Политика как общественное явление. Личность как субъект политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:02, реферат

Описание

Политическая система как целостность функционирует благодаря взаимодействию составляющих ее элементов. Но она не сводима к их сумме. Для того, чтобы понять значение каждого элемента целостности, система теоретически расщепляется, структурируется по различным основаниям.

Работа состоит из  1 файл

Семинар 4.docx

— 33.89 Кб (Скачать документ)

Проблема соотношения  политики и права, их приоритетов, существует давно. По этому поводу существует даже притча. Однажды, как-то поспорили архитектор, политик и юрист о том, чья  профессия древнее. Архитектор подчеркнул, что прежде всего человек научился строить себе жилища и профессия строителя является древнейшей из благородных. Юрист заявил, что любое строение изначально должно иметь план и нормативную базу, а потому профессия юриста - самая древняя. Политолог же скромно заметил, что еще до существования самого мира нужно было кому-то создать хаос, а затем направлять процессы созидания или разрушения общества.

Право - одна из нормативных  систем, регулирующих отношения в  обществе, действия и поведение, функционирование объединений и государственных  органов. Право 1) система общеобязательных норм, охраняемых силой государства; 2) наука, изучающая юридические нормы и правила, регулирующая отношения людей в обществе (правоведение). Право характеризуется общеобязательностью его правил, их определенностью, применением единого масштаба и меры к ситуациям и отношениям, имеющим одинаковые правовые признаки, поддержкой и охраной авторитета и силой государства. Специфика и роль права в жизни общества и его субъектов обусловлены тесной связью с государством и характером этой связи. Право не только поддерживается и обеспечивается государством, но, в свою очередь поддерживает и обеспечивает его. Для правового государства характерно признание связанности любых его органов, как и государства в целом, предписаниями права, пока они не изменены в установленном порядке. Право и политика - две взаимосвязанные сферы общественной жизни. Взаимоотношения права и политического государства двусторонни: государство санкционирует и конституирует систему права, делая ее публичной, общеобязательной, всеобщей, причем ее нарушение влечет за собой меры государственного воздействия; но с другой стороны, само государство поддерживается и обеспечивается правом. В понятии "право" можно выделить ядро общечеловеческих ценностей, интегрированных в историческом и культурном развитии народа, но кроме этого оно содержит ориентиры и регулятивы для политики. Общим между политикой и правом является то, что они являются регулятивными, взаимозависимыми системами общества. Отличия же между ними в этом смысле проистекает из того, что это различные регулятивные системы. Можно сказать вслед за известным голландским юристом и политологом Г.Гроцием, что если "предмет юриспруденции - это вопросы права и справедливости", то "предмет политической науки - целесообразность и польза" (цит. по: История политических и правовых учений, 1997, с. 164-165). К сожалению, как политологи, так и юристы подчас склонны забывать, что право и политика - как в теоретическом, так и в практическом плане - тесно связаны между собой. Еще в 1882 г. известный английский юрист Ф.Поллок писал о том, что "право для политических институтов значит то же, что становой хребет для тела" (Pollock F. Essays in jurisprudence and ethics, 1882. p. 132). Для политики приоритетны, как конституции и положения публичного права, так и их судебное применение и интерпретация, устанавливающие формальную базу политической практики, составляющие необходимое средство для подотчетности правительства и ограничений его деятельности. При изучении поведения избирателей политологу необходимо хорошо знать правила и законодательные нормы проведения избирательных кампаний. Мировая политика также все в большей степени ориентируется на нормы и положения международного права. Законы - это не что иное, как способ, которым та или иная политическая линия претворяется в жизнь. Общественный договор, о котором писали Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо и Т.Джефферсон, имеет юридическое происхождение. Работы многих мастеров политической мысли - Н.Макиавелли, Й.Бентама, Г.Гегеля и др. отмечены как обязательные в университетских списках литературы по теоретической юриспруденции, а также по истории политической мысли. Различие между политикой и правом проистекает в разнице между политической и административно-правовой сферами управления. Право и административно-правовая сфера - это, прежде всего, законы, указы, распоряжения; политика, политическая сфера управления - это стратегия и тактика поведения и деятельности людей и их организаций, воздействие властных структур на общество с помощью не только, а иногда и не столько правовых, сколько многих других средств, мер и норм (силовых, материальных, идеологических, психологических и иных). Другое отличие между политикой и правом состоит в том, что нормы права достаточно определенны и "устойчивы", а у разных групп людей существуют различные, меняющиеся политические ценности и принципы, да и воспринимаются они по-разному. То есть, те или иные люди провозглашают и проводят различающуюся политику. В этом смысле она является более гибкой и противоречивой, менее определенной и постоянной, чем право, сферой взаимодействия людей. Еще одно различие между политикой и правом состоит в том, что политика - более широкое явление, чем право и государство. Она характеризуется не только качеством всеприсутствия, но и может распространять свое поле воздействия (или взаимодействия) на любые сферы, вопросы и проблемы общественной жизни. Политика, обычно, есть везде, где есть право, но закон далеко не всегда присутствует в политических решениях, отношениях и процессах. Наконец, различие между политикой и правом состоит в том, что политика предполагает непосредственное взаимодействие между обществом и властными структурами, а право меняется медленно и, как правило, только через официальное нормотворчество. Четкое разделение сферы и функций политики и права может иметь весьма существенное значение - способствовать преодолению некоторых опасных тенденций в развитии общества и его властных структур. Одна из них - крайне расширительное толкование политики, объявление политическими тех проблем, которые могут быть решены административно-правовыми средствами. Именно такая тенденция характерна для тоталитарных и авторитарных режимов. Вместе с тем принижается значение и самой политики - политические решения принимаются не на основе научной стратегии и тактики, а посредством насилия, "нажима", манипулирования общественным сознанием и т.п. Существует и другая опасная тенденция - сведение или сужение политических проблем до рамок административно-правовой системы. Стремление абсолютизировать существующий политический курс органов власти и право, вывести их поля критического анализа, представляется также нерациональным.

Можно выделить следующие  основные варианты взаимодействия между  политикой и правом:

1) подчинение политикой  права (например, в силу "революционной"  или иной "политической целесообразности");

2) абсолютизация права  и приписывание ему нереальных  возможностей;

3) сохранение разумного  взаимодействия политики и права:  совпадение курса демократических  реформ и задач формирования  правового государства.

Для права так же, как  и для политики, имеют большое  значение правила и принципы морали. Хорошо известно, что законы обязаны  своей силой именно нравам. Мораль и законодательство выступают у  известного английского мыслителя  И.Бентама как наука и искусство "направлять действия людей таким  образом, чтобы в результате получилось наибольшее возможное количество счастья" (Бентам, 1997, с. 556-557). Гармоничное или хотя бы разумное взаимодействие морали, политики и права благотворно отражается, как на самих рассматриваемых феноменах, так и на обществе в целом. Принципы такого взаимодействия определил еще И.Кант. Он учил, что следует поступать так, чтобы всегда относиться к человечеству (и в своем лице, и в лице также всякого другого) как к цели и никогда не относиться к нему только как к средству. Целесообразно поступать так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства (см.: Кант, 1965, с. 353-354). Правовое, моральное, демократическое и социальное государство служит надежной основой для осуществления подлинно гуманистической политики в обществе, а она является, в свою очередь, необходимым условием, для соответствующего совершенствования правовых, моральных и политических норм в установленном порядке. Платон говорил, что он видит "близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Где же закон владыка над правителями ... там усматриваю я спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги" (Платон, 1999, с. 711-712). Выступая как необходимая форма государственной политики, а в цивилизованном обществе - как основная ее форма (политика через закон, его исполнение и на основе закона), право одновременно является показателем положения личности в обществе, гарантированности ее прав, инструментом их охраны и реализации. Еще Дж.Локк отмечал, что "власть не может повелевать произвольно, она должна действовать только в соответствии с законом и уполномоченными на это судьями… И кто бы не обладал законодательной или верховной властью в лбом государстве, он обязан править согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом и известным народу" (Локк, 1988, с. 337-338). В современную эпоху вопрос о взаимосвязи и взаимодействии государственной политики с правом приобретает важнейшее значение еще и потому, что право только тогда справедливо и гуманно, когда оно одинаково обязательно, а права и обязанности равны для всех граждан, в том числе и для чиновников госаппарата, депутатов, руководителей государства. "Неправильны те законы, - писал Платон, - что установлены не ради общего блага всего государства в целом. Мы признаем, что там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а о внутренних распрях, и то, что считается там справедливостью, носит вотще это имя" (Платон, 1999, с. 715). Принципиальным условием прогрессивного, демократического развития современной России, является соблюдение и совершенствование ее законов, норм международного права, реализации "духа и буквы" этих документов в политической практике. "Государство должно их неукоснительно соблюдать во всех политических решениях. Такова самая важная и очевидная грань соотношения политики государства с правом, юридически воплощенном в законах" (Общая теория права, 1996, с. 103). Соответственно, следует стремиться к выработке и реализации высокоморальной, правовой политики.

 


Информация о работе Политика как общественное явление. Личность как субъект политики