Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:01, контрольная работа
На исходе ХХ и начале ХХI вв. еще четче стало видно влияние политики, политических инструментов и процессов на судьбы отдельных людей и целых народов. В эпицентре мировых политических событий оказалась Россия. В настоящее время, по всей видимости, нет другой такой страны, где ярко и одновременно проявились бы парадоксы общественно-политической жизни: политизированность широких слоев населения, СМИ и аполитическая пассивность этого же населения; возникновение массы новых инструментов и форм политического участия и отсутствие опыта и знаний демократического участия в управлении делами государства.
ВВЕДЕНИЕ
1. Политическая власть современной России
2. Многопартийность в российском обществе
3. Проблема политического режима и лидерства в России
Глоссарий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗАВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРОИНЖЕНЕРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Факультет: Заочный
Кафедра: Политологии и философии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ПОЛИТОЛОГИЯ»
НА ТЕМУ: «ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РОССИИ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»
Студент: Садыкова М. Р.
Группа: ПО-65
Шифр: 08098
Преподаватель: Станкевич Л.В.
ЧЕЛЯБИНСК, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Политическая власть современной России
2. Многопартийность в российском обществе
3. Проблема политического режима и лидерства в России
Глоссарий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
На исходе ХХ и начале ХХI вв. еще четче стало видно влияние политики, политических инструментов и процессов на судьбы отдельных людей и целых народов. В эпицентре мировых политических событий оказалась Россия. В настоящее время, по всей видимости, нет другой такой страны, где ярко и одновременно проявились бы парадоксы общественно-политической жизни: политизированность широких слоев населения, СМИ и аполитическая пассивность этого же населения; возникновение массы новых инструментов и форм политического участия и отсутствие опыта и знаний демократического участия в управлении делами государства. Существование данных парадоксов побудило меня к выбору темы об особенностях политического процесса в России на современном этапе.
1. Политическая власть современной России
Власть — одно из основных начал человеческого общежития как общего жития, жизни людей. Там, где есть общество, есть власть. И наоборот — где есть власть, есть общество. Природу власти можно понять только как отношения между людьми. Но, разумеется, власть — не всякие отношения, а только такие, которые предполагают отношения определенной зависимости между людьми, отношения руководителя и руководимого, господства и подчинения.
Правовая и политическая характеристика сущности и особенностей власти в современной России содержится в Конституции Российской Федерации.
В ст. 3 гл. 1 Конституции Российской Федерации говорится:
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
Такая запись в Основном законе страны, имеющая принципиальный характер, безусловно, нужна и важна. В соответствии с ней формулируется и ряд многих других статей, раскрывающих нормы функционирования различных ветвей власти, прав и обязанностей граждан.
С политической точки зрения правомерен вопрос о том, насколько соответствует такая запись реальной Жизни, насколько гражданин России, как частица народа, осознает себя носителем власти.
Какова форма нынешней государственной власти в России?
В Конституции Российской Федерации в ст. 1 содержится формулировка о республиканской форме правления в нашей стране. В ней говорится: “Российская Федерация — Россия есть демократическое) федеративное правовое государство с республиканской формой правления”.
Статья 11 Конституции констатирует, что государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Если исходить из чисто формальных характеристик, то республиканская форма правления в России представляет собой нечто среднее между президентской и полупрезидентской республиками. Однако многие политологи и юристы называют Россию не просто “президентской”, а “суперпрезидентской” республикой.
Анализ глав и статей Конституции Российской Федерации, в которых говорится о Президенте РФ (ст, 80—93 гл. 4), о Федеральном Собрании (ст. 94-109 гл. 5), о Правительстве РФ (ст 110-117 гл. 6), о Судебной власти (ст. 118—129 гл. 7), свидетельствуют о том, что центр реальных властных полномочий стянут к президенту. Он является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; представляет РФ внутри страны и в международных отношениях, осуществляет руководство внешней политикой РФ, ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ.
Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ” в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение, в необходимых случаях вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, незамедлительно извещая об этом Совет Федерации и Государственную Думу; издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ.
Как явствует из текста Конституции РФ, президент не включен в какую-либо ветвь власти, но он наделен большими полномочиями, позволяющими воздействовать на них.
Суперпрезидентский характер республиканской формы правления в современной России проявляется также в весьма сложной процедуре отрешения президента от должности (см. ст. 92 и 93).
Что касается полномочий законодательной власти, то они весьма скромны. К ведению Государственной Думы, согласно ст. 103 Конституции. относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение председателя Правительства РФ и т.д.
Что касается структур исполнительной власти, и прежде всего правительства, то они чрезвычайно громоздки. Велико число не только министерств и ведомств, но и разных совещательных органов, которые вырабатывают всевозможные рекомендации, но ни за что не отвечают. Сосредоточение центра силы в президентской власти ослабляет другие ветви власти Российского государства, делает малоэффективным воздействие различных общественных групп на “большую политику”, а всю “властную пирамиду” неустойчивой, особенно в случае кризиса президентской власти или даже просто болезни президента
2. Многопартийность в российском обществе
Партия – это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти.
В политической системе современного общества большую роль играют политические партии. Они выполняют целый ряд важных для этой системы функций, скажем, агрегирование интересов различных социальных групп общества, участие в создании механизмов деятельности руководящих структур государства и смены элит и др. Большую часть своих функций современные партии реализуют через механизмы участия в выборах и последующей работе в представительных органах власти.
Сегодня политических партий в мире великое множество. Практически во всех крупных странах мира функционируют политические партии. В настоящее время в России по некоторым данным более 300 партий, движений и объединений. Процесс формирований их продолжается. Естественно, дело не в количестве формируемых партий, а в качестве их деятельности и способности выражать интересы социальных групп.
Современные российские партии еще очень слабы и не представляют интересов сколько-нибудь широких слоев общества, не способны выполнять функции посредника во взаимоотношениях россиян с институтами государства. Сегодняшние российские партии – это штабы с множеством генералов, но без солдат. Несмотря на это, они, в определенной мере, оказывают влияние на развитие идеологии, способствуют формированию нетоталитарных политических традиций и культуры. Сказать, что эти партии являются непосредственным инструментом привлечения миллионов людей, рано.
Современные политические партии России носят сугубо элитарный характер и формируются политиками, партийными функционерами, как специальный механизм для движения их в верхние эшелоны власти, главным образом, для защиты их узкогрупповых интересов. В последние месяцы перед парламентскими выборами в процесс формирования политических партий и блоков рьяно включились руководители российских регионов (президенты республик и губернаторы).
В целом люди на руководящие посты, должности назначаются решением узких верхушечных элитных групп, изредка освещая подобные назначения голосованием какого-либо низового органа. Партийные назначения, рост по служебной лестнице в партийно-политической сфере осуществляются (и сегодня еще не избавились от этой практики) с неизменным соблюдением принципа "наследования" партийных должностей и постов. Если объективно, то сегодня все партии - это самые натуральные нелегалы. Это прежде всего связано с не до конца решенным вопросом об их финансировании. Они могут кормиться и "кормятся" только за счет коммерческих фирм и организаций, и в результате становятся просто "угодливыми слугами" этих структур.
Все эти характерные черты и особенности российских политических партий вызывают недоверие и формируют по отношению к ним чувство осторожности.
3. Проблема политического режима и лидерства в России
Каждый режим как выразитель непосредственных интересов власти стремится обеспечить максимально широкую поддержку для своего существования. В этом состоит своего рода "инстинкт выживания" власти, имманентно присущий ей консерватизм, страх перед глубокими переменами в общественных структурах. Эти перемены сравнительно редко инициируются властными институтами, а если такое происходит, то только в силу жестокой необходимости и в поисках все той же стабилизации положения правящего режима. Модус консерватизма — "не ремонтировать то, что не сломано" — является в то же время модусом деятельности любой власти. В связи с этим распространено утверждение, что никаких других целей, кроме сохранения или увеличения власти, власть не преследует и преследовать не может.
Но согласиться с этими рассуждениями скорее означает правильно поставить проблему, чем решить ее. Да, власть, да, стабильность, но каким образом и в какой ситуации? С использованием каких методов и средств? И главное — каковы на данное время стоящие перед режимом основные задачи: сохранять институты и социальные устои власти прежними или, во имя все того же сохранения власти, подвергать их в изменившихся обстоятельствах реформированию? Цель режима — выжить, уцелеть. Но как выжить — реформируясь или блокируя любые перемены? Риск одинаково велик. Эта дилемма раньше или позже встает перед любым режимом, и решение ее может быть различным. Проблема политической стабильности режима — несомненно, одна из основополагающих в политической науке. Прежде всего, проблема эта не возникает из ничего или сама по себе. Давление среды, внутренней или внешней, на политическую систему оказывается тем возмущающим обстоятельством, которое заставляет режим искать новые способы и источники стабилизации. Один из самых важных (хотя и не единственный) факторов, на который принято обращать внимание — социально-экономическое развитие. Императив развития выступает на одном из этапов общественной эволюции условием самосохранения власти. Если власть, режим по каким-то причинам не отдают себе в этом отчета и становятся тормозом для проведения назревших социально-экономических преобразований, то исходом подобного "упрямства" чаще всего становится их устранение с политической арены. Устранение, добавим, сопряженное с очень болезненными для общества последствиями. Императив развития поэтому абсолютен и неустраним. Перспективной может считаться лишь власть, всемерно учитывающая этот императив в своей деятельности. Исходя из такого понимания, стабильным может считаться режим, способный обеспечить интеграцию общества на путях эффективного социально-экономического развития.
Что касается проблемы политического лидерства, то она является одной из основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны. Проблема политического лидерства возникает только при наличии определенных политических условий и политических свобод. Ее непременными предпосылками являются: политический плюрализм, многопартийность, а так же внутрипартийная и внутрипарламентская деятельность (фракционная). Когда идет интеллектуальная непрерывная политическая борьба людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающим те или иные социальные интересы и устремления, тех или иных групп людей.
Информация о работе Политический процесс в России, его особенности в современных условиях