Политические воззрения Н. Макиавелли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 13:09, реферат

Описание

Со времен существования организованного общества многие пытались давать те или иные определения обществу, власти, виду управления и подчинения и основным процессам, протекающим в жизни государства. Многие века человечество изменялось: менялась жизнь, общество, представления об этике и морали, доступности и ограниченности свободы и действий, о власти немногих и большинства, о том, кто должен править, а кто подчиняться. Эволюция политической мысли принимала различные формы и виды. Строились новые теории и исчезали старые, не отвечающие существующим нормам политического права; защищались или отрицались мнения и утверждения мыслителей и претворялись в жизнь, либо навсегда оставались в безвестности, идеи политических деятелей.

Содержание

Введение……………………………………………………………......…….3
1. Биография Никколо Макиавелли ……………………...............……6
2. Проблематика исследований Никколо Макиавелли
2.1 Реальность Макиавелли ……………………………………………..….9
2.2 Религия в государстве ……….……………………………………...…12
2.3 Щедрость и бережливость ………………………………………....….14
2.4 Народ и государство ……………………………………………....…..18
2.5 Величие в войне ……………………………………………..…..……..21
2.6 Историзм Макиавелли ………………………………………….…..….24
Заключение………………………………………………………….………26
Список использованной литературы………………

Работа состоит из  1 файл

Политология (Автосохраненный).doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

                                               МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ 
                            ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
                                    ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА                           

Кафедра конституционного, административного и муниципального права 
 
 
 
 
 
 

                                                       Реферат  

                                          по учебной дисциплине 

                                                «Политология»  

              на тему: «Политические воззрения Н. Макиавелли.» 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                           Студент V курса

                                                                           заочного отделения

                                                                           группа        (ЮзМ) − 540                

                                                                           Крохалёв Максим Владимирович

                                 

    

Сдал:___________2011 г.                                                                                                                  

                  (подпись, дата)                                                                                                                                 
 

Принял:_________2011 г.                               Преподаватель                                                                 

                    (подпись, дата)                                           кафедры КАиМП                                                                           

                                                                             Садриева Фарима Нажмиевна 
 
 
 
 

                                                    Миасс 2011  

              Содержание 

Введение……………………………………………………………......…….3

1. Биография Никколо Макиавелли ……………………...............……6

2. Проблематика исследований  Никколо Макиавелли  

2.1 Реальность Макиавелли ……………………………………………..….9

2.2 Религия в государстве ……….……………………………………...…12

2.3 Щедрость и бережливость ………………………………………....….14

2.4 Народ и государство ……………………………………………....…..18

2.5 Величие в войне ……………………………………………..…..……..21

2.6 Историзм Макиавелли ………………………………………….…..….24 

Заключение………………………………………………………….………26 

Список  использованной литературы………………………………....…28 

 

      Введение 

     Со  времен существования организованного  общества многие пытались давать те или  иные определения обществу, власти, виду управления и подчинения и основным процессам, протекающим в жизни государства. Многие века человечество изменялось: менялась жизнь, общество, представления об этике и морали, доступности и ограниченности свободы и действий, о власти немногих и большинства, о том, кто должен править, а кто подчиняться. Эволюция политической мысли принимала различные формы и виды. Строились новые теории и исчезали старые, не отвечающие существующим нормам политического права; защищались или отрицались мнения и утверждения мыслителей и претворялись в жизнь, либо навсегда оставались в безвестности, идеи политических деятелей. Механизмы политической власти за долгое время существования цивилизаций прошли многоуровневую систему проб и ошибок, на практике показав все свои плохие и хорошие стороны, полезные и абсолютно ненужные качества.

     У истоков общества стояли выработанные скорее природой, а не планомерной  человеческой мыслью, правила подчинения физической силе, организации вертикали  власти с позиции примитивного, но действенного вождизма. Социальная дифференциация, расслоение общества, выделение знати, как основы единоличной власти или управленческого аппарата – всё это способствовало постепенному и закономерному формированию, укреплению и перерастанию в традицию (впрочем, не всегда себя оправдывавшую) монархической власти. Лидер, вождь, деспот, тиран, царь или король, обладая практически безграничными возможностями в своем государстве, мог вести любую политику и вершить дела по личному усмотрению, не опираясь при этом ни на многочисленных советников, которых всегда хватало при дворе обличенных властью; ни на народ, пребывавший в постоянном страхе перед наказанием, неминуемым за неподчинение. По повелению Его Величества начинались и заканчивались войны, строились и разрушались города, рождались и умирали люди. Из века в век наука управлять передавалась потомкам великих, храня традиции и добавляя что-то новое.

     Но  что же такое наука управлять  государством? Многие задумывались над  этим. В древней Греции, где полис  стал основой общества, осью государственности, Аристотель и Платон – проповедники демократической мысли, считали демократию лучшей из форм правления, предоставляющую свободу людям самим устраивать жизнь. Руссо развил эту теорию, расширив рамки определения представительной демократии, снова отдавая исполнительную власть в руки монарха либо ограниченному кругу лиц. Правление народом, как основы существования государства, признавали все политики и государственные деятели прошлого и в некоторой, гораздо более мягкой степени, настоящего времени. Неуправляемая толпа – самый главный враг государства. Даже анархистское общество не способно появиться и просуществовать достаточно долго без оформления лидера и некой власти, которой рано или поздно придется подчиниться. Но как же направить власть в нужное русло, ведь иначе все труды будут напрасны, а власть потеряет устойчивость. Одним из первых, рассмотревших этот вопрос с научной точки зрения, применив свой опыт и практические знания всей истории существования государств, был Никколо Макиавелли.

     Его труды по-разному оценивались современниками и исследователями нашего времени, но за пять веков они отнюдь не потеряли интереса к себе и не утратили актуальности. Управлять ли государством с позиции силы или использовать более либеральные подходы, как вести себя во внешней политике, общаясь с соседними государствами, как устраивать армию и казначейство, как процветать и добиваться могущества во всех сферах деятельности – все эти аспекты чрезвычайно подробно рассматривал и указывал в своих работах Макиавелли. В современном мире эти вопросы, безусловно, уже хорошо проработаны и имеют вид вполне определенный с позиций устоявшихся политических норм. Однако для того чтобы понять, что есть государство теперь и каким оно было, какие эволюционные ступени госаппарата оставили четкие следы в устройстве современных государств, нужно знать труды Макиавелли.

     Объектом  исследования этой работы являются не только правовые взгляды Макиавелли, но и его личность, качества характера  и биография, непосредственным образом  оказавшие влияние на его идеи. Предмет – влияние и использование его идей в историческом процессе. При этом целью было рассмотреть политические взгляды Макиавелли как с точки зрения средневековой этики, морали, правовых норм и ценностей, так и со стороны наблюдателя современности.

Для её достижения необходимо решить следующие задачи:

     - рассмотреть биографию Никколо  Макиавелли;

     - рассмотреть политико-правовые взгляды  Макиавелли и раскрыть сущность  макиавеллизма;

     - найти подтверждения или опровержения  использования концепций власти  Макиавелли в практической политической деятельности.

     Никколо Макиавелли был поистине незаурядной  и талантливой личностью и  неудивительно, что историография  его трудов и биографии занимает достаточно большое место в политической культуре. 

 

      1. Биография Никколо  Макиавелли 

     Для того чтобы лучше понять истоки идей Макиавелли необходимо взглянуть на его богатую биографию, ведь только благодаря большому политическому  опыту он смог ознакомить весь мир  со своими трудами.

     Никколо Макиавелли родился 3 мая 1469 года во Флоренции. Род его был старинным, дворянским. У него имелся свой герб: голубой крест на серебряном фоне с четырьмя голубыми гвоздями по краям. Но голубой кровью Макиавелли не кичились. Уже к середине XIII века, когда Флоренцию разрывали распри между гвельфами и гибеллинами, они встали на сторону народа и с тех пор всегда считались «добрыми полонами». Многие из них были гонфалоньерами и входили в правительство в те годы, когда городом правили богатые купцы и сукноделы, которых именовали тогда «жирный народ». Однако никто из предков Никколо ничем особенным себя не прославил. Богатства они тоже не нажили. Отец Никколо – мессер Бернардо ди Николу ди Буонисенья не был уже даже «жирным». Правда, у него сохранилось небольшое именье в Сант-Андреа, но доход оно почти не приносило. «Я родился бедным – скажет потом Макиавелли – и познал тяготы нужды прежде, чем радость жизни». Однако родители смогли дать своему сыну блестящее классическое образование, пусть даже финансовое положение семьи и не позволило пройти университетский курс. Один из историков заявил, что Макиавелли надо было благодарить судьбу, уберегшую его от университетов того времени. Именно в этих "очагах знания" как нигде сильны были средневековые традиции, и вряд ли сухая схоластика очень обогатила бы ум. Хотя, наверное, даже университет не убил бы в Никколо Макиавелли живости ума и души.

     Никколо повезло и еще в одном - в  его семье было принято нередкое в то время свободное отношение  к религии и Церкви. Даже мать его не была набожной. Наверное, именно это помогло Макиавелли впоследствии реально, а то и критически оценивать роль церкви в жизни Италии.

     В 1498 году, когда ему было 29 лет, он был избран на должность секретаря  второй канцелярии Сеньории. Эта должность  дала возможность приобрести тот  «большой опыт дел нашего времени», без которого он никогда не стал бы Макиавелли. Он оказался в самом центре современной политической жизни, и это ему очень нравилось. Флоренция, во главе которой с 1502 года стоял пожизненный гонфалоньер Пьеро Содерини, быстро оценила острый ум, наблюдательность и неутомимость будущего автора «Рассуждений о первой декаде Тита Ливия».

     В течение 13 лет Макиавелли посылали с самыми ответственными и вместе с тем наиболее деликатными миссиями. Он был не послом республики, а её политическим агентом. Лучшего агента не было, кажется, ни у одного правительства. Впрочем, иногда Макиавелли философствовал и пытался давать советы. Тогда его вежливо одергивали: «Ваш вывод чрезмерно смел – упрекал Макиавелли его приятель и сослуживец Биаджо Буанаккорси, - излагайте точнее факты, а принимать решение предоставьте другим»1. Пьеро Содерини бесконечно доверял Макиавелли, но он считал его слишком большим фантазером и мечтателем.

     В 1502 году Макиавелли побывал в Ареццо, вскоре после того, как в Вальдикьяне  было подавлено антифлорентийское восстание, поднятое людьми Чезаре Борджа. В том же году он получил возможность лично познакомиться с этим тогда уже легендарным человеком. Наблюдения над действиями Чезаре Борджа, а также мысли, вывезенные Макиавелли из Ареццо, легли в основу двух литературно-политических очерков: «Описание того, как избавился герцог Валентино (в то время Борджа чаще звали герцогом Валентино) от Вителлоцо Вителли, Оливеротто да Фермо, сеньора Паоло и Герцога Гравина Орсини» и «О том, как следует поступить с восставшими жителями Вальдикьяны». По жанру их, пожалуй, лучше отнести к эссе. В них Макиавелли не только не стесняется делать смелые философские выводы, впервые формулируя понимание политического искусства как гуманистического подражания древним, но и в какой-то мере искажает факты, стремясь типизировать и по-ренесансному идеализировать описываемые исторические события и характеры – придать им максимальную эстетичную выразительность. «Опыт о Вальдикьяне» предвещал историческую концепцию «Рассуждений о первой декаде Тита Ливия». В нем, а ещё больше в «Описаний», содержалось «зерно» того мифологизированного образа Чезаре Борджа, который возникает затем в «Государе».

     Во  всех своих произведениях 1502-1512 годах  Макиавелли старался не покидать позиций  традиционной флорентийской демократии. Однако ради укрепления мощи республики он уже тогда считал оправданными самые крайние меры. В сочинении «О том, как следует поступить с восставшими жителями Вальдикьяны» давалось достаточно жесткая формула действий по отношению к тем союзникам Флоренции, которые, отделившись от нее, вздумали бы отстаивать собственную свободу и независимость. «Либо – либо» - это уже стиль мышления зрелого Макиавелли. Впоследствии он не раз говорил о губительности «средних путей» и политических компромиссов.

Информация о работе Политические воззрения Н. Макиавелли