Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 14:20, реферат
Всемирная история политических и правовых учений - одна из важных составных частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован большой политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследователей проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот опыт оказывает заметное влияние на современные политические и правовые воззрения.
Введение 2
1.Определение, становление и сущность
политики в Древней Греции 3
1.Определение политики 3
2.Причины становления политики
в Древней Греции 4
3.Сущность политики 5
2.Развитие политической мысли
в Древней Греции 6
1.Ранний период политической мысли
Древней Греции 6
2.Период расцвета политико-правовой
Мысли Древней Греции 9
3.Период эллинизма политической мысли
Древней Греции 12
Заключение 14
Список литературы 15
ФГБОУ ВПО
МГУПС (МИИТ)
Кафедра
«Политология, социология, государственное и муниципальное управление»
Реферат на тему
«Политика в Древней Греции»
Выполнил: ст. гр. ВМУ-211 Щегольков С. Ю.
Проверил: ст. пр. Седова С. П.
Г. Москва 2012 год.
Содержание
Введение 2
политики в Древней Греции 3
в Древней Греции 4
в Древней Греции 6
Древней Греции 6
Мысли Древней Греции 9
Древней Греции 12
Заключение 14
Список литературы 15
Введение
Всемирная история политических и правовых учений - одна из важных составных частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован большой политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследователей проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот опыт оказывает заметное влияние на современные политические и правовые воззрения.
Выдающуюся роль в
истории формировании этого
Усилиями древнегреческих
исследователей был совершён
переход от мифологического
1. Определение, становление и сущность политики в Древней Греции
1.1 Определение политики
Слово «политика» понимается в двух основных смыслах. В широком смысле – это сфера общественной жизни, имеющая дело с управлением. Так, можно говорить о семейной политике, политике в области образования, спорта и т. д. В рамках политологии нас будет интересовать политика в узком смысле слова, а именно: сфера общественной жизни, имеющая дело с управлением государством. Политика в этом смысле существовала не всегда, а возникла с возникновением государства как социального института.
Слово «политика» происходит
от древнегреческого слова «полис»,
обозначавшего город. В Древней
Греции города с прилегающими к ним
территориями представляли собой государства,
т. е. полностью распоряжались всеми
вопросами управления городом. Соответственно
политика представляла собой первоначально
искусство управления городом-государством.
Система городов-государств, как, например,
Афины, Спарта и т. д., существовала не
только в Древней Греции, но и
на Ближнем Востоке, в Древней
Индии и в других частях мира.
Известны города-государства в
Существует несколько определений политики, каждое из которых подчеркивает какую-либо из ее особенностей. Все они имеют право на существование, если не допускать их абсолютизации.
Определение политики как управленческой деятельности не совсем точно, поскольку политика не сводится к деятельности, а есть скорее отношения между людьми, и человек, политически пассивный, также оказывается вовлеченным в эту сферу, являясь не субъектом, но объектом политики по известному афоризму: «Если вы не занимаетесь политикой, то политика займется вами».
По этой же причине не точно определение политики как стремления к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти. М. Вебер пишет, что все люди являются «политиками», когда опускают избирательный бюллетень или высказывают свое мнение по вопросам управления государством. При этом, конечно, совсем не обязательно стремиться к участию во власти или оказанию влияния на ее распределение.
Изначальное определение политики как искусства управления людьми имеет веские исторические основания. Именно такое значение имело слово «политика» в Древней Греции аналогично тому, как риторика является искусством красноречия. Но это античное определение ушло в прошлое, так же как времена греческого полиса, когда оно сформировалось. Оно ныне также представляется неоправданно узким, так как могут быть политические решения далекие от искусства в высоком смысле слова и попросту некомпетентные.
Столь же ограниченным будет
определение политики как науки
управления и не только потому, что
политика возникла гораздо раньше,
чем наука, но и потому, что конкретный
политический уровень деятельности
зачастую не основывается на объективных
научных данных и вообще протекает
на бессознательном уровне, не доходящем
до разумной оценки событий. Такое определение
имеет историческое основание, так
же как, скажем, риторику называли наукой
красноречия. Опять-таки, как и в
случае с политикой-искусством, оно
не соответствует реалиям
1.2 Причины становления политики в Древней Греции
Выделение и осмысление политики как особой социальной сферы именно в Древней Греции имело веские причины. Первой из них следует назвать национальный характер и менталитет народа, породившего политику. Древние греки были рационально мыслящими людьми, поднявшими до небывалых высот духовную и материальную культуру. То же время – примерно 2,5 тыс. лет назад – породило философию как первую рациональную отрасль духовной культуры, историю, риторику и такие достигшие небывалого расцвета виды искусств, как театр и скульптура.
Второй причиной следует назвать социальную, а именно, становление в Древней Греции новой формы общественного устройства, получившей название демократии (в буквальном переводе «власть народа»). Оно приобщило к управлению государством если и не самые широкие массы населения (все-таки это рабовладельческое государство), но всех совершеннолетних граждан полиса (в их число не входили женщины, чужестранцы и рабы). Проблема управления существовала, конечно, и в других странах, но там она решалась узким кругом лиц, принимающих решения. А в Древней Греции действительно стало возможно говорить о политике как широкой сфере общественной жизни. Понятие политики неразрывно связано с Древней Грецией, потому что каждый гражданин демократических городов-государств должен был уметь заниматься ею. Отметим, что слово «полис» однокоренно со словом «поли», означающем «много», и, возможно, произошло от него (полис – город, в котором живет много людей). В слове «политика» можно услышать то, что много людей участвуют в управлении государством.
У афинян не было термина
для обозначения государства. Слово
«полис» есть и государство, и
общество. Поэтому выражение Аристотеля
«человек – существо политическое»
можно перевести как «существо
общественное» или «существо
государственное». Гражданин в Древней
Греции – человек, занимающийся политикой
(по-гречески «politas»), так как город
есть полис. Занятие политикой до
такой степени считалось
1.3 Сущнось политики
Одним из первых суть политики
определил древнегреческий
2. Развитие политической мысли в Древней Греции.
2.1 Ранний период политической мысли в Древней Греции.
На ранней стадии своего
развития воззрения древних народов
на мир носят мифологический характер.
В эти времена политические и
правовые взгляды ещё не выделились
в самостоятельную область и
представляют собой составную часть
целостного мифологического мировоззрения.
В мифе господствует представление
о божественном происхождении существующих
отношений власти и порядка. Право
и закон ещё не выделились в
особую сферу норм и существуют в
виде аспекта религиозно одобряемого
порядка частной, общественной и
государственной жизни. В законах
этого времени тесно
Политические и правовые
учения появляются лишь в ходе
довольно длительного
Характерные для поэм
Гомера и Гесиода попытки
С идеей необходимости
преобразования общественных и
политико-правовых порядков на
философских основах выступили
Пифагор, пифагорейцы (Архит,
Определяющую роль
во всём мировоззрении
Справедливость, согласно пифагорейцам, состоит в воздаянии равным за равное.
Идеалом пифагорейцев
является полис, в котором
Наихудшим злом пифагорейцы считали анархию.
Пифагорейские представления
о том, что человеческие
Автором одной из
таких идеальных моделей
Мнения противоположного
пифагорейскому придерживался
Принципиально общим
для подходов Пифагора и
Социально-политическое
неравенство оправдывается