Политическое сознание и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 14:00, контрольная работа

Описание

Цель данной работы: рассмотреть понятие и сущность политического сознания, а также его структуру и функции.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

1. Рассмотреть понятие и сущность феномена политического сознания.

2. Выделить основные функции политического сознания.

3. Определить структурные компоненты политического сознания и дать содержательную характеристику каждого из них.

Содержание

Введение………………………………………………….…….…………3

1. Понятие и сущность политического сознания…….…….………..4

2. Функции политического сознания………….…………….………..7

3. Структура политического сознания……….………………………9

3.1. Субъекты политического сознания……….………………………9

3.2. Уровни политического сознания……….……….………………..11

3.3. Политические мифы и утопии, политическая идеология и политическая психология…………………….…….…….…..……….....…….15

Заключение……………………………..………....…….………………19

Литература………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

!Политическое сознание и его структура.doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, главными функциями политического  сознания являются: регулятивная, познавательно-информационная, оценочная и мобилизующая, которые, тесно взаимодействуя, определяют политически ориентированное поведение граждан и их участие в общественной жизни  
 
 
 

     3. Структура политического сознания

     3. 1. Субъекты политического сознания

     Л.Я. Гозман и Е.Б. Шестопал считают, что  и как сознание в целом, политическое сознание может принадлежать только определенным субъектам, а именно: субъектам политических отношений [2].

     Это связано с тем, что субъектами политики чаще всего выступают индивиды, социальные группы, классы, нации, общество в целом. Они и являются социальными носителями политического сознания [там же].

     Соответственно  различают политическое сознание индивида, социальной группы, класса, нации, общества.

     Таким образом, политическое сознание отдельного индивида, социальной группы и общества не тождественны друг другу. Политическое сознание группы и общества не есть простая сумма политических представлений составляющих их индивидов. Каждая социальная группа, как и каждое общество, будучи самостоятельными субъектами политики, вырабатывают свои собственные политические представления. В то же время между индивидуальным, групповым и массовым, т. е. присущим народу, обществу, видами политического сознания существует диалектическая взаимосвязь [3].

     Кроме того, совокупность политических идей, носителями которых выступают социальные группы и общество в целом, является основой формирования индивидуального политического сознания. В свою очередь личностные особенности политических взглядов и убеждений благодаря творческой активности их носителей могут приобретать характер групповой или общественной ценности [там же].

     Важно также отметить, что политика есть область отношений всех классов и слоев к государству и правительству, сфера взаимоотношений между социальными группами, классами, нациями и народами. В силу этого политическое сознание не в последнюю очередь выступает и как специфическая форма выражения политических интересов социальных классов и групп [5]. При этом оценка социально-политической действительности зависит от того конкретного положения, которое занимает носитель этой оценки – личность, социальная группа, класс – в данной системе общественных отношений. Поэтому политическому сознанию указанных социальных субъектов объективно присущи социально-классовые черты [там же].

     Такие черты в значительной мере присущи  и политическому сознанию общества в целом. Каждая социальная группа стремится  представить свои политические интересы как отвечающие общим интересам.

     Однако  наиболее существенное влияние на характер политического сознания общества оказывают  экономически доминирующие социальные силы, которые располагают максимальными возможностями для духовного производства и соответственно для своего влияния на всех членов общества [2].

     Вместе  с тем, политическое сознание, отражая  объективный интерес нации, народа в целом, характеризуется и общенациональными чертами, которые присущи всем социальным группам и индивидам.

     Так, между социально-классовыми и национальными элементами политического сознания происходят сложные процессы взаимодействия и взаимовлияния. Эти обе тенденции постоянно в той или иной мере присущи сознанию любого субъекта политики, однако в различные периоды общественного развития доминируют или одни, или другие. Несомненно, например, что в периоды внешней угрозы безопасности страны на первый план в политическом сознании всех общественных сил выходят общенациональные интересы. Тогда как в начале XXI века перед лицом глобальных проблем человечества в политическом сознании народов все большее место занимают общечеловеческие ценности и интересы [11].

     Таким образом, в процессе политической социализации личность усваивает основополагающие черты массового и группового политического сознания. Реализуя свои интересы, она объективно солидаризуется в своих действиях с позициями той социальной группы, которые ей близки. Хотя групповое политическое сознание складывается из индивидуальных политических сознаний, это вовсе не означает их тождества. Личное политическое сознание характеризуется не только высоким уровнем социализации, но и своей уникальностью, достаточно разнообразными свойствами. При этом социальный опыт каждой личности неповторим, ее политическое сознание может претерпевать такие изменения, в результате которых могут формироваться реакционные, консервативные или революционные политические позиции.

     3.2. Уровни политического  сознания

     По мнению Дилигенского Г.Г., политическое сознание существует на различных уровнях и в различных формах [3]. Прежде всего, следует выделить специализированное и массовое политическое сознание. Дадим их краткую характеристику.

     Специализированное  сознание — это, как правило, идеологически однородное сознание. Первоначально оно является достоянием немногих. Его носители — прежде всего политические партии и иные политические организации и объединения. Они фиксируют необходимость целенаправленной деятельности по формированию и развитию массового сознания в соответствующем направлении.

     При этом главным в специализированном сознании является выработка, развитие и внедрение в сознание рядовых представителей общественного класса, социальной группы (или групп), социального слоя определенных установок [3; 4].

     Тогда как массовое политическое сознание опосредованно выражает уровень и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общества о политической действительности [там же].

     Кроме того, соответствующие знания, — с одной стороны, — вырабатываются различными идеологиями и закреплены в политической культуре. С другой стороны, такие знания «добываются» и собственной практикой массовых социальных групп.

     Следует отметить, что массовое политическое сознание весьма динамично. Оно имеет конкретно-исторический характер, часто переживает периоды подъема и спада. Оно испытывает на себе воздействие множества факторов: политических курсов и тактико-стратегической деятельности тех или иных партий, различных социальных потрясений, содержания конкретно-исторической ситуации и многих других.

     Также следует помнить, что в реальности возможны различные варианты взаимосвязи специализированного политического сознания (например, политической партии) и массового политического сознания.

     При этом иногда то, что бывает теоретически и практически изжито и преодолено конкретной политической партией, может еще долгое время оставаться присущим политическому сознанию общества. Это обстоятельство отмечали многие политические деятели и современности, и прошлого. Но, возможна и обратная ситуация: в массовом политическом сознании фиксируется необходимость того или иного политического действия, принятия какого-либо политического решения, а специализированное сознание к этому не готово. Например, в нашей стране идея о необходимости многопартийности прежде утвердилась в обществе, а соответствующие инициативы со стороны компартии-монополиста и государства последовали с серьезным запозданием.

     Очевидно, что для конструктивного и  стабильного социально-политического  развития общества крайне важно не только взаимодействие специализированного и массового сознания. Еще более важна их обоюдная чуткая реакция на все изменения в умонастроениях людей и общества в целом, и составляющих его социальных групп [9].

     По  мнению исследователей, в политическом сознании можно выделить такие уровни:

     1. Государственный. На данном уровне политического сознания осуществляются выработка и обоснование официальной политики. Одной из главных черт этого уровня является стремление к выражению общих интересов правящих политических сил. На этом же уровне происходит адаптация (приспособление) интересов общества, общественного мнения к проводимой государственными институтами политике.

     «Государственное» сознание регулирует политические отношения  путем выработки различных законопроектов, программ, решений, конституций, поправок к их статьям и т. д. [13].

     Данный  уровень политического сознания отличается наибольшей последовательностью  в защите существующих политических порядков и принципов управления. Для него также характерен позитивно-прагматический способ восприятия политической действительности, — то есть ориентация на достижение успеха, выгоды в процессе приобретения, расширения или удержания власти.

     2. Теоретический. Данный уровень политического сознания обычно представлен различного рода идеями, концепциями, взглядами, точками зрения, имеющими политический характер. Этот уровень тесно связан с наукой и идеологией того или иного общественного класса, правящих кругов [9].

     При этом в политических теориях и учениях, представленных на этом уровне, преследуется цель исследовать следующие проблемы:

     - сущностные проявления политики;

     - закономерные политические тенденции и процессы;

     - причины, их вызывающие;

     - реальный ход политических событий;

     - действительные и возможные последствия политических решений, принимаемых законодательными, административными (исполнительными) и судебными инстанциями [4].

     Особенностью  теоретического уровня политического  сознания является его теснейшая  связь с экономическими, правовыми, военно-стратегическими и другими реалиями. Данный уровень отличается также оформлением политических теорий в соответствующие политические программы, декларации и доктрины. При этом такие программы, будучи реализованы на практике, закрепляют политическое сознание в качестве ведущего элемента политики. А от данного элемента, в свою очередь, зависят характер политических отношений и политических институтов, организаций и учреждений, использование материальных средств осуществления политики [4].

     И, наконец, осознание политики на теоретическом уровне позволяет:

     - ставить и решать ее важнейшие цели и задачи — как фундаментальные (стратегические), так и текущие (тактические);

     - определять средства и методы их достижения;

     - определять направления и пути организационно-политического обеспечения в ходе решения назревших проблем;

     - вырабатывать концептуальные подходы к социальному контролю за ходом выполнения политических решений и целевых программ;

     - корректировать политику с учетом данных практического опыта [13].

     3. Эмпирический. Этот уровень политического сознания базируется на непосредственной практике, живом участии в политическом процессе отдельных людей, малых и крупных социальных общностей.

     Данный  уровень отражает политическую действительность в форме ощущений, представлений, иллюзий, переживаний. Взятые в единстве с теоретическими воззрениями в области политики, они служат, во-первых, питательной почвой для формирования у масс общественного мнения относительно политики и политических деятелей, а во-вторых, духовной основой политической культуры общества [7].

     4. Обыденный. Данный уровень политического сознания тесно связан с эмпирическим уровнем, но, в то же время, в сравнении с ним имеет ряд отличий. Так, эмпирический уровень характеризует непосредственно практический опыт субъекта. Обыденный же уровень характеризует совокупность возникающих непосредственно из будничной жизни идей и взглядов общественного класса, социального слоя или группы людей.

     Обыденный уровень политического сознания отличается от эмпирического и тем, что имеет идеологические и теоретические элементы. Данному уровню присущи ярко выраженные социально-психологические черты: чувства, настроения, эмоции. Это придает ему особую динамичность, способность чутко реагировать на изменения политической ситуации [8].

     Кроме того, обыденный уровень политического сознания отличается взаимосвязанностью рационального и эмоционального, свежего житейского опыта и традиций, сиюминутных настроений и устойчивых стереотипов. Поэтому данный уровень нестабилен, зависим от эмоций и меняющегося непосредственного опыта, подвержен колебаниям [там же].

     Таким образом, политическое сознание имеет сложную структуру и целый ряд уровней. Оно не только отражает политическую действительность, но и вырабатывает ее определенное восприятие. А уже на основании такого восприятия во многом и строится политическое поведение, как отдельных граждан, так и общества в целом.

Информация о работе Политическое сознание и его структура