Политика в Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 14:20, реферат

Описание

Всемирная история политических и правовых учений - одна из важных составных частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован большой политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследователей проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот опыт оказывает заметное влияние на современные политические и правовые воззрения.

Содержание

Введение 2
1.Определение, становление и сущность
политики в Древней Греции 3
1.Определение политики 3
2.Причины становления политики
в Древней Греции 4
3.Сущность политики 5
2.Развитие политической мысли
в Древней Греции 6
1.Ранний период политической мысли
Древней Греции 6
2.Период расцвета политико-правовой
Мысли Древней Греции 9
3.Период эллинизма политической мысли
Древней Греции 12
Заключение 14
Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

Реферат Греция.docx

— 33.73 Кб (Скачать документ)

2.2 Период расцвета политико-правовой  мысли в Древней Греции.

Развитию политико-правовой мысли в V веке в значительной мере содействовало углубление философского и социального анализа проблем  общества, государства, политики и права. [3, стр. 43]

 В учениях Демокртита  встречается одна из первых  попыток рассмотреть возникновение  и становление человека, человеческого  рода и общества как часть  естественного процесса мирового  развития. В ходе этого процесса  люди постепенно под влиянием  нужды приобрели все свои основные  знания и умения, необходимые  для общественной жизни.

 Таким образом, человеческое  общество появляется лишь после  долгой эволюции как результат  прогрессивного изменения исходного  природного состояния. В этом  смысле общество, полис, законодательство  созданы искусственно, а не даны  по природе. Однако само их  происхождение представляет собой  естественно-необходимый, а не  случайный процесс.

 В государстве, по  Демокриту, представлены общее  благо и справедливость. Интересы  государства превыше всего, и  заботы граждан должны быть  направлены к его лучшему устройству  и управлению. Для сохранения  государственного единства требуется  единение граждан, их взаимопомощь, взаимозащита и братство.

 Законы, по Демокриту,  призваны обеспечить благоустроенную  жизнь людей в полисе, но чтобы  действительно достигнуть этих  результатов, необходимы соответствующие  усилия и со стороны самих  людей, их повиновение закону. Законы, соответственно, нужны для  обычных людей для того, чтобы  обуздать присущие им зависть,  раздоры, взаимное причинение  вреда. С этой точки зрения  мудрому человеку подобные законы  не нужны.

 В условиях укрепления  и расцвета античной демократии  политико-правовая тема широко  обсуждалась и связывалась с  именами софистов. Софисты были  платными учителями мудрости, в  том числе и в вопросах государства  и права. Многие из них были  выдающимися просветителями своей  эпохи, глубокими и смелыми  новаторами в области философии,  логики, гносеологии, риторики, этики,  политики и права.

 Софисты не составляли  какой-то единой школы и развивали  различные философские, политические  и правовые взгляды. Различали  два поколения софистов: старших  (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий и  др.) и младших (Фрасимах, Калликл,  Ликофрон и др.). Многие из старших  софистов придерживались в целом  демократических воззрений. Среди  младших софистов наряду со  сторонниками демократии встречаются  приверженцы и иных форм правления  (аристократии, тирании). [3, стр. 45]

 Сократ являлся принципиальным  и основным критиком софистов. Уже при жизни он был признан  мудрейшим из всех людей. Споря  с софистами, он вместе с  тем воспринимал ряд их идей  и по-своему развил начатое  ими просветительское дело.

 Сократ занимался поисками  рационального, логически-понятийного  обоснования объективного характера  этических оценок, нравственной  природы государства и права.  Обсуждение морально-политической  проблематики Сократ поднял на  уровень понятий. Тем самым  закладывались начала собственно  теоретического исследования в  данной области.

 Сократ различал естественное  право и закон полиса, но он  считал, что и естественное право  и полисный закон восходят  к разумному началу. Своим понятийным  подходом Сократ стремился отразить  и сформулировать именно эту  разумную природу нравственных, политических и правовых явлений.  На этом пути он пришёл к  выводу о торжестве разумного,  справедливого и законного.

 В плане практической  политики сократовские идеи означали  правление знающих, т.е. обоснование  принципа компетентного правления,  а в теоретическом плане - попытку выявить и сформулировать нравственно-разумную основу и сущность государства.

 Учеником и последователем  Сократа был Платон. Государство  трактуется им как реализация  идей и максимально возможное  воплощение мира идей в земной  общественно-политической жизни  - в полисе.

 В своём диалоге  “Государство” Платон, конструируя  идеальное справедливое государство,  исходит из того соответствия, которое, по его представлениям, существует между космосом в  целом, государством и отдельной  человеческой душой. Справедливость  состоит в том, чтобы каждое  начало занималось своим делом  и не вмешивалось в чужие  дела.

 «Государство возникает,  когда каждый из нас не может  удовлетворить сам себя, но нуждается  еще во многом», - писал Платон. [4, стр.6]

 Определяя полис, как  совместное поселение, обусловленное  общими потребностями, Платон  подробно обосновывает положение  о том, что наилучшее удовлетворение  этих потребностей требует разделения  труда между гражданами государства.

 Идеальное государство  Платона - справедливое правление  лучших. Этим он разделяет естественно-правовое  положение Сократа о том, что  законное и справедливое одно  и то же, поскольку в их основе  лежит божественное начало. [3, стр. 53]

 Дальнейшее развитие  и углубление античной политико-правовой  мысли после Платона связано  с именем его ученика и критика  - Аристотеля. Он предпринял попытку  всесторонней разработки науки  о политике. Политика как наука  у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления  о нравственности, знание этики.

 Объектами политической  науки являются прекрасное и  справедливое, но те же объекты  в качестве добродетелей изучаются  и в этике. Этика предстаёт  как начало политики, введение  к ней.

 Аристотель различает  два вида справедливости: уравнивающую  и распределяющую. Критерием уравнивающей  справедливости является “арифметическое  равенство”, сферой применения этого  принципа - область гражданского-правовых  сделок, возмещения ущерба, наказания  и т.д. Распределяющая справедливость  исходит из принципа “геометрического равенства” и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестью, деньгами). [3, стр.58-59]

 Результатом этических  исследований, существенным для  политики, является положение о  том, что политическая справедливость  возможна лишь свободными и  равными людьми, принадлежащими  к одному сообществу, и имеет  целью их самоудовлетворённость.

 Аристотель в своем  труде «Политика» пишет: «Общество,  состоящее из нескольких селений,  есть вполне завершенное государство,  достигшее, можно сказать, в  полной мере самодовлеющего состояния  и возникшее ради потребностей  жизни, но существующее ради  достижения благой жизни». [4, стр. 26]

 Человек по своей  природе существо политическое, и в государстве завершается  развитие этой политической природы  человека.

2.3 Период эллинизма политической  мысли Древней Греции

Кризис древнегреческой  государственности отчётливо проявился  в учениях о государстве и  праве эллинистического периода. В  последней трети IV века до нашей  эры греческие полисы теряют свою независимость и попадают сначала  под власть Македонии, а затем  Рима. Походы Александра Македонского положили начало эллинизации Востока  и формированию эллинистических  монархий. [3, стр. 64]

 Учения Эпикура, стоиков  и Полибия являлись отражением  политико-правовая мысль этого  периода.

 По своим философским  воззрениям Эпикур был продолжателем  атомистического учения Демокрита.  Природа, по его мнению, развивается  по своим собственным законам,  без участия богов.

 Этика - связующее звено  между его физическими и политико-правовыми  представлениями. Этика Эпикура  носит индивидуалистический характер. Свобода человека - это его ответственность  за разумный выбор своего образа  жизни.

 Главная цель государственной  власти и основания политического  общения, по Эпикуру, состоят  в обеспечении взаимной безопасности  людей, преодоления ими взаимного страха, непричинения ими друг другу вреда. Настоящая безопасность достигается лишь благодаря тихой жизни и удалении от толпы. Исходя из этого государство и закон трактуются Эпикуром как результат договора людей между собой об их общей пользе - взаимной безопасности. [3, стр. 64]

 Основателем стоицизма  был Зенон. Мироздание в целом,  согласно стоицизму, управляется  судьбой. Судьба как управляющее  и господствующее начало есть  одновременно “разум мироздания, или закон всего сущего в  мироздании”. Судьба в учении  стоиков выступает в качестве  такого «естественного закона»,  который имеет в то же время  божественный характер и смысл.

 В основе гражданского  общежития лежит, по мысли стоиков,  естественное тяготение людей  друг к другу, их природная  связь между собой. Государство,  следовательно, выступает как  естественное объединение, а не  искусственное, условное, договорное  образование.

 Отталкиваясь от универсального  характера естественного закона, стоики обосновывали представление  о том, что все люди - граждане  единого мирового государства  и что человек - гражданин вселенной.

 Учение стоиков оказало  сильное влияние на взгляды  Полибия - греческого историка  и политического деятеля.

 Для него характерен  государственнический взгляд на  происходящие события, согласно  которому то или иное устройство  государства играет определяющую  роль во всех человеческих  отношениях.

 Полибий пишет: «Хотя  каждая власть имеет полную  возможность и вредить другой, и помогать, однако во всех  положениях они обнаруживают  подобающее единодушие, и потому  нельзя было указать лучшего  государственного устройства».[4, стр. 50]

 Историю возникновения  государственности и последующей  смены государственных форм Полибий  изображает как естественный  процесс, совершающийся по “закону  природы”. Всего имеется шесть  основных форм государства, которые  в порядке их естественного  возникновения и смены занимают  следующее место в рамках полного  их цикла: царство, тирания,  аристократия, олигархия, демократия, охлократия.

 Обычаи и законы  характеризуются Полибием в качестве  двух основных начал, присущих  каждому государству. Он подчёркивал  взаимосвязь и соответствие между  добрыми обычаями и законами, хорошими нравами людей и правильным  устройством их государственной  жизни.

Заключение 

Мы видим, что уже в  Древней Греции были созданы социально-политические теории, которые во многом предопределили дальнейшее развитие социально-политической мысли. Древнегреческие мыслители  были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания. Поэтому  можно говорить не только о вкладе древних греков в историю философской, политической и правовой мысли, но и  о создании ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в  разнообразных сферах теории и практики.

 

Список литературы

1.  Нерсесянц В.С. Политические  учения Древней Греции. М.: Наука, 1979.

2.  История политических  и правовых учений. Учебник под  ред. О.Э. Лейста. М.: Зеркало, 1999.

3.  История политических  и правовых учений. Учебник под  ред. В.С.Нерсесянца. М.: Инфра-М, 1996.

4.  История политических  и правовых учений. Хрестоматия  под ред. О.Э. Лейста. М.: Городец, 2000.

5.  Вернан Ж.-П. Происхождение  древнегреческой мысли. М.: Наука, 1988.

6. Анатолий Алексеевич Горелов. Политология: учебник.

 

 

 


Информация о работе Политика в Древней Греции