Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2010 в 08:39, доклад
ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - совокупность действий (поступков) граждан, связанных с осуществлением местных или общенациональных выборов в органы власти, а также их участием в референдумах. Формы Э.п. могут включать т.наз. протестное голосование, голосование против всех, конформистское голосование за партию или лидера, которого поддерживает большинство избирателей и т.п. Основными мотивами участия в выборах является стремление людей оказать влияние на власть или продемонстрировать свое отношение к ней, основными мотивами уклонения от участия в выборах служит уверенность, что от участия в выборах ничего не зависит, а также отсутствие интереса к политике, абсентеизм.
ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ
ПОВЕДЕНИЕ - совокупность действий (поступков)
граждан, связанных с осуществлением
местных или общенациональных выборов
в органы власти, а также их участием
в референдумах. Формы Э.п. могут
включать т.наз. протестное голосование,
голосование против всех, конформистское
голосование за партию или лидера, которого
поддерживает большинство избирателей
и т.п. Основными мотивами участия в выборах
является стремление людей оказать влияние
на власть или продемонстрировать свое
отношение к ней, основными мотивами уклонения
от участия в выборах служит уверенность,
что от участия в выборах ничего не зависит,
а также отсутствие интереса к политике,
абсентеизм.
Согласно теории
рационального выбора, Э.п. каждого
отдельного избирателя определяется прежде
всего тем, что каждый из них сознательно
стремится к максимальной реализации
своих интересов. Между тем многочисленные
эмпирические наблюдения показывают,
что люди чаще всего голосуют за партию,
с которой они себя ассоциируют, а отнюдь
не на основании собственного интереса.
Согласно подходу, разработанному П.Лазарсфельдом,
С.Липсетом и С.Роканом, наиболее важными
факторами Э.п. граждан, являются их принадлежность
к большим социальным группам, положение
в системе социальных размежеваний между
центром и периферией, городом и селом,
государством и церковью, собственниками
и рабочими, а также традиционная приверженность
определенной политической партии или
идеологии. В то же время анализ факторов
Э.п. показывает, что представители одних
и тех же социально-профессиональных групп
могут голосовать за партии, придерживающиеся
различных, иногда противоположных политических
позиций по основным вопросам государственной
жизни. Характер Э.п. людей в значительной
степени определяется спецификой их отношения
к политике, уровнем их политических знаний,
информированностью и степенью развития
навыков политического участия. В современную
эпоху значительное влияние на Э.п. оказывают
средства массовой информации, которые
осуществляют психологическое воздействие
на избирателей и формируют образы кандидатов
или политических партий.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ
УЧАСТИЕ В БЕЛАРУСИ: ПРОБЛЕМЫ АНАЛИЗА
1. Введение
Уровень политической
активности (политического участия)
граждан является важной характеристикой
состояния политической системы. Как
правило, для оценки политического участия
прибегают к анализу данных по явке избирателей
на избирательные участки. Однако этот
критерий в странах с авторитарным и тоталитарным
типом политического режима не является
достаточным. Многие исследователи отмечают
парадоксальность беларусской ситуации,
когда при высокой явке на избирательные
участки (до 80%) граждане крайне низко оценивают
степень своего влияния на исход выборов,
равно как и значимость самих выборов
и иных демократических институтов для
решения общественных проблем . Таким
образом, высокая явка избирателей является
скорее традиционным поведением масс,
мало говорящем нам о реальной степени
политической активности. Для действительного
влияния на властные решения граждане
используют иные (не электоральные) способы
политического участия, в том числе непосредственные
политические действия (митинги, пикетирования,
голодовки и т.д.). Можно говорить о том,
что в Беларуси стихийная политическая
активность канализируется в массовых
уличных акциях, не имея иных институциональных
механизмов «сброса» конфликтного напряжения.
Такая «неинституционализированная»
активность является показателем стабильности/
нестабильности политической системы.
Превышение ею некоторого порогового
уровня есть знак роста внутреннего напряжения
в системе, которое может угрожать ее устойчивости.
По анализу
весенних событий 2006 года Агентством Гуманитарных
Технологий был сделан вывод о
том, что уличная активность граждан
не превышала фоновый уровень (т.е.
не превышала средневзвешенный показатель
активности этого времени года). Этот тезис
встретил неоднозначные оценки. Часть
политологов и аналитиков придерживается
иного мнения, говоря о «неожиданном всплеске
активности» , более значительном количестве
участников протеста в сопоставлении
со сложившимися условиями момента, т.е.
утверждает нечто прямо противоположное.
Это противоречие становиться важным
в связи с дальнейшими выводами экспертов
о возможном нарушении равновесия в системе,
изменениями в раскладе основных политических
сил и т.д. Так с одной стороны утверждается:
«ситуация изменилась в сторону повышения
стабильности режима и качественного
(и количественного) снижения протестных
настроений» , часть наших уважаемых коллег
утверждает: «ситуация изменилась в сторону
качественного роста протестных настроений
и снижения стабильности режима» . Аналитические
способы доказательства и разрешения
противоречий встречаются с «конфликтом
интерпретаций»: одно и то же событие интерпретируется
кардинально противоположным образом,
что не позволяет однозначным образом
ответить на вопрос. Далее мы рассмотрим
основные подходы к анализу непосредственных
форм политической активности, для простоты
изложения буем называть ее далее уличной
активностью или просто политической
активностью.
2. Политические
сезоны: анализ факторов
Политическая
активность граждан подвергается сезонным
колебаниям. Как правило, в демократических
режимах - это циклы электоральной
активности, привязанные к тем
или иным избирательным кампаниям
местного или национального масштаба.
Уже давно замечено, что политическая
уличная активность в Беларуси носит периодический
или сезонный характер: традиционно повышаясь
к весне и спадая летом. Примечательно,
что такая сезонная активность характерна
не для всех стран и не для любой политической
конъюнктуры. По ее наличию или отсутствию
можно (с той или иной долей достоверности)
судить о характере ситуации, например:
периодичность уличных выступлений, вписываясь
в традиционный политический ландшафт,
скорее свидетельствует о стабильности
политического режима в стране. Спонтанная
же, непрогнозируемая активность, ломаный
график всплесков и падений уличных выступлений
является знаком кризисного положения
правящих элит.
Естественно, что
уличная активность не возникает
сама из себя, но является знаком более
глубоких общественных процессов. Поводом
для массовых выступлений могут становиться
самые разные события: от побед или поражений
национальных хоккейных сборных и памятных
исторических дат до пропажи соли из сети
розничной торговли. Однако, причины выхода
возникающего в обществе напряжения позитивного
или негативного характера именно в такой
форме не всегда столь очевидны. Как правило,
такие причины носят сложный характер.
В таком случае, можно говорить о различных
факторах влияющих на уличную активность
(как способствующих ее росту, так и наоборот),
а также о вкладе этих факторов (существенном
или не существенном) в количественные
и качественные показатели массовых выступлений
.
В самом общем
виде эти факторы можно разделить
на естественные и искусственные
(см. Таблицу 1). Естественные факторы вызывают
некоторый уровень активности, который
мы можем обозначить как фоновый. Этот
уровень является постоянным в долгосрочном
периоде, незначительно отклоняясь от
некоторых усредненных показателей волнообразного
(сезонного) тренда.
Таблица 1
а) Остановимся
подробнее на разборе естественных
факторов :
1. Первый из
них довольно грубо обозначен
нами как «плотность системы
деятельности». Объясним на
2. Электоральные
циклы (выборы). В ходе избирательной кампании
в обществе растет поляризация и напряжение,
что естественно отражается в фоновой
активности масс. Этот факт уже довольно
давно замечен и описан, поэтому не требует
особых пояснений. Однако здесь важно
учитывать несовпадение электоральных
циклов, циклы президентских, парламентских
и местных выборов могут либо одновременно
находиться в пике, усиливая друг друга,
либо, наоборот, - в противофазе, снижая
уличную активность. Сводный график, учитывая
неодинаковое политическое значение каждого
типа выборов, может выглядеть как-то так:
3. Идеологический
фон. Значимые идеологические
противостояния в культурно-
Все осложняется
еще и персональным моментом, закреплением
определенных идей на конкретных людях.
Идеи не всегда воздействуют на массы
непосредственно, чаще они «закрепляются
на» или «отождествляются с» определенной
персоной. Чем более известные
люди сталкиваться в публичном противостоянии,
тем сильнее воздействие такой «идеологической
схватки» на общественное сознание. В
Беларуси известных людей нет (см. деперсонализация
и разрушение личности ), персональные
столкновения в публичных дискуссиях
не вызывают широкого общественного резонанса.
Показателен, к примеру, случай Козулина:
его жесткая критика несколько оживила
коммуникативную ситуацию, но не привела
к сколько-нибудь серьезному всплеску
активности.
Острые внутриполитические
события могли бы вызвать всплеск
активности. Однако для этого требуется,
как и в предыдущем случае, наличие а) публичного
пространства (экрана общественного сознания)
и б) значимых популярных фигур на этом
экране, озвучивающих те или иные факты
(см. выше). Публичное пространство в Беларуси
в значительной степени приватизировано,
соответственно и логика производства
событий сильно искажена: события в стране
как бы не происходят. Интересно, что в
отсутсвие своей политики, госидеологам
приходиться пастись на ниве соседей,
раздувая чужие (польские, украинские,
российские) политические скандалы (см.
журнал «Планета»). Поэтому «чужие события»
иногда в большей степени оказывают влияние
на ситуацию, чем свои собственные.
4. События в
соседней стране. События в соседних
странах, как-то связанные с нашей страной,
естественно влияют на внутриполитическую
напряженность в Беларуси. Яркий тому
пример – раздувание значимости вероятного
повышения цен на российский газ. В то
же время могут оказывать влияние и такие
внутриполитические события в стране-соседе,
которые непосредственно никак не затрагивают
Беларусь. Например, выборы 2004 года в Украине
в значительной степени влияли на рост
ожиданий «цветной революции», на готовность
к массовым акциям протеста и т.п. Отметим
также, что культурная близость, наличие-отсутсвие
общего информационного пространства
определяют степень влияния событий в
другой стране на Беларусь. Естественно,
что происходящее в России или Украине
в большей степени оказывает влияние на
Беларусь, чем происходящее в Литве или
Польше.
Замеченная ранее
периодичность или сезонность политической
активности объясняется периодичностью
появления влияющих факторов. К таковым
мы отнесли электоральные циклы
(выборы), “плотность системы деятельности”
и периодические важные события
в стране-соседе (например, те же выборы).
Причем, вклад этих факторов в фоновую
активность сравнительно высок. Не периодические
(идеологический фон, события внутри и
вне страны) факторы могут приводить к
несезонным всплескам, однако, поскольку
их вклад не велик, то уличная активность
в таких случаях не превышает усредненных
показателей фона.
б) Искусственные
факторы – это те факторы, которые
политические игроки потенциально способны
контролировать и изменять. Они, безусловно,
вносят свою лепту в усиление или
ослабление общественной напряженности.
Здесь мы рассматриваем только тех агентов,
которые находятся в оппозиции существующей
власти, поскольку лишь они прямо заинтересованы
в искусственной организации уличных
акций. Как правило, искусственные факторы
носят характер периодических агитационных
кампаний перед традиционными уличными
акциями (Акцыя Любови (14 февраля), День
Конституции (15 марта), День Воли (25 марта),
Чернобыльский Шлях (26 апреля), День Независимости
(27 июля), Деды (2 ноября) и т.п.). Некоторые
из них специально направлены на организацию
уличных акций типа “Марш Свободы” (2000
г.), “Марш протеста “За лучшую жизнь”
(2002 г.) и т.п. Вклад искусственных факторов
во всплески уличной активности следует
оценивать в сравнении с аналогичными
периодами прошлых лет и уровнем фоновой
активности в конкретный период. Четко
отделить одно от другого, вряд ли получиться,
особенно учитывая то, что деятели оппозиции
стараются подстроиться под сезонные
колебания (см. «революция Климова»), но
в некотором приближении возможно. Гипотеза
состоит в том, что искусственные факторы
все в меньшей и меньшей степени определяют
уровень уличной активности.
в) Негативные факторы.
Как вы, видимо,
уже заметили, мы не рассматривали
факторы, влияющие на уличную активность
негативным образом. По нашему мнению,
их необходимо принимать в расчет лишь
как некоторый пороговый уровень. Т.е.
эти факторы гасят активность до того
момента, пока она не превысит определенную
величину . Заметим, что сами по себе репрессии
непосредственно не сдерживают уличную
активность масс, так как и более строгие
санкции уголовного закона непосредственно
не влияют на уровень преступности. И в
том и в другом случае зависимость достаточно
сложная, опосредованная рядом других
факторов. Так величина порога зависит,
в том числе, и от качественных характеристик
потенциальных (и реальных) участников
уличных акций (восприятие возможных правовых
последствий, эмоциональная заряженность,
инсталированность на действие или на
наблюдение и т.п.) . Серьезных попыток
измерить их не предпринималось, и отсутствие
более-менее ясной картины порождает кучу
инсинуаций и измышлений по поводу «преодоления
страха», «моральной победы над режимом»,
«духовной революции» и прочего. Вычислению
и точному измерению такие качественные
параметры поддаются сложно, что не снимает
требований понимания структуры протестующей
массы.
Информация о работе ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ В БЕЛАРУСИ: ПРОБЛЕМЫ АНАЛИЗА