Люди создают государство
также для своей собственной
защиты, защиты своих прав и личной
свободы, что является социальной функцией государства. Необходимость
решения этого вопроса вытекает из того,
что люди, разные по своей природе, уровню
развития и ряду других причин, воспринимают
и используют жизненные ситуации каждый
по своему, иногда в ущерб интересам других.
Только властная сила государства с помощью
права, закона способна обеспечить защиту
и сохранность прав и свобод каждого гражданина.
Государство объективно
«обречено» на выполнение своих
функций, так как невыполнение
той или иной функции может вызвать
негативные последствия. В то же время
функции государства должны соответствовать
объективным потребностям общества. Отдельные
функции государства — это лишь относительно
самостоятельные аспекты(1) целостной
и единой по своей сути функциональной
деятельности государства по созиданию,
поддержанию и практическому осуществлению
соответствующего государственно-правового
порядка.
Аспект(1) - одна из сторон рассматриваемого объекта,
точка зрения, то, как он видится с определённой
позиции.
Функции государства так
же делятся на 2 типа: внутренние и внешние.
Внутренние функции характеризуют
его внутреннюю политику. По характеру
государственного воздействия на общественные
отношения внутренние функции делятся
на охранительные и регулятивные.
а) Регулятивные
функции государства направлены
на организацию общественного производства,
экономики страны, на создание достойных
условий для формирования полноценно
развитой личности и общества в целом.
К регулятивным функциям можно отнести
экономическую, социальную, функцию финансового
контроля.
Экономическая функция -
это обеспечение нормального функционирования
и развития экономики, которая сводится
к формированию и исполнению бюджета,
определению стратегии экономического
развития общества, обеспечению равных
условий для функционирования различных
форм собственности, установлению правовых
основ и стимулированию предпринимательской
деятельности, ценовой политики и т. п.
Социальная
функция - выражается в комплексе
мероприятий по оказанию социальных
услуг и помощи членам общества,
их социальном обеспечении и
т. д.. Это осуществление мер по удовлетворению
социальных потребностей всего населения,
поддержанию необходимого уровня жизни,
обеспечению необходимых условий труда,
его оплаты, быта и обеспечение нормальных,
достойных условий жизни для тех категорий
граждан, которые в силу объективных причин
не могут полноценно трудиться (инвалиды,
пенсионеры, студенты, безработные и пр.).
Социальная функция заключается в поддержке
государством общественно значимых отраслей
- здравоохранения, жилищного строительства,
общественного транспорта и т.п. Определенные
основания для этого содержатся и в Конституции
Российской Федерации, которая гласит:
"Российская Федерация — социальное
государство, политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека".
Функция финансового контроля
в общем плане представляет собой выявление
и учет доходов населения, направление
их в государственный бюджет.
Культурно-просветительская,
призванная обеспечить культурный и образовательный
уровень граждан, свойственный цивилизованному
обществу, создать условия их участия
в культурной жизни общества, пользования
учреждениями и достижениями культуры.
Идеологическая функция
- это поддержка определенной идеологии,
организация образования, поддержание
культуры.
б) Сущность охранительных
функций заключается в защите
прав и свобод граждан, соблюдении режима
законности и правопорядка, окружающей
среды, словом, в обеспечении охраны
всех установленных и регулируемых
правом общественных отношений.
Правоохранительная - направлена
на укрепление законности и правопорядка
в стране. От выполнения этой функции
зависит соблюдение прав и свобод
человека и гражданина.
Экологическая функция заключается
в обеспечении правового режима
природопользования. Экологическая
функция в современных условиях
приобретает важнейшее значение,
особенно для развитых стран. Это
связано с тем, что деятельность
человека приобрела поистине глобальные
масштабы, и ее результаты — загрязнение
атмосферы, воды, земли, накопление огромных
запасов смертоносного оружия — угрожают
существованию всего живого, в том числе
и самого человечества.
2. Формы государственного устройства.
Форма государственного устройства —
способ территориальной организации государства
или государств, образующих союз. Определяет
внутреннее строение государства, деление
его на составные части и принципы их взаимоотношения
между собой.
Виды
государственного устройства:
Простая форма (унитарное государство)
Сложная форма (федерация, конфедерация)
Унитарное государство — простое, единое
государство, которое характеризуется
отсутствием у административно-территориальных
единиц признаков суверенитета.
Отличительные признаки унитарного государства
- Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;
- Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру);
- Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны);
- Наличие единого гражданства.
Виды
унитарных государств
- Простое унитарное государство — в составе нет автономных образований, территория такого государства либо вообще не имеет административно-территориального деления (Мальта, Сингапур), либо состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Словакия, Алжир).
- Сложное унитарное государство — имеет в составе одно или несколько автономных образований, которые различаются на:
- Территориальная автономия — определённой части унитарного государства в месте компактного проживания какой-либо народности, сложившегося в силу исторических, географических или иных особенностей, передаётся право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности. Например, возможность формирования своих высших органов власти, принимать свои законодательные акты, вводить национальный язык наравне с государственным (Дания, Азербайджан, Франция, Китай).
- Экстерриториальная автономия — право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности предоставлено этническим меньшинствам (например, в Словении таким правом пользуются итальянское и венгерское меньшинства, в Македонии — албанское).
- Формы правления
Форма государственного правления —
элемент формы государства, который определяет
систему организации высших органов государственной
власти, порядок их образования, сроки
деятельности и компетенцию, а также порядок
взаимодействия данных органов между
собой и с населением, и степень участия
населения в их формировании.
Форма правления в узком смысле
— это собственно организация
высших органов государственной
власти (способ организации верховной
власти в государстве).
Форма правления в широком смысле
— это способ организации и
взаимодействия всех органов государства.
Основные формы правления: Монархия
и Республика.
Монархия — форма правления, где высшая государственная
власть принадлежит единоличному главе
государства — монарху, который занимает
престол по наследству и не несет ответственности
перед населением.
Отличительные признаки монархии:
- Единоличным главой государства является монарх, который получает свою власть по наследству;
- Монарх юридически безответственен (отстранить монарха от власти невозможно).
Виды монархий
- Абсолютная монархия (неограниченная) — государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (Саудовская Аравия, Оман). Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан).
- Ограниченная монархия — государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится на:
- Сословно-представительная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определенному сословию (Земский собор в России[3], Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа. В настоящее время подобных монархий в мире нет.
- Конституционная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на:
- Дуалистическая монархия — государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).
- Парламентарная монархия — государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания).
Республика — форма правления, при которой высшие
органы государственной власти избираются
народом, либо формируются особыми представительными
учреждениями на определенный срок и несут
полную ответственность перед избирателями.
Отличительные черты:
- Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделения властей);
- Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа;
- Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем:
- Они избираются на определенный срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться;
- Возможно досрочное прекращение полномочий.
Виды
республик
Республики различаются главным
образом тем, какой из органов
власти — парламент или президент
— формирует правительство и
направляет его работу, а также
перед кем из названных правительство
несет ответственность.
- Президентская республика — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).
- Парламентская республика — государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция, ФРГ).
- Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны (Украина, Португалия, Франция).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Смысл любого
государства сводится к тому, чтобы
осуществлять власть в обществе. Власть
- это реальная возможность проводить
в жизнь свою волю, подчинять своей
воле волю других субъектов. Коротко
говоря, сущность государства - это
есть организация власти в обществе.
Однако охарактеризовать сущность государства
только через категорию власти будет
недостаточным. Эта власть дополняется
другими важнейшими характеристиками:
суверенностью, которая определяет
качественную специфику государственной
власти, и политическим режимом, который
отражает средства и методы осуществления
этой власти. Только совокупность этих
характеристик позволяет полностью
раскрыть сущность государства.