Политический режим. Демократический политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:00, курсовая работа

Описание

В исследовании политических режимов наибольший опыт накопила западная политическая наука. Советское обществоведение долго уходило от этого понятия вообще, оперируя одним понятием - политическая система. Политический режим как теоретическая категория существовал только в науке о государстве и праве, в тесной взаимосвязи с такими категориями, как форма правления и форма государственного устройства. После 1985 года в связи с началом распада тоталитаризма в СССР и других социалистических странах эта проблема выдвинулась в число самых актуальных как в политической теории, так и в политической практике.

Работа состоит из  1 файл

1 ГЛАВА.docx

— 23.92 Кб (Скачать документ)

     Конституция - документ, закрепляющий права и  свободы граждан, обязательства  государства по защите этих прав и  предусматривающий механизм разрешения споров между личностью и государством.

     Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную в построении государственного аппарата позволяет избежать возможности злоупотреблений со стороны любой из ветвей власти.

     Принцип большинства предполагает принятие решений большинством голосов при  одновременном признании права  меньшинства проявлять несогласие. Меньшинство (оппозиция) имеет право  выступать с критикой в адрес  правящей власти и выдвигать альтернативные программы, создавать свои объединения.

     В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую и представительную демократию.

     В прямой демократии между волей народа и ее воплощением в решения  нет опосредующих звеньев - народ  сам участвует в обсуждении и  принятии решений.

     Подобный  вариант самоуправления используется и сегодня в организациях и  небольших территориальных сообществах (городах, общинах) в форме собраний, в ходе которых граждане обсуждают  проблемы управления, финансирования общественных проектов, социальных программ. Распространенность подобной практики ограничивается территориальным фактором и зависит от того, насколько децентрализован  процесс принятия решений. Другой формой прямой демократии является сам процесс  выборов, в ходе которых осуществляется волеизъявление народа в отношении  своих представителей в органы государственной  власти.

Законодательство  многих стран предусматривает и  непосредственные формы участия  граждан в законотворчестве - референдумы  и инициативные движения.

     Референдум  представляет собой прямое голосование  народа по важнейшим государственным  вопросам. Различают два вида референдумов. Одни из них представляют собой своеобразный опрос мнения, по результатам которого законы не принимаются, но власть должна учитывать его результаты. Результаты референдумов другого рода имеют  значение закона. С их помощью утверждаются конституции или поправки к ней, проекты законов.

     Инициатива - это процедура, посредством которой  граждане предлагают обсудить какой-либо вопрос непосредственно на референдуме  либо законодательными органами. Инициатива реализуется через сбор определенного количества подписей граждан в поддержку проведения референдума.

     К другим формам демократического участия, позволяющим гражданам влиять на власть, можно отнести демонстрации, митинги, шествия, обращения во властные структуры всех уровней и в  СМИ.

     В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией. Депутаты, политические лидеры, получив "мандат доверия" от народа через процедуру голосования, должны воплотить эту волю в принимаемых  законах и решениях. Между народными  представителями и теми, кого они  представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и ответственности  власти перед народом.

     Современные потребности демократического развития требуют сбалансированного соотношения  прямой и представительной формы  демократии. Демократия представляет собой постоянный процесс совершенствования, т.к. ее современные формы не являются идеальными. Преимущества демократии заключаются в том, что она  позволяет сохранить политическую стабильность, предполагает низкий уровень  имеющего место или потенциального насилия.

     Демократические государства различны, но все они  имеют общие объединяющие черты:

  • Народовластие - т.е. признание народа источником власти, сувереном
  • Правительство основано на согласии управляемых;
  • Правило большинства; признание подчиненного меньшинства большинству при уважении интересов и мнений меньшинства.
  • Гарантии основных прав человека;
  • Свободные и честные выборы;
  • Равенство перед законом;
  • Справедливое судопроизводство;
  • Конституционное ограничение правительства;
  • Социальный, экономический, идеологический и политический плюрализм;
  • Ценности сотрудничества и компромисса.

Информация о работе Политический режим. Демократический политический режим