Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:19, реферат
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие ее сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва - ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты еще в ранний период политической Индии, Китая и Греции.
Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей.
Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.
Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность.
Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.
Введение 3
1. Определение власти 4
2. Субъекты и объекты политической власти.
Основания власти (харизматическое, традиционное,
рациональное). 6
3. Ресурсы власти и каково их назначение.
Функции политической власти. 10
4. Легитимность власти и как она достигается в условиях
тоталитаризма, авторитаризма и демократии 11
5. Типы политической власти. Разделение и распределение
власти в различных политических режимах в
парламентских, президентских, авторитарных, ассамблеи, президенциализма. 14
Список использованных источников 17
Власть невозможна без подчинения объекта. Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточённого сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения. Мотивация подчинения может основываться на страхе перед санкциями, долголетней привычке к повиновению, заинтересованности в выполнении распоряжений, убеждённости в необходимости подчинения, авторитете руководителя у подчиненных, на идентификации объекта с субъектом власти. Все эти мотивы существенно влияют на силу власти, т.е. способность её субъекта влиять на объект.
Под основаниями власти понимаются её база и источники, на которые опирается властная воля субъекта.
Экономические основания: характеризуются господствующей формой собственности, стратегически важными природными ресурсами, золотым запасом, степенью устойчивости национальной валюты, масштабами внедрения в экономику страны достижений научно-технической революции.
Социальные основания: это социальные группы и слои, на которые власть опирается. Конкретный состав этих групп и слоёв определяется общественным строем страны, её политическими и культурно – историческими традициями.
Юридические основания: это материальная база юриспруденции, а также совокупность законов, на которых власть сформирована и опирается в практической деятельности.
Административно – силовые основания: совокупность властных учреждений, обеспечивающих функции жизнедеятельности, внутренней и внешней безопасности государства, а также их аппарат. Сюда входят структуры исполнительной и законодательной власти, а также органы безопасности, разведки и внутренних дел.
Культурно – информационные основания: включают в себя систему организаций, аккумулирующих и сохраняющих культурный потенциал страны, средства массовой информации, системы получения и переработки разведывательной информации, международные и национальные компьютерные сети.
3.
Ресурсы власти и каково
их назначение. Функции
политической власти.
Ресурсы власти представляют собой «всё то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других». К ресурсам власти относятся: принуждение, насилие, страх, поощрение, убеждение, традиции, право, мифы и др. Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта власти на её объект, в соответствии с целями субъекта.
Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.д.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса и т.д.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом).
Можно выделить следующую классификацию ресурсов:
Выделяются следующие функции политической власти:
Понятие
«политическая власть», прежде всего,
означает государственную власть вообще.
Власть выступает как главное орудие государственного
управления.
4.
Легитимность власти
и как она достигается
в условиях тоталитаризма,
авторитаризма и демократии.
Легитимность означает общественное признание власти и согласие ей подчиняться. Но это вовсе не означает, что абсолютно все граждане принимают данную власть. В любом обществе есть правонарушители, экстремисты, анархисты. Легитимность не означает также поддержки всеми проводимого политического курса. В обществе всегда есть критики правящей группы. Легитимность означает, что принимаемые законы и указы выполняются основной частью общества.
В целом принцип легитимности сформировался как результат либерально – демократической оценки власти.
Вебер выделял три типа легитимного господства:
Традиционная форма основывается на вере, что существующий институт господства определяется соответствующими традициями, имеет в своей основе преемственность, субъект господства вступает в авторитарную роль в соответствии с обычаями предков, и декларируемые им указания соответствуют обычаю и возложенной на него власти.
Рационально – легальное господство основывается на предположении, что существующая политическая система , атрибуты власти и сам образ правления законны именно потому, что соответствуют общепринятым правовым нормам.
Харизматическое господство опирается на бессознательную веру масс в исключительные личностные качества вождя, его ауру, его обладание какими либо выдающимися качествами.
Что же касается тоталитарного режима, то его главной предпосылкой обычно считается индустриальная стадия развития современного общества. В принципе это верно, но данное положение нуждается в уточнении.
Два события 20 века породили полное господство государственной власти над отдельной личностью:
В целом тоталитарному режиму присущи следующие черты:
Основополагающим принципом режима является принцип «Все, что не разрешено, то запрещено».
Идеология тоталитарного режима теоретически обосновывает необходимость жёсткого контроля и регламентации жизни, в том числе и личной (фашистская идеология, сталинизм).
В
тоталитарном обществе ничего не делается
без ведома властей.
5.
Типы политической власти.
Разделение и распределение
власти в различных
политических режимах:
парламентских, президентских,
авторитарных, ассамблеи,
президенциализма.
Ещё Платон в своих трудах разделял древнегреческие города – государства на следующие типы: монархия – правление одного хорошего человека, её искажённая форма – тирания; аристократия – правление нескольких хороших людей, её искажённая форма – олигархия. Кроме этих типов Платон выделял ещё один, который считал наихудшим – демократия (правление многих или всего народа).
Т. Гоббс различал 3 формы государства в зависимости от числа людей в руках, которых сосредоточена власть: правление одного – монархия, части граждан – аристократия, и всего народа или большинства – демократия. Что касается тирании и олигархии, говорил Гоббс, то они лишь «различные названия монархии и аристократии». Т. Гоббс отдавал предпочтение монархической форме правления.
Ш. Монтескье в первых 13 книгах своего главного труда «О духе законов» (1747) разработал типологизацию, в которой различает три главные формы правления – республику, монархию, деспотизм.
Республика – верховная власть находится в руках или всего народа или его части, монархия – управляет один человек. При этом он подчёркивал что монархия – это система, в которой властвует один, но строго придерживаясь установленных законов, а деспотия – система, при которой правит один не признавая каких бы то ни было фиксированных законов, на основе произвола. Монтескье рассматривал аристократию и демократию как формы республиканского правления.
В наши дни в большинстве случаев используется однолинейная схема типологизации: либо по вертикали – разграничение и сравнение «низших» и «высших» форм правления (рабовладельческие - феодальные), либо по горизонтали (диктаторские - либеральные).
В большинстве современных государств государственная власть делится на три ветви: исполнительная, законодательная и судебная.
Родоначальником
теории разделения властей является
Дж. Локк. Из теории общественного договора
он выводит происхождение
Сущность
Исполнительная
Судебная власть – один из основных видов государственной власти, самостоятельно осуществляющих правосудие.
В различных политических
режимах эти ветви
В парламентских режимах реальная власть принадлежит исполнительному органу – парламенту и премьер – министру. Президент наделён лишь весьма ограниченным кругом полномочий (представительская функция и обязанность подписывать законы страны).
В президентских режимах верховная власть принадлежит президенту, который самостоятельно формирует правительство, является главой государства и исполнительной власти. Он имеет право вето на законы принятые парламентом. Президент страны сам определяет политику государства на весь срок своих полномочий, самостоятельно руководит правительством страны.
При авторитарных режимах вся реальная власть находится в одних руках, управление обществом осуществляется путём репрессий, принуждения. Правитель остаётся вне реального контроля и ограничения со стороны закона и общества.
В условиях президенциализма
вся полнота власти принадлежит президенту,
но в отличие от президентской республики
характер этой власти авторитарный.
Список
использованных источников