Понятие политической власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:19, реферат

Описание

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие ее сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва - ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты еще в ранний период политической Индии, Китая и Греции.
Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей.
Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.
Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность.
Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.

Содержание

Введение 3
1. Определение власти 4
2. Субъекты и объекты политической власти.
Основания власти (харизматическое, традиционное,
рациональное). 6
3. Ресурсы власти и каково их назначение.
Функции политической власти. 10
4. Легитимность власти и как она достигается в условиях
тоталитаризма, авторитаризма и демократии 11
5. Типы политической власти. Разделение и распределение
власти в различных политических режимах в
парламентских, президентских, авторитарных, ассамблеи, президенциализма. 14
Список использованных источников 17

Работа состоит из  1 файл

Мой Реферат политология.doc

— 90.00 Кб (Скачать документ)

                  

Содержание 

Введение                                                                                                                      3

    1. Определение власти                                                                                  4
    2. Субъекты и объекты политической власти.        

      Основания власти (харизматическое, традиционное,

рациональное).                                                                                         6

    1. Ресурсы власти и каково их назначение.                              

      Функции политической власти.                                                             10

    1. Легитимность власти и как она достигается в условиях

      тоталитаризма, авторитаризма и демократии                                      11

    1. Типы политической власти. Разделение и распределение

      власти в  различных политических режимах  в 

      парламентских, президентских, авторитарных, ассамблеи, президенциализма.                                                                                   14

Список использованных источников                                                                      17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Понятие власти является одним из центральных  в политологии. Оно дает ключ к  пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие ее сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

       Разгадка  феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва - ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты еще в ранний период политической Индии, Китая и Греции.

       Парадокс  политической власти, способной оборачиваться  для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей.

       Власть  является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.

       Власть  представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность.

       Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации. 
 

       1. Определение власти. 

       В политической литературе существуют многочисленные определения власти. Например, Т. Гоббс  считал, что власть – это средство достичь блага в будущем, и сама жизнь есть вечное и неустанное стремление к власти, прекращающееся лишь смертью. М. Вебер определял власть как возможность осуществить свою волю вопреки сопротивлению других. Р. Даль полагал, что власть дает возможность одному человеку заставить другого делать то, что он по своей воле не сделал бы. В то же время Х. Арендт считала, что власть вовсе не принадлежит отдельному человеку, а только группе людей, действующих совместно. С. Лукс, отвергая это суждение, утверждает, что в основе всех определений власти лежит примитивное представление: некий А тем или иным образом воздействует на Б. П. Моррис уточняет, что власть – не просто способ воздействия на кого-то или что-то, а действие как процесс, направленный на изменение кого-то или чего-то. О том же говорит и А. Гидденс: обладание  властью означает способность менять порядок вещей.

       Г. Лассуэлл и А. Каплан в книге  “Власть и общество” подчеркивают, что власть есть участие в принятии решений. Для Т. Парсонса власть – это система ресурсов, с помощью которых достижимы общие цели. Р. Арон считает, что власть – это потенция, которой владеет человек или группа для установления отношений с другими людьми или группами, согласными с их собственными желаниями. Б. Рассел определят власть как производство намеренных результатов.

       Многие  ученые подчеркивают естественный характер власти. Зло не в самой власти. Каждый человек изначально в той  или иной мере стремится к власти и славе, хотя есть люди, которые  всегда стремятся командовать, а другие – подчиняться. Между этими крайностями масса людей, которые в одних ситуациях легче подчиняются, в других – командуют. Есть тип людей, которые вообще не любят командовать. В то же время без стремления к власти не бывает лидеров. Ни один лидер не достигает успеха, если не получает радость от власти, если не обладает самоуверенностью. Надо принять во внимание также власть организации. Только на стыке двух форм власти – индивидуальной и организации – в точке соприкосновения проявляется сущность власти как таковой, такое ее свойство, как принуждение.

       Несмотря  на различия в подходах ученых к  определению сущности власти, выделяются и общие ее характеристики. Власть включает в себя понятие о способности  и возможности, господстве и подчинении. Без подчинения нет власти, без власти нет подчинения. Проявлением власти является действие, которое побуждает людей делать что-то, чего они не сделали бы по своей воле. Это власть над кем-то. Однако есть и власть для чего-то, например, ради достижения определенной цели. Поэтому, как замечает А. Гидденс, власть по своей природе не является угнетением, она просто есть способность выбирать образ действий или возможность добиваться результатов. Власть не является препятствием на пути к свободе, а как раз служит для нее посредником, промежуточным звеном.

       Власть  часто определяется как волевое  отношение.  Властвовать – значит налагать свою волю на волю других.          Власть – это реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности.

       Выделяются  универсальные свойства власти: ее всеобщность, то есть функционирование во всех сферах общественной жизни  и политических процессах; ее способность  проникать во все виды деятельности, объединяя или разъединяя людей, общественные группы. Пространство власти может быть совсем малым, скажем, личность самого человека, семья, и предельно большим – государственная власть, власть религий, идеологий, международных структур. Поэтому можно выделить различные виды власти: экономическая и политическая; светская и церковная; законодательная, исполнительная и судебная; центральная, региональная, местная; государственная, партийная, семейная, власть аппарата, лидеров, родителей и т.д.

       Уже в первобытном обществе есть общественная власть, координирующая все стороны жизни коллектива и регулируемая обычаями. Позже, в условиях разделения труда и собственности, общественная власть претерпевает значительные изменения, становясь политической властью. Постепенно она оформляется в законах, преобразуясь в новую власть — государственную.

       Политическая  власть всегда носит общественный характер, проявляется через функционирование специальных структур, предполагает использование принуждения, традиций, морального влияния, системы идеологических и правовых норм. Важно учитывать соотношение политической и государственной власти. Политическая власть выступает как фактическое соотношение классовых и иных социальных сил. Государственная власть - это непосредственный продукт политической власти, она носит политический характер, ибо государство в своей деятельности затрагивает интересы практически всех слоев населения. Однако ни политическая власть не сводится к государственной, ибо включает также власть и влияние партий, лидеров, общественных организаций и т.д., ни государственная — к политической. Государство выполняет и неполитические задачи, которые, однако, могут приобрести политический характер в силу тех или иных причин (школьное образование, язык обучения, экология и т.д.). 

    2. Субъекты и объекты политической власти. Основания власти (харизматическое, традиционное, рациональное). 
     

          Субъекты, объекты и основания власти являются наряду с источниками и ресурсами, компонентами власти.

Субъекты  власти это: государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии. Субъект власти воплощает её активное, направляющее начало. Для возникновения властных отношений субъект должен обладать рядом качеств: 1. иметь желание властвовать, 2. быть компетентным, знать состояние и настроение подчинённых, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом.

Субъекты политической власти имеют сложный характер: её первичными субъектами являются индивиды, вторичными – политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь народ – политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться.

Политические  элиты концентрируют в своих  руках власть, монополизируя права на принятие политических решений.

Первые теории элиты появились в конце 19 –  нач. 20 века, и разрабатывались в  работах итальянских мыслителей Вольфредо Парето (1848-1923), Гаэтано  Моска (1858-1941) и немецкого социолога  Роберта Михельса (1876- 1936). В своих теориях они пытались дать обстоятельное обоснование причин существования управляющей элиты и её особой роли в политическом процессе. В качестве основных факторов образования элит общества выдвигались такие, как:

  • Неравенство индивидуальных способностей людей и их стартовых жизненных позиций;
  • Неизбежность возникновения в современном обществе всеобъемлющих, тотальных организационных структур, в которых выделяется «руководящее меньшинство» и «руководимое большинство»;
  • Достижение обществом такого уровня организации труда, при котором управленческий труд приобретает особую значимость и престижность;
  • Связь управленческого труда с получением привилегий, с распределением ресурсов и ценностей общества.

Совокупность  этих факторов составляет, по мнению классиков элитаризма, основу элитарной дифференциации общества.

Во второй половине 20 века сложилось несколько подходов к исследованию проблемы элитарности  общества. Основные из них: макиавеллистский, ценностный, структурно – функциональный и либеральный.

Макиавеллистский подход решающее значение придаёт различиям между пассивным большинством – массой и властвующим привилегированным меньшинством – элитой, которая наделена особыми способностями к управлению различными сферами общества и, прежде всего экономической и политической.

 При этом  нравственная оценка качеств  и способностей элиты, её способов  достижения власти игнорируется.

      Ценностный  подход: этот подход считает элиту  не только «организованным управляющим  меньшинством», но и наиболее творческой и продуктивной частью общества, наделённой высокими интеллектуальными и нравственными качествами.

      Обстоятельная характеристика основных признаков  правящей элиты была дана сторонниками структурно - функционального подхода. Они впервые выделили в качестве главного признака элиты её социальный статус в системе властных структур. Представители этого подхода к элите относят те личности и группы людей, которые обладают высоким социальным положением в обществе и занимают ключевые командные позиции в важнейших институтах и организациях общества.

      Либеральный подход отличает демократичность. Его  сторонники, следуя элитарной традиции, определяли элиту как властвующее  меньшинство, занимающее в государственных  и экономических институтах общества стратегические позиции и оказывающее значительное влияние на жизнь большинства людей.

      Объектами власти являются индивид, социальная группа, класс, масса и др.

Информация о работе Понятие политической власти