Политический режим, его сущность и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 04:00, реферат

Описание

«Политический режим» в узком смысле – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. В более широком плане это понятие включает всю функциональную характеристику политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, формирующих определенный облик политической власти. Именно политический режим придает качественную определенность политической системе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Политический режим: понятие и признаки …………………………...5
1.1 Демократический режим ……………………………………….6
1.2 Тоталитарный режим …………………………………………..8
1.3 Авторитаризм …………………………………………………10
2. сущность политического режима ……………………………………12
3. Структура политического режима ……………………………………1
Заключение ……………………………………………………………….17
Список используемой литературы………………………………………18

Работа состоит из  1 файл

Реферат Политический режим, его сущность и структура.docx

— 32.11 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Политический режим: понятие  и признаки …………………………...5

1.1 Демократический режим ……………………………………….6

1.2  Тоталитарный режим …………………………………………..8

1.3  Авторитаризм …………………………………………………10

2. сущность политического режима ……………………………………12

3. Структура  политического режима ……………………………………15

Заключение  ……………………………………………………………….17

Список используемой литературы………………………………………18

 

 

 

 

Введение

Как функционирует политическая система, кому принадлежит реальная политическая власть в обществе, какими методами она осуществляется, каковы объем  и гарантии прав и свобод личности, как соотносятся и взаимодействуют  гражданское общество и государство? Для ответа на эти вопросы в  политологии используется понятие  «политический режим».

Но прежде чем говорить о политическом режиме, надо разобраться для начала, что такое вообще «политология»  и «политика».

Политология занимает видное место  среди наук об обществе. Это место  определяется тем, что политология  изучает политику, роль которой в  жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она  воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы  политики, политического устройства, демократии, политической власти, государства  касаются всех граждан, затрагивают  интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда  не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально  для всех членов общества.

В связи с указанными причинами  в настоящее время приобретают  особую актуальность научные исследования политики, наращивание знаний о политической сфере, развитие теорий политики и политической деятельности. Этими вопросами и  занимается наука о политике –  политология.

Ключевой категорией политологии  является политика. Политика – явление  сложное и многогранное. Это явление  изучается и осмысливается учеными  уже около двух с половиной  тысячелетий. Но и в настоящее  время редкий политолог решается категорически и однозначно высказаться о том, что собственно является сущностью политики.

В современном мировом обществоведении  существует множество истолкований понятия «политика». Однако среди  большого количества подходов преобладают  определения политики через власть и отношения властвования. Политика трактуется как такая сфера взаимоотношений  между людьми, которая касается, главным образом, проблем деятельности власти и управления.

Политику можно определить как  сферу деятельности, связанную с  отношениями между социальными  группами, нациями, индивидами по вопросам завоевания, удержания и использования  государственной власти. Политика также  включает деятельность в сфере отношений  между государствами.

Политика – наиболее активный фактор воздействия на всю жизнь общества. Она находит свое проявление и  отражение во всех сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной. Поэтому политология  наряду с выяснением сущности политики рассматривает вопрос о ее классификации.

Считаю, что тема моего реферата очень актуальна сегодня. Разобраться  в ней необходимо для лучшего  понимания процессов, происходящих в России, возможности прогнозирования  их дальнейшего развития.

 

1. Политический режим:  понятие и признаки

«Политический режим» в узком смысле – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. В более широком плане  это понятие включает всю функциональную характеристику политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, формирующих  определенный облик политической власти. Именно политический режим придает  качественную определенность политической системе. Не случайно, поэтому, синонимическое использование понятий: демократический  политический режим – демократическая  политическая система, тоталитарный политический режим – тоталитарная политическая система и т.д.

Вместе с тем понятие политический режим совместно с понятиями  форма правления и форма государственного устройства определяют характеристику формы государства. В этом случае «политический режим» используется как синоним «государственного режима», хотя очевидно, что первое понятие по своему содержанию гораздо шире второго, поскольку включает в себя методы и способы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны других субъектов политики – политических партий и движений, общественных объединений и т.п.

Политический режим определяется многими параметрами. Среди них  важнейшими являются:

степень участия народа в формировании политической власти;

гарантированность прав и свобод личности и их соотношение с правами  государства;

степень реального участия народа в политической жизни, наличие механизмов прямой демократии;

характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

реальное соотношение между  законодательной, исполнительной и  судебной властями;

положение политических партий, движений, общественных объединений граждан  в политической системе; функционирование системы социального представительства;

политическое и юридическое  положение и роль в обществе силовых  структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.);

доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при  осуществлении политической власти;

учет интересов меньшинства  при принятии политических решений;

наличие механизмов политической и  юридической ответственности должностных  лиц, включая самых высших.

Эмпирическое описание политических режимов прошлого и современности  выявило бы их большое разнообразие и существенные особенности. Однако это разнообразие укладывается в  три основные теоретические модели – демократического, авторитарного  и тоталитарного политических режимов.

1.1 Демократический режим

Понятие «демократия» означает, как  известно, «народовластие». При всей многозначности и неопределенности этого понятия можно выделить общие признаки демократии как современного конституционного строя и режима функционирования политической системы:

признание народа источником власти, сувереном в государстве. Суверенитет  народа выражается в том, что он посредством  выборов формирует государственную  власть и участвует в ее осуществлении  прямо (с помощью референдумов, местного самоуправления, а также, главным  образом, через выбираемые им представительные органы);

периодическая выборность и сменяемость  центральных и местных органов  государственной власти, их подотчетность  избирателям;

провозглашение и реальное обеспечение  прав и свобод человека и гражданина. Особое значение для полноценного функционирования демократической политической системы  имеет гарантированность прав граждан  на участие в управлении государством – избирательного права, права на создание политических партий и других объединений, свободы слова, мнений, права на информацию и т.п.;

принятие решений большинством и подчинение меньшинства большинству  при их осуществлении;

демократический контроль общества над  силовыми структурами (вооруженные  силы, полиция, органы безопасности и  т.п.), используемыми только по прямому  предназначению и строго в рамках законов;

доминирование методов убеждения, согласования, компромисса; сужение  методов насилия, принуждения, пресечения;

реальное осуществление принципов  правового государства, в том  числе принципа разделения властей.

В зависимости от формы реализации суверенитета народа демократия может  быть подразделена на прямую, плебисцитарную и представительную.

1.2  Тоталитарный режим

Недемократические политические режимы принято подразделять на тоталитарные и авторитарные.

Тоталитарные политические режимы возникли в ХХ веке, хотя тоталитарные идеи содержались в большинстве  утопических моделей общественного  устройства, выдвигаемых политическими  мыслителями разных эпох, начиная  с античности.

Теория тоталитаризма складывалась в основном на основе анализа политических режимов социалистических стран, фашистских режимов в Италии и Германии. Однако после того, как фашистский и нацистский режимы были ликвидированы, а в странах социализма произошла относительная либерализация, возникли проблемы с адекватностью описания с помощью этой теории особенностей различных политических режимов, тяготевших к тоталитаризму.

Характерные черты тоталитаризма:

идеологизация всей общественной жизни при монопольном господстве «единственно верной» идеологии (классовой, расовой, националистической), жестокое подавление всякого инакомыслия;

господство предельно централизованного  политического движения во главе  с массовой партией тоталитарного  типа. Эта партия срастается с государством («партия-государство») и сосредотачивает  всю полноту власти в обществе. Партия-монополист становится ядром  всей политической системы;

запрет на всякую политическую оппозицию; господствующая партия контролирует создание и функционирование любых общественных объединений;

тотальное манипулирование общественным сознанием с помощью всеохватной  системы пропаганды и агитации, формальной коллективистско-демократической мобилизации и мобилизированного участия (в выборах, манифестациях и т.д.), в политическом сознании целенаправленно формируется представление о единстве власти и народа;

монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни граждан, бытовыми и даже брачно-семейными отношениями;

доминирование в управлении методов  насилия, принуждения, террора; наличие  мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, армия, милиция и т.д.). Слепая вера и страх – главные ресурсы  тоталитарного управления;

предельная централизация государственной  власти, сакрализация (обожествление) ее носителей, культ вождей.

Возникновение тоталитарных режимов  было вызвано рядом предпосылок. Среди них наиболее общими считаются:

$сложность перехода ряда стран  к индустриальной стадии развития  при слабости и неукорененности демократических институтов,

атомизация общества в результате быстрого разрушения доиндустриальных социальных структур и институтов,

неспособность правящих элит решать проблемы модернизации с помощью  механизмов права и свободного рынка.

1.3  Авторитаризм

Авторитарный политический режим  можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.

Признаки авторитарного режима:

автократизм или небольшое число носителей власти (монарх, диктатор, военная хунта, олигархическая группа);

неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетность их населению;

игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;

монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелости гражданского общества);

отказ от тотального контроля над  обществом, невмешательство или  ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику;

в качество методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии;

отсутствует единая идеология;

права и свободы личности главным  образом провозглашаются, но реально  не обеспечиваются (прежде всего, в  политической сфере);

личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;

силовые структуры обществу практически  неподконтрольны и используются подчас в политических целях.

 

2. сущность политического режима

 

Политический  режим — одна из ключевых, властнообразующих категорий политической науки. Эта понятие широко используется для характеристики власти, политической системы общества, методов управления.

Информация о работе Политический режим, его сущность и структура