Понятие и источники дипломатического и консульского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 23:29, реферат

Описание

Наличие в мире системы государств — объективный факт. Государства не могут существовать, не взаимодействуя так или иначе друг с другом. То или иное государство вступает в разного рода связи с другими странами через посредство своей внешней политики, через нее же реагирует на всевозможные явления международной жизни. Проводя внешнюю политику исходя из своих интересов, государство устанавливает те или иные отношения с другими странами. Вычленение всех этих связей позволяет представить определенную систему международных отношений, которая охватывает сложный комплекс процессов и регулируется различными отраслями международного права.

Содержание

Введение ………………………………………………………. 4
1. Дипломатическое право ……………………………………. 5
1.Понятие, система и источники
дипломатического права …. ……… .. ………………. 5
1.2.Органы внешних сношений ……...………………….. 5
1.3.Состав и функции дипломатического
представительства …………………………………… 6
1.4.Начало и прекращение дипломатической
миссии ………………………………………………… 7
1.5.Дипломатический корпус …………………………….. 8
1.6. Иммунитеты и привилегии
дипломатического представительства
и его сотрудников ………………………………………... 9
1.7.Обязанности дипломатического
представительства и его сотрудников
в отношении государства пребывания …………………… 11
1.8. Дипломатическое право
специальных миссий …………………………………. 11
1.9. Дипломатическое право международных
организаций ………………………………………………… 13
1.10. Особенности правового статуса должностных лиц и служащих международных организаций …………………. 15
2. Консульское право ………………………………………… . 17
2.1. Понятие и источники консульского права …………. 17
2.2. Установление консульских отношений …………….. 18
2.3. Классы и персонал консульских учреждений ………. 21
2.4. Консульские функции ………………………………… 22
2.5. Иммунитеты и привилегии консульских
учреждений и их персонала ……………………………….. 24
Заключение …………………………………………….…... 26
Список используемой литературы …………

Работа состоит из  1 файл

К.р. по международному праву.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

     Весьма  важное значение имеют положения  национального законодательства, определяющие статус, функции и структуру консульских органов, а также регулирующие определенные аспекты деятельности иностранных консульских учреждений. 
 
 
 

2.2. Установление консульских  отношений 

   Государства устанавливают консульские отношения  на основе взаимного согласия. Установление дипломатических отношений означает и согласие на установление консульских отношений, если не оговорено иное. Консульские отношения могут устанавливаться и поддерживаться и при отсутствии дипломатических отношений. Разрыв дипломатических отношений не влечет за собой автоматически разрыва консульских отношений.

   В настоящее  время консульская практика знает  два вида консульских учреждений: консульские отделы дипломатических представительств и самостоятельные (отдельные) консульские учреждения.                                                     

   СССР  в середине 20-х годов стал инициатором  введения в международную практику института «отдельских консульств», то есть создания консульских отделов  в составе дипломатических представительств.

Между установлением  консульских отношений и фактическим открытием отдельного консульского учреждения может быть разрыв во времени, поскольку по согласованию между сторонами решаются не только вопросы об установлении консульских отношений, но и для каждого конкретного случая — об открытии соответствующего консульского учреждения, его местонахождении, классе, территориальных пределах его деятельности в государстве пребывания.        

     Консул  и любое другое консульское должностное  лицо считаются приступившими к  исполнению своей миссии с момента вступления в должность. Для этого необходимо, чтобы лицо было назначено компетентными органами представляемого государства и признано властями государства пребывания.

     Во  многих государствах, в том числе  и в России, вопросы назначения своих и приема иностранных консулов входят в компетенцию ведомств иностранных дел.

     Консульское право не предусматривает обязательного  получения предварительного согласия принимающего государства. Однако в двусторонние консульские договоры и конвенции многие государства включают положения, предусматривающие получение предварительного согласия на назначение главы консульского учреждения.

     Для выполнения консулом своей миссии необходимо получение консульского патента и экзекватуры.

     Консульский патент -  это документ, выдаваемый компетентными органами представляемого государства и подтверждающий факт назначения соответствующего лица главой самостоятельного консульского учреждения. В нем указываются полное имя назначаемого лица, его гражданство, ранг, занимаемая должность, консульский округ и местонахождение консульства. Этот документ направляется правительству государства пребывания.

     По  получении консульского патента  власти принимающего государства решают вопрос о выдаче лицу, назначенному консулом, экзекватуры, то есть разрешения на выполнение своих функций в консульском округе. Получив экзекватуру, консул может приступать к выполнению своей миссии; порядок и форма выдачи экзекватуры регулируются законодательством принимающего государства. Экзекватура может представлять собой отдельный документ либо выдаваться в форме разрешительной надписи на консульском патенте. До получения экзекватуры может быть выдано временное разрешение на выполнение консульских функций. В выдаче экзекватуры может быть отказано без объяснения мотивов.

     В зависимости от времени выдачи экзекватуры, а также от ранга определяется старшинство консула по отношению  к другим членам консульского корпуса, то есть другим главам консульских  учреждений в данном пункте государства  пребывания. В более широком смысле консульский корпус включает в себя всех находящихся в данном пункте консульских должностных лиц, членов их семей, нештатных (почетных) консулов и сотрудников консульских отделов дипломатических представительств.

Консульский корпус возглавляется дуайеном, то есть старшим по рангу и времени получения экзекватуры главой консульского представительства, который выполняет в основном церемониальные функции. В государстве пребывания может быть несколько консульских корпусов в зависимости от количества пунктов, где имеются консульские представительства.

Для заведующих консульскими отделами дипломатических  представительств, как правило, не требуется  направления консульского патента и получения экзекватуры. Они, как и другие сотрудники этих отделов, продолжают оставаться членами персонала дипломатического представительства и сохраняют статус таковых. Об их назначении извещаются власти государства пребывания.

При изменении  пределов консульского округа или класса главы самостоятельного консульского учреждения от него требуется получение новых патента и экзекватуры. Для других членов персонала консульства этого не требуется. Власти государства пребывания информируются об их назначении на соответствующую должность.

     Свои  консульские сношения государства  могут осуществлять и через посредство так называемых нештатных (почетных) консулов. Нештатный консул — это лицо, не состоящее на государственной службе представляемого государства, но выполняющее по его поручению и с согласия государства пребывания консульские функции. Нештатными консулами могут быть граждане представляемого государства, государства пребывания или какого-либо третьего государства. За выполнение консульских функций нештатный консул жалованья не получает, но может обращать в свою пользу консульские сборы.

  Окончание миссии консула может иметь место  в следующих случаях:

  1. отозвание консула представляемым государством;
  2. аннулирование экзекватуры государством пребывания;
  3. истечение срока консульского патента;
  4. закрытие консульского учреждения в данном пункте;
  5. прекращение консульских отношений в целом;
  6. война между государством пребывания и представляемым государством;

    7) смерть консула; 

    8) выход территории, где находится консульский округ, из-под суверенитета государства пребывания.

  Первый  из вышеперечисленных случаев наиболее распространен и в основном имеет место при нормальной смене консулов в каком-либо пункте государства пребывания. При этом государство пребывания извещается, желательно заблаговременно, о факте отозвания консула, а для его преемника испрашивается экзекватура.

  Аннулирование экзекватуры происходит гораздо  реже, как правило, в результате нарушения  консулом законов государства пребывания. При этом, согласно ст. 23 Венской  конвенции о консульских сношениях 1963 года, консул может быть объявлен persona поп grata и перед представляемым государством может быть поставлен вопрос о его отзыве. Государство пребывания в этом случае не обязано мотивировать причины аннулирования экзекватуры.

  В случае войны прекращающий свою миссию консул может поручить защиту интересов своих соотечественников в государстве пребывания консулу третьего государства. 
 

2.3. Классы и персонал  консульских учреждений 
 

  Консульское учреждение обычно определяют как постоянный государственный орган внешних  сношений, находящийся на территории иностранного государства в силу соответствующего международного соглашения и выполняющий консульские функции по защите интересов своего государства, его граждан и организаций. В современной международно-правовой доктрине и консульской практике употребляются термины «консульское учреждение» и «консульское представительство». Последний термин правомерен, поскольку отдельные консульства представляют интересы своего государства на определенной территории государства пребывания в пределах своей компетенции.

  Самостоятельные консульские учреждения подразделяются на следующие классы: 1) генеральные  консульства; 2) консульства;

3) вице-консульства; 4) консульские агентства.

  Класс консульского представительства определяется по согласованию между государствами.

Консульские отделы дипломатических представительств возглавляются заведующими. Они могут именоваться консулами или генеральными консулами и, так же как и сотрудники этих отделов, входят в состав членов персонала дипломатического представительства.

В соответствии с классом консульского учреждения определяются и классы их глав: 1) генеральные консулы; 2) консулы;

3) вице-консулы; 4) консульские агенты.

В некоторых  государствах дипломатическая и  консульская службы разделены и  сотрудникам консульской службы присваиваются специальные консульские ранги, наименования которых, как правило, совпадают с наименованиями вышеназванных классов глав консульских учреждений. В СССР консульская служба с 1918 года была объединена с дипломатической, и работникам консульской службы с тех пор стали присваивать дипломатические ранги.

Российские консульские  учреждения ведут свою деятельность под общим политическим руководством главы дипломатического представительства  в государстве пребывания.

Консульские учреждения осуществляют свои функции в пределах консульских округов, которые представляют собой согласованные с государством пребывания районы территории последнего. Количество консульских округов и консульских учреждений также определяется по согласованию между государствами.

Термин "консульское  должностное лицо" в общем плане  охватывает любое лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено выполнение соответствующих функций (генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент и секретарь консульского учреждения), а также лицо, прикомандированное к консульскому учреждению для подготовки к будущей службе (стажер).

  Членов  персонала, выполняющих административно-технические функции или функции по обслуживанию консульства, именуют "сотрудниками консульского учреждения" либо "работниками обслуживающего персонала". В ст. 1 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года категория административно-технического персонала поименована как "консульские служащие". 
 
 
 

2.4. Консульские функции 

  Основными задачами консульского учреждения являются защита в государстве пребывания интересов представляемого государства, его граждан и организаций, а также развитие дружественных связей, в частности в таких областях, как экономика, торговля, наука и техника, культура и др. Специальные функции консульских учреждений весьма разнообразны. К ним относятся:

•— информирование властей представляемого государства об экономической, торговой, социальной, культурной, научной и политической жизни страны и округа пребывания;

  — информирование находящихся на территории консульского округа соотечественников о законах и обычаях государства пребывания;

  — учет соотечественников, находящихся на территории консульского округа;

  — консультационная деятельность и практическая помощь находящимся в консульском округе гражданам представляемого государства, представителям его органов и организаций, а также его военно-морским кораблям, морским и воздушным судам и членам их экипажей;

  — паспортно-визовая  работа, то есть выдача, возобновление, аннулирование паспортов соотечественников и оформление виз лицам, направляющимся в представляемое государство;

  — выполнение функций органов записи актов  гражданского состояния, совершение нотариальных действий;

  — консульская  легализация, то есть установление и засвидетельствование подлинности подписей на документах, исходящих от властей государства пребывания, и соответствия этих документов его законам и правилам;

  — выполнение соответствующих действий по истребованию документов;                            — охрана в государстве пребывания прав и интересов несовершеннолетних или лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности когда над ними требуется установление опеки или попечительства;

  — совершение необходимых действий по представительству  или обеспечению представительства  соотечественников в судебных или  иных учреждениях государства пребывания;

  — выполнение поручений следственных или судебных органов представляемого государства.

  Допускается также выполнение консулом других функций, возложенных на него представляемым государством, которые не противоречат законодательству государства пребывания или против их выполнения не имеется возражений, или они предусмотрены договорами между обеими сторонами.

Информация о работе Понятие и источники дипломатического и консульского права