Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:29, контрольная работа
Цель данной работы - разобраться в понятии правового государства, показать историю развития этого понятия, дать определение и обозначить признаки правового государства, его основные характеристики и основу.
Введение
1.Понятие государства
2. Возникновение и развитие учения о правовом государстве
3. Основные черты правового государства
4. Формирование правового государства в России
5.Тоталитарное государство
Заключение
Список используемой литературы
Со
Введение
1.Понятие государства
2. Возникновение и развитие учения о правовом государстве
3. Основные черты правового государства
4. Формирование правового государства в России
5.Тоталитарное государство
Заключение
Список используемой литературы
Введение.
Концепция
правового государства имеет глубокие
исторические корни. Так, идея господства
права, верховенство народа высказывалась
ещё в Древней Греции. Платон говорил:
«Я вижу близкую гибель того государства,
где закон не имеет силы и находится под
чьей-то властью. Там же, где закон владыка
над правителями, а они его рабы, я рассматриваю
спасение государства и все его блага,
какие могут даровать государствам Боги».
Эти же идеи позднее развили Локк, Монтескье,
Руссо и другими либералами, которые феодальному
произволу противопоставляли непререкаемость
закона.
В наиболее
развитом буржуазно-демократическом виде
концепция правового государства является
социальной ценностью всего человечества,
удачным сочетанием общечеловеческих
и классовых интересов. В основе правового
государства, во-первых, должна лежать
правовая экономика, а не командно-казарменная,
обречённая на деградацию из-за отсутствия
внутренних стимулов к труду. А, во-вторых,
основой правового строя служит развитое
гражданское общество. Гражданское общество
– система экономических, духовных, культурных,
нравственных, религиозных и других отношений
индивидов, свободно и добровольно объединившихся
в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения
своих духовных и материальных потребностей
и интересов. Оно строиться на принципе
самоуправляемости, защищено традициями,
обычаями, моральными нормами и правом
вмешательства государства. Государство
– лишь форма гражданского общества.
Цель данной работы - разобраться
в понятии правового
1. Понятие государства.
Термин «государство» в русском языке происходит от слова «государь» (князь, царь, обладающие властью). В сербском языке — «држава». Этот термин имеет место и в русском языке, используется обычно в торжественном, возвышенном смысле. Термином «держава» обозначается и символ высшей, державной власти русских монархов. Он представлял собой золотой шар с крестом наверху. Следует отметить, что обобщающее понятие государства появилось в XVI в. Его ввел Н. Макиавелли, использовав термин lo stato, образованный от латинского status. Однако следует отметить, что сам термин «государство» неоднозначен. Иногда с его помощью обозначается общество в целом или страна как некое географическое пространство.
Государство в истории политической мысли понималось и определялось различным образом. И в современной научной литературе существуют разные подходы к его пониманию. Остается актуальным теологический подход к пониманию государства. Согласно христианскому учению, государство божественного происхождения. «Дар власти — от Бога», - сказано в послании римского папы Льва XI («Новые дела»). «Это как бы власть Божия — с отеческой заботой, которая не только руководит целым, но и касается частностей». Целью власти является не преимущество правителя, а благо тех, кем он правит, а также мир, добрый порядок. Государство должно оберегать частную собственность, уважать права, чьи бы они ни были, оберегать рабочих от жестокости хищных хозяев и т. д.
При классическом подходе
к государству последнее
Кибернетический подход к государству состоит в том, что оно рассматривается как определенная система, в рамках которой движется информация с прямыми и обратными связями. Такой подход, безусловно, отражает определенные реальности, связанные с государством, ибо осуществление власти в определенной мере есть движение информации в виде прямой связи государства с обществом — издание законов и иных обязательных правовых актов, обращенных к членам общества, и в виде обратной связи — информация о состоянии управляемых государством систем, процессов.
Социологический подход заключается в том, что государство — явление социальное, существует только в обществе, тесно с ним связано, им предопределено и т. д. Однако здесь наблюдается два течения. Согласно первому государство отождествляется с обществом, государство есть само общество, особым образом организованное.
По Аристотелю, государство — «сообщество равных, имеющих цель совершенствования жизни». Государство образуют только граждане, несущие воинскую службу, обладающие избирательным правом. Таким образом, большинство населения (часть свободных и рабы тем более) исключается из государства. Государство выступает как власть меньшинства.
Отождествление общества и государства мы видим у Канта: государство- объединение людей под эгидой права.
Коркунов определял государство как союз свободных людей с принудительным правопорядком.
Либеральная концепция государства — это концепция «государства — ночного сторожа». Государство не вмешивается в экономические и социальные отношения, не управляет экономикой, культурой и т. п., а только устанавливает «правила игры» — нормы права, охраняет в обществе порядок и т. п.
Согласно концепции «государство — менеджер» государство — нейтральный управитель общественными делами.
Концепция «государство — социальный арбитр» состоит в следующем. Общество социально неоднородно, индивиды и социальные группы имеют разные интересы, интересы могут не совпадать и даже противоречить друг другу. На этой основе могут возникать различного рода конфликты. В таких случаях государство выступает как арбитр, разрешает конфликты, сглаживает противоречия. М. Вебер определяет государство как организованное принуждение. Государство есть союз, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное принуждение.
Каждое из этих определений отражает какую-то одну сторону государства и имеет, следовательно, под собой определенные основания.
Особое место занимает марксистское понимание государства. Марксизм рассматривает государство как особую организацию, выделившуюся из общества в результате разделения общественного труда. Марксизм подчеркивает классовую сущность государства, видит в государстве орудие политического господства одного класса над другим, как правило, экономически господствующего. С помощью государства этот класс становится не только экономически, но и политически господствующим. К. Маркс и В. Ленин зачастую использовали метафорическое выражение: государство — «машина для подавления одного класса другим». Это орудие диктатуры определенного класса. Социалистическое же государство — орудие диктатуры пролетариата как власти большинства. В нынешнем веке взгляды марксизма на социалистическое государство претерпели изменения. Был сделан вывод о перерастании диктатуры пролетариата в общенародное государство, а впоследствии марксизм воспринял и концепцию правового государства.
2. Возникновение и развитие учения о правовом государстве
Основная идея теории правового государства — это идея (мысль) о связанности государства правом. Можно предположить, что эта идея зародилась вместе с возникновением государства, ибо еще в условиях догосударственного развития все органы первобытной, а затем военной демократии формировались и функционировали в рамках определенной нормативной системы — обычаев и табу, освящались религиозными ритуалами и т, д.
Всякая власть всегда стремится к расширению своих властных полномочий, властного пространства, распространить свое влияние на более широкий круг субъектов и отношений. Это неизбежно ведет к ущемлению свободы и интересов подвластных, которые не мирятся с узурпацией власти, противодействуют ей, опираясь, прежде всего на существующую в обществе нормативную систему, ставящую власти пределы.
Более обстоятельно идеи связанности государства правом, идеи господства права были развиты в трудах Д. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др. В частности, двумя первыми была развита идея разделения властей как одно из условий господства права.
Концепция правового государства связывалась и связывается, как правило, с идеями естественных неотчуждаемых прав человека. Согласно этим взглядам естественное право независимо от государства и стоит выше него. Однако среди сторонников правового государства мы видим и таких, которые исходят из связанности государства позитивным законом, принятым государством. Так, Ж.-Ж. Руссо писал, что закон принимается сувереном (народом), правительство — только слуга и исполнитель закона.
Философское обоснование правового государства дал И. Кант, который рассматривал государство как объединение множества людей под эгидой права.
Концепции правового государства придерживались и представители юридического позитивизма. Именно представитель этого направления Р. фон Моль дал первый более или менее обстоятельный анализ правового государства в 1832 г., назвав в качестве высшего его принципа свободу граждан.
Чтобы добиться воплощения указанного принципа, требуется связанность государства правом. Еллинек, представитель того же направления, писал о самоограничении государства правом, а субъективные права граждан представлял как защищенные интересы. Идея примата права над государством соответствовала духу либерализма, отвергавшего вмешательство государства в хозяйственную жизнь.
Таким образом, идеи примата права по отношению к государству присущи не только теориям естественного права, как это иногда преподносится, но и другим течениям правовой мысли.
В России идеи связанности государства правом, правового государства получили развитие в трудах русских либералов.
Первым пропагандистом либерализма была Екатерина II. Идеи либерализма нашли отражение в «Наказе», написанном ею для членов комиссии по Уложению законов.
Значительную роль сыграл М. М. Сперанский в царствование Александра I. Основываясь на идеях естественного права, он разработал первый проект политического устройства России, предусматривающий разделение властей. Это был по сути дела проект первой конституции, оказавшийся неосуществленным. Деятельность Сперанского была прекращена самим Александром I, который убоялся собственного вольнодумства.
В 90-е гг. в условиях политического и идейного кризиса сформировалась волна «нового либерализма». С развитием капитализма расширилась социальная база либерализма, появились новые имена, новые идеи. Набирало силу конституционное направление либерализма (П. Струве, Н. И. Милюков, С. Л. Франк). Оно послужило ядром «Союза освобождения», а позднее — партии кадетов - конституционных демократов, которые отстаивали необходимость конституционного ограничения самодержавия.
«Новый либерализм», связывал идеи правового государства с социализмом. Социализм понимался как политика социальных реформ, всякие революции отвергались. Правовое государство рассматривалось как высшая форма государственного быта. Б. А. Кистяковский видел в нем плацдарм для перехода к социалистическому государству.
«Новые либералы» стояли по сути дела не просто на позициях правового государства, а, как бы мы сегодня сказали, на позициях правового социального государства.
С распадом СССР цель формирования гражданского общества и правового государства воспринята почти всеми государствами, входившими в состав СССР.
Таким образом, можно заключить, что права и свободы, правовое государство ныне восприняты человечеством как общечеловеческие ценности.
3. Основные черты правового государства
Коротко выразить суть правового государства можно так: правовое государство — это государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и которое признает, уважает и охраняет права и свободы граждан.
Основные характеристики правового государства касаются принципов, на которых строятся отношения в треугольнике, состоящем из таких субъектов, как личность, общество и государство.
Основной ценностью в правовом государстве признается личность с ее правами и свободами. Права и свободы личности могут быть обеспечены при условии подчинения государства обществу и связанности государства правом. Этому способствует устройство государства на принципах народного суверенитета, демократизма, верховенства закона, разделения властей, взаимной ответственности государства и личности, политического и идеологического плюрализма, гласности в деятельности государственного аппарата и информированности граждан, наличие демократического правосудия и судебных форм защиты прав и свобод граждан, режима законности.
Рассмотрим подробнее основные черты правового государства.
1. Основной ценностью правового государства признаются человеческая личность, ее достоинство, права и свободы. Государства, считающие себя правовыми, данное положение закрепляют в конституциях прямо или косвенно и декларируют права и свободы личности в качестве неотчуждаемых и непосредственно действующих. В Конституции РФ эти положения зафиксированы в ст. 2, а также в ст. 17 и 18.
В правовом закреплении и регламентировании прав и свобод граждан в рассматриваемых государствах признается примат международного права. Конституции правовых государств и законодательство должны учитывать и реализовывать международные правовые стандарты о правах и свободах человека, зафиксированные в международно-правовых документах. В их числе прежде всего следует назвать Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 г. (эта дата отмечается как День прав человека), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах (оба пакта приняты ООН 16 декабря 1966 г., ратифицированы СССР 18 сентября 1973 г.), ряд конвенций, принятых ООН (о предупреждении геноцида, апартеида, о политических правах женщин и др.), конвенций МОТ (Международной организации по труду).