Политический режим. Демократический политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:00, курсовая работа

Описание

В исследовании политических режимов наибольший опыт накопила западная политическая наука. Советское обществоведение долго уходило от этого понятия вообще, оперируя одним понятием - политическая система. Политический режим как теоретическая категория существовал только в науке о государстве и праве, в тесной взаимосвязи с такими категориями, как форма правления и форма государственного устройства. После 1985 года в связи с началом распада тоталитаризма в СССР и других социалистических странах эта проблема выдвинулась в число самых актуальных как в политической теории, так и в политической практике.

Работа состоит из  1 файл

1 ГЛАВА.docx

— 23.92 Кб (Скачать документ)

ГЛАВА 1. Политический режим.  Сущность демократических  политических режимов.

1.1. Политический  режим, понятие, сущность, история  возникновения

     В исследовании политических режимов  наибольший опыт накопила западная политическая наука. Советское обществоведение  долго уходило от этого понятия  вообще, оперируя одним понятием - политическая система. Политический режим как  теоретическая категория существовал  только в науке о государстве  и праве, в тесной взаимосвязи  с такими категориями, как форма  правления и форма государственного устройства. После 1985 года в связи  с началом распада тоталитаризма  в СССР и других социалистических странах эта проблема выдвинулась  в число самых актуальных как  в политической теории, так и в  политической практике.

     В научной литературе существует большое  количество определений политического  режима. В государственно-правовой науке:

     Политический  режим - совокупность средств и методов  в осуществлении государственной  власти.

     В политической науке понятие политического  режима очень тесно связано с  категорией “политическая система” и рассматривается, как правило, только в связи с особенностями  развития и функционирования политических систем, хотя соотношение этих понятий  вызывает в политической науке существенные разногласия. Иногда их рассматривают  как синонимы. Иногда понятие политического  режима вообще не выделяют. Иногда политическую систему и политический режим  разводят довольно далеко друг от друга.

       В научной литературе распространенным является подход, согласно которому политический режим представляет собой функциональный компонент политической системы. При  таком подходе политический режим  включает в себя методы, способы, направление  развития политических отношений. В современном обществе - это конституционно-правовые принципы и структуры, институциональные и политические нормы, - основные ценности, которые регулируют работу политической системы

     Можно сказать, что политический режим - это  способ функционирования и взаимосвязи  основных элементов политической системы  общества. В зависимости от того, как связаны между собой основные элементы политической системы общества, они формируют тот или иной тип политического режима и, соответственно, тип политической системы.

     Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений  об основных системах власти.

     Понятие политического режима включает в  себя ряд основных критериев:

- характер  и мера осуществления власти;

- механизм  формирования власти;

- взаимоотношения  общества и власти;

- роль  и значение негосударственных  и неполитических организаций  и структур;

- характер  существующих в обществе запретов;

- роль  идеологии в жизни общества;

- характер  политического лидерства;

- соотношение  прав и свобод граждан;

- положение  средств массовой информации;

- роль  политических партий;

- соотношение  между законодательной и исполнительной  властью;

- роль  и значение органов подавления;

- тип  политического поведения

     В современной науке сложилось  две основные традиции осмысления понятия  «политический режим», одна из которых  связана с политико-правовым подходом, сложившимся в юридической традиции конституционного права, а другая —  с социологическим подходом, получившим широкое распространение в политической науке.

     Институциональный подход

     Данный  подход называют также политико-правовым и формально-юридическим. В его  рамках основное внимание уделяется  процедурным, формально-юридическим  характеристикам функционирования системы политической власти. При  использовании институционального подхода понятие «политический  режим» сближается или даже сливается  с понятиями «форма правления» или  «государственный строй». Таким образом термин «политический режим» оказывается частью категориального аппарата конституционного права. В рамках институционального подхода скрадывается разница между терминами «политический режим» и «государственный режим».

     Институциональный подход традиционно был характерен для французского государствоведения. Исходя из него, выделялись следующие виды политических режимов:

  • режим слияния властей — абсолютная монархия;
  • режим разделения властей — президентская республика;
  • режим сотрудничества властей — парламентская республика.

     Постепенно  эта типология стала рассматриваться  как подсобная, классифицирующая не столько режимы, сколько типы правительственных структур .

     К этой группе можно отнести также  подход американского политолога Г. Лассуэла и его последователей, рассматривавших политический режим как способ легитимизации политической системы. По их мнению, режимы представляют собой образцы политических форм, функционирующие для того, чтобы свести к минимуму элемент принуждения в политическом процессе. Таким образом, режим связывается с конституционной формой, а неконституционным формам правления (диктатура) отказывается в праве считаться политическими режимами.

     Социологический подход

     В рамках данного подхода преимущественное внимание уделяется происхождению  власти и социальным основаниям ее функционирования, осмыслению связей между обществом и государством, которые сложились в реальности и не обязательно соответствуют  с теми, которые предписаны конституционными актами. При данном подходе режим  рассматривается гораздо более  широко — как баланс во взаимоотношениях государства и общества. Каждый режим  имеет в своем основании систему  социальных связей, поэтому режимы не могут быть изменены путем изменения  закрепляющих их правовых актов, без  трансформации тех социальных оснований, на которых он покоится. Этот подход часто приводит к отождествлению «политического режима» и «политической  системы».

     Характерными  представителями данного направления  являются французские политологи М. Дюверже (рассматривал режим как: «структуру правления, тип человеческого общества, отличающий одну социальную общность от другой») и его последователь Ж.-Л. Кермонн, чье определение приведено выше.

     Сходной точки зрения придерживаются американские ученые Г. О’Доннел и Ф. Шмиттер, определяющие режим как: «совокупность структур, явных или скрытых, которые определяют формы и каналы доступа к ведущим правительственным постам, а также характеристики деятелей, которые считаются для этих структур подходящими или неподходящими, используемые ими ресурсы и стратегии в целях получения желаемого назначения».

     В рамках социологического подхода существует значительное многообразие исследовательских  стратегий и вариантов типологизации политических режимов, базовым среди которых сегодня считают выделение демократического, авторитарного и тоталитарного режимов. 

1.2. Формы  и методы осуществления власти  в демократическом режиме

     В переводе с греческого "демократия" означает "власть народа" (demos - народ, cratos - власть). Первое представление о демократии как форме правления возникло в античной Греции. Аристотель определял демократию как "правление всех". Но при рассмотрении истории становления демократии обнаруживается, что понятия "все" и "народ" не всегда совпадали. Из всех существующих в прошлом примеров наиболее демократичной была "первобытная демократия", где решения принимали все взрослые члены рода или племени.

     Крупнейшими событиями, заложившими основы демократической  тенденции, явились Английская революция (1688 г.), Война за независимость Северной Америки (1775-1783 гг.) и Французская  революция (1789 г.). В принятых в этот период документах: Билле о правах (Англия), Декларации независимости и Билле о правах (США), Декларации прав человека и гражданина (Франция, 1791) - были выдвинуты демократические ценности и принципы, которые просматриваются и в современной практике функционирования системы представительства, взаимоотношения ветвей власти и законодательства в области прав человека.

     Но  более зрелых форм демократия достигла в середине ХХ в., когда стали реальностью равные для всех слоев общества гражданские и политические права.

     Современная демократия отличается от предшествующих исторических моделей и другими  существенными признаками: защитой  прав человека, признанием права оппозиции (тех, кто в данный момент остался  в меньшинстве) отстаивать свое мнение и критиковать правительство.

     Что представляет собой современная  политическая демократия? В самом  общем плане ее можно определить как режим, в котором народ  имеет возможность реализовать  свою волю непосредственно либо через  своих представителей, а власть несет  ответственность перед гражданами за свои действия.

     Сущность  демократии конкретизируется в определенной совокупности ценностей, институтов и  процедур:

1. Суверенитет  народа. Признание этого принципа  означает, что народ является  источником власти, именно он  выбирает своих представителей  власти и периодически их сменяет.  Признание этого принципа означает, что конституция, форма правления  могут быть изменены при всеобщем  согласии народа и по установленным,  закрепленным в законе процедурам.

2. Периодическая  выборность основных органов  власти позволяет обеспечить  четкий легитимный механизм преемственности  власти. Государственная власть  рождается из честных выборов,  а не посредством военных переворотов  и заговоров. Власть выбирается  на определенный и ограниченный  срок.

3. Всеобщее, равное избирательное право и  тайное голосование. Демократические  выборы предполагают реальную  соревновательность различных кандидатов, альтернативность выбора. Реализация принципа "один гражданин - один голос" раскрывает смысл политического равенства.

4. Гарантия  основных прав человека. Права  человека характеризуют принципы  отношений между государством  и гражданами и определяются  как свободы. Свобода - это защищенность  личности от произвола других  людей и власти, защита от нищеты  и голода. В преамбуле Всеобщей  Декларации прав человека, принятой  Генеральной ассамблеей ООН в  1948 г., описаны четыре свободы:  свобода слова, свобода убеждений,  свобода от страха и свобода  от нужды. Эти, а также другие  свободы ассоциируются с несколькими  категориями прав.

5. Гражданские  права. Этими правами люди пользуются  как частные лица, и они защищают  граждан от произвола власти. К ним можно отнести равенство  всех граждан перед законом,  право на частную жизнь, право  не подвергаться пыткам, наказанию  без суда, свободу вероисповедания  и др.

6. Политические  права дают гражданину возможность  участвовать в процессе управления  и влиять на принятие решений  законодательными и исполнительными  органами: право избирать и быть  избранным, свобода выражения  политических суждений, свобода  голосования, право на демонстрации, право на создание политических  и общественных организаций, право  подавать петиции властям.

7. Социальные  и экономические права. Реализация  этих прав - необходимое условие  обеспечения политического равенства.  Связано это с тем, что провозглашение  политического равенства не устраняет  сложившейся практики, когда отдельные  граждане в силу своего общественного  статуса и благосостояния располагают  большими возможностями влиять  на власть, используя для этого  СМИ, непосредственные контакты  с правительственными чиновниками, дружеские связи. Реализация социально-экономических прав призвана сгладить имеющееся социальное неравенство и повысить тем самым активность рядовых граждан в политической жизни. Наконец, эти права закрепляют условия жизни, которые выступают своеобразным иммунитетом против страха нужды, например страха перед безработицей, нищетой. Они включают в себя право на достойный жизненный уровень, гарантии социальной защиты, право на образование и участие в культурной жизни, доступ к здравоохранению. Содержание экономических прав зафиксировано в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Они включают в себя право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает, и право на справедливые и благоприятные условия жизни. Реализация этих прав требует подкрепления гарантиями против дискриминации в приеме на работу, в оплате труда по признакам пола, религии, расы или языка. Обеспечение социальных и экономических прав предполагает активность государства в разработке и осуществлении социальных программ.

Информация о работе Политический режим. Демократический политический режим