Понятие государства. Признаки и функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 00:58, контрольная работа

Описание

Единого мнения о причинах возникновения государства не существует. Существуют несколько теорий, которые объясняют происхождение государства, однако ни одна из них не может являться окончательной истиной. Наиболее древними известными государствами являются государства Древнего Востока (на территории современных Ирака, Египта, Индии, Китая).

Работа состоит из  1 файл

Государство.docx

— 46.23 Кб (Скачать документ)

2

 

Введение

Единого мнения о причинах возникновения  государства не существует. Существуют несколько теорий, которые объясняют  происхождение государства, однако ни одна из них не может являться окончательной истиной. Наиболее древними известными государствами являются государства Древнего Востока (на территории современных Ирака, Египта, Индии, Китая).

Первые формы институтов власти и первые общеобязательные нормы  поведения сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных  институтов.

Понятие Государство не имеет единого  термина. Здесь мы рассмотрим наиболее близкие понятия о нем, причины  возникновения государства, виды его  устройства и формы правления. Так  же тут будут приведены отличительные  черты в системах государственного правления в различных странах  мира. Каждое государство имеет свою богатую историю возникновения, что может объяснить ту или  иную особенность своей структуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие государства. Признаки и функции государства.
    1. Государство.

Понятие «Государство» имеет много  понятия и терминов:

  1. Государство — совокупность политических институтов, главной целью которых является сохранение целостности общества.
  2. Государство — это однозначное аксиоматическое обозначение фундаментального понятия формулировка которого определяет мировоззрение человека в быту и отдельных отраслях общественной науки. В простом и интуитивно очевидном понимании предмета, государство представляет собой неделимую совокупность четырёх неотъемлемых составляющих, объединенных по нормам и правилам внутренних и внешних Взаимоотношений:
    • Географической территории;
    • Владельца этой территории;
    • Населения этой территории,
    • Органов управления совокупным хозяйством населения.

На текущее время не существует единого юридического определения  термина «Государство», всецело  признанного наукой и всеми странами мира. Крупнейшая международная организация  — ООН — не имеет соответствующих  полномочий определять, является ли то либо иное образование государством или нет. Признание нового государства  или правительства — это акт, который могут совершить или  отказаться совершить только государства  и правительства. Как правило, оно  означает готовность установить дипломатические  отношения. Организация Объединённых Наций — это не государство  и не правительство, и поэтому  она не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство  или правительство.

В широком смысле государство отождествляется  с обществом, с определенной страной. Например, мы говорим: «государства, входящие в ООН», «государства — члены  НАТО», «государство Индия». В приведенных  примерах под государством понимаются целые страны вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. Такое представление о государстве  доминировало в античности и в  Средние века.

В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью  в обществе. Такое понимание роли и места государства обосновывается в период формирования институтов гражданского общества (XVIII — XIX вв.), когда происходит усложнение политической системы и  социальной структуры общества, появляется необходимость отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и других негосударственных  институтов политической системы.

Государство имеет сложную организационную  структуру, которая включает следующие  элементы: законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного  порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и др. Все это  позволяет государству выполнять  не только функции управления обществом, но и функции принуждения в отношении как отдельных граждан, так и больших социальных общностей. Так, в годы советской власти в СССР были фактически уничтожены многие классы и сословия, политическим репрессиям подвергались целые народы.

Возникновение государства сокрыто  в глубокой древности. Идея государства  вытекает из самой глубины человеческого  сознания. В течение многих тысячелетий  народы всевозможных племен и разных степеней развития своим умозаключением и опытом всегда и повсюду были приводимы к этой идее. Первоначальной ячейкой человеческого общества являлась семья, род, племя. Борьба между ними приводила к победе одного рода (племени) над другим или к примирительному соглашению между несколькими родами (племенами), в результате чего над ними устанавливалась единая власть.

Государства возникают и упрочиваются с переходом от охотничьего и  пастушески-кочевого быта к земледельческому. Община, осевшая на месте со всем своим добром и стадами, связавшая  свою судьбу с засеянным полем  и ожидаемым урожаем, естественно  вынуждена отстаивать и защищать свои владения от пришлых орд завоевателей, подвергающих все опустошению.

Каким по своему внешнему облику, по своей  конфигурации воспринималось и понималось государство в истории государствоведения? Естественно начать с Аристотеля — основоположника политической теории, которому оно виделось неким множеством определенным способом интегрированных и общающихся между собой людей — политическим общением. Стержень политического общения — «власть, в силу которой человек властвует над людьми себе подобными и свободными». Аристотель воспринимал государство как коллективность особого рода, возникшую ради потребностей жизни, но существующую как самодовлеющее состояние ради достижения жизни благой.

Автор «Политики» усматривал в такой  коллективности не просто некоторое скопление людей, но союз, ассоциацию граждан — людей свободных и равных.

Граждане в глазах Аристотеля —  общинники одного государства. Практически всегда, когда Аристотель наблюдал государственность как некую наглядно данную вещь (пусть и социальную), собственные впечатления о ее конфигурации он резюмировал в формуле: государство есть совокупность граждан.

Из этого не вытекает, будто он не замечал существующие в государстве разные общественные группы, институты публичной власти, дифференциацию политических ролей (властвующие и подвластные), нормы и процедуры политической жизни и т. д. Однако аристотелевский взгляд на общий облик государства выделял в нем именно момент «союзности», целостности, слагаемой изо всех без исключения его членов (граждан).

 

    1. Признаки государства

Основным субъектом политической деятельности признается государство. С функциональной точки зрения государство — это ведущий политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий порядок и стабильность в нем. С организационной точки зрения государство — это организация политической власти, вступающая в отношения с другими субъектами политической деятельности (например, гражданами). В таком понимании государство рассматривается как совокупность политических институтов (суды, система социального обеспечения, армия, бюрократия(1), органы местной власти и т.д.), ответственных за организацию социальной жизни и финансируемых обществом.

 

 

 

 

 

 

 


Дифференциация(1) -наличие в обществе социальной структуры или процесс, ведущий к возникновению новых видов деятельности ролей и групп для выполнения новых функций

Бюрократия (2)- система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом.

Признаки, которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:

 

1. Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);

  1. Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;
  2. Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;
  3. Стремление к представительству интересов всего общества — государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;
  4. Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;
  5. Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;
  6. Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;
  7. Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.
  8. Страна — понятие, прежде всего, культурно-географическое. Этот термин обычно употребляется в тех случаях, когда говорят о площади, климате, природных зонах, населении, национальностях, религиях и т.д. Государство — понятие политическое и обозначает политическую организацию той иной страны — форму ее правления и устройства, политический режим и т.д.
  9. Общество — понятие более широкое, чем государство. Например, общество может быть надгосударственным (общество как все человечество) или подгосударственным (таковы племя и первобытный род). На современном этапе понятия общества и государства тоже не совпадают: публичная власть (скажем, слой профессионалов-управленцев) относительно самостоятельна и обособлена от остального общества.
  10. Правительство -  только часть государства, его высший распорядительный и исполнительный орган, инструмент осуществления политической власти. Государство — устойчивый институт, в то время как правительства приходят и уходят.

Несмотря на все многообразие видов и форм государственных  образований, возникавших ранее  и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые  в той или иной степени характерны для любого государства. К числу  таких признаков относятся следующие:

  • Публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;
  • Определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;
  • Суверенитет — верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;
  • Монополия (1) на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы ит. п.;
  • Право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;
  • Обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека;

 


 

Монополия (1) -  исключительное право на осуществление той или иной деятельности, предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству.

 

  • Претензия на представительство всего общества как единого целого и на защиту общих интересов и целей. В реальности же никакое государство или иная организация не в состоянии в полной мере отражать интересы всех социальных групп, классов и отдельных граждан общества.

Все функции государства  можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.

При выполнении внутренних функции деятельность государства  направлена на управление обществом, на согласование интересов различных  социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Осуществляя  внешние функции, государство выступает  в качестве субъекта международных  отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.

 

 

 

1.3. Функции государства.

 

Функции государства - это выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом, основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, реализуемые в характерных для данного государства формах и свойственными ему методами.

Функции государства - это основные направления  государственной деятельности, без  которых существование государства практически невозможно. В функциях государства выражается его назначение, сущность в решении основных вопросов общественного развития.

Однако функции государства  не являются чем-то раз и навсегда данным, застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно-исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями. Это могут быть функции организации общественных работ (например, строительство ирригационных(1) сооружений в азиатских государствах), обеспечения прав и свобод граждан (современные развитые страны, в которых осуществляется переход к правовому государству).

Государственные функции  разнообразны, рассматривая их, можно выделить некоторые общие черты:

  • содержание функций зависит от происходящих в обществе процессов – они историчны,
  • в них  отражены однородные аспекты государственной деятельности,
  • они охватывают всю деятельность государства в целом,
  • отличаются от функций отдельных органов государства,
  • носят комплексный, собирательный характер,
  • отличаются от методов их реализации (правотворческой, исполнительно-распорядительной и правоохранительной деятельности).

Каждая функция имеет  свой объект воздействия и содержание.

Объект - это определенная  сфера общественных отношений, на которую направлено государственное воздействие.


Ирригационных(1) - это искусственное привлечение дополнительного количества воды на определенные земли, чтобы ускорить рост и созревание растений.

Содержание показывает, что делает государство, чем занимаются органы  государственной  власти, какие вопросы они решают.

Созданию государства  сопутствует стремление людей достичь  каких-либо целей, осуществить свои конкретные интересы посредством специальной  социальной организации общества. Поэтому  на первый план в деятельности государства  выдвигаются, прежде всего, его общественные функции. Именно через общественные функции можно судить о сущности государства, его социальной направленности.

Информация о работе Понятие государства. Признаки и функции государства