     2. Демократическая, авторитарная, тоталитарная, основой типологизации выступает  степень демократичности власти  и наличие механизмов разрешения  противоречий.

     3. Англо-американская, Европейская континентальная, доиндустриальная, тоталитарная, основой типологизации является политическая культура.

     4. Административно-командная, соревновательная, социопримирительная, основой типологизации  выступают способы управления  обществом. 

     5. Этакратическая, демократическая, где основой типологизации является место и роль государства в политической системе, авторы.

           Политические системы  можно исследовать с разных позиций. Типологизация политических систем несет на себе методологическую и  прикладную нагрузку. Так, первая теория утверждает, что политические системы существуют и функционируют лишь в рамках классового общества, а с отмиранием классов теряют политический характер.

     Основное  различие между политическими системами  заключается в том, как распределяется политическая власть в процессе управления: рассредоточена ли она между несколькими самостоятельными субъектами власти или концентрируется в руках одного субъекта (и монополизируется им), будь то отдельный человек ("диктатор"), законодательное собрание, комитет, хунта или партия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая система классифицируется как конституционная или демократическая. Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта, то система классифицируется как автократическая.

     Типология политических систем общества может  производиться на основе использования различных критериев. Так, если взять за основу формационный, классовый (марксистский) подход, то можно выделить рабовладельческую, феодальную, «азиатскую» (деспотическое государство и общинная собственность), буржуазную и государственно-социалистическую политические системы. С точки зрения эволюции целесообразно выделять традиционную и модернизированную системы. С учетом исторических особенностей развития политики и партий – англо-американскую, европейско-континентальную, развивающихся стран.

     По  критерию характера взаимоотношения с внешней средой политические системы подразделяются на: закрытые - имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны: открытые - активно обмениваются ресурсами, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны.

     По  содержанию и формам управленияразличает политические системы на: либеральные демократии, в которых принятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности; коммунистические системы, ориентирующиеся на ценности равенства, социальной справедливости; традиционные политические системы, опирающиеся на олигархические формы правления и ориентирующиеся на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов;  популистские политические системы, преобладающие в развивающихся странах; они стремятся к большему равенству в распределении благ; авторитарно-консервативные политические системы, преследующие цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения.

     По  этим критериям можно выделить три  основных типа политических систем: демократическую, авторитарную и тоталитарную.

     Демократическая. Характерные черты:

     1.Власть  разделена на независимые друг  от друга исполнительную и  законодательную и судебные власти. Верховный законодательный орган - парламент. Исполнительная высшая власть действует в пределах своих прерогатив. Судебная власть имеет полномочия отменить как решения законодательной, так и исполнительной власти.

     2. Граждане обладают большим объемом  прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. Закон закрепляет, прежде всего, права личности. Главный принцип: «все, что не запрещено - разрешено».

     3. Легальная оппозиция пользуется всеми политическими правами и свободами, как и находящееся у власти большинство. В демократическом обществе оппозиция является неотъемлемым элементом политического процесса.

     4. Функционирует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую на законных основаниях в результате выборов.

     5. Средства массовой информации полностью свободны от цензуры и могут не только критиковать власти на законных основаниях, но и существующую форму государственного правления, не призы-при этом к его насильственному свержению, что в условиях демократии запрещено законом.

Информация о работе Политические системы