Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:32, реферат
Цель данной работы – изучение сложившейся в России идейно-политической обстановки. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Рассмотрение основных идейно-политических течений,
Изучение основных идей политических течений,
Выявление сходств и различий между ними.
Введение 3
1. Основные политические течения .....................................................4
2.Особенности становления партийной системы……………………….9
3. Политический плюрализм в России…………………………………..13
4. Политические течения в современной России……………………….15
Заключение 22
Список использованных источников 23
Приложение 24
Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф. Решетнева
Международная Высшая Школа
Кафедра МВШ
Реферат
по дисциплине «Политология»
ТЕМА: Политические течения в современной России.
Красноярск 2012
Содержание
Введение 3
1. Основные политические
течения ......................
2.Особенности становления партийной системы……………………….9
3. Политический плюрализм в
4. Политические течения в современной России……………………….15
Заключение 22
Список использованных источников 23
Приложение 24
Введение
В политической жизни общества чрезвычайно важное место принадлежит разным идейно-политическим течениям не только как определенному способу толкования политической реальности, а и как способа политических действий, которые направлены на сохранения или, наоборот, на смену существующей политической реальности. Итак, идейно-политические течения в общественной жизни объединяют одновременно теорию и практику, раздумья и действия, рациональные модели мышления и эмоциональные расположения духа, которые оказывают содействие формированию у человека надлежащей ориентации в политических процессах.
В нашей стране сейчас масса организаций, объединяющих людей по идейным установкам, социально-экономическим, национально-религиозным и иным интересам. Эти организации отражают сложную, во многом противоречивую структуру формирующегося гражданского общества, многообразие потребностей индивидов, несовпадение их ценностных ориентаций, идеалов и убеждений. Особое место среди таких объединений граждан принадлежит политическим партиям и общественно-политическим движениям, которые на сегодняшний день являются главным инструментом взаимосвязи между государством и гражданским обществом.
Становление многопартийности в российском обществе, плюрализм и борьба мнений вызвали к жизни закономерные процессы переоценки многих ценностей и привели, в конечном счете, к очевидной трансформации базисных основ, как государственности, так и политической системы в целом.
Цель данной работы – изучение сложившейся в России идейно-политической обстановки. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Основные политические течения.
Либерализм — (от латинского слова liberalis — свободный) по прямому смыслу — свободомыслие, вольнодумство; - это политическая идеология, обосновывающая процесс обособления и становления самостоятельного индивида, ставящая в центр внимания защиту его естественных прав и свобод от вмешательства властей[1].
Либерализм - это комплекс принципов и установок, которые лежат в основе программ политических партий и политической стратегии того или иного правительства или правительственной коалиции либеральной ориентации. Вместе с тем либерализм - это не просто некая доктрина или кредо, он представляет собой нечто неизмеримо большее, а именно тип и способ мышления. Как подчеркивал один из ведущих его представителей XX в. Б. Кроче: «либеральная концепция - метаполитическая, выходящая за рамки формальной теории политики, а также в определенном смысле этики и совпадающая с общим пониманием мира и действительности. Это система воззрений и концепций в отношении окружающего мира, тип сознания и политико-идеологических ориентации и установок, который не всегда ассоциируется с конкретными политическими партиями или политическим курсом. Это одновременно теория, доктрина, программа и политическая практика»[2].
Нужно заметить, что ценности либерализма и демократии, воспринятые в России как единое целое, обозначались в первые годы их освоения только как "демократические" и ни разу как "либеральные". Источники дают возможность установить, что понятие "либерализм" и "либеральный" вошли в обиход не ранее 1990 г. В этом можно увидеть свою логику: до 1990 г. в обществе доминировало убеждение в возможности успеха реформ на основе соединения социализма с демократией, но с 1990 г., когда это убеждение стало стремительно рушиться, в России восторжествовало желание "обустроиться" по западной, т.е. либеральной модели.
Именно в 1991 г.
либеральная демократия окончательно
сменила демократический
Либерализм появился в результате эмансипации личности, он стал проекцией индивидуализма на социальную, политическую и экономическую сферы общественной жизни. Отсутствие культуры и традиции индивидуализма в России делает ясным и почти полное отсутствие либеральных сил в обществе. Главным принципом либерализма является ограничение роли государства [3]: границами государственного вмешательства выступают права личности, в том числе и право на неравенство.
Для либерализма
характерна принципиальная толерантность,
поскольку без взаимной терпимости
сообщество свободных людей невозможно.
Изживание в либерализме
Либерализм не может использовать радикальных, насильственных методов борьбы, оставаясь либерализмом. "Либерализм должен действовать с чрезвычайной осторожностью даже тогда, когда он приступает к устранению тех институтов административного строя, которые представляются ему излишними или даже вредными" [4], — предупреждает В.В. Леонтович, описывая эволюционную, антиреволюционную природу либерализма.
Идеология
либерализма делает возможным
компромиссное объединение
Консерватизм (от лат. conservo – сохраняю, охраняю) - понятие, означающее тип социально-политического мировоззрения, носители которого выступают за сохранение традиционных основ общественной жизни
Консервативные идеи основаны на вечных социальных и нравственных ценностях - уважении к собственным традициям, мудрости предков, приоритете интересов общества.
Главной ценностью консерватизма является человеческая личность, ее достоинство, свобода и ответственность.
Консерваторы считают ценности достоинства, свободы и прав человека - всемирными, общечеловеческими. Но при этом полагают, что нет и не может быть реализации общечеловеческих ценностей вне и помимо национальных и цивилизационных форм.
Так же одной из идей консерватизма является развитие без потрясений, поскольку он выполняет охранительную, сдерживающую функцию в обществе без революционных изменений.
Еще в начале XIX века М.М. Сперанский сформулировал правила, которые можно признать тремя принципами российского консерватизма:
Очевидно, что вольно или невольно, явно или неявно именно консервативные базисные установки являлись основой политической и культурной традиции России.
Современный российский консерватизм может быть определен как идеология, которой свойственны:
Радикализм - (от лат radicalis - коренной) - практическая и идеологическая ориентация политики, цель которой выступает принципиальное изменение общества и политической структуры средствами решительных, кардинальных действий. Радикализм противоположен консерватизму.
Основаниями радикализма являются: стремление угнетенных слоев населения изменить свое социально-политическое положение в обществе и различные интеллектуальные концепции, представители которых критически относятся к существующим политико-культурным отношениям и считают, что данная ситуация может быть изменена при помощи политических и организационных действий. Формы радикализма можно различать по степени активности его представителей, а также в зависимости от глубины планируемых преобразований. Умеренные радикалы стремятся к реформированию общества щадящими средствами с минимумом насилия (либералы, социал-демократы). Экстремисты настаивают на самых решительных способах достижения целей, вплоть до террора. Революционеры пытаются осуществить глубокие преобразования всех общественных институтов на принципиально новой основе (например, общественная собственность на средства производства).
В любом обществе есть политики, настроенные радикально. Они отличаются, в сущности, по соответствию их идеологических и политических позиций реальным условиям, существующим в обществе. Особенно радикализм характерен для социальных образований с обилием противоречий. Чем сложнее противоречия, тем ярче выражена идеология радикализма. Радикализм активизируется в переломные исторические моменты, когда социальные и политические противоречия осознаются и порождают политическую активность.
Радикализм может быть легальным и нелегальным. Крайней формой нелегального радикализма является терроризм. Нелегальный радикализм находится вне закона, он очень опасен, поскольку тесно связан с насилием и авантюризмом. Исторически оправданный радикализм для уменьшения негативных последствий нуждается в сдержках и противовесах, желательно, чтобы он был интеллектуально и культурно обоснован. Россия переживает господство полутаровекового радикализма политиков различных партийных ориентаций, деятельность которых сильно запутала политическую и социальную ситуацию.
Социал-демократизм – это социально-политическое учение и течение, ориентированное на эволюционное развитие, демократический социализм и его достижение путем постепенных реформ. Этой идеологией руководствуются социал-демократические партии, являющиеся важной составной частью левых сил современности, представляющие собой реформистское течение в рабочем движении. Истоки социал-демократии находятся в рабочем движении конца XIX века.[5]
За прошедшие годы политические и идеологические установки социал-демократии эволюционировали, но неизменными остались ее основополагающие принципы. Социал-демократы выступали и выступают за движение к социализму посредством реформирования капиталистического общества. Социалистическая революция и диктатура пролетариата считаются неприемлемыми. Политическая и экономическая системы капиталистического общества признаются наиболее эффективными системами из всех, функционирующих в настоящее время на планете. Государству отводится важная роль в контроле над рынком, в перераспределении национального дохода, в обеспечении социальной защиты населения. Социал-демократы традиционно привержены идее социального партнерства. Парламентская система рассматривается неотъемлемым элементом политической системы, призванной гарантировать права и свободы граждан. В области внешней политики социал-демократы выступают за мир и разрядку международной напряженности.
К основным ценностям демократического социализма относятся: свобода, справедливость, равенство, солидарность. Эти ценности представляют собой не только морально-этические нормы, но и принципы, на которых основывается деятельность современных социал-демократических партий. Свобода определяется как важнейший принцип самовыражения и личности, и коллектива. Каждый человек должен быть свободен от политического принуждения, иметь возможность действовать в соответствии со своими личными целями и индивидуальными возможностями. Справедливость означает эквивалентность жизненных шансов, включая равенство в правах и возможностях. Равенство предполагает одинаковую ценность всех людей.
Информация о работе Политические течения в современной России