Политика в Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 14:20, реферат

Описание

Всемирная история политических и правовых учений - одна из важных составных частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован большой политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследователей проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот опыт оказывает заметное влияние на современные политические и правовые воззрения.

Содержание

Введение 2
1.Определение, становление и сущность
политики в Древней Греции 3
1.Определение политики 3
2.Причины становления политики
в Древней Греции 4
3.Сущность политики 5
2.Развитие политической мысли
в Древней Греции 6
1.Ранний период политической мысли
Древней Греции 6
2.Период расцвета политико-правовой
Мысли Древней Греции 9
3.Период эллинизма политической мысли
Древней Греции 12
Заключение 14
Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

Реферат Греция.docx

— 33.73 Кб (Скачать документ)

ФГБОУ ВПО

МГУПС (МИИТ)

 

Кафедра

«Политология, социология, государственное и муниципальное управление»

Реферат на тему

«Политика в Древней Греции»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. ВМУ-211 Щегольков С. Ю.

Проверил: ст. пр. Седова С. П.

Г. Москва 2012 год.

Содержание

Введение 2

  1. Определение, становление и сущность

политики в Древней  Греции 3

    1. Определение политики 3
    2. Причины становления политики

в Древней Греции 4

    1. Сущность политики 5
  1. Развитие политической мысли

в Древней Греции 6

    1. Ранний период политической мысли

Древней Греции 6

    1. Период расцвета политико-правовой

Мысли Древней Греции 9

    1. Период эллинизма политической мысли

Древней Греции 12

Заключение 14

Список литературы 15

 

 

 

Введение

Всемирная история политических и правовых учений - одна из важных составных  частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован большой  политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и  итоги предшествующих исследователей проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот опыт оказывает  заметное влияние на современные  политические и правовые воззрения.

 Выдающуюся роль в  истории формировании этого опыта  сыграли мыслители Древней Греции. Они стоят у истоков возникновения  теоретического подхода к проблематике  государства, права и политики.

 Усилиями древнегреческих  исследователей был совершён  переход от мифологического восприятия  окружающего мира к рацонально-логическому  способу его познания и объяснения.

 

 

1. Определение, становление и сущность политики в Древней Греции

1.1 Определение политики

Слово «политика» понимается в двух основных смыслах. В широком  смысле – это сфера общественной жизни, имеющая дело с управлением. Так, можно говорить о семейной политике, политике в области образования, спорта и т. д. В рамках политологии  нас будет интересовать политика в узком смысле слова, а именно: сфера общественной жизни, имеющая  дело с управлением государством. Политика в этом смысле существовала не всегда, а возникла с возникновением государства как социального  института.

 

Слово «политика» происходит от древнегреческого слова «полис», обозначавшего город. В Древней  Греции города с прилегающими к ним  территориями представляли собой государства, т. е. полностью распоряжались всеми  вопросами управления городом. Соответственно политика представляла собой первоначально  искусство управления городом-государством. Система городов-государств, как, например, Афины, Спарта и т. д., существовала не только в Древней Греции, но и  на Ближнем Востоке, в Древней  Индии и в других частях мира. Известны города-государства в средневековой  Европе. В Древней Руси такими городами были Новгород и Псков.

 

Существует несколько  определений политики, каждое из которых  подчеркивает какую-либо из ее особенностей. Все они имеют право на существование, если не допускать их абсолютизации.

 

Определение политики как  управленческой деятельности не совсем точно, поскольку политика не сводится к деятельности, а есть скорее отношения  между людьми, и человек, политически  пассивный, также оказывается вовлеченным  в эту сферу, являясь не субъектом, но объектом политики по известному афоризму: «Если вы не занимаетесь политикой, то политика займется вами».

 

По этой же причине не точно определение политики как  стремления к участию во власти или  к оказанию влияния на распределение  власти. М. Вебер пишет, что все  люди являются «политиками», когда опускают избирательный бюллетень или высказывают свое мнение по вопросам управления государством. При этом, конечно, совсем не обязательно стремиться к участию во власти или оказанию влияния на ее распределение.

 

Изначальное определение  политики как искусства управления людьми имеет веские исторические основания. Именно такое значение имело слово  «политика» в Древней Греции аналогично тому, как риторика является искусством красноречия. Но это античное определение  ушло в прошлое, так же как времена  греческого полиса, когда оно сформировалось. Оно ныне также представляется неоправданно узким, так как могут быть политические решения далекие от искусства  в высоком смысле слова и попросту некомпетентные.

 

Столь же ограниченным будет  определение политики как науки  управления и не только потому, что  политика возникла гораздо раньше, чем наука, но и потому, что конкретный политический уровень деятельности зачастую не основывается на объективных  научных данных и вообще протекает  на бессознательном уровне, не доходящем  до разумной оценки событий. Такое определение  имеет историческое основание, так  же как, скажем, риторику называли наукой красноречия. Опять-таки, как и в  случае с политикой-искусством, оно  не соответствует реалиям современной  действительности, особенно после появления  политологии как науки. Определение  политики как сферы общественной жизни, имеющей дело с управлением  государством, более общее и адекватное практике. Мы в дальнейшем будем  ему следовать.

1.2 Причины становления  политики в Древней Греции

Выделение и осмысление политики как особой социальной сферы именно в Древней Греции имело веские причины. Первой из них следует назвать  национальный характер и менталитет народа, породившего политику. Древние  греки были рационально мыслящими  людьми, поднявшими до небывалых высот  духовную и материальную культуру. То же время – примерно 2,5 тыс. лет  назад – породило философию как  первую рациональную отрасль духовной культуры, историю, риторику и такие  достигшие небывалого расцвета виды искусств, как театр и скульптура.

Второй причиной следует  назвать социальную, а именно, становление  в Древней Греции новой формы  общественного устройства, получившей название демократии (в буквальном переводе «власть народа»). Оно приобщило  к управлению государством если и не самые широкие массы населения (все-таки это рабовладельческое государство), но всех совершеннолетних граждан полиса (в их число не входили женщины, чужестранцы и рабы). Проблема управления существовала, конечно, и в других странах, но там она решалась узким кругом лиц, принимающих решения. А в Древней Греции действительно стало возможно говорить о политике как широкой сфере общественной жизни. Понятие политики неразрывно связано с Древней Грецией, потому что каждый гражданин демократических городов-государств должен был уметь заниматься ею. Отметим, что слово «полис» однокоренно со словом «поли», означающем «много», и, возможно, произошло от него (полис – город, в котором живет много людей). В слове «политика» можно услышать то, что много людей участвуют в управлении государством.

 

У афинян не было термина  для обозначения государства. Слово  «полис» есть и государство, и  общество. Поэтому выражение Аристотеля «человек – существо политическое»  можно перевести как «существо  общественное» или «существо  государственное». Гражданин в Древней  Греции – человек, занимающийся политикой (по-гречески «politas»), так как город  есть полис. Занятие политикой до такой степени считалось обязательным и само собой разумеющимся делом  для гражданина, что человек, не питающий интереса к политике, а занимающийся лишь своими частными делами, назывался  «идиотом» – понятием, противоположным  гражданину.

1.3 Сущнось политики

Одним из первых суть политики определил древнегреческий философ  Платон в диалоге «Политик». Платон рассматривал политическое искусство  как умение «ткать» из отдельных  индивидуальностей государственное  целое. Он также называл политиков  «пастухами человеческого стада». Будем  ли мы считать политику наукой или  искусством, в любом случае она  имеет дело с управлением. Умением  управлять может обладать не только царь, но любой человек. Образ политика, т. е. совокупность черт, принадлежащих  пастуху-правителю, можно, по Платону, абстрагировать и представить в  чистом виде. Политики – люди, разбирающиеся  в государственных делах, каковыми и должны были быть граждане греческих  городов. Политик, по Платону, умеет  судить и повелевать. Платон называет политическим такое правление, в  противоположность тираническому, которое не основывается на силе, а  является мягким, попечительским, а  владеющего таким искусством попечительства – подлинным царем и политиком. Говоря современным языком, мы называем политическим легитимное правление.

2. Развитие политической  мысли в Древней Греции.

2.1 Ранний период политической мысли в Древней Греции.

На ранней стадии своего развития воззрения древних народов  на мир носят мифологический характер. В эти времена политические и  правовые взгляды ещё не выделились в самостоятельную область и  представляют собой составную часть  целостного мифологического мировоззрения. В мифе господствует представление  о божественном происхождении существующих отношений власти и порядка. Право  и закон ещё не выделились в  особую сферу норм и существуют в  виде аспекта религиозно одобряемого  порядка частной, общественной и  государственной жизни. В законах  этого времени тесно переплетены  мифологические, религиозные, нравственные, социально-политические моменты, и  законодательство в целом возводится к божественному первоисточнику. Законы приписываются или прямо  богам, или их ставленникам - правителям.

 Политические и правовые  учения появляются лишь в ходе  довольно длительного существования  раннеклассовых обществ и государств. Древние мифы теряют свой сакральный  характер и начинают подвергаться  этической и политико-правовой  интерпретации. Особенно это проявляется  в поэмах Гомера и Гесиода.  Согласно их трактовке, борьба  богов за власть над миром  и смена верховных богов (Уран - Крон - Зевс) сопровождалась сменой  принципов их правления и властвования, что проявлялось не только  во взаимоотношениях между богами. Но и в их отношениях к  людям, во всём порядке, формах  и правилах земной общественной  жизни.

 Характерные для поэм  Гомера и Гесиода попытки рационализации  представлений об этическом, нравственно-правовом  порядке в человеческих делах  и отношениях получают дальнейшее  развитие в творчестве семи  мудрецов Древней Греции. К ним  обычно причислялись Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул  и Хилон. В своих кратких  изречениях (гномах) эти мудрецы  сформулировали уже вполне рациональные  и светские по своему духу  этические и политические сентенции.  Мудрецы настойчиво подчёркивали  основополагающее значение господства  справедливых законов в полисной  жизни. Многие их них сами  были активными участниками политических  событий, правителями или законодателями  и приложили немало усилий  для практической реализации своих политико-правовых идеалов. Соблюдение законов, по их мнению, - существенная отличительная черта благоустроенного полиса. Так, наилучшим государственным устройством Биант считал такое, где граждане боятся закона в той же мере, в какой боялись бы тирана.

 С идеей необходимости  преобразования общественных и  политико-правовых порядков на  философских основах выступили  Пифагор, пифагорейцы (Архит, Лизис,  Филолай и др.) и Гераклит. Критикуя  демократию, они обосновывали аристократические  идеалы правления “лучших” - умственной  и нравственной элиты.

 Определяющую роль  во всём мировоззрении пифагорейцев  играло их учение о числах. Число, по их представлениям - это начало и сущность мира. Исходя из этого они пытались  выявить цифровые (математические) характеристики, присущие нравственным  и политико-правовым явлениям. При  освещении проблем права и  справедливости пифагорейцы первыми  начали теоретическую разработку  понятия “равенство”, столь существенного  для понимания роли права как  равной меры при регулировании  общественных отношений. 

 Справедливость, согласно  пифагорейцам, состоит в воздаянии  равным за равное.

 Идеалом пифагорейцев  является полис, в котором господствуют  справедливые законы. Законопослушание  они считали высокой добродетелью, а сами законы - большой ценностью.

 Наихудшим злом пифагорейцы  считали анархию. 

 Пифагорейские представления  о том, что человеческие отношения  могут быть очищены от распрей  и анархии и приведены в  надлежащий порядок и гармонию, в дальнейшем вдохновляли многих  приверженцев идеального строя  человеческой жизни.

 Автором одной из  таких идеальных моделей полиса  был Фалей Халкедонский, который  утверждал, что всякого рода  внутренние беспорядки возникают  из-за вопросов, касающихся собственности.  Чтобы достигнуть совершенного  устройства полисной жизни, необходимо  уравнять земельную собственность  всех граждан.

 Мнения противоположного  пифагорейскому придерживался Гераклит. Мир образовался не через слияние,  а через разделение, не через  гармонию, а через борьбу. Мышление, согласно Гераклиту, присуще всем, однако, большинство людей не  понимают все управляющего разума, которому надо следовать. Исходя из этого он разделяет людей на мудрых и неразумных, лучших и худших.

 Принципиально общим  для подходов Пифагора и Гераклита  является выбор ими интеллектуального  критерия для определения того, что есть «лучший», «благородный»  и т.п. 

 Социально-политическое  неравенство оправдывается Гераклитом  как неизбежный, правомерный и  справедливый результат всеобщей  борьбы. Критикуя демократию, где  правит толпа и нет места  лучшим, Гераклит выступал за  правление лучших. По его мнению  для формирования и принятия  закона вовсе не обязательно  всеобщее одобрение на народном  собрании: главное в законе - его  соответствие всеобщему логосу (всеуправляющему  разуму), понимание чего одному (лучшему)  более доступно, чем многим.

Информация о работе Политика в Древней Греции