Политическое лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:02, контрольная работа

Описание

Политическое лидерство следует рассматривать не только как процесс взаимоотношений между людьми, при которых одни выражают и знают интересы и потребности своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие отдают им добровольно часть своих политических властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации, но и как власть. Как власть, потому что оно состоит из способности одного лица, находящегося “на вершине”, заставлять других делать то позитивное или негативное, что они не делали бы и могли бы не делать вообще.

Содержание

Введение 3
1 Типология и функции политического лидерства 4 - 8
2 Роль политических лидеров в России: история, современность 8-13
3 Динамика «образа» политического лидера в современной России: теория и практика 14-17
Заключение 18
Список использованных источников 19

Работа состоит из  1 файл

kontrolnaya_rabota.docx

— 40.99 Кб (Скачать документ)

Grizli777

 



 

 

 

 

                                   Содержание

Введение                                                                                                3

1 Типология и функции политического лидерства                            4 - 8

2 Роль политических лидеров  в России: история, современность    8-13

3 Динамика «образа» политического  лидера в современной России: теория и практика                                                                                  14-17

Заключение                                                                                               18

Список использованных источников                                                      19

 

                               ВВЕДЕНИЕ

Основанием политики является власть. Поэтому важным становится ответ на вопрос, кто выступает  реальным носителем властных полномочий. И хотя конституции многих государств закрепляют положение о том, что  источником власти является народ, но в действительности это не так  просто. Политическая практика убеждает нас в том, что процесс распределения  власти не означает равномерного участия  в нем всех граждан. В любом  обществе к власти причастен узкий  круг людей – политическая элита. А в ее составе особое место  занимают отдельные представители, которые отличаются явным приоритетом  во влиянии на общество – политические лидеры. Именно эти люди на протяжении многих веков служили воплощение власти.

 

1 ТИПОЛОГИЯ И  ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА 
 Лидер – авторитетный член организации, социальной группы, общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах. С понятие «лидер» тесно связано другое понятие «лидерство».

Лидерство – это стремление людей с определенными задатками и выработанными качествами управлять массами, а также вести их к определенной цели.

В современном мире понятие  лидерства часто рассматривается  в контексте управленческого  статуса и института власти, которые  связаны с принятием определенных решений, влияющих на людей. Другими  словами это подразумевает под  собой политическое лидерство, которое  характеризуется возможностью осуществлять действия, влияющие на развитие государства  и экономическую систему. В связи  с этим существует определенная типология  политического лидерства, которая  имеет различные подходы к  определению этого понятия. Рассмотрим их немного позже.

Политическое лидерство  в целом носит опосредованный характер. Взаимодействие политического  лидера и общества осуществляется через  посредство различных институтов, политических партий, органов государственного управления, СМИ и т.д.

Современное политическое лидерство  многолико. Например, за таким понятием как «президентство», скрываются сложная  структура и деятельность многих людей. Если президент готовится  сделать программное заявление, по какому - либо политическому вопросу, то он проводит консультации со специалистами  по этой проблеме, советники помогают ему оценить ситуацию, спичрайтеры  подключаются к работе над текстом  заявления. В этом случае лидерство  можно рассматривать как свойство отдельной личности, но на самом  деле это результат коллективных действий. В этом состоит важное отличие политического лидерства от лидерства в малых группах.

Проявления лидерства  достаточно разнообразны. Различные  попытки их типологизации на основе определенных признаков вызваны желанием спрогнозировать вероятное поведение лидеров.

Типология М. Вебера.

Классификационным признаком  в ней выступают основания  легитимности власти политических лидеров. В соответствии с этим  критерием можно выделить три типа лидерства: традиционное, рационально – легальное и харизматическое.

Традиционное – опирается на обычаи и традиции, силу, привычки. «Право на лидерство» в данном случае человек приобретает благодаря своему происхождению и праву наследования.

Рационально –  легальное  лидерство опирается на правовой порядок. Воплощение этого типа лидерства – политические деятели современных демократий. Именно избирательная кампания, проводимая в рамках существующих правовых норм, - основной путь становления политических лидеров в демократических государствах. В данном случае не важно, кто займет властную позицию. Главное, что этот человек пришел к власти строго в соответствии с законом.

Харизматичное лидерство основано на вере в экстраординарные качества индивида, не столько приобретенные, сколько дарованные ему свыше, вере в его харизму.

Типология Р.Такера.

В соответствии с целями, которые ставят политические лидеры, и воздействием, оказываемым им на общество, американский политолог Роберт Такер выделяет три типа политических лидеров: консерваторы, реформаторы, революционеры.

Консерваторы ориентируются на неукоснительное сохранение существующих форм общественной жизни. Следовательно, вся активность политического лидера, его программа и действия направлены на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде.

Реформаторы стремятся к преобразованию сложившейся социальной ситуации, проводя широкомасштабное реформирование, прежде всего, властных структур.

В отличие от реформаторов, революционеры трактуют ситуацию как непоправимую никакими реформами, что оставляет только одно решение – фундаментальное переустройство общественной системы.

Типология Дж. Хермана.

Она выделяет четыре образных типа политических лидеров, на основе комплекса факторов:

  • Характера лидера;
  • Свойств его сторонников;
  • Способов взаимосвязи лидера и его последователей;
  • Конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство.

Первый собирательный  образ лидера – знаменосец. Его отличает собственное видение действительности, наличие образа, желаемого, будущего и знание средств его достижения. К этому типу можно отнести В.И. Ленина.

Второй образ – служитель. Он достигает признания через выражение интересов своих приверженцев. В своей деятельности руководствуется тем, что от него ожидают и в чем нуждаются его сторонники. Примером такого типа лидерства может быть Л. Брежнев, выражавший интересы советской бюрократии.

Третий образ – торговец. Он как бы продает избирателям свои идеи, программу, планы в обмен на их поддержку. Существенная черта такого лидера состоит в способности убеждать.

Четвертый образ – пожарный. Его отличают быстрая реакция на насущные требования момента, сформулированные его сторонниками. Он способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию.

Типология Г. Авциновой.

Строится на том основании, что политика в целом и политическое лидерство, в частности, связаны  с феноменом власти. По отношению  к власти она выделила оппозиционных  и властвующих лидеров.

Оппозиционное лидерство находит свое проявление в двух разновидностях:

  • конфронтационно – оппозиционный лидер – непримеримый противник существующей власти. Этот вариант лидерства чаще всего имеет место в авторитарной и тоталитарной политической системах;
  • конструктивно - оппозиционный лидер, критикуя существующую власть, ориентирован на легитимные механизмы прихода к власти и не намерен в случае успеха резко менять политический курс.

Среди властвующих лидеров также выделяют два подтипа: эгоцентрический и социоцентрический.

Лидер эгоцентрического типа ориентирует власть на себя, видя в ней лишь источник личного преуспевания, обогащения, влияния, известности, получения привилегий.

Лидер социоцентрического типа главный смысл деятельности видит в служении обществу, выполнении общественного долга.

Функции политического  лидерства.

Среди наиболее значимых функций  можно выделить следующие:

Аналитическая – глубокий и всесторонний анализ сложившейся ситуации, изучение совокупности объективных и субъективных факторов политической жизни, разработка программы действий, обоснование стратегических приоритетов и тактических способов их достижения.

Организаторская – мобилизация масс на реализацию политических программ и целей, сплочение сторонников, объединение усилий различных слоев населения, формирование команды помощников, планирование политических действий, регулирование и контроль за ходом преобразований.

Интергративная – объединение и согласование различных социальных интересов на основе общих целей, ценностей и политических сил.

Новаторская – внесение новых, конструктивных идей, инициирование обновления.

Коммуникативная – обеспечение устойчивой связи между властью и различными социальными группами, что актуально для современной России, где в последние годы прослеживается неуклонное снижение доверия граждан к власти.

Функция гаранта  справедливости законности и порядка  – в большей степени характеризует общенационального политического лидера.

 

2 РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСИХ  ЛИДЕРОВ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Политический лидер является ведущей политической фигурой. Каковы же его ролевые функции?

1.Лидер анализирует политическую  обстановку, верно оценивает состояние общества. Он улавливает запросы и потребности различных групп в обществе, обобщает их и учитывает их в своей деятельности.

2. Лидер формулирует цели, определяет цели их достижения, разрабатывает программу действий.

3. Политический лидер  стремится укреплять связь власти  и народа, стремится разъяснять  свою политическую позицию, тем  самым обеспечивая ее массовую  поддержку.

4. Лидер заботится о  сплочении своих сторонников.  Призвание общенационального лидера – охранять общество от раскола, гражданской конфронтации, направлять усилия на интеграцию, противостоять угрозам распада основ социальной жизни. Он должен регулировать отношения внутри общества.

5. Политический лидер  представляет интересы определенной  политической группы в отношениях  с другими группами, ведет политическую  дискуссию с оппонентами, осуществляет  внешние связи с другими группами, организациями, движениями. Лидер  страны выступает от имени  государства и представляет страну  на международной арене.

Выполнять эти функции  сможет не каждый политик. Политический лидер должен обладать многими качествами, при отсутствии которых его деятельность не будет успешной. Он должен иметь  аналитические способности, твердую  волю, смелость, решительность, острый ум. Последователи ждут от лидера честности, верности общественному долгу, справедливости. Он должен быть общительным, обладать способностью быстро ориентироваться в обстановке, политической интуицией. Ему должна быть присуща способность улавливать тенденции развития общества, безошибочно выбирать оптимальный вариант из предлагаемых ему советниками. Необходимы выраженные управленческие способности, образованность, компетентность, политическая мудрость. Большое значение имеют такие качества как: талант привлекать к себе других, способность убеждать, ораторское искусство. Не каждый политический лидер обладает всеми названными качествами, но чем полнее они у него представлены, тем успешнее осуществляется присущие ему функции.

И до революции 1917 г.,  и в советское время, и в современной России личные качества политических лидеров имели и имеют немаловажное значение. В ранний период советской истории преобладали политические лидеры харизматичного типа. Таким был, например В. И. Ленин, таким был и И. В. Сталин. Они обладали ярко выраженными индивидуальными особенностями, проявляли способность к самостоятельной выработке и принятию судьбоносных для страны и мира решений.

Сталин практически не стремился внести хоть какое – нибудь разнообразие в осуществлении своей политики. Для него всегда было приятно подбрасывать яблоки раздора, которыми природа щедро обеспечила человеческое сообщество. Его агенты были хорошо обучены находить противоречия между людьми и использовать их с максимальной выгодой. Сталина мало интересовало, за что боролись его оппоненты, главное заключалось в том, чтобы они воевали друг против друга. Он управлял своими подчиненными на основе страха.

Ленин строил свои отношения  на доверительности и уважении. Он строил политику на научной основе, хорошо знал жизнь, понимал стремление народа. Был тесно связан с рабочими и крестьянами. Он верил в творческие умы трудящихся масс и опирался на них. Он руководил государственным строительством, военными делами, внешней политикой, направлял работу общественных организаций, активно участвовал в различных съездах, конференциях, собраниях. Особенно можно отметить его ораторский талант.

Также харизматичным лидером  был Н.С. Хрущев. Он не обладал глубокими  знаниями и высокой культурой, но был яркой и самостоятельной  политической фигурой. Историческая заслуга  Н.С. Хрущева заключалась, прежде всего, в разоблачении культа личности Сталина, в активных попытках демократизировать общество и реформировать народнохозяйственный механизм, большое внимание уделял социальным проблемам, человеку.

Пришедшие на смену Н.С.Хрущеву  советские руководители в массе  своей не обладали яркими личностными  качествами. Они обладали стандартной  внешностью. Большинство из них были преклонного возраста. Например, Л.И.Брежнев  не мог самостоятельно, без приготовленной заранее текста выступать перед  аудиторией. Для стиля правления  Брежнева был характерен консерватизм. Он не обладал ни политической волей, ни видением перспектив развития страны. Политическая жизнь характеризовалась  ростом бюрократического аппарата, усилением  его произвола. В партийных и  советских кругах процветали злоупотребление служебным положением, казнокрадство, коррупция.

Не способность лидеров 70- 80гг. 20в. решить многочисленные проблемы, накопившиеся в экономических, социальных и политических сферах советского общества, привели его к глубокому системному кризису. « Перестройка» стала попыткой поиска выхода из этого кризиса. Начиная  с 1985г политика приобретает все  более публичный характер, сто  приводит к изменению стиля политического  лидерства. В политику приходят яркие  индивидуальности. При этом ответственность, лежащая на политических лидерах, возросла, так как наступил период глубоких экономических и политических реформ, которые требуют принятия сложных для страны решений.

Информация о работе Политическое лидерство