Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:10, контрольная работа
В практической жизни человека никакие исторически устойчивые формы и способы его существования не возникают в результате произвольного желания отдельных лиц или групп. Все они являются своеобразными ответами на вызовы времени, изменение обстоятельств и условий человеческой жизнедеятельности. Так произошло и с политикой, сформировавшейся в результате пересечения целого ряда тенденций в развитии общества, востребовавших этот способ обеспечения людских интересов и решения назревших проблем. Вся социальная жизнь представляет собой процесс постоянного взаимодействия людей и их объединений, преследующих свои интересы и цели, а потому неизбежно конкурирующих друг с другом.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Политика как общественное явление………….……………………………...4
1.1. Роль политики в жизни общества …………………………………………..6
1.2. Содержание политических отношений и политических процессов……...7
2. Типология политических процессов………………………………………...10
3. Классификация политики…………………………………………………….13
4. Взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни ……….15
Заключение ……………………………………………………………………...18
Список использованной литературы …………………………………………..20
Государственная политика занимает доминирующее место в общей структуре политической деятельности в обществе. Как вид деятельности она рассматривается на нескольких уровнях – местном, региональном, национальном, международном. Местный уровень включает решение в первую очередь социально-бытовых вопросов: обеспечение жильем, строительство и эксплуатация школ, больниц, управление муниципальной собственностью. Второй, региональный, уровень требует в большей степени государственного вмешательства, координации деятельности различных социальных групп, направленных на комплексное развитие всего региона. Центральное место в политике государства занимает третий, общенациональный уровень. На этом уровне государство призвано определять приоритеты в политике по отношению к различным социальным группам и слоям, выделять с учетом имеющихся возможностей бюджетные средства на модернизацию и развитие тех отраслей экономики, которые в первую очередь создают условия для функционирования в оптимальном режиме социальной сферы. И наконец, последний, международный уровень приобретает все большее значение в наше время. Именно этот аспект государственной политики призван обеспечить защиту национальных интересов государства, не допустить втягивание страны в локальные и международные конфликты, создание благоприятных условий для эффективного социально-экономического развития общества.
По
критерию масштабности и долговременности
целей политику можно классифицировать
на стратегическую и тактическую. Сущностью
стратегической политики является выбор
наиболее значимых целей, приоритетов
развития общества. Практическая (текущая)
политика – это политическая деятельность,
направленная на реализацию намеченных
стратегических целей. Стратегическая
и тактическая политика, как правило, характеризуют
все сферы политики
4.
Взаимосвязь политики
с другими сферами общественной
жизни.
Согласно
политологической энциклопедии политика
- это организационная и
Наиболее тесно политика переплетается с экономикой. Общеизвестно, что политика и экономика являются фундаментами всей системы общественных связей. Политика глубоко опосредована экономической сферой, экономическими отношениями и экономическими интересами общества. В свою очередь, воздействие политики на экономическую жизнь общества существенно и многогранно.
Вопрос о взаимосвязи экономики и политики глубоко проанализирован в известной работе К.Поппера «Открытое общество и его враги». Согласно позиции К.Поппера, политическая власть имеет фундаментальный характер, она может контролировать экономическую мощь. Благодаря ей можно разработать программу защиты экономически слабых, создать законы, ограничивающие эксплуатацию, застраховать рабочих на случай потери трудоспособности, безработицы и старости и т. д. Другими словами, политическая власть служит ключом к экономической защите, она и присущие ей способы контроля - самое главное в жизни общества.
Известно, что рынок далеко не идеальный механизм функционирования экономической жизни. Прямое или косвенное воздействие политики на рынок и цены в той или иной степени всегда необходимо. Нестабильность экономической жизни сегодняшней Молдовы имеет своей первопричиной отсутствие четкой, научно обоснованной, долгосрочной государственной программы экономического развития страны.
Хотя
вопросу взаимосвязи политики и
экономики в отечественной
Политика неотделима от права, нормы которого регулируют политические отношения, устанавливают правила «политической игры», определяя рамки деятельности как правящей элиты, так и управляемого большинства. Само право в свою очередь является сложным феноменом, порождением существующей в томили ином обществе культуры, религии, традиций, интересов правящей элиты, влияния мирового сообщества и т.д. Выступая продуктом деятельности государства, право в то же время служит ее регулятором.
Важную роль в регулировании политической жизни общества играют нормы морали, существующие в обществе представления о добре и зле, о тех ценностях на основе которых должна строиться жизнь любого человека. Субъекты политики в своих действиях руководствуются имеющимися у них представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, прекрасном и безобразном. Эти нравственные нормы задают направленность действиям участников политической жизни. На практике взаимодействие политики и морали редко когда строится на какой-то одной из этих норм, скажем, добре, справедливости и прекрасном, - такой вариант можно было бы считать идеальным. В реальной жизни зачастую оказывается, что даже самые честные и благородные люди, попадая в политику, утрачивают свои лучшие качества, деградируют сами и ведут к деградации других. Более точно соотношение политики и нравственных качеств политика отражает издавна известная формула: каковы конкретные люди, делающие политику, такова и политика, проводимая ими. Не случайно те или иные исторические эпохи мы называем именами конкретных политиков (эпохи Цезаря, Петра I, О. Бисмарка, В. И. Ленина, И. В, Сталина, Дж. Кеннеди, М. С. Горбачева и т. д.), подразумевая вполне определенный характер этого соотношения.
Но
сама мораль во многом зависит от существующей
в обществе религии. М.Вебер показал,
какую исключительно важную роль
в возникновении
В
целом можно сказать, что политическая
сфера, политическая жизнь, будучи относительно
самостоятельной формой человеческой
жизни, органически связана сложными
функциональными взаимосвязями со
всеми остальными формами общественной
жизнедеятельности.
Заключение:
Политика
возникает на определенной стадии развития
человеческого общества в связи
с качественными изменениями
социально-экономических
Основным
средством политики становится государство,
которое выполняет двойную
Политическая сфера жизни общества организована в рамках политической системы, которая включает в себя социальные институты и организации, имеющие непосредственное отношение к устройству и функционированию государства, к управлению обществом. Кроме политической системы, то есть организационно оформленных элементов власти, в политическую сферу входят также и неформальные объединения и движения, оппозиционные, экстремистские, радикальные, запрещенные партии и группы. Это свидетельствует о том, что политическая сфера исключительно разнообразна, динамична и противоречива. На практике политика представляет собой деятельность по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния. Политика также призвана решать задачу по охране, защите социальных ценностей - общественного порядка, личного достоинства граждан, их безопасности, свободы, законности, суверенитета и так далее, используя соответствующие институты и организации. Важный признак политики в том, что она обладает силой, способна осуществлять санкции в той или иной форме по отношению к отдельным гражданам и целым социальным группам, когда это становится необходимым. В широком смысле назначение политики состоит в том, чтобы быть связующим звеном между личностью, ее потребностями, интересами и обществом, обладающим теми или иными возможностями их удовлетворения, найти их гармоничное сочетание. Чтобы добиться такого состояния вещей, политика должна быть гибкой, рациональной, динамичной. Эти качества помогут ей интегрировать людей в сообществе с упорядоченными социальными отношениями, четкой организацией, налаженным взаимодействием.
Отношение
к политике разное у разных людей. Одни
считают ее достижением культуры, другие
ее "не замечают", третьи называют
"грязным делом". Но если отойти от
крайних точек зрения, то все же следует
признать, что мир, в котором мы живем,
был, есть и будет в обозримом будущем
миром политическим, поэтому политика
не может всех нас не интересовать. Таким
образом, политика - род человеческой деятельности,
связанный с осуществлением власти, с
участием людей в управлении государством.
Исходя из важности выполняемой ею функции,
политику следует считать неотъемлемым
звеном существования цивилизованного
общества. В структурном плане политика
представляет собой единство, по меньшей
мере трех элементов: политические отношения
(связи между социальными субъектами и
их деятельность по поводу власти), политические
институты (организации и учреждения,
регулирующие политические явления), политическое
сознание (взгляды, идеи, мнения, чувства,
настроения, отражающие реальное политическое
бытие).
Список
использованной литературы:
1. Кретов Б.И., Политология. – М.: Высшая школа, 2002 г.
3. Дягтерев А.А., Основы политической теории. - М.: Высшая школа, 1998 г.
4. Ильин В.В., Политология. - М.: Университет, 1999 г.