Политология в системе социальных и гуманитарных наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 12:48, контрольная работа

Описание

Приступая к исследованию любой обществоведческой дисциплины, ученый сталкивается с множеством вопросов: каков предмет ее исследования? Каковы ее содержание, предназначение и функции? Какое место занимает она среди других обществоведческих наук? И т.д. Что касается политологии, то поиск правильных ответов на подобные вопросы важен прежде всего для точного понимания политических реальностей в современном мире.

Содержание

1. Политология в системе социальных и гуманитарных наук………………………………3 стр.
2. Социальная политика
А) понятие социальная политика……………………………………………………………………..9 стр.
Б) Сущность и основные направления социальной политики…………………………………9 стр.
В) пути реализации социальной политики……………………………………………………..14 стр.
3. Список использованной литературы………………………………………………………………..15 стр.

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 60.04 Кб (Скачать документ)

Как и другие области обществознания, политология  имеет свое мировоззренческое обоснование, поскольку в той или иной форме  она тоже затрагивает такие вечные вопросы, как место и роль человека в общественном и природном мире, смысл и значение материальной и  духовной сторон человеческого - индивидуального  и коллективного - бытия и т. и. Тем самым она связана с  общефилософской (мировоззренческой) проблематикой, а раздел политологии, в котором исследуются данные феномены, можно обозначить как " философские мировоззренческие аспекты политики", или "политическая философия ". В определенном смысле можно утверждать, что сама политическая философия является составной частью политической действительности, так как любой политический режим нуждается в философском оправдании своего существования. Вариантов такого оправдания, объяснения множество, что отражается в различных идейно-политических течениях - либерализме, консерватизме, марксизме, социал-демократии и т. д.

Для политической философии социальная реальность служит источником размышлений о принципах  общественного порядка, социальной справедливости, свободы, равенства  и т. д., что непременно "выводит" ее на проблемы связанные с сущностью  власти и властных отношений, на государство, его предназначение и цели, побуждая обосновывать определенный политический порядок. Одна из целей политической философии - выяснить, насколько отвечают истине, т. е. объективной необходимости, общепризнанные политические ценности. Для того чтобы достичь этой цели, она всегда ставит под сомнение господствующие концепции политического порядка, стремясь определить некую магистральную  линию политического развития.

В качестве самостоятельного раздела (аспекта) политологии  выступает политическая психология , или " психологические аспекты политики и политических отношений ". Предметом изучения здесь служат установки, ориентации, убеждения, ожидания, мотивации, проявляющиеся в политическом поведении людей. Особенно широко исследования такого рода используются при изучении общественного мнения, политической социализации, политического конфликта и сотрудничества, электорального поведения, политических установок т. д.

Основателем политической психологии считается  Г. Ласуэлл, который в 1930 г. опубликовал книгу "Психология и политика", а в 1950 г. в соавторстве с А. Капланом - "Власть и общество". Особенно сильный толчок развитию политической психологии дала развернувшаяся после второй мировой войны "бихевиористская революция".

В качестве специфического раздела политологии  западные ученые выделяют также политическую антропологию , изучающую институты управления и их практические функции у различных этнических сообществ, характерных для развивающихся стран и примитивных обществ (преимущественно незападных), связи политического поведения с более широкой культурой группы, коллектива, сообщества; дающую сравнительный анализ разнообразных политических систем и выявляющую этнические факторы в политическом поведении людей.

Итак, предметом политологии в общей сложности являются такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы, как политическая система , государственный строй, власть и властные отношения, политическое поведение, политическая культура в их всесторонней взаимосвязи и взаимодействии, а также история политических учений . Конечно, эти проблемы изучаются не только политологией, но и философией, социологией. государственно-правовой наукой и т. д. Политология же, интегрируя в себе отдельные аспекты этих дисциплин, располагается как бы в точке их пересечения и по существу представляет собой междисциплинарную науку.

Политологам приходится конкурировать за сферу  интересов с философами, социологами, историками, претендующими на право  заниматься изучением политики. Большой  интерес представляет вопрос о соотношении  политологии и истории. К примеру, чем политология отличается от истории? Ведь известно, что эти две дисциплины развивались в тесной взаимосвязи. В исторической науке существует самостоятельный раздел - политическая история, которая изучает мир  политического в прошлом. На заре формирования политологии английский историк К. Фримен писал: "история - это прошлая политика и политика - это теперешняя история". Очевидно, что какие-то аспекты политики в прошлом интересуют и политолога. Симптоматично, что в настоящее время в США эти две науки, которые уже давно утвердились как самостоятельные дисциплины, преподаются на объединенных кафедрах.

Однако между  политологией и историей существуют и серьезные различия. Сравним, например, задачи и функции историка и политолога. По мнению испанского исследователя  А. Гарсиа, "историк имеет дело с прошедшим временем. Он может  наблюдать начало, развитие и конец  общественных формаций. Политолог, напротив, не смотрит на историю как на спектакль, он воспринимает ее как действие. Его  политический анализ, в отличие от анализа историка, несет в себе сознательную заинтересованность с  точки зрения политического проекта, который он хочет превратить в  реальность. Объективный источник его  затруднений состоит в том, что  он должен оценивать реальное состояние  политических ситуаций до того, как  они примут историческую форму, т.е. превратятся в необратимые. Субъективный источник затруднений побуждает  его в большинстве случаев  смешивать свои собственные желания  с реальностью".

Более или  менее исчерпывающие и объективные  знания о том или ином общественно-политическом феномен можно получить лишь тогда, когда он уже завершился и стал свершившимся объективным фактом общественной жизни.

С этой точки  зрения положение историк предпочтительнее, поскольку он изучает прежде всего  и преимущественно свершившиеся в прошлом факты. Политолога же интересуют в первую очередь факты современной  жизни, затрагивающие интересы множества  людей. Политолог, будучи одним из них, не способен полностью отстраниться от этих фактов, подняться над ними, поскольку они находятся в  движении, изменяются. Он не может отвлечься  от субъективных, сиюминутных впечатлений, и его выводы могут быть подвержены влиянию изменяющихся событий и  обстоятельств.

Особенно  актуален и значим вопрос о соотношении  и разграничении политологии  и социологии. Строго говоря, социальная сфера является объектом исследования социологии, а мир политического - политологии. Но при близком рассмотрении обнаруживается, что очень трудно, если не невозможно, определить, где  именно кончается социальная и начинается политическая подсистемы. Очевидно, что  существует комплекс институтов, феноменов, отношений, однозначно относящихся  к гражданскому обществу (семья, группа , социальные слои, классы и т.д.) и к миру политического (парламент, правительство, государственно-административный аппарат и т.д.). Но некоторые институты могут рассматриваться как составные элементы и гражданского общества, и подсистемы политического. Данное промежуточное пространство составляют политические партии и общественно-политические организации, избирательные системы, механизмы представительства, а также средства массовой информации. "Промежуточными" их называют прежде всего потому, что их цели, задачи, интересы и т.д. формируются в экономической, а также социальной, культурной, духовной сферах, т.е. в гражданском обществе, но реализуются они с помощью политических механизмов власти, т.е. - в мире политического. Это "промежуточное пространство" между гражданским обществом и миром политического изучает политическая социология (социология политики), главная задача которой - исследование социальной базы власти и различных конфликтов в обществе, роль социальной базы в поведении людей и ее влияние на политические институты. Кроме того, она исследует конкретные политические институты как социальные организации, их отношения с другими организациями, а также политические механизмы и способы разрешения социальных конфликтов и т. д. Главное отличие политологии от политической социологии состоит в том, что последняя имеет дело с социальными причинами и отношениями распределения власти и властных структур общества, с факторами, определяющими политическое поведение людей, политические конфликты, политические установки, ориентации и умонастроения широких масс населения, механизмы отражения социального плюрализма в политической сфере и т.д. Политическая социология представляет собой своеобразный синтез социологии и политологии. Она в большей степени, чем политология, концентрирует внимание на борьбе за власть между различными частями общества, социальных конфликтах и социальных изменениях, скрытых функциях, неформальных аспектах политики. Политическая социология изучает социальный контекст политических институтов и процессов на макросоциальном и микросоциальном уровнях. Главная ее задача - исследование социальных основ власти и социальных конфликтов, их проявление в поведении людей и влияние на политические институты.

Заканчивая  разговор о предмете политологии  и ее связях с другими общественными  науками, еще раз подчеркнем, что  разные исследователи расходятся между  собой в оценке границ и содержания политологии, круга охватываемых ею проблем, критериев выделения в  самостоятельную научную дисциплину и т.д. Это дополняется разнообразием  социально-философских, идейно-политических и идеологических позиций ученых и, кроме того, довольно большим разбросом  методологических принципов, методов  и приемов исследования, которые  они используют в научной работе и тем не менее нынешнее бурное развитие политической сферы в нашей  стране, обостренный интерес к  ее проблемам со стороны ученых самых  разных отраслей знания позволяют надеяться, что и эти трудности будут  преодолены.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие социальная политика

Социальная  политика — система мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Социальная  политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

      Сущность  и основные направления  социальной политики

Социальная  политика государства - одно из направлений  его деятельности по регулированию  социально-экономических условий  жизни общества. Ее суть заключается  в поддержании отношений как  между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении  условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества. Социальная политика государства направлена на создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Элитная мужская парфюмерия в Харькове купить Благодаря такой политике развитые государства к концу уходящего столетия вышли не с нарастанием противоречий между социальными группами населения, а с все более заметной тенденцией к сотрудничеству. Коммунистическое мировоззрение о непримиримых противоречиях между богатыми и бедными сместилось к слаборазвитым государствам и фактически исчерпало себя.

      Рыночная  экономика неизбежно связана  с дифференциацией доходов населения, усилением неравенства, с проблемой  бедности. Поэтому вопрос должен стоять о создании социально-ориентированной  экономики, ставящей на первое место  не темпы экономического роста, а  рост благосостояния нации, создание равных стартовых возможностей для всех граждан страны. В этом случае требуется  активное вмешательство государства, выработка эффективной социальной политики, которая должна быть направлена на регулирование отношений основных элементов социальной структуры  общества, на согласование долгосрочных интересов социальных групп как  друг с другом, так и с обществом  в целом.

      Социальная  политика – комплекс мер государства по обеспечению социальной защиты человека, поддержанию определенного статуса различных социальных групп и созданию условий для всестороннего развития человека и общества. Это система мер по защите любого гражданина страны от экономической бедности и социальной деградации в результате потери или резкого сокращения доходов, безработицы, болезни, инвалидности, старости. В современном понимании социальная политика- это прежде всего часть экономической политики, которая является важнейшим фактором экономического роста.

      Рыночный  механизм социально несостоятелен  в отношении многочисленных членов общества, которые ограниченно в  состоянии (или вообще не в состоянии) гарантировать свое существование  посредством занятости и поэтому  не участвуют в процессе производства и распределения доходов. Речь идет о таких социально незащищенных группах населения, как дети, пожилые  люди, инвалиды, хронически больные  и физически слабые индивиды. Рынок, как конкурентный механизм эффективного распределения ограниченных ресурсов не включает в орбиту своего действия эти категории людей на том  основании, что они не принимают  участия в рыночной конкуренции.

      Следовательно, социальная функция рынка является заведомо ограниченной, что требует ее расширения и дополнения на макроуровне – социальной деятельностью государства, на микроуровне – социальной деятельностью других экономических субъектов (фирм, предприятий, организаций), а так же различных негосударственных некоммерческих организаций «третьего сектора» (профсоюзов, фондов, общественных, религиозных, благотворительных организаций).

      Поэтому в широком понимании социальная политика представляет собой систему  экономических отношений между  государственными и негосударственными институтами, с одной стороны, и  отдельными социальными группами и  индивидами – с другой стороны, по поводу обеспечения последним достойных  условий жизни и труда. В узком  смысле слова социальная политика представляет собой составную часть государственной  экономической политики, направленной на решение социальных проблем. Сущность социальной политики в любой экономической  системе проявляется в ее функциях. 

Информация о работе Политология в системе социальных и гуманитарных наук