Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:47, контрольная работа
Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать «окружением» или «окружающей средой», и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.
Наконец, политическая система осуществляет влияние на общество посредством управления, координации поведения индивидов и групп. Управленческие действия политической системы выражают сущность регулирующей функции. Она реализуется путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также за сет применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил.[6]
Рисунок 1- Функции политической системы
Существуют и другие подходы к типологии функций политических систем. Так, на основе целевого подхода к политике выделяют следующие функции:
- определение целей, задач, программ деятельности;
- мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей;
- интеграция общества;
- распределение ценностей;
- легитимация.
Широкое распространение в недавнем прошлом нашей страны получил, как известно, марксистский подход. Он опирается на такие фундаментальные категории, как тип формации и характер социально-экономической структуры. Соответственно выделяются рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы. Такая типология позволяет различать политические системы по коренным, классовым признакам. Отличительной особенностью данной типологии является довольно жесткая противопоставленность каждого из выделенных типов друг другу.
Американский политолог Г. Алмонд выделил англо-американскую, континентально-европейскую, тоталитарную и доиндустриальную системы. Дж. Коулмен писал о конкурентной, полуконкурентной и авторитарной системах, а Д. Эптер - диктаторской, олигархической, косвенно-представительной в прямой представительной системах.
Широкое распространение получила типология политических систем, в основе которых лежит характер политического режима. В ее рамках обычно выделяют три типа политических систем: тоталитарные, авторитарные и демократические. Иногда к ним добавляют либеральный тип политической системы. В самом общем виде для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества, запрет демократических организаций, ограничение конституционных прав и свобод граждан, репрессии против прогрессивных сил, милитаризация общественной жизни. Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах. Для демократической системы характерно функционирование политических институтов, норм, структур и учреждений, которые обеспечивают гражда¬нам более или менее организованное участие во власти и контроль над ней.
Политологи нередко основывают типологизацию политических систем на форме государства. В таком подходе политические системы делятся на монархические (абсолютные или конституционные) и республиканские (парламентские или президентские). С точки зрения территориального устройства политической власти политические системы делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.
В зависимости от степени политических изменений различают политические системы традиционные и модернизированные. Для первых характерны устаревшие принципы организации общества, неразвитость гражданского общества, форм политического поведения, консерватизм в осуществлении необходимых обществу структурных изменений. Традиционные политические системы отличаются слабой дифференцированностью политических ролей, харизматическим способом обоснования власти.
Современные модернизированные системы отличаются провозглашением в качестве общей для всех ее членов цели модернизации важнейших экономических и социальных организаций и учреждений. Целью политической модернизации изъявляется преодоление противоречий, порождаемых наличием в обществе глубоких социальных контрастов. Близки к этой классификации системы трансформирующиеся, проводящие общественные преобразования. Такие системы отличаются большим динамизмом, ориентацией на проведение реформ. Исходя из этого, современную Россию можно отнести к политической системе трансформирующегося типа.[7]
Таким образом, политическая система представляет собой целостное образование, выполняет специфические функции по обеспечению и регулированию политической жизни общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Политическая система – это основополагающая форма организации политической, да и всех других сфер жизни современного общества. Разнообразные общественные системы, ныне существующие в многочисленных странах мира, различаются прежде всего по характеру присущих им политических структур.
Политическая система находится в глубокой взаимосвязи с внешней средой. Она преобразовывает поступающие требования в соответствующие решения и действия, при этом политический процесс является процессом преобразования информации, перевода ее с «входа» на «выход». Реагируя на сигналы окружающей среды, политическая система осуществляет в обществе изменения и одновременно поддерживает в нем стабильность.
Анализ политической системы дает возможность продвигаться по пути конкретного раскрытия взаимосвязанных компонентов политики как социальной реальности. Он позволяет выяснять предметно-практические формы и способы реализации политических интересов и лежащих в их основе политических отношений. Изучение политической системы обеспечивает переход от теоретического рассмотрения различных сторон политической жизни к разработке понятий и характеристик, поддающихся эмпирическому социологическому исследованию. Функции политической системы многообразны, что вызвано сложностью и многослойностью политической жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гаджиев К.С. Политология: учебник –М.: Высшее образование, 2007. - 460с.
2. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2006. – 465 с.
3. Мухаев Р.Т. Политология: учеб. Для студентов вузов / Р.Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 495 с.
4. Перевалов В.Д. политология. Учебник для вузов / Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор В.Д. Перевалоав. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФА .М), 2001. – 392 с.
5. Политология: учебник для вузов /Под ред. Василика М.А. – М.: ЮРАЙ, 2001. - 356 с.
15
[1] Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2006. – 465 с.
[2] Перевалов В.Д. политология. Учебник для вузов / Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор В.Д. Перевалоав. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФА .М), 2001. – 392 с.
[3] Гаджиев К.С. Политология: учебник –М.: Высшее образование, 2007. - 460с.
[4] Политология: учебник для вузов / Под ред. Василика М.А. – М.: ЮРАЙ, 2001. - 356 с.
[5] Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2006. – 465 с.
[6] Мухаев Р.Т. Политология: учеб. Для студентов вузов / Р.Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 495 с.
[7] Гаджиев К.С. Политология: учебник –М.: Высшее образование, 2007. - 460с.