Политические системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 08:55, курсовая работа

Описание

Современная политическая система - сложнейший комплекс элементов, структур, норм, традиций, социально-психологической природы. В широком значении - это целый мир, имеющий свою жизненную организацию, источники, архетипы и будущее. Сложившаяся система - одновременно и причудливое смешение противоположных идей, эпох, тенденций, разновременных и разнохарактерных реформ и изменений, противоречиво соседствующих друг с другом в одних и тех же актах и институтах и совокупный эффект которых во многом придает ей своеобразный колорит и в то же время лишает ее логической связанности и культурной концептуальности.

Содержание

Введение


Политическая система


Структура политических систем


Функции политических систем


Виды политических систем


Заключение


Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Политология.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)

     6. Армия и спецслужбы - важные опоры государства, выполняют функции, обеспечивающие внутреннюю и внешнюю безопасности государства и общества. Их действия регулируются и ограничены законом. Основные функции по поддержанию правопорядка принадлежат не армии и спецслужбам, а полиции и судам.

     7. В обществе отсутствует какая-то одна официальная идеология. В условиях плюрализма многие идейные течения противостоят друг другу; сохраняются общенациональные мировоззренческие ценности. Церковь отделена от государства, и государство не вмешивается в дела церкви. Государственная власть носит светский характер.

     8. Граждане открыто и свободно выражают мысли и позиции. при всей критике действий властей большинство общества сознательно и убежденно поддерживает демократические ценности. Возможен время от времени раскол общества на остро противостоящие друг другу политические силы Гражданское общество является совокупностью общественных отношений, при которых общественные силы ведут общественную деятельность независимо от государства, и в тоже время тесно сотрудничают с ним.

     9. Наряду с государственной существуют и другие формы собственности, но частный сектор является ведущей силой экономики. Частное предпринимательство ограничено государственным регулированием, носящим не прямой, а опосредованный характер. Экономика может быть как высокоэффективна, так и малоэффективна.

     10. В демократическом обществе могут происходить многие негативные явления, и в то же время дисциплина основывается преимущественно на личном интересе, а не на принуждении со стороны властей. В демократической обществе терпимо относятся к различным нормам морали. Демократии часто может сопутствовать высокий уровень преступности

     11. Унитарные и федеративные (конфедеративные) формы власти. Однако при унитарной форме государственного устройства в условиях демократии власть на местах имеет большие полномочия.

     12. Права национальных меньшинств соблюдаются, как правило, в полном объеме.

     Тоталитаризм. Характерные черты:

     1. Всеобщая политизация и идеологизация общества. Законодательная, исполнительная и судебная системы контролируются из одного центра — политического и идеологического института — партии.

     2. Политические свободы и права граждан зафиксированы формально, но реально отсутствуют. Законы защищают только интересы государства. Действует принцип «запрещено все, что не приказано».

     3. Легальная политическая оппозиция отсутствует. Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в форме диссидентства.

     4. В стране признается право на существование только одной правящей партии. Подавляются всякие попытки создания альтернативных политических и общественных объединений.

     5. Существует строгая цензура над всеми средствами массовой информации, запрещено критиковать представителей власти.

     6. Полиция, армия, спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов государства и выступают в качестве инструмента массовых репрессий.

     7. В обществе функционирует только официальная идеология, жестокому преследованию подвергаются все иные идейные течения.

     8. Власть держится преимущественно на насилии. Вместе с тем правящая партия прилагает большие усилия для внедрения государственной идеологии. Это обеспечивает поддержку власти со стороны абсолютного большинства населения. Религия и церковь формально отделены от государства, но находятся под его жестким контролем.

     9. Экономика находится под жестким контролем государственных органов.

     10. Несмотря на жесткий контроль, государством всех сфер общественной жизни в обществе развито взяточничество и коррупция. Люди живут по нормам двойной морали: «говорим одно, думаем по-другому».

     11. Свойственны унитарные формы государства с жесткой централизацией власти.

     12. Формально права национальных меньшинств провозглашены, на деле существенно ограничены.

     Авторитаризм  по своим характерным чертам занимает промежуточное положение между  тоталитаризмом и демократией.

     Авторитаризм. Основные черты:

     1. Наиболее влиятельная политическая сила общества - правящая группировка (доминирующая), в ее руках прежде всего исполнительная власть, чьи полномочия при авторитаризме превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.

     2. Политические права и свободы граждан в значительной степени ограничены. Законы преимущественно на стороне государства, а не личности. Действует принцип: «все, что не разрешено - запрещено».

     3. Государство едва терпит легальную оппозицию и всемерно старается сузить возможность для ее действия. Зачастую оппозиция ставится в такие условия, что ее деятельность становится невозможной.

     4. В стране может быть несколько партий, но они, скорее всего, карликовые и играют несущественную роль, это в лучшем случае. В худшем случае, все партии, кроме правящей, запрещены и преследуются законом. В некоторых странах политические партии отсутствуют вовсе.

     5. Существует цензура над всеми средствами массовой информации, которым разрешено критиковать отдельные недостатки государственной политики, но в целом, сохраняется лояльность по отношению к правящей системе.

     6. Полиция, армия, спецслужбы выполняют функции не только обеспечения правопорядка, но и функции карательных органов государства. Они на страже правящего режима и часто используются на подавлении общественных сил, выступающих против властей. Но эти силы не проводят массовых репрессий.

     7. В обществе доминирует официальная идеология, но допускаются и другие идейные течения, более или менее лояльно относящиеся к правящему режиму, но занимающие ряд самостоятельных позиций. Церковь формально отделена от государства, но фактически находится под контролем государства и в целом поддерживает правящие классы.

     8. Устойчивая поддержка власти в обществе, которая основана не только на насилии, ион на разделяемой многими официальной идеологии. Большинство общества настроено к стране патриотично и в целом поддерживает правление. Меньшинство же выступает против авторитаризма и борется за переход к демократии. Гражданское общество может существовать, но сильно зависит от государства.

     9. Обширный государственный сектор достаточно жестко регулируется государством. Многие авторитарные режимы вполне уживаются со свободным частным предпринимательством и рыночной экономикой, при этом экономика может быть как высокоэффективна, так и малоэффективна.

     10. При полной регламентации всех сфер общественной жизни в обществе может процветать бесхозяйственность, коррупция, кумовство при разделе официальных должностей. Нормы морали носят преимущественно консервативный характер.

     11. Свойственны унитарные формы государства с жесткой централизацией власти.

     12. Права национальных меньшинств существенно урезаются, ограничиваются.

     В зависимости от ориентации на стабильность или перемены политические системы  подразделяются на:

     а) консервативные; главная цель - сохранять и поддерживать традиционные структуры, положение, сложившееся в политической, экономической и культурной сферах, и особенно форму политической власти;

     б) трансформирующиеся, проводящие общественные преобразования

     Широко  распространено деление политических систем на:

     Традиционные - в их основе лежит неразвитое гражданское  общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический  способ обоснования власти.

     Модернизированные - имеют развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти.

     Политические  системы подразделяют также на: открытые, имеющие динамичную структуру и  широкие связи с другими системами  и средой;

     закрытые, имеющие жестко фиксированную структуру  и минимальные связи со средой.

               Заключение 

     Многообразие типологий политических систем свидетельствует о многомерности политического мира, о возможности его анализа с позиций самых разных критериев.

     Ускорение исторического процесса и глубокие преобразования материальной и духовной жизни современного человечества привели к образованию нового динамичного типа политической организации общества, с более свободными отношениями между частями и элементами политической системы, между государством и обществом, с развитым социальным контролем политической жизни и регулярно действующими правовыми, политическими и культурными механизмами общественных преобразований. Динамическая стабилизация таких систем обеспечивает им большую жизнеспособность и долговечность.

     Политические  системы можно исследовать с  разных позиций. Итак, тип политической системы характеризуется соотношением и взаимодействием ее структурных элементов. От их места, роли, содержания и направленности зависят характер политической системы, а также темпы развития общества в целом. Любая политическая система нуждается в признании ее со стороны общества. Это признание может быть активным или пассивным, открытым или скрытым, осознанным или бессознательным, добровольным или принудительным.

     Возможность признания политической системы  обществом более вероятна, если она выражает объективные потребности людей. Однако между легитимацией политической системы и тем, как она реагирует на общественные потребности, нет прямой и однозначной связи. В некоторых случаях она может пользоваться поддержкой, не выражая коренных интересов масс. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Список  использованной литературы 

  1. Предвечный  Е.Л. Основы политической социологии. Вып. 2. Ростов н/Д, 2008.
  2. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. М.,2003.
  3. Борисов В. К. Теория политических систем. – М.: Знание, 2001
  4. Белов Г. А. Политология. – М., 2004
  5. Политология: Учебник для вузов/С.В.Решетников, Н.П.Денисюк, М.Ф.Чудаева и др., -Мн.,-ТетраСистемс, - 2005
  6. Политология. Учебник / Под ред. В.Д. Перевалова. -М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА · М),  1999.
  7. Основы теории политической системы. - М.׃ Юрид.лит., 1985.

Информация о работе Политические системы