Политический режим, его сущность и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 04:00, реферат

Описание

«Политический режим» в узком смысле – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. В более широком плане это понятие включает всю функциональную характеристику политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, формирующих определенный облик политической власти. Именно политический режим придает качественную определенность политической системе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Политический режим: понятие и признаки …………………………...5
1.1 Демократический режим ……………………………………….6
1.2 Тоталитарный режим …………………………………………..8
1.3 Авторитаризм …………………………………………………10
2. сущность политического режима ……………………………………12
3. Структура политического режима ……………………………………1
Заключение ……………………………………………………………….17
Список используемой литературы………………………………………18

Работа состоит из  1 файл

Реферат Политический режим, его сущность и структура.docx

— 32.11 Кб (Скачать документ)

Политический  режим (от лат. regimen — «управление») характеризует совокупность приемов и методов осуществления политической власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, а также меру соответствия официальных норм и реалий политической жизни. Французский политолог Ж.-Л. Кермон понимал под политическим режимом сложный комплекс элементов идеологического, институцианального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти в данной стране на определенный период времени.

Другой  всемирно известный французский  политический социолог Р. Арон обращал  внимание на необходимость рассмотрения при анализе политических режимов  следующих составных переменных величин:

«1) конституция, интерпретируемая политиками как способ правления (авторитарный, демократический, тоталитарный и т.д.);

2) характер  партийной системы (однопартийная,  двухпартийная, многопартийная и  др.;

3) способ  функционирования режима (избирательный  закон, выборы, функционирование  парламента, отношения между парламентом  и правительством);

4) роль  групп давления и интересов  в политическом обществе;

5) характер  политического персонала (государственных  чиновников, политических лидеров  и др.)».1

Итак, политический режим можно определить как совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, применяемых властями средств и методов, сложившихся отношений государственной власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры и сознания.

«Понятие  политического режима, получив распространение  в западно-европейской обществоведческой литературе на рубеже XIX и XX вв., в течение долгого времени продолжает оставаться объектом теоретических споров. Широко известна его трактовка в качестве характеристики государственной власти по формальному источнику — верховенству политической воли индивидуально-определенного физического лица, «элитарной» социальной группы или большинства населения. Подобное понимание восходит к традиции, заложенной «Политикой» Аристотеля, однако сегодня на практике оно оказывается малопродуктивным, поскольку приводит к фактическому отождествлению того или иного типа политического режима с конкретной формой правления. В действительности же далеко не всегда монархия является символом сохранения автократических или тоталитарных традиций, а провозглашение республики — обязательным условием демократических преобразований. Так, в некоторых государствах с республиканской формой правления политический режим выступает как авторитарный или даже тяготеющий к тоталитаризму (Иран). В то же время применительно к ныне существующим в Западной Европе типичным конституционным монархиям (Бельгия, Великобритания, Норвегия, Швеция и др.) при анализе и описании принципов осуществления политической власти, реализации прав и свобод граждан можно говорить о демократическом режиме».2

Политический  режим нередко рассматривается  в качестве еще одной — после  формы правления и формы государственного устройства — характеристики государства, раскрывающей совокупность методов  осуществления государственной  власти. С позиций политологии  подобный подход следует признать ограниченным, поскольку он оставляет без внимания динамику взаимодействия государства  с другими компонентами политической системы и гражданским обществом, которая определяет меру и механизмы  реализации демократических прав и  свобод. Функционирование политической системы наряду с деятельностью  институтов государственной власти охватывает также и множество  других социальных процессов, отражающих реальную роль и интересы всех социальных слоев, групп, политических партий и  иных объединений в плане формирования властно-управленческих структур.

Целесообразно различать понятия «государственный режим» и «политический режим», которые  хотя и являются однопорядковыми, но не равнозначны. Если первое, в общем и целом, характеризует методы осуществления государственной власти, то второе раскрывает характер власти и условий политической жизни общества.

Политический  режим — это сложная, многоплановая  категория, охватывающая своим объемом  целый ряд динамических аспектов политической жизнедеятельности общества. Данным обстоятельством и объясняется  возможность классификации политических режимов по самым разным критериям.

 

3. Структура политического режима

В процессе своего развития общество для рационализации разнообразных  политических отношений образует определенные формы (например, партии), приобретающие  характер институтов, образующих части, подсистемы политической системы:

• политические институты (институциональная  подсистема), между которыми складывается сложная система отношений взаимосвязи  и взаимодействия;

• политические отношения (коммуникативная  подсистема), складывающиеся на основе действующих в обществе политических и правовых норм, ценностей, традиций; • политические нормы (нормативная  подсистема), охватывающая общепризнанные нормы отношений в политической системе;

• политическая культура (культурная подсистема), на основе которой складываются политические нормы, отражающая определенные историко-политические традиции и стереотипы политического поведения.

В результате все элементы политики оказываются взаимоувязанными в единую взаимосвязанную целостность, образующую политическую систему общества. Рассмотрим более детально основные подсистемы политсистемы и элементы, входящие в каждую из этих подсистем.

Политические  институты — совокупность учреждений и организаций, связанных с функционированием политической власти. Политические институты существуют в виде учреждений и организаций:

а) государства и его  органов;

б) общественных организаций;

в) правовых институтов.

Специфика политических институтов состоит в том, что они почти  всегда узаконены и их деятельность регламентирована соответствующими нормативными актами. Основным институтом политической системы общества является государство. Государство образует ядро, стержень политической системы, служит основной предпосылкой и центральным элементом, оно есть главный источник и олицетворение власти.

Важными элементами политической системы являются институты политического опосредования — партии, группы давления, группы интересов и т.п. Степень и характер институциолизации общества, т. е. число возникающих в нем институтов и легкость их образования, свидетельствует об уровне развития и типе общества, его политической системе и ассоциативной жизни.

 

Заключение

Современные политологи выделяют два  наиболее общих политических режима: демократический и антидемократический. Среди демократических самыми распространенными в мире являются парламентский и президентский режим. Антидемократические, в свою очередь, подразделяются на авторитарный и тоталитарный.

Политический режим как способ функционирования той или другой политической системы определяется как социальными факторами соответствующего государства, так и нравственными, моральными и мировоззренческими устоями  общества. В абсолютно чистом виде политические режимы, как правило, редкость. Поэтому при их характеристике используются двойные понятия: либерально-демократический, демократически-авторитарный и т.п.

Через политические режимы правящие субъекты оказывают непосредственное воздействие на народ в целом  и каждого человека в отдельности.

Демократия, как свидетельствует  исторический опыт цивилизаций, дает более  широкий выход энергии и социальному  творчеству личности, чем другие типы политических режимов. Она выступает  мощным средством преодоления различных  видов диктатуры и деспотических  правлений.

Обстановка в мировом сообществе конца XX века свидетельствует, что антидемократические  режимы исторически и политически  изжили себя. Мир эволюционирует в  сторону цивилизованной демократии. В этой связи возникает надежда, что следующее столетие станет окончательной  ее победой. Следовательно, и типология  политических режимов уйдет в  прошлое.

 

Список используемой литературы

 

  1. Ирхин Ю.В. «Политология», Политология: учебник / Ю.В. Ирхин. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
  2. Киселев С.Г. «Политология», Политология: учебник / под ред. С.Г. Киселева. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008.
  3. Арон А. «Демократия и тоталитаризм», Демократия и тоталитаризм / пер. с фр. — М., 1993.
  4. Демилов А.И., Долгов В.М. «Политология» М. изд.2 , Гардарики, 2007.
  5. Цыганков П. «Современные политические режимы: структура, типология, динамика». М.2005.
  6. Исаев Б.А., Баранов Н.А. «Политические отношения и политический процесс в современной России», Учебное пособие, Издательство «Питер», 2008.

1 Арон А. Демократия и тоталитаризм / пер. с фр. — М., 1993. — С. 93-101

2 Ирхин Ю.В. «Политология». – М.: Издательство «Экзамен», 2007.— С. 295.

 


Информация о работе Политический режим, его сущность и структура