Политические воззрения Н. Макиавелли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 13:09, реферат

Описание

Со времен существования организованного общества многие пытались давать те или иные определения обществу, власти, виду управления и подчинения и основным процессам, протекающим в жизни государства. Многие века человечество изменялось: менялась жизнь, общество, представления об этике и морали, доступности и ограниченности свободы и действий, о власти немногих и большинства, о том, кто должен править, а кто подчиняться. Эволюция политической мысли принимала различные формы и виды. Строились новые теории и исчезали старые, не отвечающие существующим нормам политического права; защищались или отрицались мнения и утверждения мыслителей и претворялись в жизнь, либо навсегда оставались в безвестности, идеи политических деятелей.

Содержание

Введение……………………………………………………………......…….3
1. Биография Никколо Макиавелли ……………………...............……6
2. Проблематика исследований Никколо Макиавелли
2.1 Реальность Макиавелли ……………………………………………..….9
2.2 Религия в государстве ……….……………………………………...…12
2.3 Щедрость и бережливость ………………………………………....….14
2.4 Народ и государство ……………………………………………....…..18
2.5 Величие в войне ……………………………………………..…..……..21
2.6 Историзм Макиавелли ………………………………………….…..….24
Заключение………………………………………………………….………26
Список использованной литературы………………

Работа состоит из  1 файл

Политология (Автосохраненный).doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

     7. Историзм Макиавелли 

     Диалектика  действительности определяет, согласно Макиавелли, диалектику поведения людей и человека. Здесь коренятся основы политического реализма Макиавелли, и не только политического, но и исторического.

     Макиавелли, как активный субъект истории, стремился  свои действия осмысливать, а свои мысли  – проверять на деле, в действии. Однако этим не ограничивалось поле его политической, практической и интеллектуальной деятельности.

     Утопическим элементом политической идеологии  Макиавелли следует считать то, что  государь был чисто политической абстракцией, символом вождя, идеальным кондотьером, а не исторической реальностью.

     Политическая  идеология у Макиавелли направлена на достижение определенной политической цели – формирование коллективной воли, с помощью которой можно  создать могучее, единое, унитарное  итальянское государство.

     «Макиавелли нужно рассматривать главным  образом, как необходимое выражение  своего времени и как человека, тесно связанного с условиями  и требованиями своего времени, которые  вытекают:

     1) из внутренних битв флорентийской  республики и особой структуры ее государства; 2) из борьбы между итальянскими государствами за равновесие в итальянской области, которая создавала препятствия из-за существования Папства; 3) из борьбы итальянских государств за европейское равновесие. Макиавелли является полностью человеком своей эпохи; и его политическая наука представляет собою философию времени, которая стремится к организации абсолютных монархий, политической формы, которая позволяет и облегчает дальнейшее развитие производительных буржуазных сил»7.

     Макиавелли, наблюдая жизнь государей, целиком полагающихся на счастье и погибающих, как только это счастье им изменяет, дает такое определение, которое можно считать по тем временам формулой конкретного историзма: «Я думаю также, что сохраняют благополучие те, чей образ действий отвечает особенностям времени, и утрачивают благополучие те, чей образ действий не отвечает своему времени». Если человек, каким бы мудрым он ни был, не меняет своего образа действий применительно к постоянно меняющемуся времени, то он, как правило, погибает.

     Историзм  Макиавелли был обусловлен многими  причинами, главный из которых, может  быть, следует считать саму конкретно-историческую реальность, саму действительность, которая  постоянно порождала все более  резкие, глубокие и острые социальные противоречия и как бы силою заставляла искать решения и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Обращение к античности и к истории вообще не было чем-то случайным и не вероятным, поскольку весь дух эпохи возрождения был пронизан воскрешением античности, античной культуры (философии, политики, права, морали, литературы, искусства и языков).

     Как считал Макиавелли - самое сильное  влияние на исторический процесс  оказывают сильные личности. Во все  эпохи великий человек имеет  в своём облике нечто такое, благодаря чему другие повинуются ему вопреки собственной воле. Он обладает силой, позволяющей лучше чувствовать и выражать некую абсолютную волю - то, что действительно объективно необходимо в данный момент. Именно благодаря этой возвышенной силе и основываются государства!

 

      Заключение 

     Макиавелли  – один из самых трудных для  понимания и истолкования мыслителей. Не случайно уже на протяжении четырех  с половиной столетий вокруг его  основного произведения «Государь» ведутся полемические бои, а его  доктрина и взгляды спрессовались в резко негативный термин «Макиавеллизм» - синоним политического коварства, двуличия, лицемерия, предательства, жестокости и т.д.

     Идеологи  относятся к личности и к произведениям  Макиавелли противоречиво. С одной  стороны – резко негативно, за то, что он беспощадно и безжалостно раскрывал механизмы политической власти, ее средства, задачи и цели, за то, что он доводил логику развития своей эпохи и своего класса до конца. С другой стороны из Макиавелли делают политического мыслителя и политического деятеля, мысли и дела которого якобы пригодны во все времена и во всех обстоятельствах.

     Он  первый в своем роде единственный мыслитель Эпохи Возрождения, который  сумел достаточно определенно постичь  смысл основных тенденций той  эпохи, смысл её политических требований и устремлений, сформулировать и изложить их таким образом, что они становились не просто высказываниями, максимами и афоризмами, а самым активным способом воздействовали на тех, кто ещё смутно ощущал эти требования, но стремился к преобразованию, желая увидеть новую Италию.

     Макиавелли  впервые в истории отделил  политику от морали и религии и  сделал её автономной, самостоятельной  дисциплиной, с присущими ей законами и принципами, отличающимися от законов  морали и религии. Политика, согласно Макиавелли, есть символ веры человека, и поэтому занимает господствующее положение в мировоззрении. Политическая идеология Макиавелли направлена на достижение определённой политической цели - формирование коллективной воли, с помощью которой можно создать могучее, единое государство.

     Макиавелли  и его творчество имеют, прежде всего, конкретно-историческую и культурную ценность. Будучи одним из самых  крупных и замечательных представителей эпохи возрождения, Макиавелли связывает  животворные традиции мысли и  культуры с новым временем и современностью. Из его произведений перед нами предстает вся интеллектуальная, социально-политическая картина эпохи Возрождения, со всеми ее гуманистическими достижениями и конкретно-исторической ограниченностью, со всеми ее противоречиями, исканиями и борьбой. На его произведениях, возможно, особенно четко можно проследить, как из истории, из исторического диалога с мыслителями прошлого и из осмысления прошлых эпох рождается теория, как из критически-творческого освоения традиции рождается новаторство и как из ретроспективы рассматриваемой с позиций самых фундаментальных и самых острых проблем современной жизни, вырабатывается перспектива исторического развития. 

 

      Список литературы

макиавеллизм  государство политическая правовой

  1. В.П. Пугачев и Соловьев. Введение в политологию. М:.,«Наука», 1996г. 178-с

2. В.  П. Пугачев. Основы государства  и права. М:., «Просвещение»,1998г. 202-с

3. Долгов  К. Н. Гуманизм, возрождение и  политическая философия Николо  Макиавелли. М:., «Наука», 1982 г. 259-с

4. К. Маркс и Ф. Энгельс. Полное собрание сочинений. М:.,«Наука», 1965 г. 701-с

5.Макиавелли. Избранное. Под редакцией Бочкало  И. Б. М., «Мысль»,1998г. 605-с

6.Николо  Макиавелли. Государь. Под редакцией  Г.Муравьевой. М:., «Просвещение», 1973 г. 356 -с

7. Гегель. Политические произведения. М:., «Наука», 1978 г. 623-с

8.Статья  Кравченко И.А. «Макиавелли: технология  эффективного лидерства». Журнал  «Наука и жизнь» № 7. М:., «Правда», 1993 г. 46-с 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Политические воззрения Н. Макиавелли