Понятие лица и правоспособности в Римском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:43, реферат

Описание

Сначала всем заправляли, как в старину в Греции, родовитые, многосемейные, богатые люди, патриции (что буквально значит – отцовские семьи). Они владели большими стадами. Их окружали мелкие люди, зависимые от них и отдавшиеся под их покровительство. Главы этих семей и составляли сенат, и из них выбирались консулы и жрецы. Но войско по большей части состояло из крестьян-земледельцев. Они назывались плебеями.

Работа состоит из  1 файл

Римское право.doc

— 85.00 Кб (Скачать документ)

                                                                    1.Патриции и плебеи

Сначала всем заправляли, как в старину  в Греции, родовитые, многосемейные, богатые люди, патриции (что буквально  значит – отцовские семьи). Они  владели большими стадами. Их окружали мелкие люди, зависимые от них и отдавшиеся под их покровительство. Главы этих семей и составляли сенат, и из них выбирались консулы и жрецы. Но войско по большей части состояло из крестьян-земледельцев. Они назывались плебеями. 

Плебеи  являлись в город в праздники, когда был базар, для закупки орудий, предметов обихода и для продажи своих сельских произведений. В эти же дни обыкновенно бывали народные собрания. На суде плебеям вначале трудно было тягаться с патрициями: патриции брали верх, приводя с собою свое многочисленное родство и зависимых людей; трудно было притом простому человеку заучить слова клятвы на суде и не спутаться в них. 

Плебеи  стали из своей среды выбирать ходатаев и вожаков, трибунов. Эти  плебейские защитники приходили  в суд выгораживать плебеев; они объявляли себя поручителями за должников или за тех плебеев, которых собирался схватить ликтор по приказу консула; трибуны тогда останавливали силой арест. Правителям-патрициям пришлось поневоле признать этих плебейских вожаков. Если простой народ был недоволен, патрициям было легче столковаться с немногими его вождями, чем с целой толпой шумевших плебеев; народу было позволено выбирать плебейских трибунов, по десяти каждый год, так же, как ежегодно все римляне выбирали консулов. 

Трибуны стали собирать народ в особые сходки, где было свободнее и где  можно было обсудить всякое дело. В  этих сходках становились не по войсковым  сотням и не по виду оружия, а по волостям (трибам): в каждом отделении вместе подавали голос соседи, близко знавшие друг друга, и особенных почетных отделений тут не было. Если плебейская сходка решила что-нибудь единогласно, консулы и сенат поневоле должны были принять это решение. Трибунов стали пускать в сенат, где они могли изложить решение народа. 

Народные вожаки сделались очень заметными людьми. Многие из них добивались теперь вступить в число правителей: занимать должности консулов и жрецов. Патриции долго находили обидным пустить рядом с собою безродных людей. Особенно они старались не пропускать плебеев на должности жрецов: гадания и календарь были священными тайнами, и их не хотели открывать. От жрецов много зависело в народных собраниях: жрецы-патриции могли назначать для собраний такие дни, в которые крестьянам было трудно прийти в город; они могли объявить, что человек, которого народ выбрал начальником, неугоден богам, и выбор отменялся. 

Но несмотря на эти затруднения, народ все  чаще и чаще выбирал своих вожаков  консулами и жрецами. Тайны гаданий  пришлось открыть плебеям (в 300 г.). Видные плебеи, занимавшие  
 

должности, также стали собирать вокруг себя родство и зависимых людей. Отцы таких плебейских семей становились  сенаторами наравне с патрициями; к старинным родам патрицианским  прибавились новые плебейские. 

Римляне могли теперь сказать, что у них все граждане имеют одинаковые права, что всякий может добиться любого положения. Государство и называлось республика (т. е. Общественное дело) римлян. На самом деле правили как прежде, так и теперь, немногие семьи; между ними лишь различались старые и новые. 

                             2. Понятие лица и правоспособности в Римском праве

Для того чтобы выступать полноправным субъектом  в сфере частного права с подразумеваемой  правоспособностью (caput), человек должен был отвечать двойной совокупности условий. Во-первых, он должен быть человеком с позиций естественного права (иметь разумную душу и человеческое тело с отчетливыми признаками пола). Во-вторых, он должен представлять лицо (persona) с позиций гражданского права. На характеристику человека как лица гражданского права влияли несколько обстоятельств (состояния, статусов); его состояние свободы или несвободы состояние гражданства, т.е. принадлежность к римскому гражданству или к гражданству союзнических общин, других народов и т.п., ею положение в римской семье. Отсутствие, какого бы то ни было статуса, не позволяло говорить о человеке как субъекте гражданского права. Полноценным субъектом частного права, предполагалось, могло быть лицо, обладающее всеми тремя статусами: 

- status libertatis, находящееся и свободном состоянии; 

- status civitatis, принадлежащее к римскому гражданству; 

- status familiae, занимающее особое положение  в римской семье в качестве persona sui juris, т.е. обладающее завершенной  дееспособностью. 

Дополнительно подразумевалось, что все эти характеристики относятся к человеку не моложе 25 лет по возрасту, а также к лицу мужского пола, не подвергшемуся законным запретам и ограничениям по религиозным и другим основаниям. 
 
 
 
 

По своему содержанию состояние полной правоспособности в частноправовой сфере включало в себя несколько наиболее существенных элементов: 

1) jus conubii - право вступать в полноценный,  признанный законом брак, рождающий  для всех членов семьи равные  и предусмотренные законами выгоды  и последствия; 

2) jus commcrcii - право участвовать в коммерческом обороте, выступать субъектом вещных и обязательственных нрав, вступать в различные предусмотренные сделки; 

3) testamenti factio -- обладание завещательной способностью, т.е. правом распоряжаться своим  имуществом и правом получать по завещанию; 

4) legis actio - право подавать законные иски  и соответственно пользоваться  предусмотренными квиритским правом  формами охраны своих интересов.  Все эти совокупности правомочий  были настолько важны для римского  гражданина, что нередко само состояние гражданства характеризовалось через наличие (или отсутствие) у лица права вступать в законный римский брак, права заключать сделки по требованиям цивильного права и т.д. 

Отсутствие  однозначного обладания каким-либо из трех важнейших статусов гражданского права могло дать основу для юридического спора. Состояние свободы (или несвободы), положение в римской семье (самовластное или подвластное) могли быть установлены с помощью судебного процесса по частным искам; были выработаны специальные иски - средства защиты или оспаривания статуса. Не мог устанавливаться судом только статус гражданства - принадлежность к римскому гражданству определялась публично-правовыми средствами и публично-правовым порядком гарантировалась. 

Не подлежал оспариванию также объем гражданских прав лица в зависимости от возрастной, половой и сословной характеристики субъекта. Женщины, даже будучи римскими гражданками, не обладали полной правоспособностью, невзирая на положение в семье, и никогда не могли претендовать на таковое. Безусловным отсутствием полноценной правоспособностью характеризовались несовершеннолетние в гражданско-правовом смысле (даже если в отношении публичного права они были полноправными гражданами). Не могли претендовать на caput гражданского права лица, находившиеся в другом сословном положении, определяемом как общим гражданским публично-правовым статусом этих лиц, так и их происхождением. 

Правовые  категории лиц в зависимости  от состояния свободы. Согласно отправным  принципам римского права, «главное деление в отношении правового положения людей в том, что все люди свободные или рабы. Из свободных - одни с рождения, другие - отпущенные. Свободнорожденные все, кто родились свободными, освобожденные - те, кто отпущен из правоустановленного рабства». 

Таким образом, в зависимости от status libertatis лица в интересах частного права  разделялись на три класса: свободные (это качество было, безусловно, обязательным для обладания римским гражданством и полной правоспособностью), рабы и  вольноотпущенники. 

Рабы (servi) представляли низшую категорию общества не только, но своему реальному жизненному положению, но и в отношении признаваемых за ними прав. Раб не признавался  самостоятельным субъектом частного права, он не обладал правоспособностью. В большинстве правовых ситуаций раб выступал лишь как объект правовых отношений либо как «говорящее орудие», посредством которого полноправное лицо реализовывало свой хозяйственный интерес или свои правомочия. 

Основаниями рабства могли быть: 

а) рождение от матери-рабыни; 

б) пленение на войне «врага Рима», т.е. человека, принадлежавшего открыто враждебному  для римского народа государству  или иному сообществу; 

в) продажа  в рабство - в порядке ответственности  по обязательствам или в качестве частной сделки самозаклада; 

г) осуждение  на пребывание в рабстве за преступления. 

Последние два случая могли касаться и ранее  свободных и даже римских граждан. 

Раб всегда считался объектом прав, даже если в  какой-то данный момент по случайным  обстоятельствам у него не было конкретного господина - в этом случае весь римский народ выступал по отношению к нему в абстрактной роли dominus. Раб мог принадлежать не только индивидуальному владельцу, но и корпорации. Раб пользовался частичным признанием своей человеческой личности, и связанные с этим проявления гарантировались правом. Пол, возраст, религиозные привязанности раба должны учитываться господином в осуществлении им власти над рабом. Место погребения раба не могло быть предметом осквернения или посягательств. Признавались родственные и кровные связи рабов (наличие у них семей, родительско-кровных связей); аморальным поступком считалось принуждение рабов к сожительству с нарушением кровных связей. Власть господина в отношении раба не была абсолютно безграничной: раб пользовался правом убежища (в храме, в церкви, монастыре), в христианскую эпоху, безусловно, запрещалось господину самолично убивать своих рабов даже в случае совершения ими тяжких преступлений. 

Раб мог  выступать субъектом коммерческого  оборота в нескольких регламентированных правом ситуациях. Возможность полноправного обладания рабом имущества не допускалась: он не мог быть ни собственником, ни владельцем, ни пользователем со всеми вытекающими отсюда правомочиями на требования. Раб мог совершать отдельные виды сделок, не связанные с обязательствами личного плана: купить, продать, взять в долг, обменять и т.п. Все заключенные им в этом случае обязательства признавались правовыми и давали основание для искового требования к господину раба, даже если эти сделки были заключены без ведома господина или в период пребывания раба «в бегах». Освобождение рабов должно было носить правовую форму manumissio. Оно носило только личный характер. Господин мог сделать распоряжение об освобождении раба, как собственным решением, так и в завещании, а также посредством фиктивного судебного процесса об отчуждении имущества. Процедура освобождения и его размеры также были регламентированы: так, нельзя было отпустить на свободу всех рабов, отпустить без мотивации - это считалось опасным для публичного порядка и могло послужить поводом для вмешательства магистратов. 

Вольноотпущенники (libertini) представляли категорию лиц  свободного состояния, но отличавшуюся в своих правах от полноценных  римских граждан; в этом смысле они  противопоставлялись свободнорожденным. Положение вольноотпущенников различалось в зависимости от условий (источника) их прежнего рабского состояния. Те, кто отпускались из рабства, связанного с военным пленом (т.е. кто ранее был «врагом римского народа»), никогда не могли приобрести прав римского или латинского гражданства; особыми условиями было обставлено и освобождение из рабства приговоренных преступников и осужденных заочно. Только отпущенные на свободу в самом Риме считались римскими гражданами (cives Romani), но не полноправными. Отпущение из рабства прежних римских граждан не создавало специальной ситуации: они вполне восстанавливали прежний статус, если в период рабского состояния не совершали преступлений и иных постыдных дел. 

В сфере  публичного права вольноотпущенники навсегда подвергались ограничениям в занятии государственных должностей: они не могли быть магистратами, избираться в судьи и т.п. В сфере частного права вольноотпущенники не признавались вполне самостоятельными и должны были до конца своей жизни подвергаться патронату прежнего господина. Обязанности, вытекавшие из условий требовательного патроната, предполагали, что: 

Информация о работе Понятие лица и правоспособности в Римском праве