Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:29, контрольная работа
Цель данной работы - разобраться в понятии правового государства, показать историю развития этого понятия, дать определение и обозначить признаки правового государства, его основные характеристики и основу.
Введение
1.Понятие государства
2. Возникновение и развитие учения о правовом государстве
3. Основные черты правового государства
4. Формирование правового государства в России
5.Тоталитарное государство
Заключение
Список используемой литературы
Прагматический и реальный подход к решению данной проблемы состоит в том, что государство может быть ограничено и связано лишь позитивным правом при наличии демократического режима, при подчинении государства обществу посредством демократических институтов, при условии, что право имеет не только тетическое (исходит от определенного авторитета — государства), но и аксиологическое обоснование — ориентировано на определенную систему ценностей, признанную в обществе. И эта система ценностей может совпадать с тем, что называется естественным правом (свобода, справедливость, плюрализм форм собственности, общественный порядок, правовая и социальная защищенность личности и т. д.).
4. Формирование правового государства в России
Нынешнее Российское государство функционирует на основе Конституции РФ, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. Согласно Конституции Россия - Российская Федерация является демократическим, республиканским, федеративным, правовым (ст. 1) и социальным государством (ст. 7), строится на принципе разделения властей (ст. 10).
По форме правления Россия — президентская республика с элементами парламентской республики. Конституция РФ наделяет Президента РФ значительными полномочиями, прописанными в гл. 4. Президент — глава государства, Верховный главнокомандующий, гарант Конституции, он определяет основные направления внешней и внутренней политики, назначает с согласия Государственной Думы Председателя правительства, по предложению последнего — министров, возглавляет Совет Безопасности, вводит военное положение, при определенных условиях распускает Государственную Думу и пр.
Элементы парламентской республики видятся в праве Государственной Думы выразить Правительству недоверие. Однако вопрос об отставке Правительства решает Президент РФ. Если в течение трех месяцев Дума повторно выразит недоверие Правительству, то Президент может ее распустить. Он может ее распустить и в случае трехкратного отклонения кандидатур на пост Председателя правительства. Процедура же отстранения от власти Президента настолько сложна, что фактически невозможна.
Высшим представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Общепризнано, что в отношениях этих органов сложился дисбаланс в пользу усиления президентской власти.
По форме государственного
устройства Россия — федерация договорно-
Политический режим в России согласно Конституции —демократический. Конституция РФ закрепляет широкий круг прав и свобод граждан, предусматривает институты представительской и непосредственной демократии, систему органов местного самоуправления, демократического правосудия и т. д. Положения Конституции конкретизированы в текущем законодательстве. Однако в силу социально-экономической ситуации переходного к капитализму периода политический режим неустойчив, в нем наблюдаются элементы авторитаризма (силовой разгон Верховного Совета, попытка решения чеченской проблемы с помощью военной силы и др.). После президентских выборов 1996 г. нередки утверждения об элементах олигархического режима (власти немногих финансовых магнатов).
В формировании правового государства в России сделаны значительные шаги, но в полной мере оно правовым еще не является. Для этого требуются дальнейшие преобразования в экономической, социальной, политической, правовой и идеологической сферах.
В экономической сфере предстоит создание развитой рыночной экономики. Здесь сделаны значительные шаги: признано равенство разных форм собственности; большая часть государственной собственности приватизирована; сформировалась система субъектов рыночной экономики. Однако это не привело к экономическому росту. Наблюдаются спад производства, рост безработицы, неплатежей и т.д. Среднее и мелкое предпринимательство полной свободы не получило, подвержено воздействию коррумпированного чиновничества и криминальных структур. Реформа в сельском хозяйстве застопорилась, здесь также наблюдается спад производства.
В социальной сфере для
правового государства
В политической сфере необходимо дальнейшее развитие демократических, федеративных начал, местного самоуправления, создание оптимального баланса ветвей власти, формирование подлинного политического плюрализма, повышение уровня участия народа в политических процессах и т. д. Между тем участие народа, разочаровавшегося в реформах, настолько низкое, что в законах о выборах органов субъектов федерации для признания выборов действительными установлен минимум явки избирателей — 25%. Между тем общеизвестно, что демократические системы сохраняют стабильность и жизнеспособность именно в силу активного участия граждан в делах общества. Значительный вес в избирательных процессах приобретают средства массовой информации.
В правовой сфере сделаны определенные шаги в формировании правового государства. В значительной мере обновлено законодательство. В основном создана правовая база рыночной экономики, приняты многие законы, связанные с совершенствованием политической системы, судебной системы, с охраной прав и свобод граждан и т. д. В числе новых законов следует назвать, прежде всего, Конституцию РФ, конституции республик и уставы областей, краев, автономных округов как субъектов федерации, новые гражданский, уголовный, семейный, трудовой кодексы, законы о судах, о прокуратуре и т. д. Однако формирование правовой системы далеко не закончено.
Актуальной проблемой является укрепление законности.
Экономическая реформа, переход к рыночной экономике, приватизация, передел собственности, безработица и другие факторы породили невиданную ранее в стране организованную преступность, коррупцию, снижение уровня исполнительной дисциплины в государственном аппарате, новые виды экономической преступности, преступления против личности, нарушение трудовых прав граждан. Очевидно, что без существенных успехов в деле снижения уровня преступности говорить о правовом государстве не приходится.
В идеологической сфере непременным условием для правового государства являются повышение уровня политической и правовой культуры, искоренение правового нигилизма, прежде всего в государственном аппарате, оздоровление нравственного климата в государстве.
Отметим в заключение, что Российское государство — это государство переходного периода, посттоталитарное, несущее, на себе как признаки прошлого, так и признаки, обусловленные становлением рыночной экономики, первоначальным накоплением капитала, формированием класса буржуазии, в значительной части бюрократизированной, номенклатурной, мафиозной. Это государство пока полудемократическое, полуправовое, полусоциальное.
5. Тоталитарное государство
Тоталитарное государство — антипод государства правового. Понимание сути правового государства углубляется в сопоставлении с тоталитарным, поэтому дадим хотя бы краткую его характеристику.
Термин «тоталитарный» происходит от слова totaliter —всеобъемлющий, всеохватывающий, он был введен в употребление окружением Муссолини. Оно предполагало всеобъемлющее подчинение личности государству во имя осуществления неких высших, вечных национальных идей.
Тоталитарные государства в истории существовали и ранее (Египет, Спарта, Ассиро-Вавилония, Пруссия времен Фридриха II). В наше время это были фашистская Германия, СССР (в особенности в период культа личности Сталина).
История распорядилась таким образом, что именно эти государства, во многом противоположные, но в чем-то схожие, были вовлечены в жестокую, тотальную войну, войну на уничтожение, в которой победила система, опирающаяся на идеи патриотизма, защиты Родины.
Тоталитарное государство— государство всеохватывающее, проникающее во все поры общественной жизни и подчиняющее себе общество. Общество как самоорганизующаяся, саморегулирующаяся система поглощается государством.
Происходит полное огосударствление общества.
Причины образования тоталитарного
государства сложны и многообразны.
Питирим Сорокин, один из основателей
современной социологии, в ряду этих причин
называет три основные причины: война,
разруха и голод. Чем сильнее количественные
и качественные показатели этих явлений,
тем резче деформировалась общественная
организация в сторону коммунистического
или статического, государственно-
Экономическую основу тоталитарного государства составляет жестко централизованная, планируемая сверху экономика, основывающаяся на приказах, применении принудительных мер (трудовая повинность, продразверстка). В России такого рода экономика возникла уже в ходе первой мировой войны, была продолжена Временным правительством, а затем большевиками: жесткое регулирование цен, принудительное введение государственных монополий на уголь, нефть, хлеб, сахар, хлопок, нормированное потребление и т, д.
Экономика носит мобилизационный характер, подчинена выполнению глобальных задач (победе в войне, индустриализации, восстановлению разрушенного хозяйства и т. п.) за счет благополучия рядовых граждан.
Политическая система характеризуется строгой бюрократической централизацией, ведущей ролью одной, господствующей, партии во главе с всевластным вождем. Один вождь, одна партия, одна идеология — так можно выразить кратко суть тоталитарной политической системы. Какая-либо оппозиция не допускается, подавляется, представительные органы если и существуют, то формально, они подвластны партии.
Фактически наблюдается слияние партийных и государственных структур. Тоталитарный режим опирается на насилие.
Роль личности сводится до роли «винтика» в тоталитарной машине. Демократические права, и прежде всего политические, сводятся на нет. В массовом сознании господствуют идеи патернализма, иждивенчества, отчаянный эгалитаризм.
Идеология и средства массовой информации. В обществе существует одна официальная господствующая идеология. Идеологический плюрализм не допускается. Господствующая идеология навязывается всеми доступными средствами. Все средства массовой информации сосредоточены в руках государства, господствующей партии, свободная пресса отсутствует, существует жесткая цензура. В борьбе с чуждой идеологией используются не только идеологические, но и принудительно-карательные репрессивные средства и методы.
Право, законность, правопорядок. Понятие права размыто (это или воля фюрера, или революционное правосознание), сама политика вводится в ранг права. Право рассматривается только как средство политики государства и партии. Роль законов подменяется управленческими актами, прямыми предписаниями. Демократическое независимое правосудие фактически отсутствует. Деятельность судов подменяется решениями партийных и иных органов. Место правосудия занимают внесудебные репрессии. Правоохранительные органы именуются карательными. Законность попирается. Место правопорядка занимает произвол, место правовой культуры, уважения к праву — правовой нигилизм, переходящий в правовой вандализм.
Однако следует отметить, что оценка тоталитарного государства неоднозначна. Тоталитарное государство эффективно в чрезвычайных ситуациях, в условиях войны, разрухи, ибо оно в состоянии сосредоточить все ресурсы — людские, материальные, финансовые — в одних руках, установить жесткий порядок и дисциплину для решения задач, стоящих перед государством (достижения победы в войне, восстановления разрушенного войной народного хозяйства).
Однако в условиях мирного, нормального развития общества тоталитарное государство неэффективно во многих отношениях (экономическом, социальном, культурном и т. д.) ибо сдерживает творческие силы общества в целом и отдельной личности в частности. Оно неприемлемо для развития личности, жаждущей свободы и благополучия.
Тоталитарные государства неизбежно, под влиянием процессов, протекающих в самом обществе, изживают себя и заменяются государствами демократическими.
Заключение
Значительными вехами на пути
к правовому государству стали
конституция США 1787 г. и конституция
Франции 1789 г., впервые закрепившие некоторые
положения правовой господственности.
Решающими факторами создания правового
государства стали успехи формирования
гражданского общества и общее достаточно
высокое социальное и культурное развитие
общества.
В основе концепции
правового государства лежит либералистская
идеология, признающая приоритет прав
частного лица перед интересами общества
и государства.
Правовое государство
– это государство, ограниченное в своих
действиях правом. В своей деятельности
правовое государство руководствуется
2 принципами: 1) Наиболее полное обеспечение
прав и свобод человека и гражданина, создание
для личности режима правового стимулирования.
2) Наиболее последовательное связывание
с помощью права государственной власти.
Правовое государство
– это путь к возрождению естественно
- исторических прав и свобод, приоритета
гражданина в его отношении с государством,
общечеловеческих начал в праве, самоценности
человека. Понятие «правовое государство»
- это фундаментальная общечеловеческая
ценность, такая же, как демократия, гуманизм,
права человека, политические и экономические
свободы, либерализм и др.
Суть идеи правого
государства – в господстве права в общественной
и политической жизни, наличии суверенной
правовой власти. С помощью разделения
властей государство организует и функционирует
правовым способом, эта мера, масштаб демократизации
политической жизни. Правовое государство
открывает юридически равный доступ к
участию в политической жизни всем направлениям
и движениям.
Для того чтобы
понять глубинную суть правового государства,
недостаточно ограничиться набором хотя
и важных, но всё же внешних характеристик
(связанность государства правом, разделение
властей, наличие конституции), определённой
системой принципов, институтов и норм.
Суть государства правового – именно
в характере законов, их соответствии
правовой природе вещей.
В Конституции
Российской Федерации, принятой всенародным
голосованием 12 декабря 1993 года, говорится,
что Россия является демократическим
федеративным правовым государством с
республиканской формой правления.