Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 10:27, контрольная работа
Подавляющее большинство людей, родившихся и проживших жизнь в устойчивой реальности современного европейского мира, воспринимают такие сущности, как общество, нация, государство, национальные и государственные границы, в качестве самоочевидных реалий и обязательных атрибутов социального бытия. Человечество естественно дробится на этнические единицы: этносы, народности, нации. Нации устойчиво заселяют некоторые территории и отличаются друг от друга совокупностью признаков: языком, исторической судьбой, национальным характером и др., а также особым чувством национальной общности или идентичностью, в котором самообнаруживается нация.
Содержание
Введение ................................................................................................ 3
1. Понятие и исторические типы государства ...................................... 4
2. Понятие правового государства ....................................................... 9
3. Государство и гражданское общество .............................................. 11
Заключение ............................................................................................. 16
Список литературы ............................................................................... 18
Содержание
Введение
..............................
1.
Понятие и исторические типы
государства ..................
2.
Понятие правового государства
..............................
3.
Государство и гражданское
Заключение
..............................
Список
литературы ..............................
Введение
Подавляющее большинство людей, родившихся и проживших жизнь в устойчивой реальности современного европейского мира, воспринимают такие сущности, как общество, нация, государство, национальные и государственные границы, в качестве самоочевидных реалий и обязательных атрибутов социального бытия. Человечество естественно дробится на этнические единицы: этносы, народности, нации. Нации устойчиво заселяют некоторые территории и отличаются друг от друга совокупностью признаков: языком, исторической судьбой, национальным характером и др., а также особым чувством национальной общности или идентичностью, в котором самообнаруживается нация.
Всякое государство политически структурирует общество, проживающее на некоторой территории. Между тем устойчивая картина этнокультурного и государственного структурирования мира - результат длительной исторической эволюции, разворачивавшейся на некотором ограниченном пространстве. Достаточно обратиться к ситуации Эфиопии, Сомали или Афганистана, чтобы обнаружить неустойчивость и эфемерность тех реалий, которые окружают европейца. Они неочевидны, если и существуют, то носят формальный характер. Люди живут в мире, устроенном по другим законам, где нет ни границ, ни гражданства, ни государства в собственном смысле. Иными словами, устойчивая и привычная нам ситуация сама по себе не гарантирована.
Государство - основной институт политической системы современного общества и важнейшая форма его организации. Главное назначение государства заключается в организации политической власти и управление обществом.
В
данной работе предполагается рассмотреть
характерные черты правового
государства и гражданского общества,
механизм его взаимодействия.
1.
Понятие и исторические
типы государства
За многовековую историю существования государства сложилось великое множество различных взглядов на него - от восхваления до полного отрицания. Так, древнегреческий философ Демокрит (460 -370 гг. до н.э.) считал, что государство призвано обеспечить всеобщее благо и справедливость: «...Хорошо управляемое государство есть величайший оплот: в нем все заключается и когда оно сохраняется - все цело, а погибает оно - с ним вместе и все гибнет». Цицерон (106-43 гг. н.э.), римский оратор, мыслитель и государственный деятель рассматривал государство как «достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Политический мыслитель, историк, поэт и общественный деятель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.) подчеркивал, что «все государства, все державы, обладавшие и обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно». Анархисты же вообще отрицали необходимость государства, т.к. оно подавляет личность.
Столь
различное отношение к
Политический характер государственного сообщества обусловлен, с одной стороны, социальной асимметрией любого общества (классы, социальные слои, различные слои населения и их представители - группы давления, вследствие чего регулирование отношений между ними приобретает политический характер), а с другой - необходимостью выполнения общих для общества дел, одинаково нужных всем классам и социальным слоям (например, охрана среды обитания, организация связи, борьба со стихийными бедствиями), вытекающих из общих интересов всех слоев населения и «членов» государственной организации. Рассматривая государство как политическое сообщество, нельзя отождествлять государство, взятое в этом качестве, и общество в целом. Смешение этих явлений было присуще авторам, писавшим свои работы в XVII в. Но уже давно (некоторые считают, что это впервые сделали Локк, Гоббс, Руссо, другие – Гегель) в науке отчетливо различают общество и государство.
Государство
- это еще и организация в
обществе данной страны. В этом смысле
социологи Б. Бади и П. Бирнбаум дают
определение государства как «хорошо
организованной машины власти вместе
с находящимися у нее в услужении гражданскими
чиновниками и вооруженными силами». Особенности
такой организации состоят в том, что государство
является единственной универсальной
организацией в стране, создаваемой в
том числе на основе административно-
Важнейшим
признаком государства является
особая – публичная, государственная
власть. Государственная власть универсальна.
Она распространяется на всех членов
общества в данной стране и граждан
государства, проживающих за границей.
Это власть юридически независима от любой
власти внутри и вне страны: каждое государство
обладает государственным суверенитетом,
вправе применять особое – государственное
принуждение. Принуждение есть в той или
иной форме во всяком человеческом коллективе.
Государственное принуждение не ограничивается
лишением некоторых благ, как, например,
наказание в семье, или исключением из
состава коллектива, как, например, в политической
партии (в некоторых странах лишение гражданства
возможно, но во многих странах, в том числе
в России, это запрещено конституциями).
Оно распространяется на имущество, свободу
и даже нередко саму жизнь человека (в
ряде стран смертная казнь запрещена,
но некоторые правовые системы предусматривают
уголовное наказание и для юридических
лиц). Такие возможности государственного
воздействия обусловлены тем, что государство
– это орган легализованного и легитимного
принуждения. Легализация (от латинского
слова «закон») государственного принуждения
осуществляется наряду с конституцией
множеством других правовых актов (например,
материальная ответственность устанавливается
гражданским кодексом, уголовная – уголовным).
Легитимация (тоже узаконение, но этому
термину прилагается более широкий смысл)
– это признание населением государственного
принуждения (насилия), осуществляемого
в необходимых случаях, обоснованным,
справедливым, целесообразным, необходимым.
Помимо указанных выше признаков государства,
в своей основе политических, в юридической
литературе указываются и другие признаки:
суверенитет, налоги и сборы, разделение
населения по административно-
По историческим типам государственно-правовые системы делятся на: 1) первичные и 2) развитые. К первому типу относятся государства, возникшие вследствие разложения первобытнообщинного строя: деспотии, сложившиеся в древности на востоке (Египет); рабовладельческие государства Средиземноморья (Римская империя, древнегреческие полисы – Афины, Спарта); феодальные государственные образования (Азия, Европа, в том числе Киевская Русь). На смену им приходят развитые типы государственно-правовых систем – капитализм со свойственными ему формами организации общества. Марксистско-ленинская теория ХХ века добавляет сюда еще один исторический тип – «социалистическое государство». В теории государства и права существуют множество разнообразных концепций происхождения государства: патриархальная, органическая, психологическая теория, теория насилия, теория общественного договора и др. Форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима. Форм правления - это порядок организации власти, включающий способ образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между собой и населением. Помимо форм государственного правления, следует различать также политические режимы, - систему приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе. Характер правового режима никогда прямо не указывается в конституции государств (не считая весьма распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании. Выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный правовые режимы. В частности, демократический правовой режим характеризуется соблюдением на практике принципов разделения властей, законности, идеологического многообразия, свободой деятельности оппозиционных организаций, уважением прав и свобод человека, широким общественным и территориальным самоуправлением.
Таким
образом, можно сказать, что государство
– это универсальная
2. Понятие правового государства
«Правовое государство - государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права». Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в российской и «верховенством права» в западной юриспруденции. Следует иметь в виду, что в российском правоведении также существует термин «верховенство закона», под которым понимается «подчинённость закону всех подзаконных актов и актов правоприменения». Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства. Идея правового государства, прежде всего, противоположна произволу во всех его разновидностях: диктатуре большинства, деспотизму, полицейскому государству, равно как и отсутствию правопорядка. Эта идея преследует ряд целей: 1) ограничение и направление процесса осуществления власти (правовое государство не стремится принизить важность компетентности, авторитета, личной воли и других качеств руководителей, а устанавливает стандарт легитимности методов руководства); 2) формирование чувства определённости и правомерных ожиданий в отношении поведения всех субъектов права; 3) охрана устоявшихся общественных представлений о морали, справедливости, свободе и равенстве, а также защита достоинства и прав граждан согласно этим представлениям. Следует отметить, что некоторые правоведы полагают, что последняя функция неотделима от обеспечения более полной реализации перечисленных ценностей.
Правовое
государство требует наличия
следующих институтов: 1) назначение
наказаний за правонарушения исключительно
согласно опубликованным и чётко
определённым процедурам и нормам;
2) равенство перед законом, так что все
граждане получают одинаковую защиту
в рамках закона, а нарушители правопорядка
подлежат соразмерному наказанию, независимо
от их политического, социального или
экономического положения; 3) существование
эффективных, независимых, беспристрастных
и доступных для граждан судов, полиции
и других правоохранительных органов.
Важную роль играет согласие среди правящих
классов в отношении норм политического
поведения, принципов разрешения конфликтов
и базовых культурных ценностей, в том
числе, законности. Идеал правового государства
не привязан к какому-либо национальному
опыту, и среди важнейших принципов правоведы
обычно выделяют верховенство закона,
равноправие, выполнимость требований
права, защиту гражданских свобод. В то
же время, реализация этого идеала в каждой
стране имела множество индивидуальных
особенностей, в силу различных обычаев
и их истории. Институты правового государства
также зависят от текущих задач, перед
которыми стоит общество. Наиболее успешными
оказались такие модели правового порядка,
в которых: 1) суды отделены от других ветвей
власти и изолированы от внешнего давления;
2) судебные решения основаны на разумных
толкованиях существующих законов; 3) существуют
гарантии справедливого рассмотрения
дела. Устойчивость правового государства
зависит от восприятия законности как
культурной ценности. Обычно это находит
своё выражение в использовании законов
для защиты своих интересов, требовании
новых законов, периодическом издании
таких законов и повседневной законопослушности.
Ряд правоведов полагает, что правовое
государство предполагает не только ответственность
граждан перед государством, но ответственность
власти перед населением и её подчинение
интересам общества. Согласно Б. М. Лазареву,
для правового государства также характерно
«наличие развитого гражданского общества
и децентрализация власти, так что она
не сосредоточена в каком-либо институте
или в руках у узкой группы лиц».