Политология,объект,предмет и основные функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 11:19, контрольная работа

Описание

Политология – это наука о политике и политическом управлении, о развитии политических процессов и систем, поведении и деятельности субъектов политики.
Объектом политологии является политическая жизнь людей, социальных общностей, интегрированных в государство и общество. Предметом служит та часть объекта, которая познана на данный период общественно-политического развития, выражена в законах и категориях данной отрасли знания и составляет определенную концепцию знаний об объекте.
В плане предметного с

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 35.55 Кб (Скачать документ)

  В политологии представляется возможным  разделить методы на две группы: традиционные и новые. К первой группе относятся следующие:

  1.Исторический метод. Важность применения в политическом анализе исторического метода в огромной степени обусловлена потребностями политической практики, ибо своевременное и правильное его применение позволит избежать проявлений волюнтаризма и субъективизма в политике. Кроме того, точное и полное отражение истории изучаемого политического явления, события предполагает также воспроизведение конкретных черт и специфических особенностей, присущих им в конкретных исторических условиях.

  2.Метод сравнения. С точки зрения формальной логики всякое сравнение – это действие, направленное на установление признаков сходства или различия двух или более сопоставимых событий, явлений, так как “кто знает одно, не знает ни одного”. Известно и высказывание Юма: “Если хотите знать греков и римлян – изучайте англичан и французов”. Сравнительный метод в политике ориентирует, прежде всего, на раскрытие общих черт политической жизни разных стран, народов и эпох. Однако только этим он ограничиться не может, так как в политике мы имеем дело с системами особой сложности. К примеру, в политике, как нигде, большое значение имеют такие “подвижные переменные”, как личность лидера, динамика политических ситуаций, процессов, соотношение и расстановка политических сил; как участников политических событий, характер внешних и внутриполитических конфликтов, разработка, принятие и реализация политических решений, поведение избирателей и др. Поэтому сравнительный метод не может фиксировать лишь общие черты политических систем, режимов, а должен выявлять и специфику их функционирования и развития.

  3.Системный подход. В настоящее время он занимает одно из ведущих мест в научном познании вообще. Наиболее широкое применение системный подход находит при исследовании сложных развивающихся объектов – многоуровневых, как правило, самоорганизующихся. К ним, в частности, и относятся политические системы, организации, институты. При системном подходе объект рассматривается как множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Например, среди политических институтов важное место принадлежит государству. При его анализе основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри государства (системы), так и в его взаимоотношениях с внешним окружением (другими политическими институтами внутри страны, государствами). Государство структурно представлено многими элементами. Среди них основным является аппарат управления, состоящий, в свою очередь, из сотен элементов. Системный подход в политологии одним из первых применил Д. Истон (США). Подробно его концепция изложена в теме “Политические системы”.

  В силу чрезвычайно большого числа  элементов, составляющих объекты политического  характера, при системном подходе  требуется использование современной  вычислительной техники.

  4.Структурно-функциональный анализ. Используя структурно-функциональный подход, политолог определяет важнейшие структуры и пытается проследить их функции или же анализирует определенные действия в обратном порядке – вплоть до структур, породивших их, не руководствуясь при этом какой-то конкретной связью между данной структурой и функциями. Цель структурно-функционального анализа состоит в количественной оценке тех изменений, к которым данная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциональным обязанностям. Этот метод целесообразен для исследования способов сохранения и регулирования системы, однако, максимальный его эффект проявляется в сравнительном исследовании политических систем.

  Структурно-функциональный метод позволяет раскрыть не только само строение и внутреннюю форму  политической системы, но и описать  функции каждого элемента, которые  входят в их компетенцию. В анализе  проблем политики используются и  другие исследовательские процедуры, и в частности, моделирование.

  5.Метод моделирования. Потребность в этом методе возникает тогда, когда исследование реального политического явления, события невозможно или затруднительно, слишком дорого или требует длительного времени. Модель здесь выступает как аналог реального политического объекта. Моделированию подлежат: какой-либо механизм политической системы (скажем, механизм реализации политической власти) или же процесс (к примеру, процесс принятия решений), либо отдельный фрагмент функционирования системы (предположим, управление ею), институты, их элементы или объединения (государство, его органы, политический режим конкретно), взаимодействие с другими политическими системами (международные отношения) и т.п.

  Кроме традиционных методов, политология  использует и свои средства познания политической реальности. К ним относятся следующие:

  1.Группа бихевиористских методик. Бихевиоризм (от англ. behaviourism “поведение”) в качестве объекта исследования рассматривает политическое поведение индивидуумов в различных ситуациях: при проведении выборов в условиях конкуренции разных партий; при принятии политического решения и др. Цель исследований – в построении системной эмпирической модели. Исследование политического поведения личности направляется на поиск всей эмпирической информации (измерение) с помощью непосредственных наблюдателей (участвующих) или опосредованно (эксперимент, анкета, интервью и анализ документов).

  2.Теория групп. Это общее название одного из распространенных подходов к политическому анализу. Артур Ф. Бентли и Е.Р. Херринг (США) выдвинули идею о том, что политика, в сущности, является борьбой групп. Концепция их соотечественника Д. Трумэна в принципе знаменует собой признание групповой парадигмы в политологии. В соответствии с его теорией, главное – это не общность позиций, а взаимодействие внутри группы на основе тех взглядов, которые разделяют члены группы. Это взаимодействие является ключом к пониманию групп интересов.

  Групповую теорию политики кратко можно изложить следующим образом: политика – процесс  авторитетного распределения социальных ценностей – это достигается  с помощью принятия решений; решения  – продукт деятельности; любая  деятельность не изолирована от прочих ее видов, и совокупность последних  характеризуется общей тенденцией в отношении принятия решений; многообразие видов деятельности обусловлено  деятельностью групп, поэтому борьба между группами (за интересы) определяет принятие тех или иных решений. Группа и интерес неразделимы. Принятие решений является результатом деятельности организованных групп, вторгающихся в  процесс выработки и принятия решений. Поэтому политическая реальность кроется в постоянной борьбе за власть и влияние между группами.

  Итак, группы воздействуют на политическую деятельность и процессы. Это воздействие  необходимо исследовать, изучать в  свете целого ряда факторов: общенационального  или регионального характера  групп; их универсальности или специфичности; их структуры и членства; их лидеров  и ресурсов, методов мобилизации  общественного мнения; их взаимоотношений  с политическими партиями и другими  квазиобщественными институтами; по степени  внутренней автономии и характеру  внутренней организации.

  6.Метод политической коммуникации. Коммуникация – передача смысла с помощью символов. Это процесс, посредством которого лицо или группа (лиц) дает знать другому лицу или группе (лиц) о своем отношении к конкретному вопросу. Коммуникация осуществляется посредством произведений живописи, музыки, математических символов, художественных произведений, жестов, мимики и т.д. Политолог К. Дойч в 1963 г. выпустил в свет книгу “Нервы управления”, в которой разработал стимулирующую “кибернетическую” модель политических систем как коммуникационных структур.

  7.Теория игр и метод принятия решений. В политологии теория игр представляет большую ценность. На уровне политической философии формальные игровые модели помогают исследованию таких категорий как власть, свобода, равенство. С точки зрения изучения бюрократического процесса они полезны при исследовании коммуникации, информатизации, а также централизации и децентрализации. Модели (игровые) также способствуют постановке вопросов, связанных с общественной и политической стабильностью. Теория игр помогает ответить на вопрос о достоверности, адекватности формальных рациональных моделей поведения политического лидера. В изучении процесса политических переговоров и достижения соглашений, они помогают выявить значение таких понятий как, например, угроза.

  Составной частью теории игр является метод  принятия решений. В любой политической системе имеются лица или организации, принимающие решения. Они составляют элиту данной политической системы. В то же время бывают ситуации, когда официальные институты превращаются в марионеток и ответ на вопрос – “кто принимает решения” – не так прост. В подобных случаях следует выявить конкретные лица, которые контролируют или оказывают влияние на формальные институты, принимающие решения. Алгоритм принятия политического решения дан в “Прикладной политологии”.

  Можно выделить и такую методику политического  анализа, как “структурно-логическая модель общества “восемь колес”, успешно  применяемую политологом В.Б. Тихомировым. 

  В политологии представляется целесообразным разграничение методов и методик. Если метод характеризует способ, подход к изучению действительности, отражающей общую взаимосвязь и  логику политических процессов, то методика есть лишь сумма приемов, по преимуществу технических, применяемых для накопления и систематизации эмпирического  материала.  Таким образом, политология стремится не только описать и объяснить политические феномены, но и ориентируется на действие, на организацию современной общественной жизни. Есть, однако, мнение, что по мере развития политологии, все больше используются количественные методы исследования, происходят изменения в ее языке. Это затрудняет восприятие общественностью ее результатов. Многие из этих исследований в политологии подаются в таком виде, словно все заинтересованы в том, чтобы их поняли только специалисты. В связи с этим существует некоторое недоверие к выводам и рекомендациям политологов. Оно со временем, естественно, изменится, если анализ политических событий будет научно обоснован и рекомендации пойдут на пользу тому, кто принимает те или иные политические решения.

3. Политология в  системе социально-гуманитарных  наук

  Политическая  философия – отрасль знаний, изучающая  политику как целое, ее природу, значение для человека, взаимоотношения между  личностью, обществом и государственной  властью и разрабатывающая идеалы и нормативные принципы политического  устройства, а также общие критерии оценки политики. Она стремится ответить на вопросы, почему и зачем существуют те или иные политические явления  и каковыми они должны быть.

  Таким образом, политическая философия служит, обшей методологической базой политических исследований, определяет смысл различных концепций, выявляет универсальные принципы и законы во взаимоотношениях человека, общества и власти, соотношение рационального и иррационального в политике, ее нравственные критерии и мотивационную основу, определяет границы и принципы государственной власти и т.п. Политическая философия была исторически первой формой существования политической науки.  Политическая история изучает политические теории, взгляды, институты и события в их хронологической последовательности и связях друг с другом. Вся человеческая история в определенном смысле – это прошлая политика. Без знания истории невозможно понять и предвидеть будущее. Поэтому любые значительные политические исследования, так или иначе, предполагают обращение к политической истории.

  Политическая  социология – наука о взаимодействии между политикой и обществом, между социальным строем и политическими  институтами и процессами. Она  выясняет влияние остальной, неполитической части общества и всей социальной системы на политику, а также ее обратное воздействие на свою окружающую среду. Эта наука занимает промежуточное  положение между политологией и  социологией. Она выделяется среди  других наук о политике, прежде всего социологическим подходом к исследованию своего предмета, требующим выяснения зависимости политики от общества.

  Политическая  психология изучает субъективные механизмы  политического поведения, влияние  на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентаций и установок. Эта наука  рассматривает человеческое поведение  как процесс и результат взаимодействия индивида со средой, при котором  действия личности определяются как  характером внешнего воздействия, так  и особенностями их восприятия и  осознания субъектом, который и  является непосредственным предметом  психологического анализа.

  Политико-психологические  исследования особенно широко применяются  при изучении электорального и иного  политического поведения, политического  лидерства, политического конфликта  и сотрудничества.

  Политическая  антропология изучает зависимость  политики от родовых качеств человека: биологических, интеллектуальных, социальных, культурных, религиозных и др., а  также обратное влияние политического  строя на личность.

  Политическая  география исследует взаимосвязь  политических процессов с их пространственным положением (например, в зависимости  от близости к океану, к сильным  государствам и т.п.), территориальными, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами.

  Политическая  астрология занимается выяснением влияния  космоса, расположения звездных светил, солнечной активности, фаз Луны и  т.д. на политические события и политическое поведение. Хотя многие выводы этой дисциплины носят гипотетический или даже весьма сомнительный характер, отдельные ее положения, например влияние солнечной  активности на массовое политическое поведение, политическую активность, заслуживают  внимательного учета в практической политике, особенно в кризисных ситуациях. 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1.      Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник М.: Юристъ, 2009. – 21 с.

Информация о работе Политология,объект,предмет и основные функции