Понятие правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 10:27, контрольная работа

Описание

Подавляющее большинство людей, родившихся и проживших жизнь в устойчивой реальности современного европейского мира, воспринимают такие сущности, как общество, нация, государство, национальные и государственные границы, в качестве самоочевидных реалий и обязательных атрибутов социального бытия. Человечество естественно дробится на этнические единицы: этносы, народности, нации. Нации устойчиво заселяют некоторые территории и отличаются друг от друга совокупностью признаков: языком, исторической судьбой, национальным характером и др., а также особым чувством национальной общности или идентичностью, в котором самообнаруживается нация.

Содержание

Содержание
Введение ................................................................................................ 3
1. Понятие и исторические типы государства ...................................... 4
2. Понятие правового государства ....................................................... 9
3. Государство и гражданское общество .............................................. 11
Заключение ............................................................................................. 16
Список литературы ............................................................................... 18

Работа состоит из  1 файл

политол.doc

— 89.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 

     Содержание 

     Введение ................................................................................................ 3

     1. Понятие и исторические типы  государства ...................................... 4

     2. Понятие правового государства  ....................................................... 9

     3. Государство и гражданское общество .............................................. 11

     Заключение ............................................................................................. 16

     Список  литературы ............................................................................... 18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Подавляющее большинство людей, родившихся и  проживших жизнь в устойчивой реальности современного европейского мира, воспринимают такие сущности, как общество, нация, государство, национальные и государственные границы, в качестве самоочевидных реалий и обязательных атрибутов социального бытия. Человечество естественно дробится на этнические единицы: этносы, народности, нации. Нации устойчиво заселяют некоторые территории и отличаются друг от друга совокупностью признаков: языком, исторической судьбой, национальным характером и др., а также особым чувством национальной общности или идентичностью, в котором самообнаруживается нация.

     Всякое  государство политически структурирует общество, проживающее на некоторой территории. Между тем устойчивая картина этнокультурного и государственного структурирования мира - результат длительной исторической эволюции, разворачивавшейся на некотором ограниченном пространстве. Достаточно обратиться к ситуации Эфиопии, Сомали или Афганистана, чтобы обнаружить неустойчивость и эфемерность тех реалий, которые окружают европейца. Они неочевидны, если и существуют, то носят формальный характер. Люди живут в мире, устроенном по другим законам, где нет ни границ, ни гражданства, ни государства в собственном смысле. Иными словами, устойчивая и привычная нам ситуация сама по себе не гарантирована.

     Государство - основной институт политической системы  современного общества и важнейшая форма его организации. Главное назначение государства заключается в организации политической власти и управление обществом.

     В данной работе предполагается рассмотреть  характерные черты правового  государства и гражданского общества, механизм его взаимодействия. 
 
 
 

     1. Понятие и исторические  типы государства 

     За  многовековую историю существования  государства сложилось великое  множество различных взглядов на него - от восхваления до полного  отрицания. Так, древнегреческий философ  Демокрит (460 -370 гг.  до  н.э.) считал, что государство призвано обеспечить всеобщее благо и справедливость: «...Хорошо управляемое государство есть величайший оплот: в нем все заключается и когда оно сохраняется - все цело, а погибает оно - с ним вместе и все гибнет». Цицерон (106-43 гг. н.э.), римский оратор, мыслитель и государственный деятель рассматривал государство как «достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Политический мыслитель, историк, поэт и общественный деятель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.) подчеркивал, что «все государства, все державы, обладавшие и обладающие властью над людьми, были и  суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно». Анархисты же вообще отрицали необходимость государства, т.к. оно подавляет личность.

     Столь различное отношение к государству, как представляется, связано с  двумя основными моментами: во-первых, с той политикой, которая проводится в государстве; во-вторых, с теми формами и видами государства, которые существуют в той или иной стране. «Политика» в переводе с греческого означает «государственные дела», «искусство управления государством». Что касается основных функций государства, то мне кажется, трудно ответить на этот вопрос лучше, чем это сделал Адам Смит два столетия назад: «Согласно системе естественной свободы, государю надлежит выполнять только три обязанности - правда, три обязанности весьма важного значения, но ясные и понятные для обычного разумения: во-первых, обязанность ограждать общество от насилия и вторжения других независимых обществ; во-вторых, ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или обязанность установить строгое и беспристрастное отправление правосудия; и, в-третьих, обязанность создавать и содержать определенные общественные учреждения, создание и содержание которых может быть в интересах никаких отдельных лиц или групп, ибо прибыль от них никогда не может окупить затраты любого отдельного лица или небольшой группы лиц, хотя зачастую они смогут с лихвой окупиться большому обществу». В истории общественной мысли предпринято много попыток сформулировать понятие государства, дать его определение, указать его наиболее характерные черты, выделить его из других общественных явлений. В настоящее время принято выделять пять основных подходов к понятию государства: теологический, арифметический (классический), юридический, социологический и новейший – технико-кибернетический. Целесообразно теме данной работе мы будем рассматривать государство как общественное явление, т.е. как определенное объединение людей, сообщество, проистекающее из необходимости жить вместе на определенной территории (в государственных границах), а всякая кооперация требует регулирования совместной деятельности, отношений людей и их группировок, имеющих различные интересы. В этом коренится характер государства как политического сообщества, которое в политологии иногда обозначают как «государство в широком смысле слова», отличая его от государства в узком смысле (государственной организации, системы учреждений, обладающих верховной властью на данной территории, аппарата государства).

     Политический характер государственного сообщества обусловлен, с одной стороны, социальной асимметрией любого общества (классы, социальные слои, различные слои населения и их представители - группы давления, вследствие чего регулирование отношений между ними приобретает политический характер), а с другой - необходимостью выполнения общих для общества дел, одинаково нужных всем классам и социальным слоям (например, охрана среды обитания, организация связи, борьба со стихийными бедствиями), вытекающих из общих интересов всех слоев населения и «членов» государственной организации. Рассматривая государство как политическое сообщество, нельзя отождествлять государство, взятое в этом качестве, и общество в целом. Смешение этих явлений было присуще авторам, писавшим свои работы в XVII в. Но уже давно (некоторые считают, что это впервые сделали Локк, Гоббс, Руссо, другие – Гегель) в науке отчетливо различают общество и государство.

     Государство - это еще и организация в  обществе данной страны. В этом смысле социологи Б. Бади и П. Бирнбаум дают определение государства как «хорошо организованной машины власти вместе с находящимися у нее в услужении гражданскими чиновниками и вооруженными силами». Особенности такой организации состоят в том, что государство является единственной универсальной организацией в стране, создаваемой в том числе на основе административно-территориального деления. Государству-организации, как и всякому объединению, а какой-то мере присущи элементы добровольности (например, можно выйти из гражданства), но все-таки организация «государство» строится главным образом на основе обязательности. Все лица, находящиеся на государственной территории, независимо от того, желают они или нет, должны подчиняться власти этой организации, соблюдать законы государства. За нарушение законов (на уровне преступлений) все лица (не только гражданские) могут быть сурово наказаны, вплоть до лишения жизни. Таких санкций не знает ни одна другая организация. Государство, кроме всего прочего, - это политическое регулирующее учреждение, регулятивный политический институт в обществе данной страны. Оно удовлетворяет потребности общества с тех пор, как оно стало стратифицированным (разделенным на классы и иные группы) в интегрированности, организованности и управляемости. Его государственный аппарат действительно выступает как некая «машина». Выполнение «общих дел» - неотъемлемая черта любого объединения ( в том числе государства), хотя в одном и том же государственном сообществе «общие дела» могут пониматься разными группами населения по-своему. Осуществляя основные направления своей деятельности, принимая принципиальные решения, государство (руководители государственного аппарата) представляют прежде всего интересы тех социальных слоев (сил), которые обладают наибольшими возможностями давления на государственную власть в целях обеспечения своих интересов.

     Важнейшим признаком государства является особая – публичная, государственная  власть. Государственная власть универсальна. Она распространяется на всех членов общества в данной стране и граждан государства, проживающих за границей. Это власть юридически независима от любой власти внутри и вне страны: каждое государство обладает государственным суверенитетом, вправе применять особое – государственное принуждение. Принуждение есть в той или иной форме во всяком человеческом коллективе. Государственное принуждение не ограничивается лишением некоторых благ, как, например, наказание в семье, или исключением из состава коллектива, как, например, в политической партии (в некоторых странах лишение гражданства возможно, но во многих странах, в том числе в России, это запрещено конституциями). Оно распространяется на имущество, свободу и даже нередко саму жизнь человека (в ряде стран смертная казнь запрещена, но некоторые правовые системы предусматривают уголовное наказание и для юридических лиц). Такие возможности государственного воздействия обусловлены тем, что государство – это орган легализованного и легитимного принуждения. Легализация (от латинского слова «закон») государственного принуждения осуществляется наряду с конституцией множеством других правовых актов (например, материальная ответственность устанавливается гражданским кодексом, уголовная – уголовным). Легитимация (тоже узаконение, но этому термину прилагается более широкий смысл) – это признание населением государственного принуждения (насилия), осуществляемого в необходимых случаях, обоснованным, справедливым, целесообразным, необходимым. Помимо указанных выше признаков государства, в своей основе политических, в юридической литературе указываются и другие признаки: суверенитет, налоги и сборы, разделение населения по административно-территориальным единицам, существование права – особой системы юридических норм, обеспечиваемых государственным принуждением.

     По  историческим типам государственно-правовые системы делятся на: 1) первичные и 2) развитые. К первому типу относятся государства, возникшие вследствие разложения первобытнообщинного строя: деспотии, сложившиеся в древности на востоке (Египет); рабовладельческие государства Средиземноморья (Римская империя, древнегреческие полисы – Афины, Спарта); феодальные государственные образования (Азия, Европа, в том числе Киевская Русь). На смену им приходят развитые типы государственно-правовых систем – капитализм со свойственными ему формами организации общества. Марксистско-ленинская теория ХХ века добавляет сюда еще один исторический тип – «социалистическое государство». В теории государства и права существуют множество разнообразных концепций происхождения государства: патриархальная, органическая, психологическая теория, теория насилия, теория общественного договора и др. Форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима. Форм правления - это порядок организации власти, включающий способ образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между собой и населением. Помимо форм государственного правления, следует различать также политические режимы, -  систему приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе. Характер правового режима никогда прямо не указывается в конституции государств (не считая весьма распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании. Выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный правовые режимы. В частности, демократический правовой режим характеризуется соблюдением на практике принципов разделения властей, законности, идеологического многообразия, свободой деятельности оппозиционных организаций, уважением прав и свобод человека, широким общественным и территориальным самоуправлением.

     Таким образом, можно сказать, что государство  – это универсальная политическая организация в обществе, обладающая особой публичной (государственной) властью и специализированным аппаратом регулятивного (в том числе принудительного) воздействия, выражающая, прежде всего, (но не только) интересы доминирующего социального слоя (класса) и выполняющая общие для общества задачи. Это организация строится на основе разделения населения по административно-территориальным единицам, использования института гражданства и права. 

     2. Понятие правового  государства

     «Правовое государство - государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права». Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в российской и «верховенством права» в западной юриспруденции. Следует иметь в виду, что в российском правоведении также существует термин «верховенство закона», под которым понимается «подчинённость закону всех подзаконных актов и актов правоприменения». Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства. Идея правового государства, прежде всего, противоположна произволу во всех его разновидностях: диктатуре большинства, деспотизму, полицейскому государству, равно как и отсутствию правопорядка. Эта идея преследует ряд целей: 1) ограничение и направление процесса осуществления власти (правовое государство не стремится принизить важность компетентности, авторитета, личной воли и других качеств руководителей, а устанавливает стандарт легитимности методов руководства); 2) формирование чувства определённости и правомерных ожиданий в отношении поведения всех субъектов права; 3) охрана устоявшихся общественных представлений о морали, справедливости, свободе и равенстве, а также защита достоинства и прав граждан согласно этим представлениям. Следует отметить, что некоторые правоведы полагают, что последняя функция неотделима от обеспечения более полной реализации перечисленных ценностей.

     Правовое  государство требует наличия  следующих институтов: 1) назначение наказаний за правонарушения исключительно  согласно опубликованным и чётко  определённым процедурам и нормам; 2) равенство перед законом, так что все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, а нарушители правопорядка подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения; 3) существование эффективных, независимых, беспристрастных и доступных для граждан судов, полиции и других правоохранительных органов. Важную роль играет согласие среди правящих классов в отношении норм политического поведения, принципов разрешения конфликтов и базовых культурных ценностей, в том числе, законности. Идеал правового государства не привязан к какому-либо национальному опыту, и среди важнейших принципов правоведы обычно выделяют верховенство закона, равноправие, выполнимость требований права, защиту гражданских свобод. В то же время, реализация этого идеала в каждой стране имела множество индивидуальных особенностей, в силу различных обычаев и их истории. Институты правового государства также зависят от текущих задач, перед которыми стоит общество. Наиболее успешными оказались такие модели правового порядка, в которых: 1) суды отделены от других ветвей власти и изолированы от внешнего давления; 2) судебные решения основаны на разумных толкованиях существующих законов; 3) существуют гарантии справедливого рассмотрения дела. Устойчивость правового государства зависит от восприятия законности как культурной ценности. Обычно это находит своё выражение в использовании законов для защиты своих интересов, требовании новых законов, периодическом издании таких законов и повседневной законопослушности. Ряд правоведов полагает, что правовое государство предполагает не только ответственность граждан перед государством, но ответственность власти перед населением и её подчинение интересам общества. Согласно Б. М. Лазареву, для правового государства также характерно «наличие развитого гражданского общества и децентрализация власти, так что она не сосредоточена в каком-либо институте или в руках у узкой группы лиц». 
 
 

Информация о работе Понятие правового государства