Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:16, контрольная работа
Политические процессы непосредственно связаны с политическим развитием, которое может иметь как обратимый, так и не обратимый характер.
Критерии проявления политического развития:
Политическое развитие проявляется в дифференциации политических институтов, которые способны выполнять строго определенные функции.
Возрастание способностей политической системы к адаптированию к новым условиям, что выражается в умении мобилизовывать ресурсы для решения назревших проблем.
Привлечение все новых слоев населения к участию в общественных делах, рекрутировании на государственные посты людей, на основании их профессионализма и компетенции.
1. Введение……………………………………………………………………………………………2
2. Понятие политического процесса, его типы и стадии……………………..3
3. Понятие политической модернизации…………………………………………….6
4. Особенности политического процесса в Республике Беларусь. Политическая модернизация в Республике Беларусь…………………….9
5. Заключение………………………………………………………………………………………11
6. Список использованных источников……………………………………………….12
Содержание
Введение
Политические процессы непосредственно
связаны с политическим развитием,
которое может иметь как
Критерии проявления политического развития:
В настоящее время политическое развитие связывается с модернизацией. Теория модернизации основывается на представлении о наличии 2 – ух этапов в развитии общества:
Модернизация охватывает все сферы
общественной жизни, и представляет
собой сложный и
Первичная (органическая) модернизация имела место в странах Западной Европы с периода Возрождения и Реформации, затем охватывает экономическую сферу, затем в социальной сфере и политической.
Вторичная модернизация отражает усилие (стремление) стран отставших в своем развитии, догнать Европейские государства. Она характерна для стран восточной Европы, Латинской Америки и т.д.
Понятие политического процесса, его типы и стадии.
Политический процесс - одна из центральных и, вместе с тем весьма специфических категорий политической науки.[4] Несмотря на множество различий в определениях политического процесса считается общепризнанным, что он отображает реальное взаимодействие субъектов политики, сложившееся не в соответствии с намерениями лидеров или программами партий, а в результате действия самых разнообразных внешних и внутренних факторов.
Иначе говоря, политический процесс показывает как граждане, группы и институты власти взаимодействуют друг с другом и государством, реализуя свои специфические роли и функции. А так как ситуации, стимулы и мотивы человеческого поведения постоянно изменяются, политический процесс исключает какую-либо заданность или предопределенность в развитии событий и явлений.
Раскрывая содержание политики через сложившиеся формы исполнения субъектами своих целей и функций, политический процесс демонстрирует, как их осуществление воспроизводит одни элементы политической системы, разрушает другие, развивает и творит третьи. Тем самым, политический процесс раскрывает как поверхностные, так и глубинные изменения политической системы, характеризует ее переход от одного состояния к другому во времени и пространстве.
Можно выделить четыре основных типа политических процессов:
1. Экономико-политические;
2. Структурообразующие - следствие
образования определенных
3. Идеологически-политические –
следствие создания и
4. Формирование общественного
Политолог Л. С. Мамут выделяет следующие типы политических процессов:
· Формирование органов политической системы (институционализация);
· Воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования:
· Принятие и исполнение политических решений.[3]
По сфере действия политические процессы разделяются на внутриполитические и внешнеполитические. В зависимости от сроков протекания выделяют продолжительные процессы (например, переход к демократическим формам правления); непродолжительные (например, избирательные кампании). В соответствии с критерием значимости для общества политические процессы можно разделить на базовые и периферийные. По мнению А. И. Соловьева, «базовые процессы основаны на изменении системных свойств политической жизни (например, процесс формирования властных структур государственного уровня), а периферийные – на изменении менее существенных свойств, которые не оказывают принципиального влияния на доминирующие формы и способы отправления власти».
Кроме того, А. И. Соловьев выделяет открытые и закрытые политические процессы. Закрытые политические процессы «означают тот тип изменений, который может быть достаточно однозначно оценен в рамках критериев лучшее/худшее, желательное/нежелательное и т. д. Открытые же процессы демонстрируют такой тип изменений, который не позволяет предположить, какой – позитивный или негативный для субъекта – характер имеют сложившиеся трансформации, или какая из возможных в будущем стратегий более предпочтительна».
А. Ю. Шутов выделяет два идеальных типа политических процессов:
· политический процесс технократического типа;
· политический процесс идеократического типа.[3]
Первому типу присуще преобладание «технологического подхода в качестве единственно возможного типа политического изменения», ориентация на легитимное использование политических процедур. Для него неприемлема радикальная структурная ломка политической системы и ее составляющих.
Второй тип политического
На основе критерия эволюционной стадии развития общества А. Ю. Шутов выделяет политический процесс в традиционном обществе и обществе, переживающем модернизацию. Для первого типа характерны патриархальность политической жизни, низкий уровень участия в ней населения, отсутствие у него ярко выраженных политических интересов. В целом политический процесс носит экстенсивный характер, а принятие и судьба политических решений всецело зависит от воли правящей группировки. Политический процесс в странах, переживающих модернизационную стадию, характеризуется его интенсификацией, вовлечением в политическую жизнь населения, созданием институтов, позволяющих оказывать влияние на процесс принятия политических решений.
Политический процесс
Политический процесс, следовательно, можно разбить на четыре стадии:
1) инициирование политики
(представление интересов,
Инициирование (от лат. injicio – вбрасываю, вызываю, возбуждаю) – стимулирование начала чего-либо.
Артикуляция (от лат. articulo – расчленяю) интересов и требований – механизмы и способы, посредством которых граждане и их организованные группы выражают свои требования к правительству.
Агрегация интересов
– это деятельность, в ходе
которой политические
2) формирование политики
(принятие политических
3) реализация политики, политических решений;
4) оценка политики.[2]
Понятие политической модернизации.
Политическая модернизация (англ. modernization) - формирование, развитие и распространение современных политических институтов, практик, а также современной политической структуры.[4]
Модернизация предполагает адаптацию политической системы к современным условиям. Поэтому под современными политическими институтами и практиками, которые возникают и распространяются в ходе модернизации, следует понимать те политические институты и практики, которые в наибольшей степени способны обеспечивать адекватное реагирование и приспособление политический системы к изменяющимся условиям, к вызовам современности. Эти институты и практики могут как соответствовать моделям современных демократических институтов, так и отличаться от них в различной степени: от отвержения «чужих» образцов до принятия формы при ее наполнении изначально несвойственным ей содержанием. Политическая модернизация не является движением к какому-либо образцу. Этот процесс имеет многовариативный и альтернативный характер.
Политическая модернизация проходит в условиях конфликта между национальными политическими культурами и общецивилизационными ценностями. Неизбежно в каждой стране возникает проблема:
- идти ли путем копирования
каких-либо моделей развития и
акцент делать на перенесение
в данную социально-
- создавать оптимальный вариант
политической системы,
И теория политической модернизации, и практика дают на этот вопрос неоднозначные ответы. Наряду с противоречием, связанным с конфронтацией универсальных стандартов и традиционных ценностей, в процессе модернизации проявляется противоречие между многообразием социально-политических интересов, сформировавшихся в обществе, и возможностями политической системы принимать эффективные решения.
Эти противоречия пронизывают все сферы общественной жизни, влияют на формирование политических интересов и способы их взаимодействия. Знание противоречий модернизации позволяет выработать оптимальный вариант политической позиции, ослабляющей проявление типичных для переходного состояния кризисов. Чтобы осмыслить содержание и взаимосвязь кризисов политического развития, целесообразно поставить такие вопросы: «Как правящая элита реагирует на возросшую политическую активность различных социальных групп? Достигнуто ли в стране согласие относительно методов политической власти? Способно ли государственное управление эффективно воздействовать на общество?»
Необходимо учитывать, что в период модернизации приходят в движение различные социальные группы, стремящиеся оформить свои политические интересы и получить доступ к принятию решений. Правящая элита может избрать один из вариантов действия: подавление путем насилия, юридическое признание оппозиции, не только формальное признание оппозиции, но и сотрудничество с ней. Кризис участия возникает в той ситуации, когда правящая элита препятствует политической активности групп, стремящихся получить доступ к власти.
Одним из ключевых показателей эффективности
и результативности политической системы
является легитимность. Напомним, что
это понятие означает признание
обществом правомерности
Мозаичная картина модернизируемого
общества отражается во взаимосвязи
следующих процессов: разрыв между
экономическими отношениями и становлением
политической системы; разрыв между
системой ценностей, на которых основывалась
легитимность власти, и изменениями,
приводящими общественные отношения
в противоречия с этими ценностями;
растущая неудовлетворенность, вызванная
несоответствием между