Политический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 13:50, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение таких вопросов как понятие и режимность протекания политических процессов, этапы процесса принятия решений, а так же типы политических процессов.
Задачи работы:
1) рассмотреть понятие политического процесса и режимность его протекания;
2) исследовать этапы процесса принятия решений;
3) рассмотреть типы политических процессов;

Содержание

Введение....................................................................................................................3
1.Политический процесс: понятие, режимность протекания............................4-6
2.Этапы процесса принятия решений................................................................7-10
3.Типы политических процессов......................................................................11-14
Задание...............................................................................................................................15
Заключение..................................................................................................................16-17
Список использованной литературы и источников....................................................18

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по политологии тема№16.docx

— 34.34 Кб (Скачать документ)

3. Консенсусный  способ принятия политических  решений получает все большее  и большее распространение. Без  давления, принуждения, при полном  согласовании интересов всех  или хотя бы большинства социальных  групп происходит принятие решений,  которые устраивают большинство. Данный способ наилучшим образом обеспечивает стабильность политической системы[5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Типы политических  процессов

 

 

На практике политическое взаимодействие сводится к процессу принятия и реализации решений, отражающих интересы и требования участников политического процесса. В связи с этим в политическом процессе можно выделить две его  активно взаимодействующие между  собой составляющие: ценностную (система  культуры, доминирующие нормы и ценности политической жизни) и технологическую, которая обозначается понятием «стиль политики». Применение данных категорий  позволяет осуществить типологию  политических процессов на основе различий присущих им политических стилей.

С точки  зрения публичности осуществления  властных функций выделяют открытый и скрытый (теневой) политические процессы: 
   - открытый политический процесс характеризуется при: демократическом режиме - систематическим выявлением политических интересов групп и граждан, что выражается в непрерывных контактах между группами, гражданами и институтами власти, обсуждении и корректировке политического курса; тоталитарном режиме - административным беспределом центральных органов власти, всеохватывающим силовым влиянием государства на рядовых граждан, недоступностью для них механизмов управления и выработки политических решений; 
   - скрытый политический процесс может выступать в двух формах: альтернативной официальной политике форме, основанной на публично неоформленных политических институтах и центрах власти (нелегальные структуры мафиозные кланы), и неальтернативной, когда власть определенных институтов официально не афишируется, но признается.

По характеру  преобразования власти можно выделить: революционный и эволюционный политический процесс: 
    - революционный политический процесс характеризуется быстротечностью, обвальным характером преобразований; допустимостью использования насильственных средств; стихийностью массовых политических движений; незаконными способами воздействия на органы власти; резким изменением функций и статуса политических субъектов; распространением нестандартных форм политического поведения и нарастанием конфликтности; 
   - эволюционный политический процесс характеризуется постепенным разрешением накапливаемых противоречий и рационализацией конфликтов; разведением функций и ролей различных политических субъектов; устойчивостью сформированных механизмов принятия решений; легитимностью органов власти.

По устойчивости взаимосвязей между политическими  субъектами выделяют стабильный и нестабильный политический процесс: 
   - стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми институализированными формами политического поведения граждан; функционально отработанными механизмами принятия политических решений; легитимностью режима и высокой эффективностью господствующих в обществе социально-политических и культурных норм; 
   - нестабильный политический процесс характеризуется определенными, возникающими с разной частотой отклонениями от заранее выработанной стратегии и тактики реализации политического решения и обычно возникает в условиях кризиса как проявление необходимости изменения политического курса.

По способам достижения динамического равновесия политической системы можно выделить три типа политических процессов: технократический, идеократический и харизматический: 
   - технократический тип отличается наличием традиций эволюционизма, непрерывного и постепенного адаптирования политических институтов и механизмов к изменяющимся условиям среды, приоритетом технологического (процессуального) подхода при внесении изменений в политическую систему и ролевые функции, исключением из политической практики радикальной ломки политических структур, складывающихся на протяжении веков; 
   - идеократический тип отличается господством одной идеологии, в отношении которой имеется общенациональный консенсус; 
   - харизматический тип характеризуется всевластием лидера- харизмы, под политические цели которого подстраиваются идеологические доктрины и политические институты.

По характеру  осуществления власти политические процессы делятся на: демократические и недемократические: 
    - демократический тип характеризуется следующими основными принцами: конституционность и легитимность политического процесса; приоритет интересов большинства социальных групп населения; правовая защита интересов социального меньшинства; корректность взаимоотношений между правящей властью и оппозицией; гражданский контроль деятельности органов государственной власти; правовое обеспечение невозможности концентрации и централизации власти в обществе; приоритетность прав человека и гражданина; 
   - недемократический тип характеризуется следующими основными принципами: тоталитарный политический режим; верховенство интересов малой группы лиц; отсутствие гражданского общества; нарушение прав человека и гражданина.

По характеру  демократии можно выделить следующие  разновидности политических процессов: прямая демократия, представительная демократия, плюралистическая демократия. Прямая демократия - население непосредственно  влияет на властные структуры и определяет содержание законодательного процесса. Схема такого взаимодействия имеет  следующий вид: народ - законодательный процесс. 

Представительная  демократия - люди не только сами влияют на власть, но и выдвигают из своей  среды представителей, выполняющих  функции принятия законодательных  актов и повседневного управления государством. Представительную демократию отражает следующая схема: народ - законодатель - законодательный процесс.

Плюралистическая  демократия - с развитием политического  строя возникают различные политические объединения, усиливающие способности  вступающих в них граждан влиять на содержание управленческих решений. Схема такого политического процесса следующая:: народ - группы давления (партии) - законодатель - законодательный процесс.

Таким образом, в природе существуют различные  типы политических процессов. Предложенная типология не может быть признана исчерпывающей. Кроме рассмотренных  подходов типологию политических процессов  можно проводить и по другим основаниям[2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание

 

Вы являетесь  свидетелем спора двух студентов. Один утверждает, что популизм - это заигрывание  с массами и, следовательно, это  плохо. Другой, напротив, считает, что популизм - это близость к народу и, следовательно, это хорошо.

Кто из участников спора ближе к  истине?

 

Я считаю, что в явлении популизма, как стиля политики, как совокупности форм и методов борьбы за влияние в народе, важно - во имя чего ведется эта борьба, как будет использовано это влияние и что в итоге получит народ.  

С одной  стороны, популизм есть признак демократического строительства общества, а с другой - само общество должно с помощью демократических норм и институтов создавать условия для минимизации популистских посягательств. 

В условиях публичной политики необходимой  предпосылкой эффективной деятельности политического лидера становится завоевание поддержки у населения. Не заручившись  такой поддержкой, лидер в демократической  политической среде не получит возможности  проводить свою политику, какой бы прогрессивной и правильной она  ни была.

При отсутствии у лидера подлинной харизмы он должен владеть техникой харизматического внушения, то есть, не высказывая никаких  ясных и глубоких идей, создавать  их видимость. Это возможно только в  том случае, когда лидер полон  уверенности в собственной принципиальности. Избиратели легко разоблачают неубедительного, неуверенного в себе политика. Для  успеха в политике необходимо добиться общественного признания. Без популизма  здесь трудно обойтись.

 

 

Заключение

 

 

Жизнь любого общества – непрерывная цепь различных  процессов. Там, где люди вступают в  отношения господства и подчинения, управления и исполнения, кооперации-сотрудничества и при этом воздействуют на политическую власть, происходящие процессы приобретают  политический характер.

Раскрывая свое содержание через реальные формы  исполнения политическими субъектами своих ролей и функций, политический процесс демонстрирует, как осуществление  этих ролей воспроизводит или  разрушает различные элементы политической системы, показывает поверхностные  или глубинные её изменения, переход  от одного состояния к другому.

Реализация  различными политическими субъектами своих функций выражает происходящее в обществе распределение власти, осуществление политической мобилизации  граждан, принятие решений и другие формы политической активности инструментов, групп и лиц, причем не только признаваемые правящим режимом, но и обладающие нелегитимным характером.

Политический  процесс выражает определенную совокупность действий, осуществляемых субъектами, носителями и институтами власти по реализации своих прав и прерогатив в политической сфере.

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую  значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете  её главным субъектом выступает  личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического  процесса, всей политической жизни  общества.

Политический  процесс – сложное многофакторное понятие, имеющее различные формы  и режимы протекания. Анализ процессов  в политике – задача, требующая от исследователя широты взглядов, умения учитывать разнообразие факторов и точек зрения, чтобы избежать субъективных оценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и источников

 

 

  1.  Денисюк Н.П., Соловей ТТ. и др. Политология: Учебное пос. для вузов. Мн., 1998.
  2. Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс) М.: Юридический институт МИИТа, 2009.
  3. Зеркин Д.П. Основы политологии. Р-на-Д., 1997.
  4. Мангейм Дж.Б. Ричард К.Рич. Анализ общественной политики и оценка программ // Полис, 1991, № 3.
  5. Мельник В.А. Политология: Учебник. Мн., 1996.
  6. Мировое политическое развитие: век XX. М., 1995.
  7. Пугачев В.П.. Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997.

 

 


Информация о работе Политический процесс