Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 16:53, реферат
Поскольку и политика и религия являются одними из самых древних форм проявления общественной активности человека, то и их взаимодействие и взаимовлияние можно обнаружить на любой стадии развития человеческого общества.
В основе взаимоотношения политики и религии, как и в основе взаимоотношений любых других сфер общественной жизни, лежит комплексное соответствие/противоречие отдельных аспектов этих сфер. Дело в том, что, как правило, каждая сфера имеет определенную ориентацию по отношению к некоторым вопросам. Иногда эти ориентации совпадают, а иногда нет.
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
РЕТРОСПЕКТИВА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКИ 5
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ В РОССИИ. МОНАРХИЯ 7
СТРУКТУРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ 13
ВЗАИМОВЛИЯНИЕ И ВЗАИМНЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
Отечественная война со всей остротой поставила вопрос о физическом выживании
русского народа и существовании государства. В национальной политике
советского
руководства произошел
национальная культура из объектов глумления и нападок превратились объект
почитания. Столь же серьезными были изменения в области
церковно-государственных отношений. 4 сентября 1943 года на совещании,
проходившем в одной из загородных резиденций Сталина, было решено пересмотреть
государственную политику в области религии. В тот же день в Кремле он принял
специально доставленных по такому случаю из разных концов страны виднейших
православных иерархов. Сталин, подчеркнуто, начал беседу с того, что высоко
отозвался о патриотической деятельности православной церкви, затем
поинтересовался проблемами церкви. Результаты этой беседы превзошли всякие
ожидания. Все до единого вопросы, которые были поставлены иерархами, были
решены положительно и столь радикально, что принципиально изменили положение
православия в СССР. Итоги внезапной перемены курса стали поистине
ошеломляющими. В несколько ближайших лет на территории СССР, где к началу
войны оставалось, по разным данным, от 150 до 400 действующих приходов, были
открыты тысячи храмов, и количество православных общин доведено, по некоторым
сведениям до 22 тысяч. Значительная часть репрессированного духовенства была
возвращена на свободу, возобновилась деятельность религиозной печати, духовных
академий и семинарий, Священного Синода. Было принято решение о созыве
архиерейского собора и выборах патриарха, престол которого пустовал уже 18
лет. Русь, выстояв в войне, оживала. Знаменитый сталинский тост на победном
банкете «за великий русский народ» как бы подвел окончательную черту под
изменившимся самосознанием власти, сделав патриотизм наряду с коммунизмом
официально признанной опорой государственной идеологии.
3. Интернационально-
псевдолиберальной реакции на культ личности и совпадающий по времени с
Хрущевской оттепелью, для которой характерны два главных момента, оказавших
наиболее существенное влияние на развитие советского общества. Первый —
значительная либерализация форм и методов государственного управления.
Второй — отказ от национально-патриотического элемента официальной идеологии,
ее окончательный переход на интернациональные рельсы, сопровождавшийся новым
витком антирелигиозных гонений. В числе первых постановлений ЦК по
идеологическим вопросам, подготовленных под руководством Хрущева в 1954 году,
своей резкой антицерковной ориентацией выделялись два документа: «О
крупнейших
недостатках в научно-
и «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения».
Единственным препятствием на пути возрождения массового антиправославного
террора стала общая установка властей на смягчение репрессивной деятельности,
что и помешало буквальному повторению антирелигиозного террора первых годов
советской власти. Стали закрываться монастыри, приходы, семинарии и академии.
Появились ограничения на прием в академии и семинарии, и ограничения на
хозяйственную деятельность Церкви. Идеологически подавлялось русское
самосознание действием веяний пролетарского интернационализма. Общество
готовилось вступить в коммунизм со дня на день, но ожидание затянулось
значительно дольше.
4. Имперско-бюрократический (застойный) период, включающий в себя почти два десятилетия брежневского правления, включая короткий период Андропова и
Черненко. Можно сказать, что в это время стало проявляться отставание СССР от
развитых
стран запада, и дряхлеющий колосс
существовал более «по инерции»
лишенный какого-либо жизнеспособного внутреннего идеологического содержания.
Союз существовал за счет небывалой военно-политической мощи, единственного,
чем можно было гордиться не стесняясь. Сталинский рывок в сторону национализма
показал идеологическую непрочность режима, и естественно, что все усилия
противников русского возрождения были направлены на то, чтобы, обнажив
существующие противоречия, ускорить распад Союза, ни в коем случае не допустив
возвращения к национальным корням и возрождения традиционного национального
самосознания. Результаты этих усилий в полной мере явили себя в ходе
горбачевской перестройки.
5. Либерально-демократический (горбачевский) период, по сути ликвидационный. В ходе его, исчерпавшая себя коммунистическая верхушка, шаг за шагом
отказывалась от защиты национальных интересов государства, в поисках выхода из
мировоззренческого,
политического и духовного
режим. Этот путь закономерно закончился развалом СССР в декабре 1991 года.
Первые же годы перестройки показали истинную ориентацию реформ по отношению к
религии. Выступая на XXVII съезде КПСС в феврале 1986 года, Горбачев
недвусмысленно призвал партию быть бдительной, когда «под видом национальной
самобытности
в некоторых произведениях
предпринимаются попытки представить в идиллических тонах
реакционно-националистические
и религиозные пережитки»…
многое изменили в его политической позиции, но ее подчеркнутый космополитизм
никогда не ставился под сомнение.
Завершая рассматривание религии и политики в России, хочется хотя бы вкратце
обрисовать
современную ситуацию. Сегодня мы
можем наблюдать как
так и
позитивные аспекты прецессии
видим, что некогда единое государство разрушено и русский народ расчленен
территориально
границами множества
своем территориальном развитии на 350 лет назад. Общество порой, оказывается
неспособно справиться со шквалом безнравственности и цинизма, сваливающегося
на людей со страниц свободной прессы и экранов телевизоров, погребающих ростки
здорового национально-религиозного самосознания под грудой масс-культуры и
фальшивых ценностей. С другой стороны мы видим, что общество повернулось к
духовности, и произошла существенная переориентация общественного сознания
относительно этого аспекта. Обидно, конечно, что некоторые люди, живя в стране
с богатейшей духовной культурой, ищут ее вовсе не там, а в различных
паранаучных обществах или сектах, основанных «миссионерами», понаехавшими в
Россию со всего света, чтобы «просветить» русских варваров. Богатейшие
источники духовности теперь открыты всем желающим, и можно сказать, что
религия переживает свое возрождение.
Проведя анализ истории взаимоотношений политики и религии, можно, сделав
некоторые обобщения, выделить 4 основных типа взаимоотношений государства и
религии.
1. Превращение государственной власти в центр религии. Такое положение было
типично для языческих государств, и ярким примером может служить Римская
империя, где императору поклонялись как Богу. Вообще, в различных языческих
государствах складывались различные степени почитания и обожествления
верховного правителя.
2. Подчинение государства церковным учреждениям. Подобная ситуация имела
место в христианской Европе средневековья. Папа, считавшийся наместником Бога
на земле, по своему усмотрению раздавал короны, полностью подчиняя
государственную власть церковной.
3. Союз государства с церковью, который был достигнут в России подчинением
монарха религиозной идее и личной его принадлежностью к церкви, при
независимости от церкви его государственной власти. Не следует путать это с
теократией, которая проявляется во владычестве Бога в политике посредством
правителя. Напомним, что теократией называют такую форму правления, когда глава государства и глава церкви — одно лицо (например, Папа Римский в Ватикане).
4. Отделение государства от церкви, крайняя форма которого была обязательной
частью внутренней политики СССР, вплоть до полного подчинения церкви
государству. В других государствах наблюдаются более спокойные
взаимонезависимые отношения власти и церкви, хотя полная независимость в
чистом виде отсутствует везде.
Хотелось бы обратить внимание на такой аспект, когда в развитии отношений
церкви и государства наступает момент его оцерковления, то есть перенятие
некоторых функций церкви. В таком случае, если перенятые функции были или
очень важными или специфическими функциями церкви, то сама церковь как бы
отходит на второй план, и частично утрачивает свое влияние на жизнь общества.
Ситуации, когда, наоборот, церковь стремится к доминированию, ведет к
неизбежной борьбе светской и церковной власть за верховную роль. Именно такая
борьба имела место в средневековой Европе, и окончилась победой национальной
государственной политики над всеевропейским католическим владычеством.
Если уж рассматривать христианский подход к отношениям церкви и государства,