Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:43, реферат
Сначала всем заправляли, как в старину в Греции, родовитые, многосемейные, богатые люди, патриции (что буквально значит – отцовские семьи). Они владели большими стадами. Их окружали мелкие люди, зависимые от них и отдавшиеся под их покровительство. Главы этих семей и составляли сенат, и из них выбирались консулы и жрецы. Но войско по большей части состояло из крестьян-земледельцев. Они назывались плебеями.
б) вольноотпущенник
обязан оказывать прежнему патрону
материальное вспомоществование, вплоть
до специально устанавливаемого алиментарного
содержания в случае хронической
нужды патрона;
в) патрон
имеет некоторые наследственные
права на имущество вольноотпущенника;
г) вольноотпущенник
обязуется оказывать патрону
житейские, ремесленные и т.п. услуги
без вознаграждения и без заключения
правовых обязательств. Нарушение вольноотпущенником
обязанностей почтительности и алиментарного
вспомоществования патрону в случае особой
признанной «неблагодарности» и могло
дать основание для возвращения отпущенника
в рабское состояние прежнему господину
- по решению магистрата либо органа, санкционировавшего
ранее отпуск на волю.
Вольноотпущенники
никогда не могли достичь высшего сословного
положения среди римских граждан. Только
верховной государственной властью они
могли быть пожалованы во всадническое
сословие (соответственно своему имущественному
состоянию), однако сенаторское сословие
или жреческое (в языческую эпоху) было
для них закрыто полностью.
Положение
вольноотпущенников наиболее показательно
свидетельствует, что одного состояния
свободы было недостаточно, чтобы
стать полноправным и ничем в
своих частных правах не ограниченным
субъектом цивильного римского права.
Необходимо было обладать еще особым качеством
- быть лицом «своего права», что определялось
другими правовыми условиями.
Правовые
категории лиц в зависимости
от состояния гражданства. В классическую
эпоху римского права на общую правоспособность
лиц в сфере частного права влияла также
принадлежность к той или другой категории
гражданства, установленной публичным
правом. В этом отношении наряду с полноценными
римскими гражданами выделялись две специализированные
категории: латины и перегрины.
Латины
(latini) были исторически и этнически
специализированной категорией гражданства
для населения так называемых
союзнических территорий, окружавших
собственно Рим в Италии, прежде
всего области Латиума. Не признававшись
римскими гражданами, свободные и самостоятельные
латины пользовались правами латинского
гражданства, которое могло достаточно
легко перерасти в римское при обретении
местожительства в Риме. Латины не имели
публичных прав, признанных для римских
граждан, однако они должны были нести
воинскую обязанность в составе специальных
легионов. Статус латина предполагал право
на земельный надел в Латиуме согласно
традиционным нормам и порядку наделения
им. Латинское гражданство подразумевало
полное jus commercii и jus conubii, уравнивавшее
исторических жителей Лациума с римскими
гражданами.
Перегринами
(peregriai) назывались все другие свободнорожденные
категории граждан, не принадлежавшие
к римскому или латинскому гражданству,
но находившиеся в подданстве Римского
государства. Перегрины не только были
лишены публично-правового статуса,
присущего римским гражданам, но и в сфере
частных нрав существенно ограничивались.
Брак римских граждан с перегринами создавал
особый случай правового регулирования
и вытекающих их этого союза обязанностей,
нежели типичные для римлян формы правоустановленного
брака. Перегрины не обладали правоспособностью
цивильного права в собственном смысле.
Однако признавалось, что они обладают
частными правами в рамках jus gentium, т.е.
считаются субъектами хозяйственного
оборота в тех формах и в тех обязательствах,
которые не полагались присущими только
римским гражданам (могли заключать договоры
купли-продажи, товарищества и т.д., но
не могли оформлять сделки посредством
манципации).
Субъектом
государственной жизни и
Принадлежность
к римскому гражданству означала для
субъекта возможность пользования рядом
прав и одновременно обременение публичными
обязанностями. Публичная правоспособность
наступала с 17 лет, с 60 лет гражданин мог
быть освобожден от личных повинностей.
К публичным правам римского гражданина
относились: право обжалования решений
должностных лиц в установленных народных
собраниях; право собраний и ассоциаций,
в том числе соседских сходок (только в
дневное время); право участия в народных
собраниях под руководством магистратов,
пассивное право-обязанность исполнять
функции должностного лица при соответствующем
имущественном цензе.
К публичным
по характеру обязанностям относилась
военно-милицейская служба; обязанность
подлежать цензу, т.е. исчислению имущества
и доходов; уплата особого налога - трибута,
собираемого по чрезвычайной государственной
надобности; владение и полезное использование
землями покоренных народов.
Приобретение
прав гражданства. Права римского гражданина
могли приобретаться двояким
в правовом отношении путем:
1) в
силу установлений
2) в
силу непосредственных
Правовые
категории лиц в зависимости
от положения в семье. Последнее
важное правовое разграничение лиц
свободного состояния, касавшееся полноты
их правоспособности в сфере частных прав,
обуславливалось наличием или отсутствием
специального семейного качества: «Лица
могут быть именно, самостоятельны в праве,
другие стоят в зависимой связи. Из последних
выделяются те, которые стоят под властью,
другие - под рукой, третьи - в обладании
другого».
Полностью
самостоятельной гражданской
Аналогичные
требования выдвигались и в отношении
свободных лиц других гражданских категорий.
Домовладыка (paterfamilias) мог быть только
один для кровнородственной семьи, обладавшей
совокупным и единым имуществом; ею власть
прекращалась только со смертью или с
утратой (по тем или иным правовым причинам)
его семейного, гражданского или другого
статуса в праве.
Правами
домовладыки мог обладать только
мужчина старшей в данной семье
степени родства (даже если он не был,
безусловно, старшим по возрасту относительно
других домочадцев, родственников и свойственников).
Власть
домовладыки в отношении его
подвластных ограничивалась только
обычаями и нравами; закон и право
вмешивались в эту сферу в
минимальной степени.
Сохранение
статуса домовладыки не зависело
также от приобретения подвластными,
детьми, домочадцами какого-либо специального
публично-правового статуса: так, даже
избранный магистратом сын сохранял подчиненность
в сфере частного права своему отцу или
домовладыке, если не был от этого освобожден
через соответствующую правовую процедуру
(что, впрочем, требовали приличия - mores).
Способы
умаления правоспособности. Особое явление
с особыми юридическими последствиями
составляло умаление чести вследствие
бесчестья (infamia). Это явление распространялось
на римских граждан и фактически ограничивало
их правоспособность
Бесчестье
могло наступать по основаниям фактическим
и по законным. Фактическое бесчестье
вытекало из нравственного осуждения
обществом равных морального облика
или поведения лица (не пойманный
вор, распутник, карточный шулер).
В формально-правовом
отношении это было как бы превентивное
лишение равноправия: лицо, характеризующееся
как turpitude, устранялось из числа возможных
свидетелей, от вообще решения общественно
нравственных вопросов, возможных опекунов,
кандидатов в должностные лица; turpitude создавало
вполне достаточное основание для лишения
данного лица прав наследства.
Законное
бесчестье наступало в силу конкретного
распоряжения закона или вообще гражданского
права. Оно могло быть непосредственным
или опосредованным.
Непосредственное
законное бесчестье (mfamiajuris immediata) следовало
в случае причастности к образу жизни
или поведению, осужденных законом:
проституция, ростовщичество, занятие
сценическими искусствами, позорная отставка
солдата и т.н. и не требовало никаких индивидуально-правовых
постановлений.
Опосредованное
законное бесчестье наступало (infamia
juris mcdiata) в качестве индивидуального
акта по приговору суда вследствие
совершения некоторых уголовных
преступлений (как сопутствующее основному
наказанию) или вследствие неисполнения
ряда частноправовых обязательств, отнесенных
к особому типу позорящих, а также обязанностей
по опеке.
Результатом
бесчестья (вне зависимости от его
конкретного вида) была потеря публичных
прав - на занятие почетных должностей,
на место при играх или религиозных церемониях,
а также ряда частных прав, прежде всего,
наследования.
Умаление
чести могло быть пожизненным
или временным. В любом случае
восстановление се могло быть реализовано
либо только тем же властным органом, который
наложил в свое время бесчестье, либо верховной
властью от имени римского народа.
Ограничение
прав римского гражданства, не следующее
из правового лишения его либо
из умаления чести, могло последовать
также, но обстоятельствам религиозным
или по признаку пола.
Несоблюдение
требований языческой религии в
классическую эпоху с необходимостью
влекло общественное осуждение turpitude с
общими для этого правовыми
В эпоху
христианства как господствующей религии
состояние римского гражданства подразумевало
и обязательное исповедание только христианского
вероучения, причем в официально-каноническом,
признанном государственной властью виде.
Соответственно
язычники, еретики и разного рода
отступники от канонического христианства,
иудеи и т.д. ни в каком случае не могли
пользоваться нравами римского гражданина.
Римское гражданство приобреталось, прежде всего, путем рождения (в законном браке) от римских граждан, затем - путем отпущения на свободу из рабства, а также посредством дарования римского гражданства иностранцу.
Прекращалось
римское гражданство или
Правоспособность римского гражданства в области частного права слагалась из двух основных элементов: ius conubii, т. е. право вступать в законный брак, при котором дети получали права римского гражданства, а отцу принадлежала власть над детьми, и ius commercii - по определению Ульпиана emendi vendendique invicem ius, т. е. право торговать, совершать сделки, а, следовательно, приобретать и отчуждать имущество.
Существенное значение имело деление римских граждан на свободнорожденных и вольноотпущенников (libertini); последние не только находились в зависимости от своих патронов (т. е. отпустивших их на свободу), но нередко и эксплуатировались ими.
В III в. н. э. формально было провозглашено равенство в правоспособности. В действительности полного уравнения не произошло. В частности, неравенство вызывалось образованием в период империи сословий, которое сопровождалось прикреплением к профессиям. Различались следующие сословия: сенаторы, всадники, военное сословие, городские декурионы или куриалы, торговцы, ремесленники, крестьяне.
Сословные и иные социальные различия особенно сильно давали о себе знать в области налогового обложения и вообще в публичном праве; но они сказывались и в области частного права, например, на допускался брак между сенатором и вольноотпущенницей и пр.
В современном
праве различают
Дееспособность человека всегда и везде, прежде всего, зависит от возраста, так как понимание смысла совершаемых действий и способность владеть собой и трезво принимать то или иное решение приходит лишь с годами. В Римском праве различались: infantes (до 7 лет) - вполне недееспособные; impuberes (мальчики от 7 до 14 лет, девочки от 7 до 12 лет).
Информация о работе Понятие лица и правоспособности в Римском праве