Политический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 13:50, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение таких вопросов как понятие и режимность протекания политических процессов, этапы процесса принятия решений, а так же типы политических процессов.
Задачи работы:
1) рассмотреть понятие политического процесса и режимность его протекания;
2) исследовать этапы процесса принятия решений;
3) рассмотреть типы политических процессов;

Содержание

Введение....................................................................................................................3
1.Политический процесс: понятие, режимность протекания............................4-6
2.Этапы процесса принятия решений................................................................7-10
3.Типы политических процессов......................................................................11-14
Задание...............................................................................................................................15
Заключение..................................................................................................................16-17
Список использованной литературы и источников....................................................18

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по политологии тема№16.docx

— 34.34 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

 

Введение....................................................................................................................3

1.Политический  процесс: понятие, режимность  протекания............................4-6

2.Этапы процесса принятия решений................................................................7-10

3.Типы  политических процессов......................................................................11-14

Задание...............................................................................................................................15

Заключение..................................................................................................................16-17

Список  использованной литературы и источников....................................................18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Понятие «процесс» используется во всех общественных науках, разнообразные  процессы постоянно протекают во всех сферах общественной жизни, и политическая сфера не исключение. Политические процессы свидетельствуют о том, что политическая система существует, функционирует и развивается. Другими словами, они служат формой функционирования политической сферы (системы) общества.

В широком  смысле политические процессы есть формы  политической активности общества. Многообразие этой активности и тот факт, что  каждый её случай имеет свою причину  и цель, разную степень предсказуемости  результата и другие различия, затрудняют научные исследования политических процессов, порождают многообразие точек зрения по одним и тем  же вопросам. Эта тема является одной  из самых дискуссионных в политологии. И, тем не менее, степень научной  разработанности политических процессов  позволяет достаточно четко их классифицировать.

Целью данной работы является рассмотрение таких вопросов как понятие и режимность протекания политических процессов, этапы процесса принятия решений, а так же типы политических процессов.

Задачи  работы:

1) рассмотреть  понятие политического процесса и режимность его протекания;

2) исследовать этапы процесса принятия решений;

3) рассмотреть типы политических процессов;

6) решить  задание;

7) сделать выводы по содержанию работы.

При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие  методы: метод системного анализа, комплексного исследования, а также иные методы.

 

1.Политический  процесс: понятие, режимность  протекания.

 

 

Политический  процесс – одна из центральных категорий политологии. В определении понятия «политический процесс» распространены три основные точки зрения. Одни исследователи понимают под политическим процессом все, что происходит в политике, другие вообще отождествляют эту категорию с категорией «политика», а третий подход трактует понятие «политический процесс» как смену состояний политической системы общества. Но считается общепризнанным, что он отображает реальное взаимодействие субъектов политики, сложившейся не в соответствии с намерениями лидеров или программами партий, а в результате действия разнообразных внешних и внутренних факторов.

Политический  процесс показывает, как индивиды, группы, институты со своими субъективными  целями взаимодействуют друг с другом и с государством, реализуя специфические  роли и функции. А так как ситуации и мотивы человеческого поведения  постоянно изменяются, политический процесс исключает какую-либо предопределенность в развитии событий.

В политическом процессе взаимодействуют различные  субъекты политики и факторы, в результате чего происходят изменения в сфере  политики. Он раскрывает две формы  политического волеизъявления граждан: 1) способы презентации рядовым участником политического процесса своих интересов (участие в выборах, членство в партиях и т.д.); 2) формы принятия и реализации властных решений, осуществляемых лидерами и элитами[1].

Реализация  политическими субъектами своих  функций выражает происходящее в  обществе распределение власти, политическую мобилизацию граждан, принятие решений  и другие формы политической активности групп и лиц, в том числе  и нелегальные. Поэтому в политическом процессе присутствуют и такие формы  политической активности, как заговоры, террор, деятельность нелегальных партий и организаций, хотя они обычно находятся на периферии политической жизни.

Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур, то есть показывает, как общество формирует  государственность, а государство, в свою очередь, «завоевывает» общество. По мнению политологов В.П.Пугачева и А.Н.Соловьева, политический процесс представляет собой совокупность действий политических субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, в итоге ведущих к развитию или упадку политической системы общества.

Политический  процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций  и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели.

Особенность политических процессов заключается  в том, что их невозможно изучать  как единую массу. Есть различие между  процессами внутри общества и международными политическими процессами.

В совокупности политических процессов выделяются две группы – общие и частные. Они отличаются не только масштабом охвата общественной жизни, но и содержанием, формами протекания, целями и результатами, поэтому их изучают раздельно. Однако эти две группы процессов взаимосвязаны и могут оказывать существенное влияние на содержание, формы и скорость протекания друг друга.

Общий политический процесс охватывает все общество и ведет к смене состояния его политической системы. Частные политические процессы – это разнообразные и многочисленные формы политической активности общества, направленные на реализацию политических целей, не затрагивающих состояние политической системы общества в целом (например, не ведущих к смене режима или формы правления). Они могут протекать на национальном, региональном, местном уровне, внутри социально-демографических групп, классов, наций; в трудовых коллективах, партиях и т.д.[7].

С изменением форм, методов и функций, осуществляемых институтами государственного управления, изменяются и политические процессы. Чаще всего различают три режима их протекания:

1. Режим функционирования, не выводящий политическую систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов государственной власти (это, как правило, стабильный период развития общества и политической системы без острых политических конфликтов и кризисов; легитимная политическая элита уверенно удерживает в своих руках политическую власть; конституция государства одобряется и поддерживается большинством населения).

2. Режим протекания политических процессов – это режим развития. В этом случае структуры и механизмы власти выводят политику государства на уровень, позволяющий адекватно отвечать на новые требования населения и вызовы времени (эта стадия характеризуется частичными изменениями в государственных органах, что позволяет повысить уровень влияния правящей элиты, ее авторитет и роль в решении вопросов общественной жизни; на этой стадии активизируется деятельность элиты оппозиции, которая создает «теневой кабинет» и борется за влияние на народные массы, на электорат).

3. Режим упадка, распада политической целостности (на определенном уровне политической системы происходит ее застой, стагнация; элита оппозиции настолько набирает политический вес и влияние, что в состоянии сформировать иные, новые формы организации политической жизни; эта иная по направленности динамика политического процесса имеет негативный характер по отношению к существующему институту власти, в результате правящая элита и связанные с нею политические институты теряют свою легитимность)[3].

 

2.Этапы процесса принятия решений

 

 
 Любое политическое решение – это  выбор и обоснование определенного  проекта политических действий, направленных на реализацию общего интереса социальных групп или общества в целом. Обобщенным типом политического решения является выработка политического курса – стратегии. В отличие от управленческих решений политические всегда многоцелевые, инициируются лидером или организацией, а потому нуждаются в поддержке тех, от имени которых принимаются. Они всегда связаны с концентрацией ресурсов общества, их перераспределением между структурами власти, а также с точным определением временных рамок принятия и осуществления (промедление равноценно провалу).

Выработка политического решения основывается на соблюдении следующих процедур:

- Из заявленных  требований определяются актуальные  политические проблемы (задачи) и  закладываются в повестки дня  (парламента, правительства, партии) для обсуждения.

- Анализируются  условия и возможности их разрешения.

- Формируются  цели (долгосрочные, краткосрочные,  промежуточные, первостепенные и  второстепенные, но прежде всего  фактические, т. е. реальные, достижимые). Определяются политические силы, способные их реализовать.

- Вырабатываются  возможные альтернативные варианты  действий по их реализации, каждый  из которых анализируется на  предмет достоинств и недостатков.

- Выбирается  оптимальный вариант действий  и соответствующие средства, для  чего используются заключения  экспертных советов, аналитических  центров, консультантов и т.  д.[4].

Являясь одним из важнейших этапов политического  процесса, принятие решений проходит ряд последовательных действий, каждое из которых выражает определенные фазы, составляющие механизм принятия и реализации политических решений:

1. Анализ  проблемной ситуации. Исходным пунктом  здесь будет получение сигнала о неудовлетворительных общественных потребностях, возникших проблемах, требующих разрешения. Огромное значение в данном случае принадлежит сбору информации. Завершается анализ проблемной ситуации постановкой проблемы и разъяснением ее с учетом других стоящих перед обществом проблем.

2. Формулирование  решения. Здесь происходит уточнение,  оценка решения, оформление его  в определенную нормативно-правовую  форму (закон, указ и т. д.). Обычно это происходит в форме  открытого обсуждения и голосования  в представительных органах власти. Однако возможно и всенародное обсуждение (референдум, опросы общественного мнения, плебисцит и т. п.).

3. Принятие  решения. В практической деятельности  властных структур чаще всего оно сводится к голосованию по принципу большинства. При всенародном обсуждении представительные органы власти лишь утверждают его результаты, В случае неутверждения необходимо будет повторить предшествующую стадию.

4. Реализация  решения. В современных условиях  для этой фазы все большее  значение приобретает формирование  одобряющего общественного мнения, без чего любое решение остается всего лишь элементом дискуссии, а не решением. Для успешного претворения в жизнь уже принятых решений необходимо выполнение ряда условий, Политическое руководство должно последовательно добиваться выполнения принятых решений, обладать способностью мобилизовать необходимые средства и ресурсы при реализации решений и обеспечить поддержку тех групп общества, которые могут содействовать исполнению принятых решений и парализовать те действия, которые не позволяют провести принятое решение.

5. Контроль  за исполнением решения может  осуществляться как со стороны  властных структур, так и со  стороны общества (государственный и народный контроль). Осуществление контроля позволяет оценить правильность решения, выяснить результаты его реализации и определить новые возникающие проблемы.

Рассматривая  механизм принятия решений, всегда следует  помнить о том, что в классово-дифференцированном обществе никогда не было (и быть не может) классово нейтральных (так  называемых надклассовых) политико-управленческих решений, процедур их принятия, форм выражения и каналов реализации. Именно поэтому принятие политических решений выступает формой реализации интересов экономически и политически господствующей общественной группы[6].

Существуют  различные способы принятия политических решений, их практической реализации. К самым распространенным относятся:

1. Насилие  как наиболее эффективное средство  обеспечения принятия решения в максимально короткие сроки. Оно может осуществляться посредством принуждения, давления, угрозы наказания, притеснения, репрессий и т. д. Применение насилия имеет два существенных момента: игнорирование интересов определенной (обычно значительной) части населения и внутреннюю неустойчивость системы в силу несогласования интересов людей.

2. Система  многоступенчатых выборов — наиболее  распространенный способ принятия решений для современных демократических политических систем. Однако здесь имеется возможность манипуляций со стороны определенных общественных групп.

Информация о работе Политический процесс