Понятие политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:47, контрольная работа

Описание

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет меха­низм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать «окружением» или «окружающей средой», и одновременно устано­вить наличие некоторых связей между ними.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по политологии.doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)


ВВЕДЕНИЕ

 

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет меха­низм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.

Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать «окружением» или «окружающей средой», и одновременно устано­вить наличие некоторых связей между ними.

Политическую систему составляют многие подсистемы, струк­туры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: со­циальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и ре­ально исполняются. В случае законодательной системы речь идет о действии закона на определенной территории, в случае муниципали­тета – его акты ограничены его территорией, в случае политической партии – учитываются пределы действия устава, программы, партийных решений.

Глубокое обоснование и широкое распространение понятие «политическая система» получило лишь в середине XX в., что по­рождено логикой развития политической науки, приведшей к необ­ходимости описания политической жизни с системных позиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

 

Политические организации общества представляют собой систему, которая обеспечивает обществу целостность и упорядоченность.

Система (от греч. "система" - целое, составленное из частей, соединение) - это множество, закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и т. п.), представляющих собой определенное целостное образование, единство.

Человеческое общество представляет собой совокупность социальной, экономической, политической, этнической, правовой, культурной систем.

В политической науке существуют различные подходы к определению политической системы. Анализируя основные определения, теории и концепции, можно попытаться определить, что такое политическая система.

Политическая система - это совокупность политических институтов, общественных структур, а также их взаимодействий, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние. Понятие политической системы распространяется на всю политическую жизнь и позволяет представить политику как целостное явление.

Современная политологическая наука выделяет различные концепции политических систем. Словарь Уэбстера упоминает до двух десятков определений политической системы.

Одни ученые представляют политическую систему как комплекс идей, лежащих в основе политики; другие - как систему взаимодействий; третьи - как совокупность определенных элементов, субъектов политики и т.д. Всем этим определениям присуще стремление к универсальному истолкованию политической жизни, независимость ее от истории, социальной ситуации.[1]

В основе современных теорий политических систем лежит представление о политике как некой самостоятельной целостности. Наряду с экономикой, моралью, религией политика является особой формой человеческой деятельности. Политическая деятельность осуществляется в рамках определенной политической системы.

Изучая общество, американский социолог Толкотт Парсонс (1902 - 1979) выделил такие достаточно самостоятельные системы, как духовная, экономическая и политическая, различающиеся по своим функциям.

Первым политологом, описавшим политическую жизнь с системных позиций, был американский ученый Дэвид Истон. В работах "Политическая система" (1953 г.), "Предел политического анализа" (1965 г.), "Системный анализ политической жизни" (1965 г.) он заложил основы теории политической системы.

По мнению Д. Истона, политическая система - развивающийся и саморегулирующийся организм, который состоит из многих частей, образующих единое целое. У системы есть вход, на который извне поступают импульсы - требования или импульсы - поддержка. На выходе системы - политические решения, на основе которых осуществляются политические действия.

Используя теорию Истона, Г. Паэлл и М. Каплан создали теорию внешнеполитических систем, К. Дойг применил кибернетический подход, уподобляя политическую систему кибернетической машине.

Особое место занимает марксистская трактовка политической системы. Эта особенность объясняется желанием советской политической науки дистанцироваться от западной политологии, идти своим особым путем.

В качестве основ марксистского подхода к пониманию политической системы выступают следующие положения:

- существование и функционирование политической системы обусловлено классовым обществом;

- по мере развития классового общества в бесклассовое отомрет политическая система;

- в эксплуататорском обществе политическая система выражает и защищает волю и интересы господствующего класса, а в социалистическом обществе - всего народа;

- характер политической системы определяется экономикой;

- политическая система эксплуататорского общества состоит из противостоящих друг другу элементов.

Политическая система общества отражает многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают определенное влияние на политическую власть. В случае соответствующего признания эти интересы реализуются при помощи политически управляемых структур, через политический процесс, т.е. путем принятия и осуществления политических решений. Политическая система представляет собой необходимый механизм, посредством которого осуществляться полновластие, суверенитет народа.

Универсальное и самое общее понятие политической системы, отражающее сущность и содержание политической материи. Политическая система - это комплекс институциональных образований, которые выявляют потребности и интересы социальных групп, формируют и организуют взаимодействие людей по осуществлению публичной власти на соответствующей территории. Определение же конкретной политической системы зависит от ее структуры, вида и содержательно-функциональных характеристик.[2]

    Таким образом, сущность политической системы заключается в регламентации поведения людей посредством политической власти и политических интересов. Следовательно, политическая система общества – это совокупность организаций и граждан, взаимодействующих в процессе реализации своих социальных интересов через функционирование

 

2. СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

 

Политическая система представляет собой довольно сложное и многомерное образование, основным назначением которого служит обеспечение целостности, единообразия действий людей и их общностей в политике. Можно выделить следующие компоненты (блоки) политической системы:

1) Личностно-организационный блок обозначает взаимосвязь политики и человека. Все люди, так или иначе, подвергаются поли­тическому воздействию в самых различных формах. Но это одна грань данного отношения. Вторая заключается в том, что наибо­лее "подготовленные" индивиды через разнообразные организацинно-политические формы активно участвуют в выработке политических идеи и норм, формировании политической власти. Именно человек как гражданин, депутат, член партии и движения творит политику, реально влияет на политическое развитие обще­ства. Каковы люди, такова и политика;

2) организационно-институциональный блок охватывает совокупность политических объединений (государство, политически кие партии, общественно-политические организации и движения). Особое место здесь принадлежит государству, от сущности и фор­мы которого зависят сущность, виды и функции политической си­стемы. В качестве сугубо политических явлений выступают партии, которые могут представлять интересы класса (классовые), нации, этнические группы (национальные), конфессии (религиозные), всех слоев населения (патриотические), отдельных групп, лидеров (ха­ризматические) и т. п.

Важное значение имеют общественно-политические органи­зации и движения, которые не могут удовлетворить интересы сво­их членов без участия в политике, без вмешательства государ­ства;[3]

3) нормативно-регулятивный блок включает в себя полити­ческие и правовые нормы, обычаи и традиции. При этом следует иметь в виду то обстоятельство, что правовые нормы исходят от государства, органов местного самоуправления или народа в це­лом и поэтому всегда являются одновременно политическими нор­мами. Часть же политических норм, исходящих от политических партий, общественно-политических организаций, не являются пра­вовыми. Политические нормы выполняют организационную и ре­гулятивную функции в политической системе, носят формализо­ванный характер, документированы, обеспечиваются контрольным механизмом и политической ответственностью;

4) организационно-деятелъностный блок имеет несколько уровней: а) политические отношения, складывающиеся между го­сударством и иными политическими организациями, и прежде все­го но поводу участия в осуществлении политической власти; б) по­литические отношения между негосударственными объединения­ми; в) политическая деятельность, охватывающая действия конк­ретных людей как представителей или членов политических орга­низаций;

5)   интеллектуально-психологический блок (политическое сознание) отражает идеологические и психологические характе­ристики системы. Политическое сознание населения, его отдель­ных слоев и групп, а также индивидов может формироваться под влиянием идеологии либерализма, консерватизма, радикализма, социализма, национализма, шовинизма, расизма и т. д. Политичес­кое сознание выступает в качестве основного условия формирова­ния политического порядка, политической культуры;

6)  информационный блок.[4]

Все обозначенные блоки, тесно взаимодействуя, составляют целостную политическую систему. В действительности невозмож­но отделить, изолировать отдельных личностей от политических организаций, а последних — от политических идей, норм, отноше­ний, как нельзя, скажем, разорвать связь между разумом и мыс­лью, языком и словом.

3. ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

 

Политические системы как сложные и многообразные явления могут классифицироваться по различным основаниям. Отечественные и зарубежные политологи в качестве критериев типологизацию современных политических систем чаще всего принимают следующие: характер общественного строя, политический режим, форму господства, господствующую в обществе идеологию, географическую, национальную, религиозную принадлежность и т. д.

В теории систем под функцией понимается любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечение ее жизнеспособности.

Одна из общепринятых классификаций функций политической системы была представлена Г. Алмондом и Дж. Науэллом. Они выделили по значимости те функции, каждая из которых удовлетворяет определенную потребность системы, а все вместе они обеспечивают «сохранение системы через ее изменение».

Сохранение или поддержание существующей модели политической системы осуществляется с помощью функции политической социализации. Политическая социализация представляет собой процесс приобретения политических знаний, верований, чувств, ценностей, присущих тому обществу, в котором живет человек. При общение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти обеспечивают поддержание существующей модели политической системы. Стабильность политической системы достигается в том случае, если её функционирование основывается на принципах, соответствующих политической культуре общества. Так, американская политическая культура основана на ряде мифов, идеалов и представлений, которые признаются большинством населения страны несмотря на религиозные и расовые различия. Среди них - отношение к своей стране как к богоизбранной, предоставляющей человеку уникальную возможность для самореализации или ориентация на личный успех, дающей уверенность в том, что вырваться из нищеты и достичь  богатства можно, только полагаясь на свои способности, и т.д.[5]

Жизнеспособность системы обеспечивается ее способностью к адаптации к окружающей среде, ее возможностям. Функция адаптация может осуществляться с помощью политического рекрутирования — подготовки и отбора субъектов власти (лидеров, элит), способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.

Не менее важна функция реагирования. Благодаря этой функции политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие из­вне или изнутри ее. Высокоразвитая реагирующая способность по­виляет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям функционирования. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий, игнорирование которых может привести к дезинтеграции и распаду общества.

Политическая система способна эффективно реагировать на возникающие требования при наличии у нее ресурсов, которые она черпает из внутренней или внешней экономической, природной и т.д. среды. Данная функция называется экстракционной. Получен­ные ресурсы необходимо распределить так, чтобы обеспечить интеграцию и согласие интересов различных групп внутри общества. Следовательно, распределение политической системой благ, услуг и статусов составляем содержание ее дистрибутивной (распределитель­ной) функции.

Информация о работе Понятие политической системы