Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:43, реферат
Сначала всем заправляли, как в старину в Греции, родовитые, многосемейные, богатые люди, патриции (что буквально значит – отцовские семьи). Они владели большими стадами. Их окружали мелкие люди, зависимые от них и отдавшиеся под их покровительство. Главы этих семей и составляли сенат, и из них выбирались консулы и жрецы. Но войско по большей части состояло из крестьян-земледельцев. Они назывались плебеями.
Сначала
всем заправляли, как в старину
в Греции, родовитые, многосемейные,
богатые люди, патриции (что буквально
значит – отцовские семьи). Они
владели большими стадами. Их окружали
мелкие люди, зависимые от них и отдавшиеся
под их покровительство. Главы этих семей
и составляли сенат, и из них выбирались
консулы и жрецы. Но войско по большей
части состояло из крестьян-земледельцев.
Они назывались плебеями.
Плебеи
являлись в город в праздники, когда был
базар, для закупки орудий, предметов обихода
и для продажи своих сельских произведений.
В эти же дни обыкновенно бывали народные
собрания. На суде плебеям вначале трудно
было тягаться с патрициями: патриции
брали верх, приводя с собою свое многочисленное
родство и зависимых людей; трудно было
притом простому человеку заучить слова
клятвы на суде и не спутаться в них.
Плебеи
стали из своей среды выбирать
ходатаев и вожаков, трибунов. Эти
плебейские защитники приходили
в суд выгораживать плебеев; они объявляли
себя поручителями за должников или за
тех плебеев, которых собирался схватить
ликтор по приказу консула; трибуны тогда
останавливали силой арест. Правителям-патрициям
пришлось поневоле признать этих плебейских
вожаков. Если простой народ был недоволен,
патрициям было легче столковаться с немногими
его вождями, чем с целой толпой шумевших
плебеев; народу было позволено выбирать
плебейских трибунов, по десяти каждый
год, так же, как ежегодно все римляне выбирали
консулов.
Трибуны
стали собирать народ в особые
сходки, где было свободнее и где
можно было обсудить всякое дело. В
этих сходках становились не по войсковым
сотням и не по виду оружия, а по волостям
(трибам): в каждом отделении вместе
подавали голос соседи, близко знавшие
друг друга, и особенных почетных отделений
тут не было. Если плебейская сходка решила
что-нибудь единогласно, консулы и сенат
поневоле должны были принять это решение.
Трибунов стали пускать в сенат, где они
могли изложить решение народа.
Народные
вожаки сделались очень заметными людьми.
Многие из них добивались теперь вступить
в число правителей: занимать должности
консулов и жрецов. Патриции долго находили
обидным пустить рядом с собою безродных
людей. Особенно они старались не пропускать
плебеев на должности жрецов: гадания
и календарь были священными тайнами,
и их не хотели открывать. От жрецов много
зависело в народных собраниях: жрецы-патриции
могли назначать для собраний такие дни,
в которые крестьянам было трудно прийти
в город; они могли объявить, что человек,
которого народ выбрал начальником, неугоден
богам, и выбор отменялся.
Но несмотря
на эти затруднения, народ все
чаще и чаще выбирал своих вожаков
консулами и жрецами. Тайны гаданий
пришлось открыть плебеям (в 300 г.). Видные
плебеи, занимавшие
должности,
также стали собирать вокруг себя
родство и зависимых людей. Отцы
таких плебейских семей становились
сенаторами наравне с патрициями;
к старинным родам
Римляне
могли теперь сказать, что у них
все граждане имеют одинаковые права,
что всякий может добиться любого положения.
Государство и называлось республика
(т. е. Общественное дело) римлян. На самом
деле правили как прежде, так и теперь,
немногие семьи; между ними лишь различались
старые и новые.
2. Понятие лица и правоспособности в Римском праве
Для того
чтобы выступать полноправным субъектом
в сфере частного права с подразумеваемой
правоспособностью (caput), человек должен
был отвечать двойной совокупности
условий. Во-первых, он должен быть человеком
с позиций естественного права (иметь
разумную душу и человеческое тело с отчетливыми
признаками пола). Во-вторых, он должен
представлять лицо (persona) с позиций гражданского
права. На характеристику человека как
лица гражданского права влияли несколько
обстоятельств (состояния, статусов); его
состояние свободы или несвободы состояние
гражданства, т.е. принадлежность к римскому
гражданству или к гражданству союзнических
общин, других народов и т.п., ею положение
в римской семье. Отсутствие, какого бы
то ни было статуса, не позволяло говорить
о человеке как субъекте гражданского
права. Полноценным субъектом частного
права, предполагалось, могло быть лицо,
обладающее всеми тремя статусами:
- status libertatis,
находящееся и свободном состоянии;
- status civitatis,
принадлежащее к римскому
- status familiae,
занимающее особое положение
в римской семье в качестве
persona sui juris, т.е. обладающее завершенной
дееспособностью.
Дополнительно
подразумевалось, что все эти характеристики
относятся к человеку не моложе 25 лет по
возрасту, а также к лицу мужского пола,
не подвергшемуся законным запретам и
ограничениям по религиозным и другим
основаниям.
По своему
содержанию состояние полной правоспособности
в частноправовой сфере включало в себя
несколько наиболее существенных элементов:
1) jus conubii
- право вступать в полноценный,
признанный законом брак, рождающий
для всех членов семьи равные
и предусмотренные законами
2) jus commcrcii
- право участвовать в коммерческом обороте,
выступать субъектом вещных и обязательственных
нрав, вступать в различные предусмотренные
сделки;
3) testamenti
factio -- обладание завещательной
4) legis actio
- право подавать законные иски
и соответственно пользоваться
предусмотренными квиритским
Отсутствие
однозначного обладания каким-либо
из трех важнейших статусов гражданского
права могло дать основу для юридического
спора. Состояние свободы (или несвободы),
положение в римской семье (самовластное
или подвластное) могли быть установлены
с помощью судебного процесса по частным
искам; были выработаны специальные иски
- средства защиты или оспаривания статуса.
Не мог устанавливаться судом только статус
гражданства - принадлежность к римскому
гражданству определялась публично-правовыми
средствами и публично-правовым порядком
гарантировалась.
Не подлежал
оспариванию также объем гражданских
прав лица в зависимости от возрастной,
половой и сословной характеристики субъекта.
Женщины, даже будучи римскими гражданками,
не обладали полной правоспособностью,
невзирая на положение в семье, и никогда
не могли претендовать на таковое. Безусловным
отсутствием полноценной правоспособностью
характеризовались несовершеннолетние
в гражданско-правовом смысле (даже если
в отношении публичного права они были
полноправными гражданами). Не могли претендовать
на caput гражданского права лица, находившиеся
в другом сословном положении, определяемом
как общим гражданским публично-правовым
статусом этих лиц, так и их происхождением.
Правовые
категории лиц в зависимости
от состояния свободы. Согласно отправным
принципам римского права, «главное
деление в отношении правового положения
людей в том, что все люди свободные или
рабы. Из свободных - одни с рождения, другие
- отпущенные. Свободнорожденные все, кто
родились свободными, освобожденные -
те, кто отпущен из правоустановленного
рабства».
Таким
образом, в зависимости от status libertatis
лица в интересах частного права
разделялись на три класса: свободные
(это качество было, безусловно, обязательным
для обладания римским
Рабы (servi)
представляли низшую категорию общества
не только, но своему реальному жизненному
положению, но и в отношении признаваемых
за ними прав. Раб не признавался
самостоятельным субъектом
Основаниями
рабства могли быть:
а) рождение
от матери-рабыни;
б) пленение
на войне «врага Рима», т.е. человека,
принадлежавшего открыто
в) продажа
в рабство - в порядке ответственности
по обязательствам или в качестве
частной сделки самозаклада;
г) осуждение
на пребывание в рабстве за преступления.
Последние
два случая могли касаться и ранее
свободных и даже римских граждан.
Раб всегда
считался объектом прав, даже если в
какой-то данный момент по случайным
обстоятельствам у него не было конкретного
господина - в этом случае весь римский
народ выступал по отношению к нему в абстрактной
роли dominus. Раб мог принадлежать не только
индивидуальному владельцу, но и корпорации.
Раб пользовался частичным признанием
своей человеческой личности, и связанные
с этим проявления гарантировались правом.
Пол, возраст, религиозные привязанности
раба должны учитываться господином в
осуществлении им власти над рабом. Место
погребения раба не могло быть предметом
осквернения или посягательств. Признавались
родственные и кровные связи рабов (наличие
у них семей, родительско-кровных связей);
аморальным поступком считалось принуждение
рабов к сожительству с нарушением кровных
связей. Власть господина в отношении
раба не была абсолютно безграничной:
раб пользовался правом убежища (в храме,
в церкви, монастыре), в христианскую эпоху,
безусловно, запрещалось господину самолично
убивать своих рабов даже в случае совершения
ими тяжких преступлений.
Раб мог
выступать субъектом
Вольноотпущенники
(libertini) представляли категорию лиц
свободного состояния, но отличавшуюся
в своих правах от полноценных
римских граждан; в этом смысле они
противопоставлялись
В сфере
публичного права вольноотпущенники
навсегда подвергались ограничениям в
занятии государственных должностей:
они не могли быть магистратами, избираться
в судьи и т.п. В сфере частного права вольноотпущенники
не признавались вполне самостоятельными
и должны были до конца своей жизни подвергаться
патронату прежнего господина. Обязанности,
вытекавшие из условий требовательного
патроната, предполагали, что:
Информация о работе Понятие лица и правоспособности в Римском праве