Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 13:50, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение таких вопросов как понятие и режимность протекания политических процессов, этапы процесса принятия решений, а так же типы политических процессов.
Задачи работы:
1) рассмотреть понятие политического процесса и режимность его протекания;
2) исследовать этапы процесса принятия решений;
3) рассмотреть типы политических процессов;
Введение....................................................................................................................3
1.Политический процесс: понятие, режимность протекания............................4-6
2.Этапы процесса принятия решений................................................................7-10
3.Типы политических процессов......................................................................11-14
Задание...............................................................................................................................15
Заключение..................................................................................................................16-17
Список использованной литературы и источников....................................................18
3. Консенсусный
способ принятия политических
решений получает все большее
и большее распространение.
3.Типы политических процессов
На практике
политическое взаимодействие сводится
к процессу принятия и реализации
решений, отражающих интересы и требования
участников политического процесса.
В связи с этим в политическом
процессе можно выделить две его
активно взаимодействующие
С точки
зрения публичности осуществления
властных функций выделяют открытый
и скрытый (теневой) политические процессы:
- открытый политический процесс характеризуется
при: демократическом режиме - систематическим
выявлением политических интересов групп
и граждан, что выражается в непрерывных
контактах между группами, гражданами
и институтами власти, обсуждении и корректировке
политического курса; тоталитарном режиме
- административным беспределом центральных
органов власти, всеохватывающим силовым
влиянием государства на рядовых граждан,
недоступностью для них механизмов управления
и выработки политических решений;
- скрытый политический процесс может
выступать в двух формах: альтернативной
официальной политике форме, основанной
на публично неоформленных политических
институтах и центрах власти (нелегальные
структуры мафиозные кланы), и неальтернативной,
когда власть определенных институтов
официально не афишируется, но признается.
По характеру
преобразования власти можно выделить:
революционный и эволюционный
- революционный политический процесс
характеризуется быстротечностью, обвальным
характером преобразований; допустимостью
использования насильственных средств;
стихийностью массовых политических движений;
незаконными способами воздействия на
органы власти; резким изменением функций
и статуса политических субъектов; распространением
нестандартных форм политического поведения
и нарастанием конфликтности;
- эволюционный политический процесс
характеризуется постепенным разрешением
накапливаемых противоречий и рационализацией
конфликтов; разведением функций и ролей
различных политических субъектов; устойчивостью
сформированных механизмов принятия решений;
легитимностью органов власти.
По устойчивости
взаимосвязей между политическими
субъектами выделяют стабильный и нестабильный
политический процесс:
- стабильный политический процесс характеризуется
устойчивыми институализированными формами
политического поведения граждан; функционально
отработанными механизмами принятия политических
решений; легитимностью режима и высокой
эффективностью господствующих в обществе
социально-политических и культурных
норм;
- нестабильный политический процесс
характеризуется определенными, возникающими
с разной частотой отклонениями от заранее
выработанной стратегии и тактики реализации
политического решения и обычно возникает
в условиях кризиса как проявление необходимости
изменения политического курса.
По способам
достижения динамического равновесия
политической системы можно выделить
три типа политических процессов: технократический,
идеократический и
- технократический тип отличается наличием
традиций эволюционизма, непрерывного
и постепенного адаптирования политических
институтов и механизмов к изменяющимся
условиям среды, приоритетом технологического
(процессуального) подхода при внесении
изменений в политическую систему и ролевые
функции, исключением из политической
практики радикальной ломки политических
структур, складывающихся на протяжении веков;
- идеократический тип отличается господством
одной идеологии, в отношении которой
имеется общенациональный консенсус;
- харизматический тип характеризуется
всевластием лидера- харизмы, под политические
цели которого подстраиваются идеологические
доктрины и политические институты.
По характеру
осуществления власти политические
процессы делятся на: демократические и
- демократический тип характеризуется
следующими основными принцами: конституционность
и легитимность политического процесса;
приоритет интересов большинства социальных
групп населения; правовая защита интересов
социального меньшинства; корректность
взаимоотношений между правящей властью
и оппозицией; гражданский контроль деятельности
органов государственной власти; правовое
обеспечение невозможности концентрации
и централизации власти в обществе; приоритетность
прав человека и гражданина;
- недемократический тип характеризуется
следующими основными принципами: тоталитарный
политический режим; верховенство интересов
малой группы лиц; отсутствие гражданского
общества; нарушение прав человека и гражданина.
По характеру
демократии можно выделить следующие
разновидности политических процессов:
прямая демократия, представительная
демократия, плюралистическая демократия.
Прямая демократия - население непосредственно
влияет на властные структуры и определяет
содержание законодательного процесса.
Схема такого взаимодействия имеет
следующий вид: народ -
Представительная
демократия - люди не только сами влияют
на власть, но и выдвигают из своей
среды представителей, выполняющих
функции принятия законодательных
актов и повседневного
Плюралистическая
демократия - с развитием политического
строя возникают различные
Таким образом, в природе существуют различные типы политических процессов. Предложенная типология не может быть признана исчерпывающей. Кроме рассмотренных подходов типологию политических процессов можно проводить и по другим основаниям[2].
Задание
Вы являетесь свидетелем спора двух студентов. Один утверждает, что популизм - это заигрывание с массами и, следовательно, это плохо. Другой, напротив, считает, что популизм - это близость к народу и, следовательно, это хорошо.
Кто из участников спора ближе к истине?
Я считаю, что в явлении популизма, как стиля политики, как совокупности форм и методов борьбы за влияние в народе, важно - во имя чего ведется эта борьба, как будет использовано это влияние и что в итоге получит народ.
С одной стороны, популизм есть признак демократического строительства общества, а с другой - само общество должно с помощью демократических норм и институтов создавать условия для минимизации популистских посягательств.
В условиях публичной политики необходимой предпосылкой эффективной деятельности политического лидера становится завоевание поддержки у населения. Не заручившись такой поддержкой, лидер в демократической политической среде не получит возможности проводить свою политику, какой бы прогрессивной и правильной она ни была.
При отсутствии
у лидера подлинной харизмы он
должен владеть техникой харизматического
внушения, то есть, не высказывая никаких
ясных и глубоких идей, создавать
их видимость. Это возможно только в
том случае, когда лидер полон
уверенности в собственной
Заключение
Жизнь любого общества – непрерывная цепь различных процессов. Там, где люди вступают в отношения господства и подчинения, управления и исполнения, кооперации-сотрудничества и при этом воздействуют на политическую власть, происходящие процессы приобретают политический характер.
Раскрывая свое содержание через реальные формы исполнения политическими субъектами своих ролей и функций, политический процесс демонстрирует, как осуществление этих ролей воспроизводит или разрушает различные элементы политической системы, показывает поверхностные или глубинные её изменения, переход от одного состояния к другому.
Реализация различными политическими субъектами своих функций выражает происходящее в обществе распределение власти, осуществление политической мобилизации граждан, принятие решений и другие формы политической активности инструментов, групп и лиц, причем не только признаваемые правящим режимом, но и обладающие нелегитимным характером.
Политический процесс выражает определенную совокупность действий, осуществляемых субъектами, носителями и институтами власти по реализации своих прав и прерогатив в политической сфере.
В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете её главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.
Политический
процесс – сложное
Список использованной литературы и источников