Политическое сознание и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 14:00, контрольная работа

Описание

Цель данной работы: рассмотреть понятие и сущность политического сознания, а также его структуру и функции.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

1. Рассмотреть понятие и сущность феномена политического сознания.

2. Выделить основные функции политического сознания.

3. Определить структурные компоненты политического сознания и дать содержательную характеристику каждого из них.

Содержание

Введение………………………………………………….…….…………3

1. Понятие и сущность политического сознания…….…….………..4

2. Функции политического сознания………….…………….………..7

3. Структура политического сознания……….………………………9

3.1. Субъекты политического сознания……….………………………9

3.2. Уровни политического сознания……….……….………………..11

3.3. Политические мифы и утопии, политическая идеология и политическая психология…………………….…….…….…..……….....…….15

Заключение……………………………..………....…….………………19

Литература………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

!Политическое сознание и его структура.doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)

     3.3. Политическая идеология, политическая психология, политические мифы и утопии

     По  мнению исследователей, важными уровнями политического сознания, требующими отдельного рассмотрения, являются — политическая идеология и политическая психология, которые лишь частично совпадают по содержанию, соответственно, с теоретическим и обыденным, но имеют и свою специфику [12].

     Так, под идеологией обычно понимают систему теоретических взглядов, идей, выражающих интересы и цели определенных социальных групп и направленных на сохранение или изменение существующих общественных отношений. Политическая идеология, соответственно, представляет собой теоретическое осмысление политической реальности с точки зрения интересов и целей какой-либо социальной группы (класса, нации и пр.) [там же].

     При этом объемы понятий «политическая идеология» и «политическая теория» частично перекрывают друг друга, поскольку идеология анализирует политическую реальность средствами теории — это систематизированное, логически последовательное, претендующее на объективность знание, вырабатываемое профессионалами сферы духовного производства. Однако идеология не укладывается целиком в рамки теории, потому что представляет знание не только о сущем (о том, что есть), но и о должном (о том, что должно быть) в обществе, что лишает ее твердой теоретической почвы [2].

     Другим  уровнем политического сознания, парным идеологическому, является политическая психология — совокупность политических чувств, мнений, настроений, возникающих у различных социальных групп на основе общности политических потребностей и интересов. Будучи несистематизированным и стихийно формирующимся духовным образованием, политическая психология представляет собой своеобразный аналог обыденного сознания. Но полного совпадения между ними нет, так как понятие «политическая психология» включает в себя наряду с рациональными также и иррациональные, т.е. неосознаваемые, не контролируемые сознанием элементы — мотивы, предпочтения, установки и т.п. [там же].

     По  мнению В.И. Лавриненко, сложность структуры политического сознания обусловлена еще и тем, что в ней присутствуют «внесистемные» элементы, которые хотя и считаются культурными анахронизмами, но все же не потеряли еще своей функциональной полезности. Речь идет о таких своеобразных феноменах, как политические мифы и утопии.

     При этом мифологией, как известно, называют мистифицирующий способ объяснения природной и социальной реальности на ранних стадиях общественного развития. Это ассоциативно-образный, чувственный тип мировоззрения, оформляющий свое содержание с помощью метафор и символов. При этом следует учитывать, что еще две с половиной тысячи лет назад мифологический тип мировоззрения был вытеснен двумя другими — научным и религиозным. Однако общественная жизнь, по-видимому, устроена так, что в ее истории ничего не исчезает бесследно. Любые устаревшие формы организации материальной и духовной жизни, уступая место новым, все же умудряются сохраняться где-то на обочинах «столбовой дороги цивилизации». Так и некоторые особенности мифологического мышления продолжают жить в массовом политическом сознании. Мифу, например, свойственны принципиальная алогичность, безразличие к противоречиям, антропоморфизм (объяснение любых явлений через перенесение на них отношений между людьми), культ богов и героев и т.д. [8; 12].

     Подобные  черты можно обнаружить и у  многих современных идей и доктрин. Так, идеи национальной или расовой исключительности, безусловного превосходства социализма, принципиальной непогрешимости политических вождей, существования мировых заговоров (сионистских, масонских) и пр. демонстрируют явное родство с мифологией. Эта архаичная форма сознания регулярно воспроизводится в политике ввиду своей простоты, логической непритязательности и одновременного требования благоговейного почтения к любому содержанию мифа. Фрагменты мифологии встречаются не только на уровне обыденного сознания. Порой не брезгует мифами и теоретически организованное сознание: например, «вечно живое и всепобеждающее» учение марксизма недавних лет [6].

     Своеобразной  рационализированной формой мифа можно  считать утопии — произвольно сконструированные образы (идеалы) желаемого общественного устройства. Утопическими эти образы называют потому, что их практическая реализация в принципе невозможна (слово «утопия» в буквальном переводе означает «место, которого нет»). По мнению немецкого социолога Карла Манхейма, утопично то сознание, которое, во-первых, не находится в соответствии с окружающим его бытием, а во-вторых, преобразуясь в действие, частично или полностью взрывает существующий в данный момент порядок вещей [6].

     Утопия, по определению, осуществиться не может, но она может вдохновить и направить людей на борьбу за изменение существующей реальности. Служить препятствием абсолютизации современных порядков, догматизации мышления — вот главная функция утопических идей. Полное исчезновение утопий было бы вредно для общественного сознания, последнее стало бы чрезмерно статичным [12].

     Однако, исследователи говорят о том, что преувеличивать необходимость утопий не следует: они полезны как лекарства — в малых дозах. В больших же количествах они дезориентируют общество, ведут к бессмысленной трате общественных сил и энергии. Главная же проблема, порождаемая существованием утопий, заключается в том, чтобы суметь отличить утопические социальные проекты от вполне реализуемых. Ставить какой-либо системе идей диагноз «утопия» бывает весьма рискованно. Как ни парадоксально, но те идеи, которые на момент своего появления часто выглядят абсолютной утопией, имеют обыкновение осуществляться, а те концепции, которые представляются чуть ли не самоочевидными, часто оборачиваются в итоге разочаровывающей утопией [там же].

     Таким образом, политические мифы, утопии — это «периферийные», «пограничные» элементы политического сознания. Его сердцевину и центральную ось образуют политические идеологии.

 

      Заключение

     Данная  работа была посвящена проблеме политического сознания и его структуры.

     Анализ  литературы по исследуемой проблеме позволил установить, что политическое сознание является отражением производственно-экономических и иных общественных отношений индивидов, социальных групп, классов, наций, общества в их совокупном отношении к государственной власти. По своему содержанию политическое сознание охватывает все представления людей, опосредующие их объективные связи, как с институтами власти, так и между собой по поводу участия в управлении делами государства и общества.

     При этом было установлено, что социальными носителями политического сознания являются индивиды, социальные группы, классы, нации, общество в целом. Соответственно, различают политическое сознание индивида, социальной группы, класса, нации, общества.

     Также было установлено, что политическое сознание отдельного индивида, социальной группы и общества не тождественны друг другу. Каждая социальная группа, как и каждое общество, будучи самостоятельными субъектами политики, вырабатывают свои собственные политические представления. А совокупность политических идей, носителями которых выступают социальные группы и общество в целом, является основой формирования индивидуального политического сознания.

     В свою очередь, личностные особенности политических взглядов и убеждений благодаря творческой активности их носителей могут приобретать характер групповой или общественной ценности.

     Анализ  литературы по исследуемой проблеме также позволил установить, что среди компонентов политического сознания выделяют следующие: научное отражение политической реальности, систематизированное и обобщенное в форме политической науки и политической теории; ориентация деятельности субъектов в мире политики через выражение его интересов в концептуальной форме. При этом средством реализации этой функции служит идеология; чувственные и эмоциональные элементы сознания, то есть психологические импульсы, побуждающие людей к действию.

     И, наконец, политическое сознание представляет собой систему и обладает многоуровневой структурой. Уровень политического сознания представляет собой определенную ступень, достигнутую социальным субъектом в познании процессов и явлений, имеющих место в сфере политических отношений. В структуре политического сознания исследователи выделяют обыденный, эмпирический и теоретический уровни, а также уровни политической идеологии и психологии, политических мифов и утопий. 
 
 

 

     Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2003.
  2. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  3. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. – М.: Новая школа, 1996.
  4. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  5. Иванчук Н.В. Основы политологии: Учебник для вузов. – Екатеринбург: Сократ, 1994.
  6. Манхейм К. Идеология и утопия. Консервативная мысль // Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М.: Юристъ, 1994.
  7. Мельник В.А. Политология: Учеб. – Мн.: Выш. шк., 1996. 
  8. Общественное сознание и его формы / Под ред. В.И.Толстых. - М.: Политиздат, 1986.
  9. Одайник В. Психология политики. – М.: Ювента, 1996.
  10. Политическая теория и политическая практика. Словарь-справочник / Под ред. А.А. Миголатьева. – М.: ГИТИС, 1994.
  11. Политическое сознание // Философия политики. Кн. IV / Под ред. Б.Н. Бессонова. - М.: МГУ, 1993.
  12. Политология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  13. Политология: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2000.
  14. Тавадов Г.Т. Политология: Учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
  15. Унпелев А.Г. Политология: власть, демократия, личность: Учеб. пособие. – М.: Интрепракс, 1994.

Информация о работе Политическое сознание и его структура