Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:40, доклад
Само словосочетание "политическая власть" своим происхождением обязано древнегреческому полису и буквально означало власть в полисном сообществе. Современный смысл понятия "политическая власть" отражает тот факт, что всякое политически, т. е. государственно организованное сообщество людей своим основополагающим началом предполагает наличие среди его участников отношений господства и подчинения и связанных с ними необходимых атрибутов - законов, полиции, судов, тюрем и т. п.
Существует ряд определений, способствующих, по нашему мнению, пониманию феномена политической власти.
Само словосочетание "политическая власть" своим происхождением обязано древнегреческому полису и буквально означало власть в полисном сообществе. Современный смысл понятия "политическая власть" отражает тот факт, что всякое политически, т. е. государственно организованное сообщество людей своим основополагающим началом предполагает наличие среди его участников отношений господства и подчинения и связанных с ними необходимых атрибутов - законов, полиции, судов, тюрем и т. п.
Существует ряд определений, способствующих, по нашему мнению, пониманию феномена политической власти.
Политическая власть - «способность и возможность социальной группы осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей посредством авторитета, права, насилия. Политическая власть - это реальная способность социальной группы, индивида проводить свою волю в политике и сфере правовых норм. «…» Основные средства: право, авторитет, убеждения, традиции, манипуляция, принуждение, насилие. Признаки политической власти: объект и субъект властных отношений, монополия на регламентацию политической жизни, распоряжения, указы и приказы, реальная угроза санкций, общественные нормы, закрепляющие полномочия субъектов политической власти. Условие эффективной политической власти - ее легитимность. Слабая и неэффективная политическая власть порождает конфликтность в обществе, она неспособна управлять конфликтными процессами». [Словарь конфликтолога, http://vocabulary.ru]
Политическая власть -- это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью социального субъекта (личности, группы, класса, нации, партии и т.д.) побуждать других социальных субъектов к действиям, обеспечивающим его личные политические интересы или политические интересы общества в целом. «…» Политическая власть реализуется в процессе политической деятельности людей и через политические отношения в обществе. «…» Политическая власть имеет и психологическую природу, поскольку существует в форме восприятии и переживаний личности (групп людей), зависит не только от воздействий общества и его экономики, но и от сложных, формируемых культурой, моралью и нравственностью, воспитанием, индивидуальных и социально-психологических характеристик личностей (групп людей). [Политическая психология, www.politike.ru/dictionary]
Во все времена развития политической мысли считалось аксиоматичной неразрывность политики и власти. Понимание незаменимости власти в развитии и функционировании общества является исходным для всех современных социальных я политических теорий. Уже в Древнем Китае Конфуций, обращая внимание на божественную и естественную стороны происхождения власти, обосновывал необходимость ее существования как механизма поддержания порядка в общении между людьми, регулирующего отношения управляющих и управляемых. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) признавал божественный характер происхождения власти. Следуя патриархальному ее пониманию, он уподоблял иерархическую власть императора над подданными отеческой власти старшего главы семьи или рода над младшими его членами. А Аристотель в своей работе «Политика» утверждал, что «политика коренится в сущности человека» и что властный механизм необходим для организации и регулирования «общения между людьми», поскольку «верховная власть неразрывно связана с государственным управлением. [Происхождение политики, www.ido.rudn.ru]
В эпоху Возрождения Н. Макиавелли обосновал суть и социальную природу политической власти как государственной. Главный предмет изучения знаменитого мыслителя - реальная способность правительства повелевать подданными. Это в его понимании и есть власть. Цель государства, политики - увеличение власти. Орудие власти - право, ее основа - «хорошие законы» и «хорошее войско». Власть - это та сила, что может обуздать низменные страсти людей и воспитать добродетельных граждан. [Макиавелли, с.143-149]
В Новое время Т.Гоббс развивал представления о главенствующей роли политической власти. Государственной властью Гоббс называл тех (лицо или собрание), воле которых подчиняются все прочие. Власть, по его мнению, соединением воли граждан в единую волю, причем последняя - абсолютна, каковы бы ни были ее формы; она, эта власть, держит людей в страхе, но направляет к всеобщему благу.
Позже идея политической власти как господства общей воли, опирающейся на насилие, была воспринята марксистами, но в позиции субъекта власти здесь уже выступают господствующий экономический класс. [Происхождение политики, www.ido.rudn.ru]
Говоря об определении понятия «политическая власть», мы, безусловно, можем применить общее положение определения власти, но вместе с тем, как и любая другая форма власти (культурно-информационная, экономическая, социальная), политическая власть имеет ряд особенностей, которые выделяет исследователь Соловьев [Соловьев, с.122-124]:
- легальность использования силы в пределах государства;
- верховенство, обязательность решений для всякой иной власти, способность проникновения в любые общественные процессы;
- публичность - всеобщность и безличность - политическая власть обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам;
- моноцентричность - наличие единого центра принятия властных решений;
- многообразие ресурсов - политическая власть использует не только принуждение, но и социальные, экономические, культурные и информационные ресурсы;
- закрепление в законах полномочий субъекта правления;
- четкий механизм реализации решений политической власти на практике.
Важнейшим элементом политической власти является государственная власть. Чем же различаются политическая и государственная власть?
Понятие политической власти шире понятия государственной власти, поскольку политическая деятельность может осуществляться не только в рамках государственных органов, но и в рамках деятельности различных политических движений, партий, профсоюзов, групп давления и т.д. Другими словами, политическая власть рассредоточивается по всему полю политического пространства, образуемого взаимодействием всех политических субъектов.
Государственная власть строится по принципу вертикальных связей (т.е. иерархии, подчинения низших звеньев высшим, исполнительной власти законодательной). Политическая же власть осуществляется по принципу горизонтальных связей (как сосуществование, соперничество, борьба между собой различных субъектов политической власти (промышленной, финансовой, армейской и прочих элит, групп давления, отдельных лидеров и т. д.). [Виды власти, особенности власти, различия между политической и государственной властью, www.kulturoznanie.ru]
Необходимый компонент структуры политической власти - ресурсы, используемые для достижения, удержания политической власти. Отчасти они уже упоминались в первой части работы, применительно к сфере политической власти, представляется важным упомянуть следующие виды ресурсов:
Экономические ресурсы - политическая власть распространяет свое воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, вместе с тем опирается на лежащие в них ресурсы. Лидирующая роль экономических ресурсов определяется тем, что политическая власть не может функционировать, не обладая экономическими ресурсами. Для политической власти всегда необходимы денежные ресурсы для осуществления определенных процедур - от выборов (избирательные кампании, затраты на само проведение и организацию требуют значительных затрат) до переворота. Например, согласно заявлению председателя Центризбиркома Владимира Чурова, [Цена выборов, www.rg.ru], подготовка и проведение выборов депутатов Госдумы и президента РФ обойдется казне в 19 миллиардов 218 миллионов рублей. Из этой суммы на подготовку и проведение выборов депутатов Госдумы выделят 7 миллиардов 105 миллионов рублей, на президентские выборы - 12 миллиардов 113 миллионов рублей с учетом возможного второго тура.
Само функционирование политической власти, реализация каждого вида экономических программ требуют огромных экономических средств Уровень экономического развития страны и роль политической власти в его повышении являются главным критерием в оценке заслуг этой власти. Можно сказать, что сила власти, ее прочность и легитимность находятся в прямо пропорциональной зависимости от уровня достигнутой экономической стабильности общества.
Далее, экономические средства необходимы для поддержания политической власти, обеспечения ее безопасности. Содержание аппарата поддержания политической власти требует немалых финансовых средств.
Таким образом, огромные экономические ресурсы нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержания. Роль экономических ресурсов этим не ограничивается.
Другой важный вид ресурсов политической власти - силовые ресурсы, с помощью которого обеспечивается оборона страны, охрана внутреннего порядка, обеспечение безопасности самой политической власти, недопущения каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения. Силовые ресурсы -- армия, полиция, службы безопасности, суд, принадлежащая им техника, вооружение, тюрьмы и т.д. Данный вид ресурсов можно назвать одним из самых эффективных, поскольку использование данных средств приводит к лишению людей собственности, свободы, самой жизни. Политическая власть прибегает к такого рода ресурсам в случаях ослабления своей силы и влияния на общество, во время экономических и политических кризисов, например, для подавления массовых выступлений.
Информационные ресурсы - СМИ. Возможно, самый молодой, но в то же время, эффективный и важный вид ресурсов, которыми располагает политическая власть в современных условиях практически во всех странах мира. Данный ресурс политической власти имеет специфику, делающую их отличными от других видов. Господствующая политическая власть всегда имеет оппозицию (скрытую или существующую легально). Поэтому не исключено, что СМИ могут использоваться как ресурс (формирование общественного мнения, манипулирование) и антиресурс политической власти. Во многих государствах существует специальное законодательство, регламентирующее деятельность СМИ. [Средства массовой информации (СМИ) и политика, www.nuru.ru]. Законодательство предусматривает различные пути недопущения ситуации, при которой СМИ отражали бы позиции и цели какой-либо одной политической силы. Например, во время избирательной кампании эфирное время, которое предоставляется ведущим партиям страны, для всех одинаково по продолжительности [Постановление ЦИК N 31/278-6 от 7.09.11; Трибуна на месяц, www.rg.ru].
Можно согласиться с мнением исследователя Петровой Т.М. [Ресурсы политической власти, www.xserver.ru] о том, что нет однозначного ответа на вопрос, какой именно ресурс является самым важным. В разные периоды решающими становятся то одни, то другие ресурсы. Очевидно, например, что в периоды попыток переворотов или других выступлений против политической власти решающими становятся силовые ресурсы. В периоды стабильного экономического и политического развития большую роль играют экономические и социальные ресурсы. В целом же, как показывает практика, все виды перечисленных ресурсов относятся к постоянно действующим, необходимым для политической власти.
При характеристике политической власти широко используется понятие «легитимность». В переводе с латинского это понятие означает «законный, правомерный». В таком значении его довольно часто используют при характеристике политической власти не только в обыденной речи, но и в научной литературе [Краснов, c.83-84]. В действительности понятия «легитимность» и «законность», безусловно, не являются тождественными. «Легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности, потому легитимность не следует смешивать с легализацией..., т. е. с законностью»
Политически господствующий социальный слой для утверждения своего господства использует разные средства: идеологическое, воздействие, распространение выгодной и скрытие невыгодной информации, политическое воспитание, физическое насилие и т. д. Вместе с тем он всеми силами стремится добиться признания своей политической власти людьми, которые не принадлежат к господствующему социальному слою. Это ему довольно часто удается осуществить.
Политическая власть, которая признается основной массой людей по отношению к которым она осуществляется, называется легитимной. Легитимация политической власти того или иного ее субъекта -- это признание этой власти со стороны тех, кто не принадлежит к этому субъекту. Противоположным процессом легитимации политической власти является ее делегитимация, то есть утрата властью доверия со стороны тех, кто не принадлежит к ее субъекту.
При наличии легитимности политической власти в обществе устанавливаются отношения относительного доверия между господствующим социальным слоем и остальной частью общества. В этом случае субъект политической власти ослабляет насилие по отношению к социальным слоям и группам, являющимися объектами этой власти, ибо его решения и распоряжения большинством людей воспринимаются как вполне правомерные, одобряются.
При отсутствии легитимности политической власти общественная жизнь утрачивает стабильность. В этом случае субъект политической власти концентрирует усилия па насильственном подчинении себе остальной части общества, свои приказания и распоряжения он реализует силой принуждения.
Легитимация политической власти господствующих социальных слоев, отдельных лиц достигается по-разному. Все многообразие факторов, обеспечивающих легитимацию политической власти, в конечном итоге, как показал М. Вебер, [Вебер, с.638-643], можно свести к трем основным: традиции, легальности и харизме.
Говоря о легитимности, кажется уместным привести здесь так же так называемую «нормативную» структуру политической легитимности» английского политолога Дэвида Битэма [The Legitimation of Power, с.164-167], который определяет суть легитимности:
1) власть соответствует принятым или установленным в обществе правилам;
2) эти правила оправданы путём ссылки на веру, которую разделяют управляемые и управляющие;
3) имеются доказательства согласия на существующие отношения власти.
Принципы легитимности могут брать свое начало, согласно Максу Веберу, в традициях, харизме лидера или в законодательстве. Согласно ей, три типа легитимности соответствуют данным трём источникам правомерности политической власти. Вебер подчёркивал, что речь идёт не об отнесении любого реального режима к какому-то из типов, а об абстракциях (так называемых «идеальных типах»), в конкретных политических системах, сочетающихся в той или иной пропорции.
В зависимости от того, какой из перечисленных мотивов поддержки населением политического нормативного порядка преобладает в обществе, принято выделять следующие типы легитимности: традиционную, харизматическую и рациональную.
Раскрывая сущность разных типов легитимности, можно сказать, что традиционная легитимность формируется на вере в важность и неизбежность подчинения власти, которая становится традицией. Такой вид легитимности можно достаточно встретить в странах с монархической формой правления. «Длительность», «традиционность» существования той или иной формы на определенной территории (в определенном обществе, группе, государстве) создает эффект ее законности и необходимости, делая власть в данных условиях более стабильной. Что касается рациональной легитимности, то она, согласно М. Веберу, возникает как результат признания обществом справедливости тех процедур, приемов и принципов, на основании которых создается система власти. Общество сознает необходимость выработки общих норма поведения, следование которым создает, в свою очередь, возможности для реализации его целей - целей, как всей группы, так и каждого члена данной группы. Можно сказать, таким образом, что в основе такой легитимности лежит норма, типичная для системы власти в сложных, развитых обществах.