Политическое участие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 19:03, курсовая работа

Описание

Анализируя содержание политического процесса по “вертикали”, можно сказать, что он включает две основные формы политического волеизъявления граждан. Во-первых, это – различные способы презентации рядовыми участниками политического процесса своих интересов в разнообразных видах политической деятельности: участие в выборах, референдумах, забастовках, общественно-политических движениях и т.д. Во-вторых, принятие и реализация управленческих решений, осуществляемых политическими лидерами и элитами.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1.Факторы и теории политического участия …………………………………4
1.1. Факторы политического участия………………………………………….4
1.2. Теории политического участия……………………………………………5
2. Механизмы реализации политического участия…………………………...9
3. Типы политического поведения и участия………………………………...11
4. Формы политического участия……………………………………………..13
Заключение………………………

Работа состоит из  1 файл

содержание.docx

— 30.51 Кб (Скачать документ)

  Информирование

       В качестве отдельной функции  часто выделяют уже упоминавшееся  мною информирование — когда  группы интересов доносят до  органов власти сведения о  состоянии той или иной проблемы  общественной жизни. Иначе говоря, эти объединения осуществляют  определенную трансляцию общественного  мнения.

                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                           3. Типы политического поведения и участия

       Политическое поведение - это  совокупность реакций социальных  субъектов (социальных, общностей,  групп, личностей и т.п.) на деятельность  политической системы. Политическое  поведение можно подразделить  на политическое участие и  абсентеизм.

Политическое  участие - это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. Американские политологи С. Верба и Н. Ни подчеркивают, что политическое участие - это прежде всего инструментальная активность, посредством которой граждане пытаются влиять на правительство таким образом, чтобы оно предпринимало желаемые для них действия. К политическому участию относятся действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов.

В общем  виде многообразие форм и разновидностей политического участия зависит  от определенных свойств действующего индивида, характера режима правления, а также от конкретной ситуации. Соответственно американские политологи С. Верба и Л. Пай выделяют следующие разновидности политического участия: 1) пассивные формы политического поведения граждан: участие людей только в выборах представительных органов власти или только в решении местных проблем; 2) активные формы политического поведения граждан: деятельность участников предвыборных кампаний, политических активистов, распространяющих свою активность на всю сферу политики, профессиональные действия политиков.

Другой  ученый Милбэрт выделяет следующие формы политического участия: 1) «активные» (руководство государственными и партийными учреждениями, деятельность кандидатов в представительные органы власти, организация предвыборных кампаний и т.п.); 2) промежуточные (участие в политических собраниях, поддержка партий денежными пожертвованиями, контакты с официальными лицами и политическими лидерами и т.д.); 3) наблюдательные (ношение на демонстрациях транспарантов, попытки других граждан вовлечь кого-либо в дискуссии и т.д.); 4) «апатичное» отношение граждан к политике. 

В общем  виде различают мобилизованное и  автономное политическое участие. Первое характеризует те формы вовлечения индивида в политику, которые исходят  от власти, государства, органов принуждения, создающих условия для втягивания личности в политические отношения  помимо ее воли. Следовательно, политическое участие не является тем инструментом, посредством которого люди хотят  повлиять «на правительство таким  образом, чтобы оно предпринимало  желаемые для них действия.Разновидности автономного политического участия, напротив, демонстрируют действия, которые индивид предпринимает, во-первых, самостоятельно обращаясь к политическим формам защиты своих интересов, а во-вторых, столь же автономно выбирая формы и каналы проявления своей активности. В этом смысле политическое участие наиболее полно отвечает своей природе и сущности как инструменту разрешения индивидуальных проблем.

типы  политического участия.

       К более распространенному типу  относится электоральное поведение. На его направленность оказывает влияние прежде всего идентификация конкретного избирателя с определенной социальной группой или партией. Психологическая близость к группе ограничивает спектр политических ориентации и альтернатив, упрощая политический выбор.

       Политическому участию противостоит  такой тип политического поведения  как абсентеизм. Под абсентеизмом понимается уклонение от участия в политической жизни (в голосовании, избирательных кампаниях, акциях протеста, деятельности партий, групп интересов и т.п.), утрата интереса к политике и политическим нормам, т.е. политическая апатия. Абсентеистский тип поведения существует в любом обществе, однако его рост, равно как и рост доли апатичных людей, свидетельствует о серьезном кризисе легитимности политической системы, ее норм и ценностей. Политическая апатия может проистекать из чувства собственной беспомощности перед лицом сложных проблем, недоверия к политическим институтам, ощущения невозможности хоть как-то повлиять на процесс выработки и принятия решений. Абсентеизм может быть обусловлен распадом групповых норм, утратой личностью чувства принадлежности к какой-либо социальной группе, а следовательно, целей и ценностей социальной жизни, отсутствием представлений о связи политики с частной жизнью. Абсентеизм наблюдается у молодежи, представителей различных субкультур, лиц с низким уровнем образования.

                 4. Формы политического участия: протест и отчуждение

       С точки зрения мотивации политических  действий можно выделить две  формы политического участия: 1) автономная, которая выражает сознательно  обусловленные формы включения  индивида в политику; 2) мобилизованная, которая характеризует вынужденное  вхождение граждан в политику  под давлением государства или  других политических структур.

       Разновидности автономного политического  участия демонстрируют действия, которые индивид предпринимает,  во-первых, самостоятельно обращаясь  к политическим формам защиты  своих интересов, а во-вторых, столь же автономно выбирая  формы и каналы проявления  своей активности. В этом смысле  политическое участие наиболее  полно отвечает своей природе  и сущности как инструменту  разрешения индивидуальных проблем.

       Мобилизованное политическое участие  характеризует те формы вовлечения  индивида в политику, которые  исходят от власти, государства,  органов принуждения, создающих  условия для втягивания личности  в политические отношения помимо  ее воли. Следовательно, политическое  участие не является тем инструментом, посредством которого люди хотят  повлиять «на правительство таким  образом, чтобы оно предпринимало  желаемые для них действия».  Итак, индивид включается в политическую  жизнь, становясь заложником воли  лидеров, властей, их искусства  манипулировать людьми.

     Особое значение для государства  имеют протестные формы политического  участия населения. Политический  протест представляет собой разновидность  негативного воздействия индивида (группы) на сложившуюся в обществе  политическую ситуацию или конкретные  действия властей, затрагивающие  его. К наиболее распространенным  источникам политического протеста, как правило, относятся: слабая  приверженность граждан господствующим  в обществе ценностям (слабость  политической социализации), психологическая  неудовлетворенность сложившимся  положением вещей, а также отсутствие  должной чуткости властей к  текущим запросам населения.В государствах любого типа политический протест протекает в конвенциональных (в виде разрешенных властями демонстрациях, пикетах и прочих акциях) и неконвенциональных формах (деятельность подпольных политических партий, запрещенные шествия и т.д.). В этом смысле основная опасность протеста состоит в том, что он способен к нарастанию интенсивности и переходу к неконвенциональным, неконституционным (особенно революционным) формам, связанным с прямым применением силы населением (или его отдельными группами). Для того чтобы придать протесту цивилизованную форму, в демократических государствах обеспечивается свобода слова, формируется институт оппозиции, который представлен деятельностью неправительственных партий и движений.

      Крайней формой неконвенционального политического протеста является политический терроризм, цель которого — физическое уничтожение политических деятелей, проведение силовых символических акций возмездия режиму, постоянное провоцирование взрывной ситуации в стране. В современной политической истории известны многочисленные факты убийств президентов, депутатов парламента и кандидатов в представительные органы, представителей различных органов власти, повлекшие массовые жертвы захваты заложников и взрывы в общественных местах. Говоря о формах политического участия, следует обратиться к проблеме политического отчуждения. Оно является крайней формой политического участия и выступает одним из факторов нестабильности социосферы в целом. Политическое отчуждение, согласно одному из определений, это состояние, при котором политические идеи, отношения и организации, превращаются в нечто, независимое от личности, а иногда и противостоящее ей.Наше общество склонно считать, «что современное общество, с его насыщенностью информационными технологиями и развитыми коммуникационными сетями способно с помощью СМИ, воздействовать на сознание молодого человека и развивать у него определённые потребности и интересы, поскольку именно в юном возрасте индивид проходит через процесс социализации, в том числе и политической, формируя свои социально – психологические особенности, закладывая будущую специфику социального статуса и социокультуры поведения». Таким образом, общество само является причиной снижения деятельностной активности молодого поколения и развитию в молодёжной среде феномена "политическое отчуждение". Следует отметить, что представители практически всех категорий ранжировали свои потребности следующим образом: 1. – приобретение продуктов питания, 2. – покупка одежды, 3. – улучшение жилищных условий. Таким образом, интересы молодёжи сосредоточены, в настоящее время, на проблемах поддержания своего существования и выживания в современных условиях. Это, на мой взгляд, является другой, не менее значимой предпосылкой формирования политического отчуждения молодого поколения.

Степень политической образованности и уровень  политической культуры человека определяются его индивидуальными свойствами, а также политической активностью. Политическая активность проявляется, прежде всего, там, где человек не удовлетворён фактическим состоянием дел, проблемами и решениями, так  или иначе затрагивающими его  интересы. В последнее время отмечается усиление принципиальной несовместимости  интересов, потребностей и жизненных  ориентиров молодёжи с политикой. Молодёжь, несмотря на то, что является одной из самых активных категорий общества, не всегда находит поддержку со стороны властной элиты, а потому не может максимально использовать данное качество как в целях повышения степени политической образованности, так и уровня политической культуры, что, в свою очередь служит причиной дальнейшего политического отчуждения молодого поколения.

      Тенденции усиливающегося недоверия  к органам государственной власти  на всех уровнях, общественным  и государственным структурам  и институтам приводят к усилению  отчуждения от них. 

Информация о работе Политическое участие