Люди создают государство 
также для своей собственной 
защиты, защиты своих прав и личной 
свободы, что является социальной функцией государства. Необходимость 
решения этого вопроса вытекает из того, 
что люди, разные по своей природе, уровню 
развития и ряду других причин, воспринимают 
и используют жизненные ситуации каждый 
по своему, иногда  в ущерб интересам других. 
Только властная сила государства с помощью 
права, закона способна обеспечить защиту 
и сохранность прав и свобод каждого гражданина.
 Государство объективно 
«обречено» на выполнение своих 
функций, так как невыполнение 
той или иной функции может вызвать 
негативные последствия. В то же время 
функции государства должны соответствовать 
объективным потребностям общества. Отдельные 
функции государства — это лишь относительно 
самостоятельные аспекты(1) целостной 
и единой по своей сути функциональной 
деятельности государства по созиданию, 
поддержанию и практическому осуществлению 
соответствующего государственно-правового 
порядка.
Аспект(1) - одна из сторон рассматриваемого объекта, 
точка зрения, то, как он видится с определённой 
позиции. 
 
Функции государства так 
же делятся на  2 типа: внутренние и внешние.
 
Внутренние функции характеризуют 
его внутреннюю политику. По характеру 
государственного воздействия на общественные 
отношения внутренние функции делятся 
на охранительные и регулятивные. 
   а) Регулятивные 
функции государства направлены 
на организацию общественного производства, 
экономики страны, на создание достойных 
условий для формирования полноценно 
развитой личности и общества в целом. 
К регулятивным функциям можно отнести 
экономическую, социальную, функцию финансового 
контроля. 
Экономическая  функция - 
это обеспечение нормального функционирования 
и развития экономики, которая сводится 
к формированию и исполнению бюджета, 
определению стратегии экономического 
развития общества, обеспечению равных 
условий для функционирования различных 
форм собственности, установлению правовых 
основ и стимулированию предпринимательской 
деятельности, ценовой политики и т. п.
     Социальная 
функция - выражается в комплексе 
мероприятий по оказанию социальных 
услуг и помощи членам общества, 
их социальном обеспечении и 
т. д.. Это осуществление мер по удовлетворению 
социальных потребностей всего населения, 
поддержанию необходимого уровня жизни, 
обеспечению необходимых условий труда, 
его оплаты, быта и обеспечение нормальных, 
достойных условий жизни для тех категорий 
граждан, которые в силу объективных причин 
не могут полноценно трудиться (инвалиды, 
пенсионеры, студенты, безработные и пр.). 
Социальная функция заключается в поддержке 
государством общественно значимых отраслей 
- здравоохранения, жилищного строительства, 
общественного транспорта и т.п. Определенные 
основания для этого содержатся и в Конституции 
Российской Федерации, которая гласит: 
"Российская Федерация — социальное 
государство, политика которого направлена 
на создание условий, обеспечивающих достойную 
жизнь и свободное развитие человека".
Функция финансового контроля 
в общем плане представляет собой выявление 
и учет доходов населения, направление 
их в государственный бюджет.
Культурно-просветительская, 
призванная обеспечить культурный и образовательный 
уровень граждан, свойственный цивилизованному 
обществу, создать условия их участия 
в культурной жизни общества, пользования 
учреждениями и достижениями культуры.
Идеологическая функция 
- это поддержка определенной идеологии, 
организация образования, поддержание 
культуры.
б) Сущность охранительных 
функций заключается в защите 
прав и свобод граждан, соблюдении режима 
законности и правопорядка, окружающей 
среды, словом, в обеспечении охраны 
всех установленных и регулируемых 
правом общественных отношений.
Правоохранительная - направлена 
на укрепление законности и правопорядка 
в стране. От выполнения этой функции 
зависит соблюдение прав и свобод 
человека и гражданина.
Экологическая функция заключается 
в обеспечении правового режима 
природопользования. Экологическая 
функция в современных условиях 
приобретает важнейшее значение, 
особенно для развитых стран. Это 
связано с тем, что деятельность 
человека приобрела поистине глобальные 
масштабы, и ее результаты — загрязнение 
атмосферы, воды, земли, накопление огромных 
запасов смертоносного оружия — угрожают 
существованию всего живого, в том числе 
и самого человечества.
 
2. Формы государственного устройства.
 
Форма государственного устройства — 
способ территориальной организации государства 
или государств, образующих союз. Определяет 
внутреннее строение государства, деление 
его на составные части и принципы их взаимоотношения 
между собой.
 
Виды 
государственного устройства:
Простая форма (унитарное государство)
Сложная форма (федерация, конфедерация)
 
Унитарное государство — простое, единое 
государство, которое характеризуется 
отсутствием у административно-территориальных 
единиц признаков суверенитета.
Отличительные признаки унитарного государства
  - Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;
- Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру);
- Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны);
- Наличие единого гражданства.
 
Виды 
унитарных государств
  - Простое унитарное государство — в составе нет автономных образований, территория такого государства либо вообще не имеет административно-территориального деления (Мальта, Сингапур), либо состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Словакия, Алжир).
- Сложное унитарное государство — имеет в составе одно или несколько автономных образований, которые различаются на: 
  - Территориальная автономия — определённой части унитарного государства в месте компактного проживания какой-либо народности, сложившегося в силу исторических, географических или иных особенностей, передаётся право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности. Например, возможность формирования своих высших органов власти, принимать свои законодательные акты, вводить национальный язык наравне с государственным (Дания, Азербайджан, Франция, Китай).
  - Экстерриториальная автономия — право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности предоставлено этническим меньшинствам (например, в Словении таким правом пользуются итальянское и венгерское меньшинства, в Македонии — албанское).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  - Формы правления
Форма государственного правления — 
элемент формы государства, который определяет 
систему организации высших органов государственной 
власти, порядок их образования, сроки 
деятельности и компетенцию, а также порядок 
взаимодействия данных органов между 
собой и с населением, и степень участия 
населения в их формировании.
Форма правления в узком смысле 
— это собственно организация 
высших органов государственной 
власти (способ организации верховной 
власти в государстве).
Форма правления в широком смысле 
— это способ организации и 
взаимодействия всех органов государства. 
Основные формы правления: Монархия 
и Республика. 
 
Монархия — форма правления, где высшая государственная 
власть принадлежит единоличному главе 
государства — монарху, который занимает 
престол по наследству и не несет ответственности 
перед населением.
Отличительные признаки монархии:
  - Единоличным главой государства является монарх, который получает свою власть по наследству;
- Монарх юридически безответственен (отстранить монарха от власти невозможно).
Виды монархий
  - Абсолютная монархия (неограниченная) — государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (Саудовская Аравия, Оман). Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан).
- Ограниченная монархия — государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится на: 
  - Сословно-представительная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определенному сословию (Земский собор в России[3], Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа. В настоящее время подобных монархий в мире нет.
  - Конституционная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на: 
- Дуалистическая монархия — государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).
- Парламентарная монархия — государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания).
Республика — форма правления, при которой высшие 
органы государственной власти избираются 
народом, либо формируются особыми представительными 
учреждениями на определенный срок и несут 
полную ответственность перед избирателями.
 
Отличительные черты:
  - Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделения властей);
- Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа;
- Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем: 
  - Они избираются на определенный срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться;
  - Возможно досрочное прекращение полномочий.
Виды 
республик
Республики различаются главным 
образом тем, какой из органов 
власти — парламент или президент 
— формирует правительство и 
направляет его работу, а также 
перед кем из названных правительство 
несет ответственность.
  - Президентская республика — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).
- Парламентская республика — государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция, ФРГ).
- Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны (Украина, Португалия, Франция).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Смысл любого 
государства сводится к тому, чтобы 
осуществлять власть в обществе. Власть 
- это реальная возможность проводить 
в жизнь свою волю, подчинять своей 
воле волю других субъектов. Коротко 
говоря, сущность государства - это 
есть организация власти в обществе. 
Однако охарактеризовать сущность государства 
только через категорию власти будет 
недостаточным. Эта власть дополняется 
другими важнейшими характеристиками: 
суверенностью, которая определяет 
качественную специфику государственной 
власти, и политическим режимом, который 
отражает средства и методы осуществления 
этой власти. Только совокупность этих 
характеристик позволяет полностью 
раскрыть сущность государства.