Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:25, контрольная работа
Специфика политического лидерства, его типы и функции. Политическое лидерство и политический маркетинг. Современные тенденции развития политического лидерства.
Лидерство – явление многогранное и многозначное. Контекст использования этого понятия достаточно широк – от характеристики доминирования определенной особи в животной среде до проявления руководящих начал в жизни того или иного сообщества людей.
Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Само слово “лидер” в переводе с английского (“leader”) означает “ведущий”, “руководящий”. В этом, сохраняющемся и сегодня значении оно уже издавна знакомо всем народам.
Итак, лидер – это авторитетный член организации, социальной группы, общества в целом, личностное влияние которого позволят ему играть существенную роль в социальных процессах.
Интерес к лидерству и попытки осмыслить этот сложный и важный социальный феномен восходят к глубокой древности. Так, уже античные историки Геродот, Плутарх и другие уделяли политическим лидерам главное внимание, видя в героях, монархах и полководцах творцов истории.
В современной науке, при
наличии общности исходных позиций,
лидерство характеризуется
1) Лидерство — это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц.
2) Лидерство — это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера
3) Лидерство — это влияние на других людей. Однако это не любое влияние, а такое, для которого характерны четыре особенности: во-первых, необходимо, чтобы влияние было постоянным. К политическим лидерам нельзя причислять людей, оказавших хотя и большое, но разовое воздействие на политический процесс, историю страны.
Во-вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию, общество). Известно, что внутри любого крупного объединения существует несколько или даже множество центров локального влияния. Причем постоянному влиянию со стороны членов группы подвергается и сам лидер. Особенностью политического лидера является широта влияния, распространение его на все общество или крупные группы.
В-третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии. Отношения лидера и ведомых характеризует асимметричность, неравенство во взаимодействии, однозначная направленность воздействия — от лидера к членам группы.
В-четвертых, влияние лидера опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, — это не лидер, как не является лидером, например, террорист, захвативший заложников, или тюремный надзиратель.
4. Политическое лидерство
— это особого рода
5. Лидер — это символ
общности и образец
Политическое лидерство принадлежит к числу самых заметных и в то же время наиболее трудных для изучения социально-политических явлений. Первое понятно: политические лидеры находятся в фокусе важнейших исторических событий.
Тема политического лидерства всегда привлекала внимание ученых-обществоведов.
В современном обществоведении существуют несколько подходов к определению политического лидерства. Выделим некоторые из них.
1. Политическое лидерство
- это постоянное приоритетное
влияние со стороны
2. Политическое лидерство
- это управленческий статус, социальная позиция, это руководящая должность.
3. Политическое лидерство
- это особого рода
предпринимательская
4. Политический лидер
- это символ общности
и образец политического
Понятия политического лидерства имеет два аспекта:
В современной политологии есть несколько теорий лидерства. Рассмотрим некоторые из них.
Теория черт:
Cуть ее состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися личными качествами. Среди черт, присущих политическому лидеру, обычно называют острый ум, твердую волю, кипучую энергию, незаурядные выдающиеся способности, умение нравиться людям и, особенно, готовность брать на себя ответственность и компетентность. А также фотогеничность, внешнюю привлекательность, ораторские способности и др.
Ситуационная теория:
Лидер - функция определенной ситуации. Именно сложившаяся конкретная ситуация и определяет отбор лидера, его поведение и принимаемые им решения.
Ситуационная теория не отрицает
важную роль индивидуальных качеств
личности, но не абсолютизирует их, отдает
приоритет требованиям
Теория последователей и конституентов:
Объясняет феномен лидера
через его окружение и
Психологическая теория:
У лидеров руководящие позиции выражают компенсаторные функции взамен подавленного либидо. Подчинение лидеру закладывается с детства, когда ребенок нуждается в покровительстве и авторитете родителей. И в этом смысле авторитет руководителя государства подобен авторитету отца семейства.
Функции политического лидерства
представляют собой главные направления
деятельности лидера. Выделяют следующие
основные функции политического лидера:
1) Интегративная - заключается в согласовании
и объединении различных групп интересов
на основе общей системы ценностей.
2) Ориентационная функция - связана с достижением
целостности и гармонии социальных интересов,
что осуществляется через выработку политического
курса, учитывающего потребности различных
групп населения.
3) Инструменталистская характеризует
способность лидера обеспечить механизм
осуществления своего курса посредством
принятия политических решений и обеспечения
их ресурсами.
4) Мобилизационная функция заключается
в возможности лидера обеспечить поддержку
своего курса широкими слоями населения
и их привлечении к его осуществлению.
5) Функция социального арбитража и патронажа
связана с защитой прав и свобод граждан,
обеспечением законности и порядка.
6) Функция легитимации политического
режима характерна для тоталитарных и
авторитарных политических систем, в которых
обоснование правомерности политического
режима непосредственно связано с личностью
лидера. В этих случаях режим пытается
найти свое оправдание в особых качествах
харизматических лидеров.
В чистом виде в реальной жизни образы лидеров обычно не встречаются, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях.
В современной политологии нередко называются четыре собирательных образа лидера: знаменосца (или великого человека), служителя, торговца и пожарного. Лидера-знаменосца отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, “мечта”, способная увлечь массы. Лидер-служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени. Для лидера-торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить “купить” эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению. И, наконец, лидер-пожарный ориентируется на самые актуальные, жгучие общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией. В реальной жизни эти четыре идеальных образа лидерства обычно не встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях.
Понятие политического маркетинга сравнительно недавно, но весьма прочно утвердилось в политической науке и практике.
Сам термин «маркетинг» сформировался
применительно к сфере
Главный родовой признак рынка – конкуренция. Этот признак не отделим и от мира политического. Политика – это рынок товаров и услуг, действительно напоминающий экономический рынок. А потому если политический лидер стремиться к успеху, он должен учитывать этот факт. Собственно, политический маркетинг и возник как инструмент, помогающий политику добиваться различных целей: вождение в политическое сообщество, укрепление известности, расширения числа сторонников, победы в избирательной компании.
Итак, политический маркетинг – совокупность разнообразных методов изучения населения и эффективной коммуникации с ним с целью воздействия на политическое поведение граждан.
Применительно к институту
лидерства политический маркетинг
включает следующие основные аспекты:
формирование имиджа лидера, сегментирование
рынка, позиционирование, воздействие
на выбранную группу.
Работа над созданием
имиджа лидера становится центральным
моментом в деятельности современного
политика. Имидж является определяющим
фактором феномена политического лидерства,
ибо наделяет его некоторым символическим
смыслом, отсутствующим в реальной жизни,
но необходимым для скрепления сообщества
последователей в единое целое. Актуальность
политического имиджконструирования
состоит в том, что общество не является
однородным ни по образу жизни, ни по ценностям,
ни по своей социальной структуре. И проблема
политического лидерства в современном
обществе заключается в том, чтобы найти
объединяющее начало и сплотить вокруг
него представителей разных социальных
групп и слоев, признающих значимость
идей и программных целей, провозглашаемых
конкретным лидером.
Сегментирование
рынка представляет собой четкое разделение
людей на группы исходя из их политических
симпатий. Этот момент является очень
важным так как позволяет выработать тактику
действий политического лидера.
Позиционирование
– это выделение той группы людей, к которой
политический лидер будет апеллировать
в первую очередь, т.е. занять позицию в
конкретном сегменте рынка.
Дальнейшее воздействие
на те или иные группы людей осуществляется
через СМИ, в непосредственных контактах
лидера с потенциальными сторонниками,
а также при помощи групп поддержки. Эффективными
средствами информационного воздействия
являются не только публичные выступления
лидера, но и политические плакаты, листовки,
письма избирателям, лозунги политической
кампании.