Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:48, реферат
Политика, как явление социальной жизни не является присущим человеческому обществу изначально. Первобытное общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было политики. Неполитическими в до государственном обществе были власть, а также социальные институты, как род, собрание всех взрослых членов рода и др. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с ним политики. Таким образом, политика своим происхождением обязана государству. С момента образования государства люди пытались описать политику, как правило, через ту или иную субстанцию, раскрывающую се содержание.
Введение…………………………………………………………………….3
Основные трактовки политики………………………………………...4
Происхождение политики и ее сущность……………………………..8
Политика как социальное явление…………………………………..10
Внутренняя структура политики. Функции политики……………...17
5. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной
жизни………………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………..26
Список литературы……
Федеральное Агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Нижегородский государственного университет им. Н. И.
Лобачевского»
Финансовый факультет
Реферат по дисциплине «Политология»
на тему:
«Политика,
как социальное явление»
Выполнила: студентка 2 курса группа 13208 дневного отделения, специальности « Налоги и налогообложение» Луконькина Оксана Игоревна Проверил: Макаров Е.Е.
Н. Новгород,
2009 г.
Содержание:
Введение……………………………………………
5. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной
жизни……………………………………………………
Заключение………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Политика,
как явление социальной жизни не является
присущим человеческому обществу изначально.
Первобытное общество, существовавшее
многие тысячелетия, было социально однородным.
В нем не было политических учреждений
и организаций, не было политики. Неполитическими
в до государственном обществе были власть,
а также социальные институты, как род,
собрание всех взрослых членов рода и
др. Усложнение общества по мере его развития,
появление в нем противоречивых интересов
обусловили возникновение государства
и вместе с ним политики. Таким образом,
политика своим происхождением обязана
государству. С момента образования государства
люди пытались описать политику, как правило,
через ту или иную субстанцию, раскрывающую
се содержание.
Термин
"политика" в научный оборот
ввел Аристотель в IV в. до н.э. Греческий
философ определил ее как искусство
управления государством, под которым понимался полис.
Однако выделение политики в особую сферу
общественной жизни произошло задолго
до того, как греки начали активно пользоваться
этим понятием. Хотя политика возникла
несколько тысяч лет назад, она формируется
значительно позже, чем экономические
и социальные отношения, а так же мораль.
С чем был связан генезис политики? История
политической мысли дает различные ответы
на этот вопрос.
Первым представлением о природе политики
было теологическое, объясняющее происхождение
ее, как и в целом человеческой жизни, из
божественной воли.
Другим распространенным подходом стала антропологическая трактовка, обосновывающая
необходимость политики природой человека.
Так, определение человека как существа
политического, высказанное Аристотелем,
подчеркивало, что политическое общение
отвечает природе человека и его стремлению
к благу. Вне политики он либо животное,
либо божество, ибо животное и бог не нуждаются
в законах и правах. Начальными формами
политического общения выступали семья
и селение, а высшей формой - государство.
Политика позволила человеку обуздать
собственное эгоистическое животное начало
и воплотить общую пользу и справедливость.
Близкую мысль в ХVII в. выскажет английский
мыслитель Т. Гоббс, который трактовал
природу человека как эгоистическую и
жадную, что порождает в обществе "войну
всех против всех". Инстинкт самосохранения
и естественный разум подсказывают людям
необходимость создания такого политического
института, как государство. Таким образом,
политика формируется благодаря возвышению
человека над собственным звериным состоянием,
а сама политика превращает животное в
человека. Гоббс исходил из биологической
природы человека, распространяя на нее
свойства живой природы.
Признание общих для человека и животного
начал (общих инстинктов, моделей поведения)
лежит в основе современных биологических
трактовок природы политики. Так, согласно
представлениям австрийского этолога К.
Лоренца, человеку, как и любому животному,
присущи агрессивность и инстинкт борьбы
за выживание, при этом, в отличие от более
опасных животных, менее опасные существа
- люди - обладают более слабым, сдерживающим
агрессивность, началом. Именно агрессивностью
Лоренц объяснял многочисленные войны,
конфликты и революции, хотя считал возможным
ее ослабление и ограничение проявлений
в открытых формах посредством контроля.
Биологические трактовки происхождения
политики подчас имеют много общего с
психологическим объяснением политических
процессов. Суть этого подхода заключается
в том, что в природе человека заложены
потребности, интересы, эмоции и влечения.
Именно они порождают политические взаимодействия.
Оригинальную теорию перехода общества
из предсоциального в социальное, в том
числе и политическое, состояние разработал
З. Фрейд. Он исходил из того, что политика
есть проявление либидозной энергии индивидов.
Так, государство и право выступают как
заменители некогда существовавшего прародителя
("отца"), который был убит сыновьями,
восставшими против монополии "отца"
на сексуальное наслаждение. Таким образом,
природа власти и политики коренится в
бессознательном - в либидозном комплексе
и чувстве вины. Фрейд считал, что в отношении
людей к лидерам и государству проявляется
детская тоска взрослого человека по некогда
существовавшему отцу. К ним индивид будет
испытывать противоположные чувства -
одновременно требовать защиты (патернализма) и ненавидеть (критика
и недовольство властью).
Согласно социальной
трактовке, политика имеет общественное
происхождение. В частности, широкое обоснование
получил подход, рассматривающий ее формирование
в ходе исторической эволюции общества
как результат роста его социальной неоднородности
и сложности организации. Первобытное
общество было социально-однородным. В
нем не было политических учреждений и
организаций, не было и политики, хотя
была власть, осуществляемая всеми взрослыми
членами рода. Усложнение общества по
мере его развития, появление в нем противоречивых
интересов обусловили возникновение государства,
а вместе с ним и политики. Политика возникает
как деятельность по организации совместной
жизни людей в социально-неоднородном
обществе вместе с делением людей на управляющих
и управляемых, богатых и бедных. Общественные
изменения были производными от неолитической
революции, которая изменила все формы
хозяйства и образ жизни людей. С неолитической
революцией историки связывают появление
металлических орудий труда, переход от
присваивающего типа хозяйства (охота
и собирательство) к производящему (земледелие,
скотоводство), к оседлому образу жизни,
появлению городов. В конечном счете, это
привело к изменениям во властных отношениях. Таким
образом, политика формируется как результат
неравного распределения богатства, различия статусов,
несовпадающих интересов социальных групп,
неизбежности противоречий и конфликтов в обществе. Ее появление
было связано с тем, что классовые, этнические и религиозные проблемы,
межплеменные конфликты, с которыми столкнулось
общество, уже не могли быть решены с помощью
прежних регуляторов - традиций, обычаев,
нравственных норм. Для решения этих проблем
потребовались новые регуляторы (правовые
и политические) и новая организационная
структура - государство. Наконец, говоря
о происхождении политики, следует учитывать
и естественные различия людей: биологические,
психологические, интеллектуальные (например,
физическая сила или ярко выраженное стремление
к доминированию - у одних и, наоборот,
желание быть ведомыми - у других). Это
естественное неравенство людей имеет
тенденцию закрепляться в неравенстве
социальном, т.е. в разном доступе к богатству,
власти, в престиже.
Политика непосредственно связана с такими
явлениями, как власть и государство. Власть
является главным инструментом политики
и основным объектом политической борьбы.
В первобытном обществе она не носила
политического характера. Французский
политолог М. Дюверже выделил три исторические
формы власти: 1) Анонимная, которая распылена
между всеми членами рода (у некоторых
племен даже не было старейшин, принятие
решений осуществлялось всеми взрослыми
членами рода). 2) Индивидуализированная,
связанная с выделением особого статуса
вождя племени. 3) Институционализированная, связанная с появлением
особого института – государства. Первые
две формы власти носят догосударственный
характер, а такие общества называют
потестарными (от лат: potestas - власть).
Как правило, возникновение политики исследователи
ассоциируют с возникновением государства,
когда власть приобретает государственно-публичный
характер.
С появлением государства (первые государства
возникают 5 тысяч лет назад в Месопотамии
и Египте) связан переход от неполитической
(племенной кровно-родственной) к политической
организации общества. Государство стало
новой социальной силой, призванной поддерживать
целостность общества с помощью рычагов
административного и правового регулирования
общественных отношений. Потребность
в отстаивании своих интересов породила
объединение людей в различные ассоциации
(партии, общественные объединения).
2. Происхождение политики и ее сущность.
На первоначальных этапах развития человечества, когда общество еще не знало резкого противостояния интересов, механизмы самоорганизации производства и распределения продуктов, религия, обычаи и нравы естественным образом регулировали, как процесс удовлетворения потребностей, так и поддержание целостности общества. Однако эти механизмы оказались неспособными эффективно выполнять данные функции, когда, вследствие прогресса материального производства, резко усилилась социальная, этническая, религиозная дифференциация общества. Во многообразных человеческих контактах выявился блок конфликтных интересов, грозящих разрушить человеческое сообщество. И тогда сохранение целостности общества стало представлять из себя серьезную общественную проблему. Такая потребность была реализована в процессе становления специфических общественных институтов, оказавшихся способными за счет использования средств принуждения обеспечить необходимые общеобязательные формы социального поведения всех слоев населения. Появление механизмов публичной власти, свидетельствующее о возникновении государства, выводило общественную власть на качественно новый уровень регулирования межгрупповых отношений. Доступность власти или же удаленность от нее граждан и групп радикально меняла их социальные возможности для удовлетворения своих нужд и запросов, создавая, таким образом, совершенно иное измерение их роли и статуса. Это вело как к возникновению нового вида социальных ассоциаций, так и к увеличению числа людей, специально занимающихся управлением. Таким образом, необходимость урегулирования человеческих взаимоотношений, повлекшая образование публичных органов государственной власти, возникновение социальных ассоциаций, где люди группировались в целях защиты тех или иных интересов, а также рост аппарата управления и породили политический уровень общественных отношений. С появлением же политики общество стало отходить от такой социальной организации, где его целостность и интеграция осуществлялись на основе родственных связей людей, без четкого выделения функций управляющих и управляемых. Для понимания сущности политической жизни принципиально важно, что интересы, заставляющие людей и их группы заниматься политикой, носят не индивидуальный, а над персональный характер, имеющий определенное значение для той или иной части населения. Независимо от своего конкретного содержания (будь то потребности в изменении материальных условий, участие в управлении, распределении ценностей и т. д.) эти интересы должны неминуемо затрагивать положение иных общественных групп, что, собственно, и предполагает вовлечение в межгрупповые отношения людей «третьей силы» - государства. Поэтому там, где классы, нации, религиозные общности или другие социальные группы, реализуя свои интересы, вызывают изменения в социальном положении других слоев населения, там и вовлекается государственная власть в регулирование общественных отношений, там и коренятся импульсы политических отношений.
Таким
образом политику можно определить
как область целенаправленных отношений
между группами по поводу использования
институтов публичной власти для реализации
их общественно значимых интересов и потребностей.
3. Политика как социальное явление.
Определение политики как социальной реальности. Политика настолько тесно переплетается с экономикой, социальными отношениями и тем более с управленческой деятельностью и структурами, что её бытиё зачастую фиксируется лишь в бытии экономических и управленческих явлений и процессов. Тем не менее, вычленение политики из всей совокупности общественных явлений как особого вида социальной реальности необходимое условие её изучения.
Во всем своём многообразии мир политики это социальная реальность. Он так же есть в обществе, как существует экономика, социально классовая структура или, скажем различные формы культуры. Хотя политическая реальность, конечно специфична, в отличие от социально-экономических сфер жизни. Реальность политики состоит, прежде всего, в том, что её образуют такие жизненные структуры и виды деятельности общественных субъектов, без которых ни одно общество, ни одна социальная система не в состоянии выжить. Ведь в сфере политики формулируются общие интересы и цели обществ, вырабатываются правила, по которым распределяются между людьми роли и функции, организуется управление общественными делами. Политические институты власти
защищают общество от распада, создают и поддерживают систему символов, регулирующую социальные связи и общения.
Субъектами и объектами политики выступают люди, действующие социальные группы, реальные общности, организации. Политика там, где есть людские сообщества со всеми их противоречиями и конфликтами.
В политике всегда
Политические отношения есть связи и взаимодействия между членами общества по поводу общих, обязательных для всех интересов, государственной власти как орудия защиты и реализации последних. В основе политических отношений лежат политические интересы, и в тоже время отношения проявляются в форме интересов. Эта особенность делает их сферой формирования мотивационной базы политической активности, ровно, как и отчужденности от политики. Ведь именно в политических отношениях заключены главные вопросы общественной жизни. Политические отношения складываются между субъектами различных уровней и подсистем политической жизни. Неотъемлемый компонент и фактор политических отношения это интересы. Будучи формой проявления отношений, политические интересы составляют автономную область общественной жизни. По своей природе они представляют концентрированное выражение социально-экономических интересов. Политические интересы такая же реальность, как и социально-экономические. Они выражают состояние зависимости жизненного положения людей от деятельности власти, а так же формируются в виде реакции на эти действия. Интересы характеризуют устойчивую ориентацию, вполне определённую направленность поведения социальных групп, в сфере политических отношений.[1]
Социальная политика – это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т. д. Основными принципами проведения социальной политики являются:
1. Защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при
повышении цен и проведения индексации;
2. Обеспечение помощи самым бедным семьям;
3. Выдача помощи на случай безработицы;
4.Обеспечение политики социального страхования, установления минимальной
заработной платы для работающих;
5. Развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за
счет государства;
6.Проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.
Отвечая
на вопрос, что такое политика, Макс
Вебер отмечает: “Говорят о валютной политике
банков, о дисконтной политике Имперского
банка, о политике профсоюза во время забастовки;
можно говорить о школьной политике городской
или сельской общины, о политике правления,
руководящего корпорацией, наконец даже
о политике умной жены, которая стремится
управлять своим мужем”. И в самом широком
смысле слова, по замечанию М. Вебер а,
политика охватывает “все виды деятельности
по самостоятельному руководству”. Но
за основу рассуждения М. Вебер не берет
такое 'широкое понимание и предлагает
говорить “о руководстве или оказании
влияния на руководство политическим
союзом, то есть в наши дни — государством”
которое является “единственным источником
“права” на насилие”. И тогда политика,
по М. Веберу, “означает стремление к участию
во власти или оказанию влияния на распределение
власти, будь то между государствами, будь
то внутри государства между группами
людей, которые оно в себе заключает”.
Французский мыслитель Поль Валери, оценивая
политику, отмечал, что “политика — это
искусство не давать людям заниматься
тем, что для них является главным”. Немецкий
исследователь Н. Ноак в книге “Что такое
политика? Введение в науку”, изданной
в Мюнхене, полемизируя с П. Валери, подчеркивал,
что политика, напротив, должна быть искусством
склонять людей к тому, чтобы они заботились
о том, что для них является главным. Американский
политолог, профессор Стэнфордского университета
Д. Хелд в книге “Политическая теория
и современное государство. Очерки о государстве,
власти и демократии трактует политику
в наиболее общем виде как борьбу “за
организацию человеческихвозможностей”.