Политические тезисы В.В. Путина посоциальной политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:00, доклад

Описание

Россия - социальное государство. Мы имеем гораздо более высокий уровень социальных гарантий, чем страны с сопоставимым уровнем производительности труда и доходами на душу населения. В последние годы расходы бюджетной системы на социальную сферу составляют более половины в общих бюджетных расходах. Только за последние четыре года они выросли в абсолютном выражении в 1,5 раза - а в доле ВВП с 21% до 27%. Ни одна из социальных гарантий не была поколеблена в условиях кризиса 2008 - 2009 годов. Более того, даже в этот период росла зарплата работников бюджетного сектора, увеличивались пенсии и другие социальные выплаты.

Работа состоит из  1 файл

Россия.docx

— 52.12 Кб (Скачать документ)

 

Надо вернуть  престиж и высокое качество российского  высшего образования. Неприемлемо, когда мы зачисляем на бюджетные  места (в том числе в сложных  инженерных вузах) таких абитуриентов, которые по уровню своих знаний просто не смогут учиться по выбранной специальности. Надо создать такую систему, при  которой поступать на бюджетные  места будут в основном те, кто  имеет отличные и хорошие результаты по профильным предметам или являются победителями предметных олимпиад. 

 

Программы обучения в их прикладной части должны формироваться  при непосредственном участии объединений  работодателей. Мы - вместе с другими  развитыми странами - уже нашли  оптимальную форму подготовки профессионалов, владеющих прикладными компетенциями. Это прикладной бакалавриат, соединяющий  базовое фундаментальное образование  с получением востребованной на рынке  конкретной квалификации. Теперь необходимо последовательно его развивать. К 2018 году доля прикладных бакалавров должна составить не менее 30 - 40% выпуска  наших вузов. 

 

Восьмое. Надо навести  элементарный порядок в системе  высшего образования. На рынке существует большое количество вузов (в том  числе государственных), которые  прямо нарушают право человека на получение добротных знаний. Рособрнадзор действует в этом отношении неэффективно. Предлагаю в 2012 - 2014 гг. силами наших  ведущих университетов с привлечением ученых РАН и международных экспертов  провести аудит всех образовательных  программ высшего профессионального  образования. В первую очередь - по экономике, юриспруденции, управлению, социологии.  

 

Вузы, которые потеряли рынок труда для своих выпускников, которые не ведут серьезных исследований, будут присоединены к сильным  университетам со сложившимися коллективами и традициями. Этот процесс уже  стартовал. Государство выделит  дополнительные средства на восстановление научных школ и на необходимую  дополнительную подготовку студентов  «присоединенных» вузов. 

 

Девятое. Восстановить престиж и актуальность обучения прикладным квалификациям. Привязать  их к конкретным технологиям, представленным на рынке. И обучение вести, как правило, на базе полноценного среднего образования, получаемого в школе. В этом случае потребуется не 3 - 4 года, как сейчас, а не больше года, а иногда и полгода. Зато это будет действительно  напряженный учебный труд - на реальных рабочих местах, с лучшими профессионалами  в качестве наставников. И получать такую подготовку человек сможет не раз в жизни, а по мере необходимости, столько раз, сколько нужно. Создавать  такие центры будем совместными  усилиями государства и работодателей. Профлицеи и колледжи станут многопрофильными центрами, где проводится обучение по широкому набору таких программ. Разумеется, делать это надо осторожно, не ломая сложившихся форм там, где  они работают эффективно и люди ими  довольны. 

 

Инвестиции в  образование станут нашим ключевым бюджетным приоритетом. Ведь это  не только подготовка кадров для экономики, но и важнейший фактор социального  развития общества, формирования объединяющих нас ценностей. В этом отношении роль образования смыкается с ролью культуры. 

 

Надо признать, - в прошедшее десятилетие внимание к развитию культуры было недостаточным. Нас успокаивали, с одной стороны, растущий платежеспособный спрос на посещение концертов и театров, а с другой - широкое распространение  интернета, в котором неплохо  представлены в том числе вполне достойные культурные блага. Разумеется, государство, со своей стороны, стимулировало  художественное творчество и поддерживало музеи, библиотеки и другие учреждения культуры. Но масштабы такого рода активности отставали от роста коммерческой составляющей в сфере досуга. Излишне  коммерциализированными (а многие говорят  прямо - пошлыми) стали и программы  федеральных телеканалов. 

 

В результате мы видим  «расходящиеся ножницы» поддержки  и потребления культуры: по сравнению  с 1990 годом число музеев и театров  выросло, а количество их посещений - упало. 

 

Было бы неправильно  административными методами подавлять  коммерчески ориентированную активность в этой сфере. В конце концов люди голосуют своими деньгами. Однако миссия культуры, искусства никак не ограничивается этими рамками, и государство  вместе с меценатами призвано создавать  необходимые условия для реализации этой миссии. 

 

Первое. Необходимо обеспечить широкий, без каких-либо ограничений, доступ каждого гражданина к национальным и мировым культурным ценностям. Государство поддержит  формирование публичных электронных  библиотек, музейных и театральных  интернет-ресурсов, будет приобретать  права на бесплатное размещение в  интернете выдающихся фильмов и  спектаклей. 

 

Второе. Культурные практики должны вернуть себе ключевое место в организации досуга людей. Мы будем развивать систему самодеятельного  художественного творчества - начиная  со школы, где необходимо предусмотреть  позицию организатора детского творчества (которым в каждом данном случае может быть режиссер, художник, хореограф  или музыкант) и выделить другие необходимые ресурсы. Важно, чтобы  дети уже в школе приобщались  к национальной культуре народов  России. 

 

В крупных и средних  городах будет развиваться практика, когда музеи работают допоздна. «Ночи  музеев» успешно проходят в Москве, в других наших городах. 

 

Особое внимание государство будет уделять работе музеев, театров, библиотек и творческих клубов в малых городах. Сейчас там  наибольший дефицит культурного  досуга. Министерству культуры вместе с руководителями регионов надо создать - и широко обсудить с интеллигенцией - проект государственной программы  развития культуры в малых городах.  

 

С учетом того, что  значительная часть музейных ценностей  находится в запасниках, а не в  выставочных залах - надо создать  передвижной фонд наших национальных музеев, который наполнит галереи  малых и средних городов России, даст возможность многим людям прикоснуться к высокой культуре. 

 

Третье. Будет расти  финансирование системы грантов, предоставляемых  на конкурсной основе деятелям искусства  и художественным коллективам, в  том числе молодежным. Надо перенять практику приглашения молодых деятелей искусства из разных стран - предоставления им стипендий, условий для творчества и общения друг с другом. Такие  международные центры есть во многих городах Европы и вносят большой  вклад не только в качество культурной среды, но и в распространение  в мире национальной культуры. В  свою очередь, мы будем расширять  стипендиальные программы и для  молодых российских деятелей искусств - давая им возможность поработать в новых для себя городах и  регионах. 

 

Четвертое. Цифровое телевидение дает возможность создать  общенациональные специализированные каналы. Нам нужно иметь каналы, посвященные классической музыке, театру, изобразительному искусству и архитектуре, «литературный» и «исторический» каналы. И, конечно, несколько каналов «детской классики» для каждого возраста.  

 

Сохранение  человека 

 

В 2011 году была создана  принципиально новая правовая база развития российского здравоохранения. С ее помощью четче и справедливее будут распределяться средства на финансирование медицины, а пациенты получат широкие  возможности выбирать врача и  лечебное учреждение. На полную реализацию возможностей, которую создает правовая база, уйдет несколько лет. В это  время необходимо решить еще целый  ряд проблем отечественного здравоохранения.  

 

Первое. Пациенты не удовлетворены качеством медицинских  услуг. В первую очередь это связано  с квалификацией врачей и медсестер. Одновременно с обеспечением конкурентоспособной  зарплаты медиков необходимо в течение  ближайших 4 лет провести оценку уровня профессиональной квалификации врачей, причем сделать это в сочетании  с обновлением программ повышения  квалификации. Профессиональные ассоциации медиков должны сыграть решающую роль в такой оценке. 

 

Второе. Немалые  резервы повышения качества медицинского обслуживания связаны с улучшением его организации. В большинстве  случаев амбулаторное лечение комфортнее для пациента и дешевле для  государства. Недаром в экономически развитых странах его доля в составе  медицинской помощи намного выше, чем у нас. 

 

Но, улучшая и  развивая амбулаторное лечение, мы должны учитывать, что его эффективность  зависит от применяемых медикаментов. Нужна продуманная дорожная карта  развития лекарственного обеспечения. Иначе мы просто потратимся на подарок  зарубежной фарминдустрии. Мы уже приняли  программу развития отечественной  фармацевтической промышленности, производства медицинской техники, направив на эти  цели большие средства - больше 120 миллиардов рублей. Теперь надо принять меры по организации рынка такой продукции, системе информирования потребителей. Последним должны заниматься врачи, их профессиональное сообщество - а  не сами производители лекарств и  оборудования. 

 

Третье. Необходимо повысить ответственность каждого  человека за состояние своего здоровья. Иначе никаких денег не хватит. Сегодня у нас 80% людей не занимаются физкультурой или спортом, 65% регулярно  употребляют крепкие спиртные напитки  или курят, 60% проходят медобследования  только в случае болезни. При этом большинство опрошенных уверено, что  следят за своим здоровьем! 

 

Четвертое. Охрана здоровья - это прежде всего предотвращение заболеваний, и ключевую роль здесь  имеет формирование здорового образа жизни. Мы будем создавать условия  для бесплатных занятий физкультурой по месту жительства и на работе, настойчиво и жестко бороться с распространением наркотиков, принимать меры, нацеленные на снижение потребления алкоголя и  табака. 

 

Жилье 

 

Обеспеченность  граждан России жильем с советского времени выросла на 40% - до 22 м2 на человека. Доля коммуналок упала в  четыре раза. Но если сравнивать с европейскими странами, с США, - то, что мы имеем, выглядит очень скромно. Непомерно, непропорционально возросла стоимость  жилья. У нас сейчас только четверть граждан имеет возможность построить  или приобрести новое жилье. По расчетам экспертов, если откладывать всю  зарплату, то на квартиру в 54 м2 в 1989 году можно было накопить за 2,5 года, а  сейчас - за 4,5. (Это при том, что  относительная стоимость большей  части товаров резко упала, они  стали доступнее). Именно снижение доступности  жилья воспринимается многими нашими гражданами как снижение качества жизни  по сравнению с СССР. Отсутствие перспектив в этой области искажает жизненные приоритеты людей. 

 

Мы сегодня помогаем получить жилье ветеранам, офицерам армии, молодым семьям. Переселяем людей  из ветхого жилья, где нет человеческих условий для жизни. Мы подсчитали свои возможности - до конца 2012 года выделим  на жилье для ветеранов дополнительно  еще 30 миллиардов рублей. Хочу сказать - мы будем продолжать и расширять эту практику, в первую очередь для молодых семей с детьми. 

 

Но этого недостаточно. Средний класс должен иметь возможность  приобрести новое жилье, используя  ипотечные механизмы. Пока ипотека  недоступна для большей половины среднего класса, особенно в крупнейших городах, где стоимость жилья  завышена. 

 

Что мы предполагаем делать? 

 

Первое - снижать  стоимость строительства, и не за счет заработной платы и охраны труда  рабочих, а за счет снижения цен на строительные материалы, прекращения  раздувания цен из-за коррупционной  нагрузки на строительный бизнес. Он сегодня  буквально тонет в согласованиях. Наверное, две трети усилий и затрат специалистов строительных фирм приходятся на прохождение разнообразно выстроенных  бюрократических барьеров, а не на организацию производства. 

 

Мы введем конкурентный порядок экспертизы строительных проектов - сегодня многие проекты лежат  там буквально годами. Строители  могут обратиться не только к государственной, но и к частной экспертизе. Мы переведем излишние процедуры согласования и строительного надзора в  уведомительные - строителям это позволит сэкономить большие ресурсы. 

 

На региональном уровне надо обеспечить устранение искусственного монополизма как строителей, так  и поставщиков базовых строительных материалов. В ряде регионов есть, например, монополия даже на песчаные и гравийные  карьеры. И почему-то эти карьеры  принадлежат родственникам и  знакомым людей, руководивших в свое время этими регионами. 

 

В совокупности мы можем  снизить цены на современное комфортабельное  жилье не менее чем на 20%, а в  отдельных регионах - до 30%. 

 

Второе. Введение в  экономический оборот большого количества земельных участков - как в ходе расширения «агломерационного радиуса» крупных городов, строительства  местной дорожной и инфраструктурной сети (я об этом писал в «экономической»  статье), так и в результате изъятия  их у тех государственных учреждений и ведомств, где они лежат мертвым  грузом. Здесь не может быть никаких  «священных коров». При этом земля  должна предоставляться тем, кто  строит социальное, экономичное жилье  и социальные объекты - бесплатно (в  обмен на ограничение продажной  цены жилья). Правительство представит соответствующую программу не позднее  осени этого года. 

 

Третье. Цена ипотеки  должна снизиться вместе со снижением  инфляции. Должны получить развитие сберегательно-накопительные  механизмы - типа немецких стройсберкасс. Мы начали ряд региональных пилотных проектов в этой области, будем их расширять. Наконец мы будем расширять  программу субсидирования процентной ставки по ипотеке для молодых  семей, а также для работников бюджетного сектора. На это могут  быть направлены средства, которые  будут высвобождены после завершения олимпийских строек в Сочи, объектов АТЭС на Дальнем Востоке, а также  после завершения программы обеспечения  жильем офицеров Вооруженных сил. 

Информация о работе Политические тезисы В.В. Путина посоциальной политике