Политические течения в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:32, реферат

Описание

Цель данной работы – изучение сложившейся в России идейно-политической обстановки. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Рассмотрение основных идейно-политических течений,
Изучение основных идей политических течений,
Выявление сходств и различий между ними.

Содержание

Введение 3
1. Основные политические течения .....................................................4
2.Особенности становления партийной системы……………………….9
3. Политический плюрализм в России…………………………………..13
4. Политические течения в современной России……………………….15
Заключение 22
Список использованных источников 23
Приложение 24

Работа состоит из  1 файл

Сибирский государственный аэрокосмический университет.docx

— 55.69 Кб (Скачать документ)

 

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева

 

 

Международная Высшая Школа

 

Кафедра МВШ

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Политология»

 

 

ТЕМА: Политические течения в современной России.

 

 

 

 

 

 

                                                             Выполнил: студент группы БМШ-91

                                                             Торлопова Е.С.

                                                             Принял:   И.И. Валишина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

Красноярск  2012


 

 

Содержание

 

Введение           3

1. Основные политические  течения .....................................................4

2.Особенности становления партийной системы……………………….9

3. Политический плюрализм в России…………………………………..13

4. Политические течения в современной России……………………….15

Заключение          22

Список использованных источников      23

Приложение          24

 

 

Введение

В политической жизни общества чрезвычайно важное место принадлежит  разным идейно-политическим течениям не только как определенному способу  толкования политической реальности, а и как способа политических действий, которые направлены на сохранения или, наоборот, на смену существующей политической реальности. Итак, идейно-политические течения в общественной жизни  объединяют одновременно теорию и практику, раздумья и действия, рациональные модели мышления и эмоциональные  расположения духа, которые оказывают  содействие формированию у человека надлежащей ориентации в политических процессах.

В нашей стране сейчас масса  организаций, объединяющих людей по идейным установкам, социально-экономическим, национально-религиозным и иным интересам. Эти организации отражают сложную, во многом противоречивую структуру формирующегося гражданского общества, многообразие потребностей индивидов, несовпадение их ценностных ориентаций, идеалов и убеждений. Особое место среди таких объединений граждан принадлежит политическим партиям и общественно-политическим движениям, которые на сегодняшний день являются главным инструментом взаимосвязи между государством и гражданским обществом.

Становление многопартийности в российском обществе, плюрализм  и борьба мнений вызвали к жизни  закономерные процессы переоценки многих ценностей и привели, в конечном счете, к очевидной трансформации  базисных основ, как государственности, так и политической системы в  целом.

Цель данной работы – изучение сложившейся в России идейно-политической обстановки. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Рассмотрение основных идейно-политических течений,
  2. Изучение основных идей политических течений,
  3. Выявление сходств и различий между ними.
  4. Изучение политических течений в современной России.

1. Основные политические  течения.

Либерализм — (от латинского слова liberalis — свободный) по прямому смыслу — свободомыслие, вольнодумство; - это политическая идеология, обосновывающая процесс обособления и становления самостоятельного индивида, ставящая в центр внимания защиту его естественных прав и свобод от вмешательства властей[1].

Либерализм - это комплекс принципов и установок, которые  лежат в основе программ политических партий и политической стратегии  того или иного правительства  или правительственной коалиции либеральной ориентации. Вместе с  тем либерализм - это не просто некая  доктрина или кредо, он представляет собой нечто неизмеримо большее, а именно тип и способ мышления. Как подчеркивал один из ведущих его представителей XX в. Б. Кроче: «либеральная концепция - метаполитическая, выходящая за рамки формальной теории политики, а также в определенном смысле этики и совпадающая с общим пониманием мира и действительности. Это система воззрений и концепций в отношении окружающего мира, тип сознания и политико-идеологических ориентации и установок, который не всегда ассоциируется с конкретными политическими партиями или политическим курсом. Это одновременно теория, доктрина, программа и политическая практика»[2].

Нужно заметить, что ценности либерализма и демократии, воспринятые в России как единое целое, обозначались в первые годы их освоения только как "демократические" и ни разу как "либеральные". Источники дают возможность установить, что понятие "либерализм" и "либеральный" вошли в обиход не ранее 1990 г. В этом можно увидеть свою логику: до 1990 г. в обществе доминировало убеждение в возможности успеха реформ на основе соединения социализма с демократией, но с 1990 г., когда это убеждение стало стремительно рушиться, в России восторжествовало желание "обустроиться" по западной, т.е. либеральной модели.

Именно в 1991 г. либеральная демократия окончательно сменила демократический социализм  в качестве кредо модернизации в  России. В контексте этой перемены укоренилось и обрело популярность понятие "либерализм".

Либерализм появился в результате эмансипации личности, он стал проекцией индивидуализма на социальную, политическую и экономическую  сферы общественной жизни. Отсутствие культуры и традиции индивидуализма в России делает ясным и почти  полное отсутствие либеральных сил  в обществе. Главным принципом  либерализма является ограничение  роли государства [3]: границами государственного вмешательства выступают права личности, в том числе и право на неравенство.

Для либерализма  характерна принципиальная толерантность, поскольку без взаимной терпимости сообщество свободных людей невозможно. Изживание в либерализме враждебности к "чужим" имеет и оборотную  сторону: ослабление интереса к политике, уход в частную жизнь, индивидуализация политического сознания.

Либерализм не может использовать радикальных, насильственных методов борьбы, оставаясь либерализмом. "Либерализм должен действовать  с чрезвычайной осторожностью даже тогда, когда он приступает к устранению тех институтов административного  строя, которые представляются ему  излишними или даже вредными" [4], — предупреждает В.В. Леонтович, описывая эволюционную, антиреволюционную природу либерализма.

  Идеология  либерализма делает возможным  компромиссное объединение многих  политических сил, имеющих несовпадающие  интересы, на предельно общей  основе признания либеральных  ценностей и свобод, в рамках  которых находится место и  демократическим правам народа, и государству, осуществляющему  реформы правовым путем.

Консерватизм (от лат. conservo – сохраняю, охраняю) - понятие, означающее тип социально-политического мировоззрения, носители которого выступают за сохранение традиционных основ общественной жизни

Консервативные  идеи основаны на вечных социальных и  нравственных ценностях - уважении к  собственным традициям, мудрости предков, приоритете интересов общества.

Главной ценностью  консерватизма является человеческая личность, ее достоинство, свобода и  ответственность.

Консерваторы  считают ценности достоинства, свободы  и прав человека - всемирными, общечеловеческими. Но при этом полагают, что нет и не может быть реализации общечеловеческих ценностей вне и помимо национальных и цивилизационных форм.

Так же одной  из идей консерватизма является развитие без потрясений, поскольку он выполняет  охранительную, сдерживающую функцию  в обществе без революционных  изменений.

Еще в начале XIX века М.М. Сперанский сформулировал  правила, которые можно признать тремя принципами российского консерватизма:

  1. не терять времени, но избегать торопливости;
  2. каждое установление открывать не прежде, чем все его образование будет подготовлено (или, говоря современным языком, - опережающее социальное обеспечение реформ);
  3. переход от настоящих установлений к новым учредить так, чтобы он оказался самым простым и естественным. [5].

Очевидно, что  вольно или невольно, явно или неявно именно консервативные базисные установки  являлись основой политической и  культурной традиции России.

Современный российский консерватизм может быть определен  как идеология, которой свойственны:

  1. осмысление принципов существования человека и общества в идейно-мировоззренческом контексте российской культуры;
  2. стремление к практическому воплощению ценностей российской культуры во всех сферах общественного бытия.

Радикализм - (от лат radicalis - коренной) - практическая и идеологическая ориентация политики, цель которой выступает принципиальное изменение общества и политической структуры средствами решительных, кардинальных действий. Радикализм противоположен консерватизму.

Основаниями радикализма  являются: стремление угнетенных слоев  населения изменить свое социально-политическое положение в обществе и различные  интеллектуальные концепции, представители  которых критически относятся к  существующим политико-культурным отношениям и считают, что данная ситуация может  быть изменена при помощи политических и организационных действий. Формы  радикализма можно различать  по степени активности его представителей, а также в зависимости от глубины  планируемых преобразований. Умеренные  радикалы стремятся к реформированию общества щадящими средствами с минимумом  насилия (либералы, социал-демократы). Экстремисты настаивают на самых  решительных способах достижения целей, вплоть до террора. Революционеры пытаются осуществить глубокие преобразования всех общественных институтов на принципиально  новой основе (например, общественная собственность на средства производства).

В любом обществе есть политики, настроенные радикально. Они отличаются, в сущности, по соответствию их идеологических и политических позиций реальным условиям, существующим в обществе. Особенно радикализм характерен для  социальных образований с обилием  противоречий. Чем сложнее противоречия, тем ярче выражена идеология радикализма. Радикализм активизируется в переломные исторические моменты, когда социальные и политические противоречия осознаются и порождают политическую активность.

Радикализм может быть легальным и нелегальным. Крайней  формой нелегального радикализма является терроризм. Нелегальный радикализм находится вне закона, он очень  опасен, поскольку тесно связан с  насилием и авантюризмом.  Исторически  оправданный радикализм для уменьшения негативных последствий нуждается  в сдержках и противовесах, желательно, чтобы он был интеллектуально  и культурно обоснован. Россия переживает господство полутаровекового радикализма политиков различных партийных ориентаций, деятельность которых сильно запутала политическую и социальную ситуацию.

Социал-демократизм – это социально-политическое учение и течение, ориентированное на эволюционное развитие, демократический социализм и его достижение путем постепенных реформ. Этой идеологией руководствуются социал-демократические партии, являющиеся важной составной частью левых сил современности, представляющие собой реформистское течение в рабочем движении. Истоки социал-демократии находятся в рабочем движении конца XIX века.[5]

За прошедшие годы политические и идеологические установки социал-демократии эволюционировали, но неизменными остались ее основополагающие принципы. Социал-демократы выступали и выступают за движение к социализму посредством реформирования капиталистического общества. Социалистическая революция и диктатура пролетариата считаются неприемлемыми. Политическая и экономическая системы капиталистического общества признаются наиболее эффективными системами из всех, функционирующих в настоящее время на планете. Государству отводится важная роль в контроле над рынком, в перераспределении национального дохода, в обеспечении социальной защиты населения. Социал-демократы традиционно привержены идее социального партнерства. Парламентская система рассматривается неотъемлемым элементом политической системы, призванной гарантировать права и свободы граждан. В области внешней политики социал-демократы выступают за мир и разрядку международной напряженности.

К основным ценностям демократического социализма относятся: свобода, справедливость, равенство, солидарность. Эти ценности представляют собой не только морально-этические нормы, но и принципы, на которых основывается деятельность современных социал-демократических партий. Свобода определяется как важнейший принцип самовыражения и личности, и коллектива. Каждый человек должен быть свободен от политического принуждения, иметь возможность действовать в соответствии со своими личными целями и индивидуальными возможностями. Справедливость означает эквивалентность жизненных шансов, включая равенство в правах и возможностях. Равенство предполагает одинаковую ценность всех людей.

Информация о работе Политические течения в современной России