Политика как общественное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:10, контрольная работа

Описание

В практической жизни человека никакие исторически устойчивые формы и способы его существования не возникают в результате произвольного желания отдельных лиц или групп. Все они являются своеобразными ответами на вызовы времени, изменение обстоятельств и условий человеческой жизнедеятельности. Так произошло и с политикой, сформировавшейся в результате пересечения целого ряда тенденций в развитии общества, востребовавших этот способ обеспечения людских интересов и решения назревших проблем. Вся социальная жизнь представляет собой процесс постоянного взаимодействия людей и их объединений, преследующих свои интересы и цели, а потому неизбежно конкурирующих друг с другом.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Политика как общественное явление………….……………………………...4
1.1. Роль политики в жизни общества …………………………………………..6
1.2. Содержание политических отношений и политических процессов……...7
2. Типология политических процессов………………………………………...10
3. Классификация политики…………………………………………………….13
4. Взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни ……….15
Заключение ……………………………………………………………………...18
Список использованной литературы …………………………………………..20

Работа состоит из  1 файл

Политика как общественной явление.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)

    Таким образом, политические отношения - это отношения социальных групп и индивидов по поводу завоевания и использования политической, главным образом государственной власти, а также политических прав и свобод. Разница позиций в сфере политической власти (близость или удаленность от рычагов управления, распределения ресурсов, обладание правом или лишение права налегальное применение силы и пр.) конституирует, «взаимно определяет» различные социальные общности или даже отдельных индивидов в качестве субъектов политических отношений. Некоторые из общественных отношений имеют тенденцию переходить в устойчивые, стабильные состояния, в которых они могут пребывать достаточно долго. Если в том есть общественная потребность (разделения управленческого и исполнительского труда, например), то эти отношения будут самовоспроизводиться как бы автоматически, объективно и неизбежно. Такие устойчивые самовоспроизводящиеся формы общественных отношений называются социальными институтами. В общем массиве общественных отношений они начинают играть роль своеобразного «скелета», жесткого каркаса всей разнородной конструкции, именуемой обществом в целом. Политические институты. Политические институты - это устойчивые, стабильные, как бы «застывшие», формы политических отношений, придающие необходимую жесткость и четкость всей политической системе. К их числу относят государство в целом, институты законодательной, исполнительной судебной властей, институты политического лидерства, лоббирования и т.д. Оформившиеся в политические институты отношения осуществляются в виде комплексов различных организаций и учреждений, выполняющих конкретные политические функции, а также располагающих определенными ресурсами и возможностью применения санкций. Существование подобных организаций и учреждений есть способ организации политической деятельности (через разделение политических функций, ролей, позиций), который подразумевает наличие определенных стандартов, привычных форм поведения всех участников политического процесса.

    Таким образом, политические институты - это  объективированные, овеществленные политические отношения, порождающие соответствующие учреждения и организации и требующие строго определенных форм политического поведения. Их общее назначение - регулирование основ общественной жизни, обеспечение таких форм поведения, которые укрепляли бы или по крайней мере не разрушали общественную систему.

    При этом с политическими институтами  происходит любопытная метаморфоза. Во-первых, из средства, инструмента политического  регулирования отношений они  превращаются в цель, желанный итог всех политических усилий. (Как деньги: вроде бы чисто рабочий инструмент обмена товаров, тем не менее становятся и средством накопления богатств, а значит и влияния, силы, могущества). Во-вторых, сформировавшись и обретя самодовлеющую ценность, политические институты становятся относительно самостоятельной политической величиной - они конституируются в качестве полноправных субъектов политического процесса.

    Политический  процесс - всегда результат активности (борьбы) различных политических сил, преследующих свои специфические интересы. Однако вопрос о том, кто конкретно может выступать субъектом политики, при всей своей тривиальности содержит до сих пор не разрешенную политологами проблему. Решение проблемы субъектов политического процесса должно быть компромиссным: реальными участниками следует признать как социальные группы, так и политические институты. Социальные группы имеет смысл назвать первичными субъектами политического процесса. Политические же учреждения и институты, творящие политику всегда от имени и (не всегда) на благо народа, следует признать вторичными, или производными, субъектами политического действия. 

    2. Типология политических процессов 

    Сердцевину  политического процесса, его, пожалуй, главную составляющую образуют собственно действия людей, связанные с осуществлением политической власти или влиянием на нее. Первой, самоочевидной характеристикой политической деятельности является, конечно, ее неоднородность. Одно дело -акции, поступки и даже слова политических лидеров или официальных лиц, и совсем другое - политическая активность рядовых граждан, сводящаяся в основном к периодическому голосованию на выборах да спорадическому участию в каких-нибудь митингах и манифестациях. Но если политически деятельное меньшинство (политические лидеры, активисты, государственные чиновники) опирается в основном на «умение» - профессионализм, красноречие, организаторские способности, то обычным людям приходится «брать числом» в своих попытках направить ход политического процесса в нужное русло. И поскольку такие попытки нередко бывают удачными, сбрасывать со счетов политическую активность индивидов было бы неверно. Исходя из разницы «весовых категорий» различных субъектов политики, целесообразно подразделить политическую деятельность на:

    - государственное управление;

    - политическое участие рядовых граждан.

    Государственное управление. Прежде всего отметим, что  во все не любая государственная  деятельность является политической. Выпуск, например, Министерством по налогам и сборам инструкции по применению налогового законодательства не будет политическим актом. Государственное управление смыкается с политикой в тот момент, когда принимаемые решения определяют сценарий развития общества (или отдельного региона) в целом. Чтобы пояснить этот достаточно абстрактный тезис, представим себе такую гипотетическую ситуацию: некая страна оказалась в финансовом, экономическом или каком-либо другом кризисе, из которого надо выбираться. Допустим также, что в правительстве этой страны подобралась команда высокопрофессиональных менеджеров-экономистов, которые могут составить четкую и грамотную программу выхода из кризиса включающую целый комплекс необходимых мер типа реструктуризации долгов, ограниченных денежных эмиссий, снижении налогов и пр. Во всех этих мерах и даже в их реализации, если таковая состоится, политики скорее всего никакой нет. Все это чисто управленческие, экономические и прочие технологии, умение применять которые - дело не политиков, а квалифицированных управленцев («хозяйственников»). Политика же заключается в другом.

    Её  проблема состоит, во-первых, в том, что «четких и грамотных» программ выхода из кризиса в любой момент может быть несколько, и какая  из них удачнее - заранее просчитать в принципе невозможно. Однако необходимо выбрать какую-то из них. А во-вторых, и это главное, реализация любой крупномасштабной программы затрагивает интересы массы людей, поэтому на нее должно быть получено согласие большинства народа (в идеале) или хотя бы основных «групп интересов». Без их поддержки, или по крайней мере нейтралитета выполнение любой, даже самой замечательной программы обречено на провал. Обеспечение такого согласия в самих властных структурах, в политической элите, среди организаций главных политических сил и составляет функцию политики. На это и направлены усилия государства как политического субъекта. Вообще «согласие народа» - явление достаточно тонкое. Еще Дж. Локк пытался ограничить законодательную власть требованием: нельзя увеличивать налоги без согласия народа. (Под «народом» он, правда, имел в виду вовсе не «трудящиеся массы», а собственников.) В наше время открыто выступать таким требованием было бы весьма опрометчиво. Представить себе положительный итог референдума с вопросом: «Согласны ли вы с повышением налогов?» - просто невозможно. Однако налоги все же имеют обыкновение повышаться. «Согласием народа» при этом, видимо, считается хотя бы то, что народ в ответ не строит баррикады.

    Понятно, что издержки реформ в любую «эпоху перемен» все равно оплачивает народ. Разница только в том, каким образом  он к этому принуждается: либо добровольным согласием на известные жертвы через демократические институты (выборы соответствующих политиков, референдумы и пр.), либо же откровенным силовым подавлением недовольства. Конечно, первый вариант много сложнее и дороже, но зато он позволяет сохранить основные права и свободы людей, а в случае успеха обеспечивает и гораздо более прочную стабильность общества, нежели диктаторский вариант. Таким образом, политическая мудрость государственного управления состоит не в самочинном определении оптимального выбора пути развития, а в создании условий, чтобы был именно выбор, и чтобы он совершался при максимально возможном согласии заинтересованных общественных групп и индивидов. Политическое участие. Протекающий в недрах государственной машины процесс выработки стратегических политических решений подразумевает и определенную степень влияния на него рядовых граждан, интересы которых неминуемо затрагиваются проводимой государством политикой. Степень этого влияния в политологии принято выражать категорией политическое участие, под которым понимается вовлеченность индивидов в той или иной форме в процесс функционирования политико-властных отношений. К основным формам политического участия обычно относят голосование на выборах и референдумах, участие в политических митингах и демонстрациях, членство в политических партиях и движениях, добровольную помощь избирательным кампаниям конкретных лиц и организаций и т.д. По отношению к действующему в государстве законодательству традиционно выделяются конвенциональные (т.е. легальные, законные) и неконвенциональные формы политического участия. К последним можно отнести участие в незаконных демонстрациях, отказ повиноваться распоряжениям властей, несанкционированные политические забастовки, протестные голодовки, террористические акции и прочие «крайние» формы поведения.

    Реальная  практика показывает, что всеобщая политизация населения на самом  деле не является необходимой для  успешного выполнения политической системой своих функций. Большинство  жителей североамериканских и западноевропейских стран обычно не проявляют большого интереса к политике, ограничивая свою активность в этой области лишь голосованием на выборах. Так что известную аполитичность граждан (если она вызвана отсутствием беспокойства за хорошо отлаженный государственный механизм) вполне можно рассматривать как фактор политической стабильности и, следовательно, как общественную ценность. Однако в этом есть и свои минусы. Подобная ситуация хороша в социально и экономически благополучные эпохи. Но при серьезном кризисе длительное равнодушие народа к политике, отсутствие навыков поисков компромиссов в межгрупповых конфликтах, неизбежная в связи с этим радикализация требований и т.д. могут сыграть весьма негативную роль. Поэтому и в данной проблеме, видимо, лучше придерживаться правила «золотой середины». Равно опасны крайности: как тотальная вовлеченность граждан в политическую борьбу, так и их полное равнодушие к политике. Главная добродетель древних - умеренность - применима и в политике.

    Впрочем, подобные рассуждения уместны лишь в небольшой, наиболее развитой части нашего мира. В остальном мире можно предположить наличие тенденции к расширению и интенсификации политического участия, что связано с постепенным уходом в прошлое наиболее одиозных тоталитарных и авторитарных режимов и пусть с медленным, но все же постоянным движением многих государств к демократической организации политической жизни. 

    3. Классификация политики.

    Наряду с выяснением сущности содержания политики, ее социальной природы принципиальное значение имеет вопрос о ее классификации. Методологический подход к классификации социальных политических явлений и процессов предполагает определение критериев или критерия классификации.

    Общество, как известно, представляет собой  чрезвычайно сложную динамическую систему, состоящую  из подсистем: экономической, социальной, политической и духовной. Политика находит свое проявление и отражение во всех названных сферах. Но общество функционирует, развивается не изолированно, а в связи с другими международными общественными и государственными образованиями. Эти разнообразные и сложные взаимосвязи также имеют политические аспекты. По критерию направленности политику разделяют на внутреннюю и внешнюю. Обе части политики диалектически взаимодействуют. В большинстве случаев внутренняя политика обуславливает содержание, средства, методы и социальную направленность внешней политики. В свою очередь внешняя политики в определенных условиях активно влияет на внутреннюю и может даже вносить в ее характер существенные коррективы.

    Внутреннюю  политику по критерию различения сфер общественной жизни можно разделять  на экономическую, социальную, собственно политическую, духовную. Экономическая  политика – совокупность научных  положений, целей, политических средств  и практических мер, с помощью которых осуществляется регулирование отношений между гражданами, социальными группами, нациями в сфере экономической жизни общества. По отраслевому критерию в экономической политике обычно выделяют: политику в области промышленности, транспорта, финансов, аграрную политику и т.д. Социальная политика – это система идей, установок, целей, методов и средств, с помощью которых осуществляется  регулирование отношений между гражданами, социальными группами, нациями по поводу их места в обществе и обеспечению непосредственно их жизнедеятельности. В свою очередь, социальная политика может подразделяться: на распределительную, пенсионную, жилищную, в области здравоохранения, демографического развития и т.д. Особое место в сфере социальной жизни занимает национальная политика, объектом которой являются национальные отношения.

    Политики  в политической сфере направлена на регулирование отношений между  гражданами и социальными общностями по поводу прежде всего государственной  власти. Она включает в себя политику государственно-административного строительства и политику общественных организаций и движений в сфере властно-политических отношений.

    Политика  в сфере духовной жизни призвана осуществлять регулирование отношений  между гражданами, социальными общностями по поводу функционирования идей, взглядов, теорий, их реализации в обществе и непосредственной жизнедеятельности людей. Она также может классифицироваться по отраслевому принципу на политику в области культуры, театра, кино, печати, средств массовой информации и т.д.

    По  полноте охвата сфер общественной жизни  и влиянию на общество можно выделить такие разновидности политики, как  научно-техническая, оборонная, экологическая. Эти виды политика отражают возможности  обществ, характер и социальную направленность развития.

      Общество представляет собой  сложную социально-дифференцированную систему. Ее структуру составляют индивиды, социальные слои, группы и нации со своими многообразными потребностями и интересами. Для их выражения, защиты и осуществления создаются государственные органы, политические партии, общественно-политические и профессиональные  организации. Они выступают как активные субъекты политики. Исходя из этого, важным критерием классификации политики являются ее субъекты. Определяющим и ведущим среди них выступает государство. Современное государство – сложная система органов, имеющая монополию на насилие как средство господства и располагающая широкими законодательными, судебными правами, материальными и техническими ресурсами. В этом отношении  ни один субъект политики не может сравниться с государством.

Информация о работе Политика как общественное явление