Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:17, контрольная работа
В данной работе даны некоторые характеристики присущие властвующей элите, анализ социального состава элиты, её личностных, психологических особенностей, а также то, как происходит её формирование и из кого она состоит.
Введение 3
1. Понятие политической элиты и её типология 4
1.1. Понятие политической элиты 4
1.2. Типология элит 6
2. Современная политическая элита: источники власти
и системы отбора 9 Выводы 13
Тест 16
Список использованных источников 19
В зависимости от характера своего влияния на массы, элиты подразделяются: - наследственные, имеющие влияние на массы в силу фактора "крови", например аристократия;
- ценностные элиты - базируют свое влияние на интеллектуальном и моральном авторитете;
- властные - непосредственные обладатели власти;
- функциональные - профессионалы-управленцы, имеющие необходимую, для занятия руководящих должностей, квалификацию.
Элиты различаются также по способу своего формирования и доступности для давления общественного мнения: - открытая элита, этот тип формируется посредством выборов, принадлежность к ней определяется профессионализмом, известностью, политическим статусом, экономическим влиянием. Заботясь о своем авторитете, элита стремится убрать из своей среды нерезультативные или скомпрометировавшие себя в глазах общественного мнения элементы;
- закрытая элита. Отбор в элиту осуществляется из "круга себе подобных", например дворянство. Главным достоинством кандидата выступает исполнительность и готовность следовать установленному кодексу поведения. Эта элита не проницаема для общественного мнения, что неизбежно сказывается на ее способности управления общественными процессами.
Различаются элиты и по степени своей интегрированности в политическую систему: - правящая элита характеризуется реальным обладанием рычагами и механизмами осуществления властных решений;
- оппозиционная элита при интегрированности в систему власти выражает взгляды, расходящиеся с взглядами доминирующей группы. Представители этой элиты могут быть отнесены к лояльной или умеренной оппозиции (оппозиция может быть представлена в парламенте);
- контрэлита - исключена из системы властных отношений и отвергает существующую политическую систему. Это так называемая нелояльная, непримиримая оппозиция.
Одной из достаточно содержательных классификаций
политической элиты в демократическом
обществе является выделение в зависимости
от степени развитости и соотношения вертикальных
(социальная представительность) и горизонтальных
(внутригрупповая сплоченность) связей
элиты ее четырех основных типов: стабильной
демократической элиты — высокая представительность
и высокая групповая интеграция; плюралистической
— высокая представительность и низкая
групповая интеграция; властной — низкая
представительность и высокая групповая
интеграция и дезинтегрированной — низкие
оба этих показателя. Оптимальной для
общества является стабильная демократическая
элита, сочетающая тесную связь с народом
с высокой степенью групповой кооперации,
позволяющей понимать политических оппонентов
и находить приемлемые для всех, компромиссные
решения.
2.
Современная политическая
элита: источники власти
и системы отбора.
Говоря о властвующей элите,
необходимо рассмотреть вопрос
о том, как происходит её
формирование и из кого она
состоит. Здесь действуют две
тенденции. С одной стороны
– стремление к замкнутости,
корпоративности, чтобы
Формирование элиты в каждой конкретной стране, на каждом конкретном этапе ее развития отличается значительным своеобразием. Существуют, однако, общие закономерности процесса вхождения людей в правящую группу. Универсальными для всех стран являются каналы рекрутирования элиты - те социальные институты, включенность в которые дает людям возможность достичь власти. К таковым относят:
Система образования играет существенную роль во всех странах. По отзывам британских политологов, этой страной управляют исключительно люди, окончившие Оксфорд или Кембридж, имеющие одно или два высших образования, чаще всего юридическое и экономическое.
Универсальными являются и основные системы
рекрутирования элиты. Система рекрутирования
- это механизм формирования и воспроизводства
элиты, включающий в себя критерии, порядок
и круг лиц, осуществляющих отбор. В наиболее
общем виде представления о системах рекрутирования
в форме демократической и аристократической
тенденций были сформулированы еще Г.
Моска. Современная наука трактует их
соответственно как антрепренерскую систему
и систему гильдий.
Система гильдий предполагает
закрытый и неконкурентный характер отбора,
который осуществляется достаточно узким
кругом лиц (селекторатом). Отбор осуществляется
из определенных (весьма ограниченных)
социальных групп или партий. По отношению
к кандидатам выдвигается множество формальных
требований, (например, учитывается образование,
стаж работы, возраст, характеристики,
прежняя должность, партийность и др.)
призванных подтвердить не столько их
компетентность, сколько лояльность вышестоящему
начальнику. Обновление элиты происходит
медленно и нерегулярно. Подобный тип
формирования элиты характерен для традиционных
обществ (элита - каста в древней Индии,
элита - аристократия в средневековой
Европе). В ХХ в. наиболее четко система
гильдий проявилась в тоталитарных (элита
- партия в СССР) и авторитарных (элита
- корпорация в Чили, Иране) политических
системах. Крайним выражением системы
гильдий стал номенклатурный способ формирования
элиты в бывшем СССР. Элита подбиралась
сверху с учетом рекомендаций партийных
органов, социального происхождения, партийности,
декларируемой верности официальной идеологии.
При антрепренерской системе отбор носит
открытый, конкурентный характер, осуществляется
большим кругом лиц (в идеале - всем населением
через выборы) и из различных по своему
положению групп. Присутствует тенденция
регулярного обновления элиты. Критерии
отбора ориентируются, в первую очередь,
на личные качества кандидата, его умение
привлечь к себе внимание людей, способность
доказывать свою компетентность.
Использование каждой из систем
может иметь неоднозначные последствия,
как для самой элиты, так и общества в целом.
Так, система гильдий, с одной стороны,
формирует однородную элиту, обеспечивает
предсказуемость и преемственность политического
курса, а с другой, ее длительное использование
приводит к отрыву элиты от общества, к
ее старению и бюрократизации, а в конечном
итоге - к вырождению господствующей группы
и потери ею способностей к управлению
обществом. Антрепренерский способ рекрутирования
элиты, характерный для современных демократических
обществ, обеспечивает динамизм и гибкость
элиты, более полную легитимацию ее власти. Но и у этой
системы есть свои недостатки. К важнейшим
следует отнести: неустойчивость внутренней
структуры элиты, возможность возникновения
конфликтов между ее разными сегментами;
частую смену политического курса в силу
отсутствия единства во взглядах различных
политиков; риск популизма, возможность
прихода в политику случайных людей, не
столько компетентных, сколько известных.
Указанные способы рекрутирования во многом являются эталонными. Реально не существует ни чистой антрепренерской системы, ни чистой системы гильдий, т.к. нет абсолютно открытых и абсолютно закрытых обществ.
Принцип рекрутирования элит в России существенно отличается от западных стран. Подбор элиты в нашей стране до сих пор во многом осуществляется на основе личной преданности и связей (так, президент Путин привел с собой команду "петербуржцев», не сформированную заранее, наподобие «Теневого кабинета» в Англии, а отобранную по принципу лояльности и личной верности президенту). Налицо рекрутирование элиты не согласно интеллектуальному потенциалу и профессионализму, а согласно личным связям. Можно говорить о недостаточной компетентности такого рода элиты. Если в Англии и в Америке основным каналом рекрутирования элит является образование, то в нашей стране такие каналы размыты и во многом сохраняют пережитки номенклатурного принципа подбора элиты. Это отрицательно сказывается на развитии управления и направленности общественного развития. В такой системе смена кадров не приводит к качественному обновлению элиты, что в свою очередь, ведет к нарастанию консерватизма, мешает реализации новых направлений развития. Даже при наличии достойного кадрового потенциала при такой системе воспроизводства использование его возможностей минимально. Современная молодежь является тем потенциалом, с которым Россия вступает в 21 век. Именно она в скором будущем будет определять политику государства. От политических ориентаций молодежи, ее способности активно участвовать в политической жизни зависит то, какой будет политическая элита в ближайшие двадцать лет. Политическая позиция современной молодежи (в особенности студенчества) может стать позицией будущих лидеров государства.
Формирование элиты — не
Можно сделать вывод, что для демократического государства имеет первостепенную значимость не борьба с элитарностью, а решение проблемы формирования наиболее результативной, полезной для общества элиты, обеспечение ее социальной представительности, своевременное качественное обновление, предотвращение тенденции олигархизации, т.е. превращения в замкнутую господствующую привилегированную касту.
В элитарности политического процесса, отстраненности масс от непосредственного и повседневного участия в нем нет ничего негативного, противоестественного. Во-первых, чисто технически невозможно представить себе, как могла бы практически осуществляться политическая жизнь, приниматься и проводиться политические решения, если бы во всем этом на непосредственной и повседневной основе участвовали миллионы людей. Современное общество просто не располагает для этого практическими возможностями, не говоря обо всех сложностях достижения в подобном случае согласия, компромиссов, единства мнений. Во-вторых, такое участие отрывало бы людей от других занятий и тем самым вносило бы дезорганизацию и дестабилизацию во все прочие сферы жизнедеятельности. В-третьих, природная элитарность политики как явления есть нечто объективное и потому лишенное печати «хорошего» или «плохого».
Всякие попытки устранения элитарности приводили лишь к ухудшению, а то и просто дегенерации правящей верхушки, либо к охлократии — власти толпы. Демократическое общество и политическая культура, напротив, держатся не на уничтожении элиты как явления, а на множественности элит. Уничтожить элиту — значит открыть путь еще большей, небывало жестокой деспотии: в этом случае между верховной властью и многомиллионными массами населения не появится достаточно развитая управленческая прослойка с отлаженной системой информации и воздействия. Отсутствие такой прослойки либо ее крайнюю слабость и приходится компенсировать использованием самых бесчеловечных форм управления. Однако потребовалось достаточно длительное время и не один социальный катаклизм, чтобы понять, что если в обществе нет элиты — небольшого числа людей, чей интеллектуальный и культурный уровень намного превышает средний, то и средний уровень обречен на понижение, а все общество на вырождение и упадок. Причем это обстоятельство приобретает характер своего рода закона управления.
Множественность элит в демократическом обществе отражает не распространенность бездельников-бюрократов, а множественность каналов выхода социальных интересов на значимые политические и экономические уровни, большую гарантию того, что соответствующие интересы будут учтены и удовлетворены. Общим у всех элит является лишь немногое, но, пожалуй, самое важное. Во-первых, складываются элиты путем длительной конкуренции политических деятелей, в которой верх одерживают наиболее эффективные. Интенсивность политического развития способствует ускорению формирования элиты, но все же требуются годы и годы. Во-вторых, все политические элиты состоят не просто из высокопоставленных, а из наиболее квалифицированных и опытных политических деятелей. Они не обязательно одного идейно-политического направления. Спектр их направлений определяется политическим режимом. В-третьих, основная функция политических элит — поиск оптимальных решений политических проблем. Он ведется на разном уровне — от региона до страны, что дает основание говорить о региональных и центральных политических элитах. Очевидно, что далеко не всякая политическая верхушка может считаться элитой. «Много званых да мало избранных». При смене режима и более глубоких изменениях государства и общества заменяется и политическая элита, формируется новая, соответствующая изменившимся условиям и требованиям. Это требует немалого времени.